Конспект урока литературы по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Тема: Знакомство с героями. Историческая основа повести (глава 1).
методическая разработка по литературе (7 класс)
Первый урок по повести представляет собой знакомство с героями произведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
taras_bulba.doc | 39 КБ |
taras_bulba.pptx | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Тема: Знакомство с героями. Историческая основа повести (глава 1).
Цели урока: кратко охарактеризовать жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя; начать знакомство с повестью; развивать навыки характеристики героев; совершенствовать навыки устного иллюстрирования.
Методические приемы: рассказ учителя; беседа по вопросам, анализ художественного текста
Оборудование: портрет Н.В.Гоголя; репродукция картины Васнецова «Три богатыря»; иллюстрации к произведению.
Эпиграф к уроку: «Это необыкновенное явление русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед…» (Гоголь)
Ход урока.
- Организационный момент.
- Слово учителя о Н.В.Гоголе.
Примечание. Так как о биографии писателя уже говорилось в предыдущих классах, напомним лишь некоторые её вехи:
Годы жизни -1809-1852.
Родился на Украине 20 марта (1 апреля по новому стилю) в местечке Большие Сорочинцы Миргоротского уезда Полтавской губернии в дворянской семье Гоголей-Яновскох.
Учился в Нежинской гимназии, где проявил интерес к литературе, живописи, театру.
После окончания гимназии - стремление быть « полезным человечеству», Петербург, работа преподавателем истории, канцелярским чиновником. Знакомство с писателями и художниками.
Имя Гоголя стало широко известно российскому читателю после выхода в свет в 1831 году оригинального сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки ». Вскоре состоялось долгожданное для молодого писателя знакомство с Пушкиным. За первым циклом последовал второй- «Миргород»(1835),куда и была включена повесть «Тарас Бульба»
Взгляды литературоведов на повесть были разные.
С.И.Машинский писал» В центре гоголевской повести –тема народно-освободительного движения. Но борьба героев повести осмысливается не только в плане темы национально-освободительного движения , но и как конфликт между двумя вековыми непримиримыми противниками: народом и его угнетателем» .
Г.А.Гуковский: « Идеал Гоголя, вероятно, был некогда осуществлён (в Сечи запорожцев) и может быть вновь осуществлён (для этого и пишет Гоголь), основанием, свидетельством этого является то, что идеал этот заключён в народном сознании, в душе, в складе мечты и песни народа, а ведь эта мечта и песня - факт народной жизни. Следовательно, и идеал и образы дурной среды – и реальны, и современны. Гоголь как бы опрокинул историю в будущее…
Человек современного общества ничтожен и слаб, так говорит всеми своими повестями Гоголь, ибо он замкнут в ничтожной и бренной скорлупе своей индивидуальности. Наоборот, идеальный человек могуч и велик, – так как он влит в стихийное единство коллектива, в « товарищество». Поэтому-то Сечь рождает героев».
И еще одно. Если вы внимательны к историческим реалиям, то заметите некое несоответствие: действие повести относится к 15 веку, но ряд фактов: упоминание о гетмане Потоцком, киевской академии, осаде Дубно - свидетельствуют о том, что описаны события 17 века. Неужели автор напутал? Скорее нет: он сделал это сознательно, обращая внимание читателя не на историческую основу повести, а на нечто, на его взгляд,
более важное. На что же? В этом мы попробуем разобраться по мере прочтения повести.
3.Разминка: тест на наблюдательность.
- Внимательно ли вы читали 1 главу? Проверим.
-Какого размера шаровары были у сыновей Тараса, когда они уезжали?
(размером с Черное море).
-Почему конь Тараса « бешено отшатнулся», когда на него сел его хозяин?
( вес Тараса = 20 пудов = 320 кг, пуд =16 кг).
-Как звали коня Тараса? (Черт)
-Сколько лет Андрию?(20 лет)
-Каков его рост? (сажень=2,134 м)
-Сколько героев участвуют в 1 главе? (Тарас, Остап, Андрий, мать).
4.Устное иллюстрирование.
Путешествие по Третьяковской галерее.
-А теперь представьте себе, что мы находимся в Третьяковской галерее. Какую картину напоминают нам герои повести: Тарас Бульба в 20 пудов весом, его сыновья в сажень ростом?
Попытайтесь отыскать в залах галереи.
(« Три богатыря» Васнецова – показ слайда).
-Какова идея картины?
Попытайтесь её сформировать.
(3 богатыря, охраняющие русскую землю, сродни героям повести).
-Зачем Гоголю понадобилось гиперболизировать героев?
(чтобы показать силу героев, едущих на защиту своей родины)
5. Характеристика главных героев повести.
-Подумайте! Почему Гоголь начинает повесть кулачной дракой отца с сыновьями? Зачем писателю понадобилось столь необычная встреча героев? Может быть, лучше было бы сразу начать повесть со 2 главы: герои едут в Сечь? Обратите внимание, как реагирует каждый из героев на драку? (в драке проявляются характеры);
Тарас
-Кто из героев вам понравился больше всего в 1 главе? (Тарас)
-Странно. Как вам мог понравиться такой герой? Судите сами:
-не успел приехать, затевает кулачную драку с сыновьями;
-спаивает их горилкой:
-обращение с женой заслуживает лучшего:
-буйство характера, неугомонность (бьёт горшки и т.д.):
-отрицательно относиться к наукам.
-Неужели вам мог понравиться такой герой?
Видимо, имеются в его характере такие черты, которые привлекли вас? Может, и здесь нам поможет картина Васнецова? Смотрите на неё: сила, любовь, к родине, патриотизм, верность долгу и т.д.
Сыновья.
-Что общего между ними? (молодцы, красивы, готовы защищать родину).
-Чем отличаются? (Остап – более принципиальный: как проявляется? Сильный, честный, всегда готов постоять за себя: Андрий – более нежная, романтическая натура).
-По повести один из героев должен полюбить. Как вы думаете, кто? Почему? Докажите примерами из текста. ( Андрий - более нежный, в драке –« мазунчик », при прощании – в лице больше нежности, не скрывает своих чувств).
Мать и жена. –Почему мать не спала?
- Как жилось женщине в тот удалой век, когда основное занятие мужчины – сражения, весёлое бражничество? Произвести своеобразное мини-исследование по тексту.
-Чем привлекает эта женщина? (вечный символ материнской любви, слова Тараса: «молитва материнская и на воде и на земле спасает»).
-Как автор относится к матери? (отношение через пейзаж).
-С чего начинается родина для наших героев? (материнская любовь, родной хутор, детство, мать).
6.Итог урока.
-Представим себе, что мы являемся организаторами музея, единственного и неповторимого в своем роде музея Запорожской Сечи. Какие экспонаты со страниц гоголевской повести вы бы поместили сюда? (главное место- оружие; предметы быта свидетельствуют о неспокойной жизни)
-Какой отпечаток наложила эпоха на людей, на уклад семьи Тараса, на него самого.
Вывод: такие характеры могли возникнуть лишь в тяжелые времена, таких людей « вышибло из народной груди огниво бед»(обращение к эпиграфу).
Домашнее задание: подготовить рассказ о сыновьях Тараса. Обратите внимание на следующие эпизоды: бурсацкие будни, Остап и Андрий в Сечи, братья в бою, смерть Остапа и Андрия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- Какого размера шаровары были у сыновей Тараса, когда они уезжали? - Почему конь Тараса « бешено отшатнулся», когда на него сел его хозяин? - Как звали коня Тараса? - Сколько лет Андрию ? -Каков его рост? - Сколько героев участвуют в 1 главе? Тест на наблюдательность
Путешествие по Третьяковской галерее .
В.Васнецов «Три богатыря»
Почему Гоголь начинает повесть кулачной дракой отца с сыновьями? К ак реагирует каждый из героев на драку? Кто из героев вам понравился больше всего в 1 главе?
Образ Тараса - не успел приехать, затевает кулачную драку с сыновьями; -спаивает их горилкой: -обращение с женой заслуживает лучшего: -буйство характера, неугомонность (бьёт горшки и т.д.): -отрицательно относиться к наукам. -Неужели вам мог понравиться такой герой? Видимо, имеются в его характере такие черты, которые привлекли вас? Может, и здесь нам поможет картина Васнецова? Смотрите на неё: сила, любовь, к родине, патриотизм, верность долгу и т.д.
Что общего между ними? - Чем отличаются? - По повести один из героев должен полюбить. Как вы думаете, кто? Почему? Докажите примерами из текста. Сыновья
Почему мать не спала? Как жилось женщине в тот удалой век, когда основное занятие мужчины – сражения, весёлое бражничество? - Чем привлекает эта женщина? - Как автор относится к матери? - С чего начинается родина для наших героев ? Мать и жена
Музей Запорожской Сечи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»
Цели :· образовательные:формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как това...
Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".
На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...
Урок литературы по повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба"
Урок по теме "Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев"....
Вступительный урок "Эпоха и герои: историческая основа повести «Тарас Бульба»"
Исторический комментарий к повести представлен в виде схемы, что позволит учителю подать материал в удобной форме, а ученикам создать лаконичный и понятный коспект....
Конспект урока литературы по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Урок литературы в 6 классе...
Конспект урока литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"
Открытый урок литературы в 8 классе с использованием технологии критического мышления, частично-поискового метода, ИКТ-технологии...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Тарас
Это ж надо было додуматься сравнивать гоголевских героев с персонажами Васнецова!!!! Анекдот. В таком случае к уроку по Шекспиру нужно давать "Ивана-царевича на сером волке".