Урок литературы по повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Федосова Надежда Ивановна

Урок по теме "Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тарас Бульба29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.

Цель урока: выявление качеств характера главного героя и запорожских казаков.

Образовательные: углубить первоначальное восприятие образа Тараса, формировать представления о сложности и многогранности характеров героев, актуализировать знания о таком понятии, как товарищество, героизм и патриотизм; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;

 Развивающие: развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ; развивать умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, выявить авторское отношение к героям и событиям; формировать умения аргументировать свою позицию;

  Воспитывающие: воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости, чувство товарищества; помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой.

                   Эпиграф к уроку: “Писать надо сжато, рассказывать обязательно

                   о сильных человеческих переживаниях, острых ситуациях и ярких характерах.”                (Джек Лондон)

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

  1. Слово учителя:

Сегодня на уроке мы продолжаем работу над исторической повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», события которой переносят нас в суровый 16 век, когда захватчики терзали Украину и на защиту своей Родины поднялся весь украинский народ.  Вы познакомились с образом главного героя повести и его сыновей, многое узнали о них и о роли Запорожской Сечи в национально –освободительной борьбе украинского народа.

Учитель: Наша задача на уроке – научиться быть внимательными, вдумчивыми, размышляющими читателями. Давайте проверим, кто наиболее внимательно читал повесть! Предлагаю небольшой тест по прочитанным главам.

2. Тест.

 1. Тема произведения Н. В Гоголя «Тарас Бульба»:

а) история семьи Тараса;

б) быт и нравы Запорожской Сечи;

в) героическая борьба русского и украинского народов с польской шляхтой.

2. Смысл жизни старого Тараса состоит в:

а) в воспитании достойных сыновей;

б) защите родной земли;

в) поддержании традиций Запорожской Сечи.

 3. К какому роду литературы относится повесть «Тарас Бульба»?

а) эпосу;

б) лирике;

в) драме.

4. Кто в произведении Н. В.Гоголя является центральной фигурой?

а) Остап;

б) Андрий;

в) Тарас Бульба.

5. Какой художественный прием использует Н. В. Гоголь для создания образов братьев?

а) гиперболу;

б) метафору;

в) параллелизм;

г) антитезу.

6. Кого из своих сыновей Тарас назвал «мазунчик»?

а) Андрия;

б) Остапа.

7. Степь для казаков олицетворяла собою:

а) дикие поля для хлебопашества;

б) раздолье, волю и гульбу;

в) милую сердцу родину.

8. Каково основное занятие жителей Запорожской Сечи в мирное время?

а) торговля;

б) гульба;

в) дипломатическая деятельность.

9. Как объясняется значение названия «Запорожская Сечь»?

а) от названия города Запорожье;

б) за порогами Днепра и засеки;

в) запороть и засечь казака за невыполнение законов.

10. Сколько раз закапывал Остап свой букварь?

3. Обращение к иллюстрациям А. Герасимова, П. Соколова, И. Кибрика. (Слайды 6-9)

- Какие эпизоды запечатлены на иллюстрации? Подберите к ним заголовки из текста повести.

III. Постановка проблемы. Формулирование темы урока.

1. Обращение к эпиграфу.

Эпиграфом к уроку я взяла слова Джека Лондона: «Писать надо сжато, рассказывать обязательно о сильных человеческих переживаниях, острых ситуациях и ярких характерах.»

- Как вы понимаете это высказывание? (Советует писать кратко, но о самом главном, о том, что волнует людей, об их чувствах, переживаниях, героями должны быть сильные, незаурядные личности, чтобы хотелось равняться на них, быть похожими на них.)

- Кого вы можете отнести к таким ярким характерам из недавно изученной поэмы Лермонтова? Из рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни»?

- К кому в гоголевской повести применимо данное определение «яркий характер»?

- О чём пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

2. Самостоятельное формулирование темы урока.

(«Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев».)

Основные вопросы, которые мы должны решить: 1) Можно ли Тараса Бульбу считать яркой, сильной личностью? 2) Что он считает главным в жизни? 3) Каким предстаёт в «острой ситуации» - в бою?

3. Беседа.

- Что уже знаете о герое? Какое мнение сложилось о нём?

(рассказ о Тарасе Бульбе).

- С какой стороны он нам уже раскрылся?

 - Что повлияло на его характер, поведение? (бранное, трудное время.)

 Вывод: Тарас – образ сложный, противоречивый и в то же время удивительно цельный и законченный. – Это живой, реальный человек со своими плюсами и минусами. Тарас резок, грубоват, а то и просто груб, упрям, крут; иногда его упорство граничит с самодурством и жестокостью. Тарас Бульба бессердечен в отношении жены. Это, конечно, вызывает чувство протеста. Он любит свою родину, ценит людей мужественных, смелых и отважных. Любит своих сыновей.

 - Итак, ваше мнение о главном герое неоднозначно. Через что раскрывается человек? Его характер? (через поступки, речи).

 - Какие поступки человека показывают его истинную сущность? (поступки в экстремальных ситуациях, перед лицом смерти, когда человек стоит перед нравственным выбором).

- Обратимся к 9 главе, которая рисует бой под Дубно. Посмотрим, как раскрывается характер героя в бою, в решающей битве запорожских казаков. Наша основная задача – понять, в чём же видели смысл жизни запорожские казаки, какие качества характера проявляют и какие нравственные уроки преподносит нам повесть.

III. Поиск решения учебной задачи – открытие нового знания.

1 Выборочное чтение и анализ 9 главы.

- Какие события происходят в начале главы? Что нового узнали из неё о Тарасе Бульбе?

(Товарищи единогласно избирают Бульбу своим атаманом. «Нет из на никого равного ему в доблести», - говорят казаки.)

- Посмотрим, а каков же Тарас Бульба в роли полководца.

- Одним из средств создания характеристики литературного героя являются его высказывания. Наиболее ярким высказыванием Тараса являются его слова, обращённые к казакам перед началом боя, - речь о товариществе.

2. Выразительное чтение отрывка – речи Тараса Бульбы о товариществе. Беседа:

- Почему он произносит эту речь?

(видит, что казаки приуныли после того, как разделились, хочет поднять их боевой дух, хочет также высказать всё, что накопилось в душе его.)

Тарас как будто размышляет вслух, делится сокровенным с людьми, которых очень ценит. Он убеждён, что казаки, собравшиеся вокруг, поймут его, рассчитывает на силу товарищества, заключающуюся в единстве мыслей.

- Каким чувством пронизана речь Тараса? (любовью к родине, готовностью защищать её, уверенностью, что все его товарищи едины в своём стремлении.)

- Что было главного в речи Бульбы? В каких словах содержится главная мысль речи?

Прочитайте фрагменты, в которых нашла отражение гражданская позиция Тараса.

(«нет уз святее товарищества», «таких, как в Русской земле, не было таких товарищей», «так любить, как русская душа, никто не может»).

- Каким предстаёт Тарас Бульба? (глубоко верящим в товарищество, беспощадным к врагу, патриотом своей родины. Его заветная мечта – освободить родную землю от чужеземного гнёта. С глубоким презрением и ненавистью относится к тем, кто не заботится об интересах родной земли, к тем, кто изменяет ей.)

3. Обращение к иллюстрации Е.А.Кибрика, изображающей Тараса во время выступления перед казаками. (Слайды 10-11)

- Каким изображён Тарас? (с высоко поднятой рукой, выражение его лица сурово. Жест оратора свидетельствует о том, что Тарас хочет поднять боевой дух казаков, призвать их к подвигам и одновременно как бы грозит кому-то.)

4. Отношение автора к героям и событиям повести.

- Тарас призывает казаков бороться, показать, на что способен русский человек. А каково отношение автора к этому? Разделяет ли Гоголь точку зрения Тараса? Найдите в тексте подтверждение. В каком описании звучит голос автора?

- Как описывается начало боя? (выразительное чтение эпизода).

- Какие средства выразительности использует автор при описании пушки? (Метафоры: «страшно глядела она широкой пастью», «тысячи смертей глядело оттуда», «тяжело ревнули широкими горлами…»).

- С какой целью? (чтобы ярче, полнее показать весь ужас происходящего – войну, несущую множество смертей.)

- Почему автор не разделяет точку зрения Тараса Бульбы? (война – это горе матерей и всех родных.)

5. Анализ эпизода «Бой под Дубно».

И лишь когда речь заходит о самом бое под Дубно, автор становится активным участником этого боя, он полностью на стороне казаков. Проследим, как изображает Гоголь вторую битву под Дубно, как ведут себя запорожцы.

- Назовите имена героев Сечи. (Слайд 12). (Мосий Шило, Кукубенко, Степан Гуска, Бовдюг, Балабан.)

Прочитайте эпизоды, посвящённые делам и подвигам этих героев.

(выразительное чтение эпизодов героической битвы и гибели казаков.)

- На каких героев похожи казаки? (Гоголь придаёт им сходство с былинными богатырями: также бьются за родную землю, за веру.) - Какие качества характера проявляют в бою?  (проявляют мужество, стойкость, героизм.)

- Что движет ими? Какая сила? (любовь к родной земле.)

- Обратите внимание на то, какие слова произносят перед смертью казаки. Умирая, человек думает о самом главном в жизни. О чём думают они?

(Простые слова прощания гоголевских героев говорят о том, что смысл жизни запорожцев заключён в подвиге во имя большой цели. Умирают с верой, что победят. Гордо, искренне, с любовью думают они о земле.)

- Любовь к Родине – это та святыня, без которой человек не может жить. Послушайте стихотворение И. Кобзева, в котором он пишет о традициях донских казаков, и скажите, как оно перекликается с повестью Гоголя.

6. Чтение стихотворения И. Кобзева.

Казаки усядутся на брёвна
В тихие донские вечера,-
И неспешно песня повествует,
Как уходит войско на врага, как один лихой казак тоскует,

Ибо нет коня у казака…

Тут велит ему молода жена:

“Ты заложь меня да купи коня,
Врагов выгонишь – меня выкупишь”.

Помню, пронимало аж до дрожи, -
Вон, как надо дело понимать:
Родина родной жены дороже,
Родина любимее, чем мать!
Знать у казаков судьба такая,
Кровные обычаи свои:
Казаки поют об отчем крае
Чаще, чем о ласковой любви… (И. Кобзев)

-  Что их сближает? Какова главная мысль стихотворения?

(Объединяет эти произведения идея защиты своей Родины. Вспомним: в повести казаки погибают в бою, но последние слова их: “Пусть же славится до конца века Русская земля!”)

 Тема любви к родине — это вечная тема. Автор показал, как надо любить свою родину.

6. Беседа. Обращение к слайду 13.

- Так о чём же рассказывается в повести?  Какова её тема? Дать краткий ответ.

 ( О героических подвигах запорожских казаков, об их мужестве и непреклонности в борьбе за родной край, рассказ о целом народе, о его могучих силах.)

 Тема произведения:  героическая борьба украинского народа  за своё национальное освобождение).

- А какова основная идея произведения? Во имя чего боролись казаки?

(Идея – любовь к родине, готовность отдать всё за благо и счастье отчизны.)

- Не случайно В.Г. Белинский назвал повесть Гоголя «поэмой о любви к родине».

- Вернёмся к образу главного героя. Как ведёт себя Тарас Бульба в битве под Дубно?

(как опытный воин, умелый полководец).

- В каком эпизоде особенно чувствуется уважение и доверие к Тарасу со стороны казаков?

(«Не успел сказать Голокопытенко, скачет Вовтузенко…»)

- Для казаков Тарас – символ мужества, героизма, товарищества.

- С какими словами обращается Тарас к казакам, стараясь подбодрить их?

- Почему Тарас обращается к казакам трижды? В каких произведениях встречается такой приём? (Троекратный повтор в устной народной традиции носит характер магического заклинания. В обращении Тараса мы чувствуем намерение оградить товарищей от беды, вдохнуть в них новые силы.)

- Это выражение Тараса стало народной поговоркой, афоризмом. Как вы понимаете его смысл? (его мы произносим, когда говорим о высоком моральном духе людей.)

- Что испытывают казаки после таких слов? (Видят, что их атаман ещё бодрый, и в них самих вливаются силы.)

- То есть, слова Тараса помогают казакам вновь идти единым строем.

- Чем закончилась битва под Дубно для запорожцев, для Тараса, Остапа и Андрия?

Об этом речь впереди…

IV. Воспроизведение нового знания. Самоконтроль и самооценка полученного знания.

7. Обратимся к эпиграфу урока и вопросам, поставленным в начале урока.

- Изменилось ли ваше представление о главном герое? Можно ли Тараса Бульбу отнести к ярким, сильным личностям? Дополните его характеристику. Каким вы его увидели?

(Он отличный воин, мужественный и находчивый. Он выделяется из рядов запорожцев своей дальновидностью, знанием врага - теми качествами, которые более всего нужны казацкому атаману.) 

Сформулируйте и запишите в тетрадь характерные черты Тараса Бульбы.  
(1.Любовь к родине и ненависть к врагам; 
2.Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость; 
3.Прямота и суровость нрава; 
4.Черты полководца; 
5.Чувство товарищества.) 

Обращение к слайду 14 «Характерные черты Тараса Бульбы».

-  Моральная сила Тараса — в его несокрушимой вере в силу товарищества и в любви к своей родине. Чувство любви к родине оказывается сильнее страха смерти, именно это чувство вдохновляет Тараса Бульбу и его товарищей на подвиги.

V. Итог урока. Рефлексия.

Таким образом, Н.В. Гоголь, изображая военные события эпохи Запорожской Сечи 16 -17 веков, выдвигает личностей сильных, мужественных, самоотверженных, привыкших к сражениям, битвам и готовых защищать своё Отечество. Главная ценность таких людей – чувство веры и патриотизм.

- Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?

- Что было интересно?

- О чём заставляет задуматься повесть Гоголя?

- Сочините синквейн.

Братья по духу,

Решительные, смелые,

Сражаются, любят родину, верят,

Нет уз святее товарищества.
Патриоты.

VI. Домашнее задание.

1) Написать небольшой рассказ о запорожских казаках, включив оценку событий.

2) Перечитать последние главы повести, озаглавить их.

3) Подготовить выразительное чтение эпизодов: «Смерть Андрия», «Казнь Остапа», «Гибель Тараса Бульбы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по повести А.Платонова «Юшка». Любить «всем теплом и светом свое

Урок  по повести А.Платонова «Юшка».  тема: " Любить  «всем теплом и светом своего сердца».Воспитанию человека, добрых чувств в нем   посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юш...

Открытый урок литературы в 7 классе "Образ Тараса Бульбы в повести Гоголя"

Обобщающий урок по изучению повести Гоголя "Тарас Бульба" с элементами развития речи....

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".

На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...

Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе

Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...

Творческая мастерская на уроке литературы по повести В.Распутина «Уроки французского»

Данный материал может быть использован на уроке литературы при изучении повести В.Распутина «Уроки французского»....