Конспект урока литературы "Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Киреева Ольга Юрьевна

Итоговый урок по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovyy_urok_po_povesti_taras_bulba.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Конспект урока литературы в 7 классе

Тема: "Подготовка к домашнему сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Цели: развивать навыки анализа текста, выразительного чтения, работы с книгой; проверить знания учащихся по теме; развивать умение учащихся обобщать, лаконично и литературно грамотно отвечать на вопросы; развивать творческое воображение детей, навыки устной речи; воспитывать вдумчивого читателя; формировать гуманистические идеалы; подвести к вопросу решения проблемы добра и зла; воспитывать чувства патриотизма, любви к родителям и благодарности им, бережное отношение к хлебу.

Оборудование: презентация, проектор, компьютер.

Методы: беседа, слово учителя, исследовательский.

План урока

        I. Организационный момент (1-2 мин.)

        II. Проверка домашнего задания (5-7 мин.)

        III. Закрепление материала (20-25 мин.)

        IV. Выводы, итоги (2-3 мин.)

        IV. Домашнее задание (1-2 мин.)

Ход урока

        I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Уберите посторонние предметы со своих столов, настройтесь на работу. Наш сегодняшний урок будет заключительным по творчеству Н. В. Гоголя. Сегодня мы обобщим все знания, полученные на предыдущих уроках, посвященных творчесту Н. В. Гоголя и его повести «Тарас Бульба». Откройте свои тетради по литературе, запишите тему:  Подготовка к домашнему сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба. Эпиграфом к нашему уроку станут слова В. Г. Белинского:

Великая эпопея в

жизни целого народа.

В.Г.Белинский

        Вашим домашним заданием будет написание сочинений. Перед вами несколько тем.

        Запишите их к себе в тетрадь. Дома поразмышляете о том, какая тема вам близка, что бы вы хотели отразить в своем сочинении.

        II-III. Проверка домашнего задания. Закреплени материала.

Учитель: Дома вы должны были дочитать повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» до конца, а также подготовить небольшие характеристики главных героев. Прежде чем мы послушаем ваши выступления, предлагаю вам вспомнить биографию великого русского писателя Н. В. Гоголя, а затем историю создания его замечательной повести «Тарас Бульба».

Ученик: Выступление ученика с презентацией «Слово о Н. В. Гоголе. Краткая летопись жизни и творчества»

Учитель: Следующий ученик рассказывает историю написания повести «Тарас Бульба».

Ученик: Рассказ ученика.

Учитель: Мы знаем, Гоголь был украинцем и горячим патриотом своей родины, что совсем не мешало ему считать себя русским и стать русским писателем.

        Воссоздавая в прошлом идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры, в повести Гоголь рисует и идеальное, справедливое общественное устройство – Запорожскую Сечь. Описанию Сечи отведено значительное место на страницах произведения. Прежде чем начнем говорить о героях и работать с текстом повести, необходимо познакомиться с историей Запорожской Сечи, причинами ее возникновения. Об этом нам расскажет ученик, который готовился дома.

Ученик: Рассказ ученика.

Учитель: В. Г. Белинский писал о повести  Н.В.Гоголя, что это «поэма, исполненная  трагической  силы, трагического величия, блистающая картинами великих  характеров, великих страстей». Эти слова относятся не только к повести в целом, но и к образам  главных героев. Назовите главных героев повести.

Ученик: Главними героями повести «Тарас Бульба» являются Тарас Бульба и его сыновья — Остап и Андрий.

Учитель: Начнем разговор о Тарасе Бульбе. Кто готов зачитать характеристику героя?

Ученик: Читает характеристику.

Учитель: Не слишком ли Тарас суров к своим близким?

Ученик:  Он резок и груб в обращении с близкими, как того требовал жестокий век, хотя любил сыновей и гордился ими. Тарас глубоко страдает, потеряв Остапа.

Учитель: Как Тарас относится к своей жене?

Ученик: Жена для Тараса – прежде всего мать для будущих защитников веры, и видимое равнодушие героя к ее горю при расставании с сыновьями объясняется именно этим подчинением второстепенного главному: чувства кровной, родственной любви религиозному, рыцарскому служению, благословение на которое и просит у нее для сыновей Тарас перед отправлением в Сечь. И любовь матери должна отступить пред призванием сыновей.

Учитель: Ребята, сейчас мы посмотрим эпизод из фильма Владимира Бортко «Тарас Бульба». Этот эпизод можно назвать «Речь Тараса о товариществе».

        Какие чувства вызвали у вас слова Тараса Бульбы?

Ученик: ответы учеников.

Учитель: Знаменитая речь Тараса о товариществе, помещенная в начале IX главы, выстрадана им, и начало этой речи – в споре с кошевым, который предлагает бросить осаду голодного города и идти за татарами, напавшими на Сечь. Тарасу Бульбе пришлись не по душе такие слова, и он возражает кошевому: «Нет, не прав совет твой, кошевой!... Ты не так говоришь. …... Один остаюсь!" Какие главные, ключевые слова из этой речи Тарас Бульба подтверждает своими убеждениями, своей жизнью и гибелью?

Ученик: «Нет уз святее товарищества!»

Учитель: Вспомним сцену гибели Тараса.

Ученик: описание этой сцены.

Учитель: Из самой первой главы мы узнаем, что у Тараса Бульбы двое сыновей — Остап и Андрий. Какими они были?

Ученик: 2 ученика читают характеристики героев.

Учитель: Почему Тарас в бою отдает предпочтение Остапу?

Ученик:  Остапа отличает прямота характера и сила натуры, суровость, верность товариществу. Тарас в бою отдает предпочтение Остапу прежде всего потому, что Остап — воин, человек своего времени. Всеми этими качествами он ближе своему отцу.

Учитель: Почему Андрий изменил своей родине?

Ученик: Он полюбил полячку.

Учитель: Как погибли братья?

Ученик: Андрия убил отец, Остап пал от руки врага.

Учитель: Во все времена повесть “Тарас Бульба” была тем произведением, которое вдохновляло людей, принадлежавших искусству: композиторами разных стран создано 17 опер по мотивам повести Н. В. Гоголя, художники П. Соколов, М. Нестеров, М. Дерегус, С. Иванов, А. Герасимов и многие другие неоднократно обращались к теме повести “Тарас Бульба”.

Балет «Тарас Бульба» Рейнгольда Морицевича Глиэ́ра (1951-1952)

Фрагмент из оперы Михаила Лисенко «Тарас Бульба»

Картина Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому Султану»

        IV. Выводы, итоги (2-3 мин.)

Учитель: сегодняшний урок мы посвятили обобщению знаний о повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и подготовке к сочинению по этому произведению.

Все мы знаем, что любое сочинение состоит из 3 частей. Из каких?

Ученик: Сочинение состоит из 3 частей:

  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Заключение

Учитель: Посмотрите на экран. Я подготовила планы 2 сочинений:

Тарас Бульба — патриот Русской земли.

I. Каким событиям посвящается повесть Н.В.Гоголя и кто её главный герой?
II. Образ главного героя повести.
1. Что узнали мы из первой главы о Тарасе Бульбе?
2. К чему стремится Тарас и В чём видит смысл своей жизни?
3. Как проявляет себя Тарас Бульба:
а) в отношении к сыновьям;
б) в его речи о товариществе;
в) при подготовке к бою и в битве под Дубно;
г) в момент гибели.
4. Чем особенно дорог Тарас Бульба автору?
III. Что привлекает нас в характере и поступках Тараса Бульбы?

Остап и Андрий — братья и враги.

I. Каким событиям посвящается повесть Н.В.Гоголя и кто её главный герой?

II. Образы Остапа и Андрия.
1. Внешний облик братьев.
2. Учёба в бурсе.
3. Отношение к отцу и матери.
4. Жизнь в Запорожской Сечи.
5. Поведение в бою и в момент гибели.
6. Подвиг Остапа и предательства Андрия.
7. Отношение автора к Остапу и Андрию и средства выражения этого отношения.
III. Собственная оценка героев повести, их поступков в различных жизненных ситуациях.

        IV. Домашнее задание (1-2 мин.)

Учитель: сочинение. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по учебнику Г. Меркина 6 класс по произведению "Тарас Бульба"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, был одобрен комиссией при прохождении курсов повышения квалификации....

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

Урок подготовки к домашнему сочинению по русскому языку и литературе в 9 классе. «Характеристика литературного героя. Марья Ивановна Миронова.» (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

Очень часто говорится о том, что наши ученики, выполняя задание С по русскому языку на ЕГЭ, показали неумение приводить аргументы. Сейчас многие учителя ищут пути решения данной проблемы. Предлагаю ва...

Конспект урока литературы в 10 классе по повести В.П. Астафьева "Пастух и Пастушка"

В работе применяются различные подходы к анализу текста....

Конспект урока-викторины "Умники и умницы" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Повторительно-обобщающий урок можно провести интересно и эффективно в виде театральзованной викторины по страницам повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"....

Урок литературы. Подготовка к сочинению по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе".

Материал содержит темы сочинений по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе", а также памятку к данным темам....