Конспект урока по учебнику Г. Меркина 6 класс по произведению "Тарас Бульба"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Семенова Екатерина Юрьевна

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, был одобрен комиссией при прохождении курсов повышения квалификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе по учебнику Г.Меркина

Тема: Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В.Гоголя

Цели:

  1. выявление значения образов казаков и Тараса Бульбы для понимания ключевой идеи произведения; выявление авторской позиции.
  2. формирование навыков выразительного чтения, работы с репродукцией картины , анализа образов персонажей, отдельных эпизодов, наблюдения над строением фразы, ее интонационными особенностями.
  3. формирование гражданской позиции учащихся в ходе выявления ключевой идеи произведения

Задачи :

  1. придать занятию проблемно-творческий характер;
  2. развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работы;

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок –размышление

Методы обучения:  

  1. побуждающий: организация самостоятельной деятельности исследовательского характера; метод творческого чтения,
  2. практический: реализация навыков учебной деятельности, эвристический.
  3. контроля: опрос, работа в группах

Методы учения:

  1. поисковый
  2. наглядный

Виды деятельности:

  1. работа с текстом
  2. творческие задания
  3. выразительное чтение

Материалы и оборудование:  учебник Г.Меркина «литература. 6 класс. 1 часть» презентация к уроку, репродукция картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»,раздаточный материал.

Задание к уроку:

  1. выписать из текста имена казаков, найти в тексте эпизоды, посвященные их подвигам и делам, выразительное чтение эпизодов

1 вариант: Демид Попович

2 вариант: Бородатый

3 вариант: Степан Гуска

4 вариант: Дегтяренко и Мосий Шило

5 вариант: Метелиця, Невылычкий, Пысаренко

6 вариант: Бовдюг, Балабан, Кукубенко

Ход урока

 «Нет у нас никого, равного ему в доблести!

Раскрывая величие народного героя, прежде всего

 определите взаимоотношения героя и эпохи:

 «Что такое Тарас Бульба? Герой, представитель жизни

целого народа, целого политического общества

в известную эпоху жизни»,— писал В. Г. Белинский.

  1. Слово учителя

- Ребята, на предыдущих уроках мы воссоздавали с вами картины эпохи, изображенной в повести ,выявляли качества характеров героев и обстоятельства, оказавшие влияние на их становление. Сегодня мы продолжаем работу над ключевым образом повести, и нашей целью будет выявление значения образов Тараса Бульбы  и казаков для понимания ключевой идеи произведения. Эпиграфом к нашему уроку являются слова В.Г.Белинского о том, «Что же такое Тарас Бульба?»             ( слайды № 1-3)

  1. Беседа с классом
  1. Раскрывая слова эпиграфа, давайте вспомним, какие качества характера Тараса мы выявили на прошлых уроках? (это суровый муж, строгий отец. Он груб, резок, крут, упрям. Его поступки иногда граничат с самодурством)
  2. в каких условиях формировался характер Тараса? Как он относился к своим сыновьям (характер формировался в бранных походах. Он любит свою Родину. Ценит людей мужественных и отважных. Он любит своих сыновей. Гордится Остапом. Глубоко переживает предательство Андрия.)
  3. фрагмент поискового задания по тексту учебника.

- Перед важнейшим сражением своей жизни Тарас обращается к казакам. Сейчас я буду читать вам отрывок речи Бульбы о товариществе, а вы простыми карандашами будете отмечать в учебнике ключевые фразы, в которых нашла отражение гражданская позиция Тараса ( примерные фразы, которые могут отметить дети:

« В чести у всех была земля наша»

«Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство!»

«Таких, как в Русской земле, не было таких товарищей» и др.)

  1. Какова основная мысль речи Т. Бульбы? Какие слова в этой речи вы выделили  как ключевые?
  2. Почему Тарас ставит чувство товарищества выше кровного родства?

  1. А теперь сделайте вывод о том, что для Тараса в жизни важнее всего? Каковы его идеалы? Попутно делается запись в тетради: дети записывают качества, которые называют одноклассники( Горячий патриот, Тарас выступает, как выразитель национальных интересов русского народа. Он страстно любит родную землю и с глубоким презрением относится к тем, кто не заботится о земле, кто изменяет ей.)
  2.  Посмотрите в свои записи и скажите, почему Бульба обращается к казакам с этой речью  именно перед сражением? Каково влияние речи Тараса на запорожцев? ( Тарас не ставил целью поднять боевой дух казаков: он и так уверен в том, что его товарищи готовы на подвиг во имя Родины. Ему «просто самому хотелось высказать все, что было на сердце».)

  1. Работа с раздаточным материалом. (см. слайд № 4)
  1. Ребята, мы проанализировали речь Бульбы и теперь можем сказать, с какой интонацией он обращается к товарищам. А помогут вам в этом карточки. Обратитесь к ним и попробуйте подобрать эту интонацию.

  1. Работа по тексту учебника 
  1. А теперь с помощью партитурных знаков отметьте в учебнике, как меняется интонация в момент обращения к тем, кто предает товарищество?
  2. Сделайте вывод, кем был для казаков Тарас? (для казаков Тарас – символ мужества, героизма и товарищества.)

  1. Найдите и зачитайте эпизод, в котором особенно чувствуется уважение и доверие к Тарасу со стороны казаков (учебник, стр. 277-278)

  1. Работа по анализу образов казаков Запорожской Сечи.
  1. Итак, ребята, мы убедились в том, что Тарас – действительно символ мужества, героизма и товарищества для казаков, а теперь назовите имена этих героев ( Охрим, Мыкыта, Голокопытенко, Демид Попович, Хлиб, Бородатый, Кукубенко, Палывода и др.)
  2. Работа с репродукцией картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». (см. слайд № 5)

    - Подготовленный ученик обращается к картине со словами: «Посмотрим, какими видит запорожских казаков художник Илья Репин. Ни одну из своих картин И. Репин не любил так, как “Запорожцев…”. Художник работал над картиной более 11 лет. В основе сюжета картины лежит подлинное историческое событие. В 1675 году турецкий султан Мухаммед IV прислал запорожцам “грозную грамоту”, в которой приказывал им добровольно сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану озорной ответ.

    И. Репин изображает момент, когда запорожцы, сгрудившись у грубо сколоченного стола, сочиняют свое знаменитое письмо. Одно за другим отпускают они острые и язвительные замечания в адрес султана, смеются…

    В центре картины изображен атаман Иван Серко, легендарный герой, о котором сохранилось много народных преданий. Возле него – писарь, который явно испытывает удовольствие, вставляя в письмо очередное язвительное словцо».
    - Ребята, картина И. Репина не является иллюстрацией к повести, это самостоятельное произведение. Подумайте, какая связь между повестью   Н. В. Гоголя и полотном И. Репина?
  1. Вглядитесь в лица и позы героев. Каким настроением пронизана картина? Как передан боевой дух казаков? Кто из персонажей кажется вам самым выразительным?
  2. Среди героев картины есть и те, кого сам художник называл Тарасом Бульбой, Остапом и Андрием. (класс делится на три группы и получает задание: найти их на полотне и объясните свой выбор). После того, как дети обсудили свой выбор, задается вопрос:
  3. Как вы думаете, кто из героев картины похож на тех казаков, над образами которых вы работали дома?

  1. Проверка домашнего задания.

Один ученик из группы читает монолог выбранного героя, а классу дается задание определить, о чем свидетельствуют прощальные слова казаков. Участники групп также должны были заранее подчеркнуть в тексте изобразительные средства, с помощью которых раскрывается основная мысль отрывков.( Простые слова прощания гоголевских героев говорят о том, что смысл жизни запорожцев заключен в подвиге во имя большой цели. Гоголь подчеркивает суровую простоту и мужество этих людей)

  1. Итоги урока, оценивание учащихся.
  1. Давайте  вспомним ключевые моменты урока, связанные с образами Тараса и казаков, и подумаем и отметим в тетради, какова основная идея повести Н.В.Гоголя?( основная идея – любовь к Родине, готовность отдать все за благо и счастье отчизны. Любовь к родине окрыляет человека, вдохновляет его на подвиг, делает прекрасным. Все это отчетливо проявилось в образах Тараса и казаков.)
  2. Учащиеся получают оценки за активность в устной работе и за эффективную работу с текстом произведения.

  1. Домашнее задание
  1. Письменно поразмышляйте над высказыванием В.Г. Белинского о «Тарасе Бульбе». Критик назвал повесть Гоголя «поэмой о любви к родине». Согласны ли вы с этим утверждением? Используйте записи, сделанные на уроке. (5-7 предложений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русской литературе (8 класс) на тему: Н.В.Гоголь "Тарас Бульба".

Данная разработка урока включает в себя интерактивные методы обучения....

План-конспект урока по учебнику «Математика. 5 класс» тема: Круг, окружность.

Конспект урока и презентация для 5 класса коррекционной школы ( 8 вид)...

План-конспект урока по учебнику «Математика. 5 класс». Тема: «Окружность и круг»

Учить обучающихся формулировать тему и цели урока;учить распознавать геометрические фигуры «окружность» и «круг»....

Конспект урока по учебнику"Forward" 3 класс

Технологическая карта урока английского языка по УМК "FORWARD" М.В. Вербицкой 3 класс ("It's snowing!")...