Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художественный текст и создавать собственные высказывания. Дети учатся анализировать эпизоды, давать оценку событиям и героям. Урок  развивает фантазию и воображение  учеников, умение давать характеристику героя. Воспитывается интерес к историческому прошлому своей Родины, патриотизм, чувство гордости за героическое прошлое страны.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литература 6 «А» кл.

Тема: «Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь).  Своеобразие стиля».

Цель:

1) изучить историю происхождения казацких фамилий, определить связь фамилии с характером её носителя;

2) изучить казацкие традиции на примере правил приема в казачье войско;

3)развивать творческие способности, умение перерабатывать художественный текст и создавать собственные высказывания;

4) развивать умение анализировать эпизоды, давать оценку событиям и героям;

5) развивать фантазию и воображение  учеников, умение создавать характеристику герою;

6) воспитывать интерес к историческому прошлому своей Родины, патриотизм, чувство гордости за героическое прошлое страны.

Оборудование: презентация к уроку (фоновое сопровождение выступлений учающихся), текст повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», детские рисунки с изображением казаков, творческие работы учеников.

План.

1. Оргмомент. Объявление темы и целей урока.

2. Работа мастерской творческого письма. Рассказ о событиях от лица их участника.

1) Создание завязки.

Этап 1. Выберите фамилии героям. Объясните свой выбор.

 Нарисуйте героев, от лица которых будет идти рассказ. Объясните в группе, почему именно таким вы его видите. Лучший рисунок представьте всему классу. Опишите его словам.

Группа 1 (объяснение 2-х фамилий по выбору)

Рабочие материалы.

Украинские фамилии: Терещенко, Геращенко, Радченко, Демченко, Семаго, Величко, Махно, Кравченко, Павленко, Пархоменко, Короленко, Кириенко.

Фамилии, происходящие от названий птиц, животных, растений: Голуб, Горлыца, Зозуля, Орлык, Соловэй, Бульба, Кавун, Лещенко, Бугай, Рыбалка, Гайворонскый...

Портрет

Гладко бритая голова и длинный чуб-хохол (его ещё называли оселедцем) были характерной и оригинальной приметой запорожского казака. Запорожец вдали от родных мест мог вырядиться в любую одежду. Однако чуб под головным убором был  своего рода паролем при встрече с другим казаком. Как правило, чуб носили за левым ухом. Нередко по форме чуба, его длине и ухоженности судили о звании казака, его старшинском чине, боевой выучке и опытности. Развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля.

Группа 2 (объяснение 2-х фамилий по выбору)

Рабочие материалы

Фамилии, указывающие на старинные, порой забытые профессии: Коваль, Коновал, Крамарь, Пономарь, Подшиваль, Починок, Гонтарь, Бондарь, Винокур, Цымбаларь, Дегтив, Куянец, Чумак, Макогон, Колымбет, Гайдамак...

Фамилии, отражающие места рождения: Задунайский, Загоровский, Черкасский, Луговской, Подтынный, Подгорный, Поддубный, Котовскый, Колодяжный, Яровый...

Портрет

Просторные шаровары были приметной частью казацкой одежды. Шились они в основном из сукна, однако могли 6ыть и кожаные. Очевидцев поражала ширина казацких шаровар. Для пошива казацких штанов использовали двенадцать аршин. Такие шаровары назывались «рясными». На шаровары же «с достатком» уходило ещё больше сукна - до пятнадцати аршин.

Группа 3(объяснение 3-х фамилий по выбору)

Рабочие материалы

Украинские фамилии: Гнатюк, Кондратюк, Гайдук, Кныш, Прыймак, Сердюк, Дидовец, Мотуз, Дорощ, Вакула, Шеремет, Стецура, Стриха, Мытэлыца, Рудыка, Набока, Солоха...

«Заковыристые» фамилии: Завыртайло, Голынус, Молыбога, Шкворэнь, Скопытарь, Вырвызуб, Дырыглаз, Сырыщэ, Чирывань,  Мочиморда, Добрыдэнь, Свырбыгуз, Помогайбог, Красноморд, Попандопола...

Портрет

Вот как в одной легенде описываются казацкие здоровяки: «У каждого по семь пудов голова, у каждого такие усища, что бывало, как возьмет он их в обе руки, да как расправит один ус туда, а другой сюда, так и в дверь не влезет, хоть бы в неё целая тройка с повозкой проскочила». Внешнему виду казацких богатырей ответствовала и их исключительная физическая сила. Одни тугие луки, над которыми несколько человек справиться не могли, «играючи» натягивали, другие толстенные железные полосы вокруг шеи врага скручивали, третьи возы через броды на себе перетаскивали, ядра через самые широкие реки запросто перебрасывали.

Этап2.  Как герой моего рассказа стал казаком-сечевиком?

Прочитайте рабочие материалы и составьте рассказ от лица героя о том, как его приняли в вольное казачье войско. Лучшую историю зачитайте в классе.

Группа 1

В казачье войско принимали не всякого. Для кандидатов в степные «лыцари» существовала строгая система отбора, которая включала в себя различные испытания. На острове Хортица есть ущелье, которое называют Сечевыми воротами. Именно тут устраивали испытание новичкам. Между скалами укрепляли жердь, по которой с завязанными глазами должен был пройти парень, решивший стать казаком. Кто оступался (внизу его ловили дюжие сечевики), приходил сдавать экзамен на следующий год.

«Не тот казак, что на коне, а тот, что под конём», — шутили запорожцы. Умение обращаться с конём было одним из главных требований к кандидату. Поймают дикого лошака и велят садиться без седла, без уздечки, лицом к хвосту. Кто проскочит степь и вернётся здоровым, тот и казак!»

Группа 2

Серьёзным испытанием для юношей был бурный Днепр. Его нужно было переплыть туда и обратно в районе грозных порогов.

Экзамен продолжался и под водой. Сидел над кручей старый казак, дымил трубкой и рассказывал о подвигах казацких героев.  Вокруг него - толпа новобранцев. Вдруг трубка (будто бы случайно) выпадала из рук и исчезала под водой. Того,  кто не раздумывая кидался за ней и находил трубку на днепровском дне, казаки охотно принимали к себе, зачисляя в разведывательный отряд, действовавший в плавнях.

Группа 3

Существовало у запорожцев ещё одно любопытное «испытательное» развлечение. Новичкам завязывали глаза и ставили среди площади. Казаки-ветераны длинными кнутами сбивали с них шапки. Во время этого экзамена на лице испытуемого не должен был дрогнуть ни один мускул...

П. Развитие действия.

О чём рассказал старый казак?

Группа 1)

Прочитайте в группе рассказ об Остапе и Андрии, составленный дома. Составьте рассказ старого казака по данному началу. Включите в рассказ слова, характерные для данной эпохи, Лучшую историю прочитайте в классе.

Знавал я некогда сынов легендарного казака Тараса Бульбы. Добрые были казаки.

Младший Андрий……….

Старший Остап………..

 

Группа2

Прочитайте в группе рассказ о Тарасе, составленный дома. Составьте рассказ старого казака по данному началу, включите в рассказ слова, характерные для данной эпохи. Лучшую историю прочитайте в классе.

Служил я некогда в полку легендарного казака Тараса Бульбы. Славный был герой! Бывало______________________________

 

Группа 3

Расскажите о казаках-сечевиках, включив оценку событий. Составьте рассказ старого казака по данному началу, включив в рассказ слова, характерные для данной эпохи. Лучшую историю прочитайте в классе.

В далёкие и славные времена было у меня немало верных товарищей среди казаков-сечевиков: Охрим, Мыкыта Голокопытенко, Демид Попович, куренной атаман Хлиб, куренной атаман Бородатый, Кукубенко... Добрые были казаки... жаль, в живых  мало осталось... Сложили они свои буйны головушки во славу Родины милой.

А было  это так_______________________

III. Заключение (от каждой группы выходят после выступления казака)

Задание группам 1—3.

Составьте заключение для рассказа старого казака по данному началу.

И умолк старый казак. Мы долго сидели молча, каждый думал

_______________________________

IV. Итог урока. Домашнее задание (подготовить рабочие материалы к сочинению по повести)



Предварительный просмотр:

Литература 6 «А» кл.

Тема: «Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь).  Своеобразие стиля».

Цель:

1) изучить историю происхождения казацких фамилий, определить связь фамилии с характером её носителя;

2) изучить казацкие традиции на примере правил приема в казачье войско;

3)развивать творческие способности, умение перерабатывать художественный текст и создавать собственные высказывания;

4) развивать умение анализировать эпизоды, давать оценку событиям и героям;

5) развивать фантазию и воображение  учеников, умение создавать характеристику герою;

6) воспитывать интерес к историческому прошлому своей Родины, патриотизм, чувство гордости за героическое прошлое страны.

Оборудование: презентация к уроку (фоновое сопровождение выступлений учающихся), текст повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», детские рисунки с изображением казаков, творческие работы учеников.

План.

1. Оргмомент. Объявление темы и целей урока.

2. Работа мастерской творческого письма. Рассказ о событиях от лица их участника.

1) Создание завязки.

Этап 1. Выберите фамилии героям. Объясните свой выбор.

 Нарисуйте героев, от лица которых будет идти рассказ. Объясните в группе, почему именно таким вы его видите. Лучший рисунок представьте всему классу. Опишите его словам.

Группа 1 (объяснение 2-х фамилий по выбору)

Рабочие материалы.

Украинские фамилии: Терещенко, Геращенко, Радченко, Демченко, Семаго, Величко, Махно, Кравченко, Павленко, Пархоменко, Короленко, Кириенко.

Фамилии, происходящие от названий птиц, животных, растений: Голуб, Горлыца, Зозуля, Орлык, Соловэй, Бульба, Кавун, Лещенко, Бугай, Рыбалка, Гайворонскый...

Портрет

Гладко бритая голова и длинный чуб-хохол (его ещё называли оселедцем) были характерной и оригинальной приметой запорожского казака. Запорожец вдали от родных мест мог вырядиться в любую одежду. Однако чуб под головным убором был  своего рода паролем при встрече с другим казаком. Как правило, чуб носили за левым ухом. Нередко по форме чуба, его длине и ухоженности судили о звании казака, его старшинском чине, боевой выучке и опытности. Развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля.

Группа 2 (объяснение 2-х фамилий по выбору)

Рабочие материалы

Фамилии, указывающие на старинные, порой забытые профессии: Коваль, Коновал, Крамарь, Пономарь, Подшиваль, Починок, Гонтарь, Бондарь, Винокур, Цымбаларь, Дегтив, Куянец, Чумак, Макогон, Колымбет, Гайдамак...

Фамилии, отражающие места рождения: Задунайский, Загоровский, Черкасский, Луговской, Подтынный, Подгорный, Поддубный, Котовскый, Колодяжный, Яровый...

Портрет

Просторные шаровары были приметной частью казацкой одежды. Шились они в основном из сукна, однако могли 6ыть и кожаные. Очевидцев поражала ширина казацких шаровар. Для пошива казацких штанов использовали двенадцать аршин. Такие шаровары назывались «рясными». На шаровары же «с достатком» уходило ещё больше сукна - до пятнадцати аршин.

Группа 3(объяснение 3-х фамилий по выбору)

Рабочие материалы

Украинские фамилии: Гнатюк, Кондратюк, Гайдук, Кныш, Прыймак, Сердюк, Дидовец, Мотуз, Дорощ, Вакула, Шеремет, Стецура, Стриха, Мытэлыца, Рудыка, Набока, Солоха...

«Заковыристые» фамилии: Завыртайло, Голынус, Молыбога, Шкворэнь, Скопытарь, Вырвызуб, Дырыглаз, Сырыщэ, Чирывань,  Мочиморда, Добрыдэнь, Свырбыгуз, Помогайбог, Красноморд, Попандопола...

Портрет

Вот как в одной легенде описываются казацкие здоровяки: «У каждого по семь пудов голова, у каждого такие усища, что бывало, как возьмет он их в обе руки, да как расправит один ус туда, а другой сюда, так и в дверь не влезет, хоть бы в неё целая тройка с повозкой проскочила». Внешнему виду казацких богатырей ответствовала и их исключительная физическая сила. Одни тугие луки, над которыми несколько человек справиться не могли, «играючи» натягивали, другие толстенные железные полосы вокруг шеи врага скручивали, третьи возы через броды на себе перетаскивали, ядра через самые широкие реки запросто перебрасывали.

Этап2.  Как герой моего рассказа стал казаком-сечевиком?

Прочитайте рабочие материалы и составьте рассказ от лица героя о том, как его приняли в вольное казачье войско. Лучшую историю зачитайте в классе.

Группа 1

В казачье войско принимали не всякого. Для кандидатов в степные «лыцари» существовала строгая система отбора, которая включала в себя различные испытания. На острове Хортица есть ущелье, которое называют Сечевыми воротами. Именно тут устраивали испытание новичкам. Между скалами укрепляли жердь, по которой с завязанными глазами должен был пройти парень, решивший стать казаком. Кто оступался (внизу его ловили дюжие сечевики), приходил сдавать экзамен на следующий год.

«Не тот казак, что на коне, а тот, что под конём», — шутили запорожцы. Умение обращаться с конём было одним из главных требований к кандидату. Поймают дикого лошака и велят садиться без седла, без уздечки, лицом к хвосту. Кто проскочит степь и вернётся здоровым, тот и казак!»

Группа 2

Серьёзным испытанием для юношей был бурный Днепр. Его нужно было переплыть туда и обратно в районе грозных порогов.

Экзамен продолжался и под водой. Сидел над кручей старый казак, дымил трубкой и рассказывал о подвигах казацких героев.  Вокруг него - толпа новобранцев. Вдруг трубка (будто бы случайно) выпадала из рук и исчезала под водой. Того,  кто не раздумывая кидался за ней и находил трубку на днепровском дне, казаки охотно принимали к себе, зачисляя в разведывательный отряд, действовавший в плавнях.

Группа 3

Существовало у запорожцев ещё одно любопытное «испытательное» развлечение. Новичкам завязывали глаза и ставили среди площади. Казаки-ветераны длинными кнутами сбивали с них шапки. Во время этого экзамена на лице испытуемого не должен был дрогнуть ни один мускул...

П. Развитие действия.

О чём рассказал старый казак?

Группа 1)

Прочитайте в группе рассказ об Остапе и Андрии, составленный дома. Составьте рассказ старого казака по данному началу. Включите в рассказ слова, характерные для данной эпохи, Лучшую историю прочитайте в классе.

Знавал я некогда сынов легендарного казака Тараса Бульбы. Добрые были казаки.

Младший Андрий……….

Старший Остап………..

 

Группа2

Прочитайте в группе рассказ о Тарасе, составленный дома. Составьте рассказ старого казака по данному началу, включите в рассказ слова, характерные для данной эпохи. Лучшую историю прочитайте в классе.

Служил я некогда в полку легендарного казака Тараса Бульбы. Славный был герой! Бывало______________________________

 

Группа 3

Расскажите о казаках-сечевиках, включив оценку событий. Составьте рассказ старого казака по данному началу, включив в рассказ слова, характерные для данной эпохи. Лучшую историю прочитайте в классе.

В далёкие и славные времена было у меня немало верных товарищей среди казаков-сечевиков: Охрим, Мыкыта Голокопытенко, Демид Попович, куренной атаман Хлиб, куренной атаман Бородатый, Кукубенко... Добрые были казаки... жаль, в живых  мало осталось... Сложили они свои буйны головушки во славу Родины милой.

А было  это так_______________________

III. Заключение (от каждой группы выходят после выступления казака)

Задание группам 1—3.

Составьте заключение для рассказа старого казака по данному началу.

И умолк старый казак. Мы долго сидели молча, каждый думал

_______________________________

IV. Итог урока. Домашнее задание (подготовить рабочие материалы к сочинению по повести)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы в 7 классе "Истоки героизма и предательства в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба""

Урок,  обобщающий изучение повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Цель урока проследить истоки героизма и предательства героев повести.  В центре урока проблемный вопрос: "Может л...

Открытый урок литературы в 7 классе "Образ Тараса Бульбы в повести Гоголя"

Обобщающий урок по изучению повести Гоголя "Тарас Бульба" с элементами развития речи....

урок литературы "Запорожская вольница"по повести"Тарас Бульба

Урок обобщения поможет в игровой форме раскрыть жанр повести. показать оитературный процесс 19 века...

Урок литературы по повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба"

Урок по теме "Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев"....

Урок литературы на тему "Смысл сопоставления Остапа и Андрия" ( по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Работа сождержит презетацию к уроку, конспект и приложение ( примерное заполнение таблицы)....

конспект урока литературы 7 класс по повести "Тарас Бульба"

Разработка урока литературы  по повести Н.В. Гогол​я "Тарас Бульба". Тема урока " Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!"...


 

Комментарии

Уважаемая Галина Борисовна! Фамилии на -аго (Семаго) - РУССКИЕ, а не украинские. Бульба - не обязательно от "картошка", она в 16 веке на Украине еще не настолько распространилась. Зато есть слово "бульба" - пузырь на воде. Согласитесь, совсем иной характер человека при таком прозвище. (Прозвище = фамилия по украински) Макогон - не профессия, а предмет. Нечто вроде сковородки или скалки для рассерженной жены. Починок - не профессия, а "начало", первый ребенок. Яровой - не место, а время, весной рожденный. Города с названием Котовск не было, поэтому и фамилия не из того списка. Гайдамак - тоже не профессия, хотя род деятельности. Попандопулос - вообще из Греции. Даже скорее одессит-грек. слово "легендарный казак" неуместно в речи казака. Нет такого украинского слова. Гоголь хоть и по-русски заставил говорить героев, но употреблял только общие для нас с вами слова. Высокая техника! Необходима запятая в выражениях типа "Старший, Остап..." во всех случаях. Это уточнение, а не рассказ о двух Остапах. Неуместно употребление краткого прилагательного "буйны головушки", поскольку в украинском нет противопоставления двух форм, а существует единственная: "буйный, буйна, буйнэ, буйни", сохранен более древний вариант.Неуместно и выражение "казаки-сечевики". Это мокрая вода, поскольку вы говорите об Украине.