Конспект урока литературы по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Тема: Знакомство с героями. Историческая основа повести (глава 1).
методическая разработка по литературе (7 класс)

Сарапульцева Гульзифа Хусаиновна

Первый урок по повести представляет собой знакомство с героями произведения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon taras_bulba.doc39 КБ
Файл taras_bulba.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы по повести Н.В.Гоголя                 «Тарас Бульба».

Тема: Знакомство с героями. Историческая основа повести     (глава 1).

Цели урока: кратко охарактеризовать жизненный и творческий путь       Н.В.Гоголя; начать знакомство с повестью; развивать навыки характеристики героев; совершенствовать навыки устного иллюстрирования.

Методические приемы: рассказ учителя; беседа по вопросам,  анализ художественного текста

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя; репродукция картины Васнецова «Три богатыря»; иллюстрации к произведению.

  Эпиграф к уроку: «Это необыкновенное явление русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед…»                     (Гоголь)                                                                                  

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя о Н.В.Гоголе.

Примечание.  Так   как   о  биографии  писателя   уже   говорилось   в  предыдущих   классах, напомним  лишь  некоторые   её  вехи:

  Годы  жизни  -1809-1852.

Родился  на  Украине  20 марта (1  апреля  по  новому   стилю) в  местечке  Большие  Сорочинцы  Миргоротского  уезда  Полтавской  губернии   в  дворянской  семье  Гоголей-Яновскох.

  Учился   в  Нежинской   гимназии,   где  проявил  интерес   к  литературе, живописи, театру.

  После  окончания   гимназии - стремление быть « полезным  человечеству», Петербург, работа  преподавателем истории, канцелярским  чиновником. Знакомство  с  писателями  и  художниками.

Имя  Гоголя  стало  широко  известно  российскому  читателю  после  выхода  в  свет  в  1831  году  оригинального  сборника «Вечера  на  хуторе  близ  Диканьки ». Вскоре  состоялось  долгожданное  для   молодого  писателя  знакомство  с  Пушкиным. За  первым циклом  последовал  второй- «Миргород»(1835),куда  и  была включена повесть «Тарас Бульба»

  Взгляды литературоведов на повесть были разные.

  С.И.Машинский писал» В центре гоголевской повести –тема народно-освободительного движения. Но борьба героев повести осмысливается не только в плане темы национально-освободительного движения , но и как конфликт между двумя вековыми непримиримыми противниками: народом и его угнетателем» .

     Г.А.Гуковский: «  Идеал Гоголя, вероятно, был некогда осуществлён (в Сечи запорожцев) и может быть вновь осуществлён (для этого и пишет Гоголь), основанием, свидетельством этого является то, что идеал этот заключён  в народном сознании, в душе, в складе мечты и песни народа, а ведь эта мечта и песня - факт народной жизни. Следовательно, и  идеал и образы дурной среды – и реальны, и современны. Гоголь как бы опрокинул  историю в будущее…

      Человек современного общества ничтожен и слаб,  так говорит всеми своими повестями Гоголь, ибо он замкнут в ничтожной и бренной скорлупе своей индивидуальности. Наоборот, идеальный человек могуч и велик, – так как он влит в стихийное единство коллектива, в « товарищество». Поэтому-то Сечь рождает героев».

       И еще одно. Если вы внимательны к историческим реалиям, то заметите некое несоответствие: действие повести относится к 15 веку, но ряд фактов: упоминание о гетмане Потоцком, киевской академии, осаде Дубно - свидетельствуют о том, что описаны события 17 века. Неужели автор напутал? Скорее нет: он сделал это сознательно, обращая внимание читателя не на историческую основу повести, а на нечто, на его взгляд,

более важное. На что же? В этом мы попробуем разобраться по мере прочтения повести.

3.Разминка: тест на наблюдательность.

     

 - Внимательно ли вы читали 1 главу? Проверим.

-Какого размера шаровары были у сыновей Тараса, когда они уезжали?  

(размером с Черное море).

-Почему конь Тараса « бешено отшатнулся», когда на него сел его хозяин?

( вес Тараса = 20 пудов = 320 кг, пуд =16 кг).

-Как звали коня Тараса? (Черт)

-Сколько лет Андрию?(20 лет)

-Каков его рост? (сажень=2,134 м)

-Сколько героев участвуют в 1 главе? (Тарас, Остап, Андрий, мать).

4.Устное иллюстрирование.

Путешествие по Третьяковской галерее.

    -А теперь представьте себе,  что мы находимся в Третьяковской галерее.                    Какую картину напоминают нам герои повести: Тарас Бульба в 20 пудов весом, его сыновья в сажень ростом?

Попытайтесь отыскать в залах галереи.

(« Три богатыря» Васнецова – показ слайда).

   -Какова идея картины?

   Попытайтесь её сформировать.

   (3 богатыря, охраняющие русскую землю, сродни героям повести).

   -Зачем Гоголю понадобилось гиперболизировать героев?

   (чтобы показать силу героев, едущих на защиту своей родины)

 

    5. Характеристика главных героев повести.

                                               

   -Подумайте! Почему Гоголь начинает повесть кулачной дракой отца с сыновьями? Зачем писателю понадобилось столь необычная встреча героев? Может быть, лучше было бы сразу начать повесть со 2 главы: герои едут в Сечь? Обратите внимание, как реагирует каждый из героев на драку? (в драке проявляются характеры);

   Тарас

-Кто из героев вам понравился больше всего в 1 главе? (Тарас)

-Странно. Как вам мог понравиться такой герой? Судите сами:

-не успел приехать,  затевает кулачную драку с сыновьями;

-спаивает их горилкой:

-обращение с женой заслуживает лучшего:

-буйство характера, неугомонность (бьёт горшки и т.д.):

-отрицательно относиться к наукам.

-Неужели вам мог понравиться такой герой?

Видимо, имеются в его характере такие черты, которые привлекли вас? Может, и здесь нам поможет картина Васнецова? Смотрите на неё: сила, любовь, к родине, патриотизм, верность долгу и т.д.      

                               Сыновья.

-Что общего между ними? (молодцы, красивы, готовы защищать родину).

-Чем отличаются? (Остап – более принципиальный: как проявляется? Сильный, честный, всегда готов постоять за себя: Андрий – более нежная, романтическая натура).

-По повести один из героев должен полюбить. Как вы думаете, кто? Почему? Докажите примерами из текста. ( Андрий - более нежный, в драке –« мазунчик », при прощании – в лице больше нежности, не скрывает своих чувств).

 

                           Мать и жена.                                                                                –Почему мать не спала?

  • Как жилось женщине в тот удалой век, когда основное занятие мужчины – сражения, весёлое бражничество? Произвести своеобразное мини-исследование по тексту.

-Чем привлекает эта женщина? (вечный символ материнской любви, слова Тараса: «молитва материнская и на воде и на земле спасает»).

-Как автор относится к матери? (отношение через пейзаж).

-С чего начинается родина для наших героев? (материнская любовь, родной хутор,  детство, мать).                                                                                                                                                                                

                                                                                                        6.Итог урока.

-Представим себе, что мы являемся организаторами музея, единственного и неповторимого в своем роде музея Запорожской Сечи. Какие экспонаты со страниц гоголевской повести вы бы поместили сюда? (главное место- оружие; предметы быта свидетельствуют о неспокойной жизни)

-Какой отпечаток наложила эпоха на людей, на уклад семьи Тараса, на него самого.

   Вывод: такие характеры могли возникнуть лишь в тяжелые времена, таких людей « вышибло из народной груди огниво бед»(обращение к эпиграфу).

Домашнее задание: подготовить рассказ о сыновьях Тараса. Обратите внимание на следующие эпизоды: бурсацкие будни, Остап и Андрий в Сечи, братья в бою, смерть Остапа и Андрия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гоголь «Тарас Бульба» Отец и сыновья

Слайд 2

- Какого размера шаровары были у сыновей Тараса, когда они уезжали? - Почему конь Тараса « бешено отшатнулся», когда на него сел его хозяин? - Как звали коня Тараса? - Сколько лет Андрию ? -Каков его рост? - Сколько героев участвуют в 1 главе? Тест на наблюдательность

Слайд 3

Путешествие по Третьяковской галерее .

Слайд 4

В.Васнецов «Три богатыря»

Слайд 5

Почему Гоголь начинает повесть кулачной дракой отца с сыновьями? К ак реагирует каждый из героев на драку? Кто из героев вам понравился больше всего в 1 главе?

Слайд 6

Образ Тараса - не успел приехать, затевает кулачную драку с сыновьями; -спаивает их горилкой: -обращение с женой заслуживает лучшего: -буйство характера, неугомонность (бьёт горшки и т.д.): -отрицательно относиться к наукам. -Неужели вам мог понравиться такой герой? Видимо, имеются в его характере такие черты, которые привлекли вас? Может, и здесь нам поможет картина Васнецова? Смотрите на неё: сила, любовь, к родине, патриотизм, верность долгу и т.д.

Слайд 7

Что общего между ними? - Чем отличаются? - По повести один из героев должен полюбить. Как вы думаете, кто? Почему? Докажите примерами из текста. Сыновья

Слайд 8

Почему мать не спала? Как жилось женщине в тот удалой век, когда основное занятие мужчины – сражения, весёлое бражничество? - Чем привлекает эта женщина? - Как автор относится к матери? - С чего начинается родина для наших героев ? Мать и жена

Слайд 9

Музей Запорожской Сечи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»

Цели :·         образовательные:формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как това...

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".

На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...

Урок литературы по повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба"

Урок по теме "Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев"....

Вступительный урок "Эпоха и герои: историческая основа повести «Тарас Бульба»"

Исторический комментарий к повести представлен в виде схемы, что позволит учителю  подать материал в удобной форме, а  ученикам создать лаконичный и понятный коспект....

Конспект урока литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Открытый урок литературы в 8 классе с использованием технологии критического мышления, частично-поискового метода, ИКТ-технологии...


 

Комментарии

Это ж надо было додуматься сравнивать гоголевских героев с персонажами Васнецова!!!! Анекдот. В таком случае к уроку по Шекспиру нужно давать "Ивана-царевича на сером волке".