Конспект урока литературы по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Урок литературы в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_povesti_noch_pered_rozhdestvom.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Лицей  №3 имени П.А.Столыпина г. Ртищево Саратовской области»

Марютина Н.А., учитель русского языка и литературы

Литература 6 класс

Тема урока:

«Картины народной жизни в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Цель урока:

расширить представление учащихся о народных традициях и обычаях;

помочь учащимся увидеть картины народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством, проникнуть в авторский замысел;

обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя;

учиться распознавать юмористические приёмы, анализировать поступки героев;

развивать речь, мышление, творческие способности;

прививать любовь к творчеству Н.В.Гоголя, воспитывать нравственно - эстетические принципы.

Оборудование : ПК, видеофильм «Ночь перед Рождеством», презентация на ПК, иллюстрации учащихся.

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Мы продолжаем изучение повести «Ночь перед Рождеством».

Тема урока

Цель урока

  1. Вступительное слово учителя.

-Приближается один из самых весёлых и долгожданных праздников - Новый год. Но мысли о Новом годе неразрывно связаны с мыслями о Рождестве. В народной среде праздник Рождества Христова почитался как один из самых великих. С этим днём связано много традиций и обычаев.

Л.Горская

Рождество

Пусть станет чистым все и новым,

И будет на душе светло,

Недаром Рождество Христово

На землю грешную пришло.

И в этой жизни грустно-зыбкой

Хотим мы снова лучше, стать:

Врагов одаривать улыбкой

И милость бедным подавать.

Смиренным быть и Бога славить

За неземную благодать

И слабому плечо подставить,

И хворому надежду дать.

Мы братья все, и мы похожи,

Как два развернутых крыла.

Храни нас от гордыни, Боже,

От равнодушия и зла.

       III. Выступление творческой группы учащихся

( Сопровождается презентацией на ПК)

1-й ученик. «Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа».

2-й ученик. В Диканьке «песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие».

А что значит «колядовать»?

1-й у ч е н и к. На этот вопрос отвечает сам автор: «Колядовать у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками».

2-й ученик. «Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остается дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат».

1-й ученик. Накануне Рождества хозяева вносили в дом необмолоченный пшеничный сноп, который хранился со времени жатвы, и ставили на самое почетное место — под образами. Он был не только символом достатка, но и олицетворением памяти о предках, недаром в народе этот праздничный сноп называли «дидом», «дидухом», «колядой», «колядником». Такого колядника не могло быть в доме всегда пьяного кума, одного из немногих («редких») нерадивых хозяев, у которого «крыша в некоторых местах... без соломы», «плетня видны были одни остатки», «печь не топилась». К таким казакам, порочившим всю округу, колядовавшие парубки и дивчата не заходили.

2-й ученик. Своей игрой герои («дед», «баба», «коза», «цыган») из поколения в поколение передавали легенду о рождении Иисуса, ведь в то время большинство людей не знало грамоты. Таким образом представления вертепа заменяли Священное Писание.

Сообщение учащегося о Рождестве

1-й ученик. Рождество — самый светлый и радостный праздник, к которому очень тщательно готовились. Двенадцать блюд украшали любой рождественский стол, среди них обязательными были взвар и кутья, а также праздничный хлеб.

2-й у ч е н и к. Хозяин дома разбрасывал солому в комнате, а дети «блеяли», «мычали», «кукарекали»,.. Подражание домашним животным и птицам должно было обеспечить богатый приплод в наступающем году.

1-й у ч е н и к. А парубки и дивчата разучивали каждый свои колядки, ведь колядовать им приходилось раздельно. Даже рождественские символы у них были разные: колядующие парубки ходили с большой звездой, прикрепленной к шесту, а девушки — со светильником, напоминавшим месяц.

     IV. Просмотр эпизода «Колядование» видеофильма «Ночь перед Рождеством»

Слово учителя.

«Морозило сильнее, чем с утра, но зато было так тихо, что скрип мороза под сапогами слышался за полверсты…

Чудно блестит месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парнями, готовыми на все шутки и выдумки, какие только может внушать смеющаяся ночь. Месяц один только заглядывает в окна хат, как бы вызывая принаряжавшихся девушек выбежать скорее на скрипучий снег. Мороз как бы потеплел, толпы парней и девушек показались с мешками, песни зазвенели...»

(Н.В. Гоголь « Ночь перед Рождеством»)

Давайте проникнем в атмосферу кануна Рождества, представим себя в числе колядующих.

      V. Учащиеся вместе со зрителями поют колядки, частушки.

1.Приходила Коляда

Накануне Рождества.

Мы ходили , мы искали

Коляду святую

По всем дорогам, по проулочкам.

Нашли Коляду

У Школьного - то двора

2.Сею- вею, повеваю,

С Новым годом поздравляю!

Уродись, пшеничка,

На поле- снопами,

На гумне- стогами,

На столе- пирогами.

3.Ой, пол, провались,

Потолок, обвались.

На доске останемся,

С Колядкой не расстанемся.

4.Хорошо Колядка пелась,

Милые подружки,

Только что за посиделки

Без нашей частушки.

5.Чай попили, поплясали,

Что ж, хозяева устали,

Надобно домой идти,

Там гаданье провести.

     VI. Инсценирование гадания.

Вопрос. Есть ли в повести Гоголя описание гадания ?

Но гадание – неотъемлемая часть народной жизни и , конечно же, молодых девушек.

Каждая из присутствующих девушек кладёт на блюдо какую- нибудь мелкую вещь, блюдо накрывают рушником, сверху кладут кусочек хлеба с солью. Звучит песня. После песни достают предмет с блюда и вручают хозяйке. По песне узнают, какая судьба их ждёт.(Песни написаны на карточках).

1.Хлебу да соли

Долог век,

Слава!                        

Барышне нашей                    

Более того,

Слава!

Кому мы спели,

Тому добро,

Слава!

Кому вынется,

Скоро сбудется,

Слава!

Скоро сбудется,

Не минуется.

Слава!

(К богатой и счастливой жизни)

2.Катится, валится

Аржанки скирд,

Диво!

Кому эта песенка

Достанется,

Тому вынется.

Скоро сбудется,

Диво!

(Богатство и счастье)

3.  Во саду хожу, полотенце стелю.

А еще похожу — и еще постелю.

(К дороге)

4.Стоят сани снаряженные,

Знать-то сесть в сани да поехати.

(К дороге)

5.За рекой хомут,

За другой дуга:

Быть той дуге

На том хомуте.

Млада!

Кому поем, тому добро!

Правда сбудется,

Не минуется.

Млада!

(К свадьбе)

6.Катилось колечко

По бархату,

Прикотилось колечко

Ко яхонту.

Кому вынется,-

Тому сбудется,

Не минуется,

Слава!

(К свадьбе)

Надеемся, что гадание исполнится.

     VII. Анализ повести

(Сопровождается презентацией на ПК)

Слово учителя.

Вот в такой обстановке  ожидания праздника, радости, веселья живут герои Гоголя  в Диканьке. Откройте начало произведения.

Вопросы.

1. С какими героями нас знакомит автор вначале?

2. С какой целью писатель вводит в повествование образы нечистой силы?

( Начинали колядовать и славить Христа с наступлением Рождества, т.е. с появлением самой яркой звезды, символизирующей рождение Христа. Её, наверное, и пыталась украсть ведьма. Чёрт же решил украсть месяц, чтобы навредить кузнецу Вакуле)

3. Какими мы видим ведьму и чёрта?

4. Что же происходит с героями после вмешательства тёмных сил?

Эпизод «Два кума отправились в дорогу»

1.Что заставило Чуба и кума выйти в метель из дома? Почему не вернулись? Найдите строчки из текста (…его (Чуба) как будто что-то дёргало идти наперекор).

Слово учителя.

Эта черта характера – упрямство. А не тёмные ли силы толкают людей на поступки, от которых они будут страдать?

Эпизод «Оксана». Просмотр видеофильма.

1.Какой мы видим Оксану? Героиню, какой сказки А.С.Пушкина она напоминает?

Какими чертами характера наделяет её автор? Приведите примеры из текста. Сопоставьте с экранизацией.

2. Влияют ли на неё тёмные силы?

3. Приходится ли ей страдать?

5. С каким настроением мы читаем повесть? Благодаря чему создаётся такое настроение?

Слово учителя. Гоголь заставляет нас смеяться.

6. Какой смех использует автор, весёлый или злой?

Определение юмора вывешивается  на доску и записывается в тетрадь.

7. Какие эпизоды вы выделите, при чтении которых было смешно?

Эпизод «Гости Солохи».

1.Пересказ эпизода.

2. Каким способом достигается юмористический эффект?

3.Почему, на ваш взгляд, именно эти герои попадают в такую ситуацию?

 ( Зачем они явились к Солохе? О чём мечтали? А Солоха? Почему желания не исполнились? За что наказаны? – Нарушили христианские заповеди, и от жён своих явились к Солохе развлечься)

8. Тёмные силы охотились и за Вакулой. Удалось  ли чёрту заполучить его душу?

Почему? ( Вакуле помогла справиться с искушением вера, смелость, находчивость и , конечно, любовь)

9. Финал повести. Прочитайте от слов «Настало утро..»

Какими мы видим жителей Диканьки в церкви? Всё ли исполнилось, о чём они мечтали? Но почему нет грусти на лицах?

(Они понимают, что не все их желания были добрыми и честными, поэтому даже хорошо, что они не исполнились : это доказывает, что в рождественскую ночь торжествует только добро и только очищение от греха открывает дорогу к счастью)

   

VII. Обобщение.

1. Какие картины народной жизни представлены в повести? Подведите итог сказанному.

2. Слово учителя.

Поздравление с наступающим  с Новым годом и Рождеством.

Друзья! Настал и Новый год!

Забудьте старые печали,

И скорби дни, и дни забот,

И все, чем радость убивали.

Но не забудьте ясных дней,

Забав, веселий легкокрылых,

Златых часок, для сердца милых,

И старых, искренних друзей

Живите новым в Новый год,

Покиньте старые мечтанья

И всё, что счастья не даёт,

А лишь одни родит желанья!

По-прежнему в год новый сей

Любите шутки, игры, радость

И старых искренних друзей.

Друзья! Встречайте Новый год

В кругу родных, среди свободы.

Пусть он для вас , друзья, течёт,

Как детства счастливые годы!

 (Д. К. Веневитинов)

 

VIII. Домашнее задание.

Творческая работа «Рождественские и новогодние праздники. Традиции и обычаи »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы по повести И.С. Тургенева "Ася" (8 класс)

Урок обобщения и закрепления изученного материала по повести И.С. Тургенева "Ася", работа над художественным своеобразием произведения, постижение авторского замысла, подготовка к творческой работе...

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

Технологическая карта урока литературы "Удивительная повесть Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Удивительная повесть Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" по программе под редакцией Г.Меркина (в соответствии с ФГОС)....

Конспект урока литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Открытый урок литературы в 8 классе с использованием технологии критического мышления, частично-поискового метода, ИКТ-технологии...

Конспект урока литературы по повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции»

Урок знакомит с произведением современного писателя, помогает поработать над такими понятиями, как милосердие, толерантность....