Вступительный урок "Эпоха и герои: историческая основа повести «Тарас Бульба»"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Тульская Анна Гарибальдиевна

Исторический комментарий к повести представлен в виде схемы, что позволит учителю  подать материал в удобной форме, а  ученикам создать лаконичный и понятный коспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoricheskaya_osnova_taras_bulba.docx140.54 КБ
Файл istoricheskaya_osnova_taras_bulba.pptx2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Вступительный урок по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Эпоха и герои: историческая основа повести «Тарас Бульба»

Класс: 7

Цели:

          - углубить знания о жизни и творчестве Н.В. Гоголя;

          - познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба»;

          - определить идейную составляющую произведения.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение предыдущей темы

Прием «Островки»

Заполни «островки», вставив подходящие слова и словосочетания.

«Песня про (…) купца Калашникова» - это историческая __________, написанная в фольклорной традиции. Лермонтов выбирает для произведения форму _____________, чтобы добавить сюжету достоверности.

Писатель показывает суровую эпоху царя  ______________________________. Во времена его правления страна была разделена на две части - ________________________ и _____________________________. На территории ________________________находились старинные государственные учреждения, которые, по мнению ______________________________, мешали ему править. На территории________________________________ эти учреждения не имели силы. Представителей царской свиты, преданных царю и располагавшихся на этой территории, называли ____________________. Они имели полную власть на обоих уделах и особые отличия: одежду _____________________цвета и прикреплённые к седлам ___________________ головы, которые являлись символом________________________, и мётлы, которые обозначали, что всех изменников __________________из Московского государства. _________________________ были любимцами царя и могли безнаказанно совершать грабежи и убийства.

  1. Беседа

- Ребята, как вы думаете, почему во время изучения «Песни про (…)купца Калашникова»  мы сначала поговорили об исторической основе произведения?

(Для того, чтобы лучше понять авторский замысел, поступки героев и сюжет произведения в целом)

- Верно, поэтому и изучение повести «Тарас Бульба» мы тоже начнем со знакомства с эпохой, о которой писал Гоголь.

4. Краткое сообщение учеников о биографии и творчестве Н.В.Гоголя (два докладчика, реализация индивидуального домашнего задания)

1. Николай Васильевич Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали его  Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька. 

Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях — как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть).

2. Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере.

В Петербурге Гоголь пишет свои первые повести. «Вечера на хуторе близ Диканьки» вызывают всеобщее восхищение. Гоголь становится известным писателем.

Верх гоголевской фантастики — "петербургская повесть" «Нос». Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть «Тарас Бульба», запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда казаки, защищая свою суверенность, действовали цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.

Источник: http://www.ngogol.ru/bio/

  1. Работа по теме урока. Лекция учителя, исторический комментарий к повести

- Сегодня нам предстоит узнать, какая историческая основа у повести «Тарас Бульба» и кто такие запорожские казаки. Лекцию вы должны будете представить в тетради в виде схемы.

Начнем издалека. В 13 веке Монгольское нашествие привело к окончательному распаду Киевской Руси.

Середина XIII в. – монгольское нашествие  

                                 распад  Киевской Руси

Учитель показывает на карте (слайд)

Восточные земли оказались под игом ордынских ханов, а западные – под властью литовских князей.

 Середина XIII в. – монгольское нашествие  

                                 

                                 распад  Киевской Руси

Население Польши и Литвы были католиками, а большая часть Украины и Белоруссии – православными.

  1596 год          -       в Брест-Литовске заключена уния                    

                                 (т.е. объединение) православной и    

                                 католической церкви

             

                                 украинское население отказывается  

                                 принимать католичество

 

                                 поляки начали преследования тех, кто

                                           отказывался принимать унию

Из-за этих событий польских шляхтичей украинское население стало воспринимать как главных врагов. Чтобы защитить национальную независимость и вероисповедания, устраивались восстания, главной силой которых были – казаки.

Некоторые казаки жили по южным границам Московского государства, на реках Дон и Яик, а некоторые  селились на южных границах Польши, на реке Днепр. Центром последних была Запорожская Сечь. В Сечи располагалась церковь, хозяйственные постройки, жилые помещения – курени, также на ее территории действовали свои правила и законы. Таким образом Запорожская Сечь представляла собой некое «казацкое государство».

Жизнь «казацкой республики»

  • казаки сами выбирали  и сами снимали своих атаманов;
  • не признавали распоряжений польского короля;
  • самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции;
  • женщин в Сечь не пускали.

Время действия повести -  XV век. Однако события, описанные в повести, должны были происходить или в конце 16 или в первой половине 17 века.  Гоголь намеренно выбирает другой временной отрезок, так  как у него не было цели  изобразить подлинные исторические факты или реальные  исторические лица.

Идея произведения в другом - показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, настоящих патриотов, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель также подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа.

  1. Закрепление материала

Прием «Телеграмма»

На бланках телеграммы написать послание, коротко рассказав о том, что вы узнали на сегодняшнем уроке.

  1. Домашнее задание

Составить рассказ о Тарасе Бульбе по главе 1.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Историческая основа повести «Тарас Бульба»

Слайд 3

Середина XIII в. – монгольское нашествие распад Киевской Руси

Слайд 5

Середина XIII в. – монгольское нашествие распад Киевской Руси 1569 год - Литва и Польша объединились в государство Речь Посполитую 1596 год - в Брест- Литовске заключена уния (т.е. объединение) православной и католической церкви украинское население отказывается принимать католичество поляки начали преследования тех, кто отказывался принимать унию

Слайд 6

К концу XVI века масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту * в качестве своего главного врага. * Шляхта, шляхтичи – польские дворяне .

Слайд 7

конец XVI века - на Украине вспыхивают восстания. Главная сила в них - украинские казаки*. * Казаки – вольные люди, жившие в степи и не подчинявшиеся государству и его закону.

Слайд 8

Казаки жили по южным границам Московского государства, на реках Дон и Яик селились на южных границах Польши, на реке Днепр

Слайд 9

Центр днепровского казачества – Запорожская Сечь* * Называлась она так, потому что располагалась за труднопроходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев). с воеобразная «казацкая республика»

Слайд 10

Жизнь «казацкой республики» казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов; н е признавали распоряжений польского короля; с амостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции; женщин в Сечь не пускали.

Слайд 11

Время действия повести - XV век. С обытия , описанные в повести, должны были происходить или в конце 16 или в первой половине 17 века. Гоголь намеренно выбирает другой временной отрезок , так как у него не было цели изобразить подлинные исторические факты или реальные исторические лица.

Слайд 12

Идея произведения Показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

историческая основа повести Гоголя "Тарас Бульба"

презентация позволяет ввести учеников во время, описанное в произведении, лучше понять характеры героев....

Урок-конспект по теме "Историческая основа повести "Тарас Бульба", 6 класс

В данном уроке по литературе по теме "Историческая основа повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" (6 класс) содержатся цели урока, разбивка часов по творчеству Гоголя, иллюстрации к повести....

Конспект урока по теме "Историческая и фольклорная основа повести "Тарас Бульба", 6 класс

Данный конспект состоит из целей урока, методов, внутрипредметных связей, из плана урока, вопросов для обсуждения и домашнего задания...

Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Материал к уроку литературы в 7 классе по теме "История сосздания повести Н.В. Гоголя " Тарас Бульба"...

Презентация "Н.В.Гоголь.Повесть "Тарас Бульба". Историческая основа повести"

Данная презентация предназначена для изучения  в 7 классе темы "Н.В.Гоголь.Повесть "Тарас Бульба".Историческая основа повести"...