Главные вкладки

    Технологическая карта урока литературы "Удивительная повесть Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"
    план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

    Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Удивительная повесть Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" по программе под редакцией Г.Меркина (в соответствии с ФГОС).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gogol_noch_pered_rozhdestvom.docx26.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока литературы в 5 А классе

    Тема урока

    Краткие сведения о Н.В.Гоголе. Удивительная повесть «Ночь перед Рождеством».

    Тип урока

    Урок открытия нового знания.

    Цель деятельности учителя

    Знакомство с некоторыми фактами биографии, оказавшими влияние на становление творческой личности писателя;

    выявление первоначальных представлений о повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

    Планируемые результаты

    Предметные:

    Извлекать информацию, представленную в художественном тексте.

    Строить рассуждения.

    Метапредметные:

    Совместно с учителем формулировать цель урока.

    Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

    Отбирать и систематизировать материал на определенную тему.

    Личностные:

    Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

    Организационная структура (сценарий) урока

    Основные этапы урока

    Деятельность учителя

    Задания, необходимые для достижения планируемых результатов

    Деятельность обучающихся

    Формируемые УУД

    Мотивация к учебной деятельности.

    Целеполагание.

    Здравствуйте! Я рада вас видеть. Очень хочу узнать, понравилось ли вам прочитанное произведение.

    Какую повесть прочитали дома? Удивились? Кто написал это удивительное произведение?

    Сегодня первый урок по изучению произведения. Как вы думаете, что надо узнать, о чем поговорить?

    Сформулируйте тему и цели урока.

    Слайды 1, 2.

    Вступают в диалог, формулируют тему и цели урока

    Л: самоопределение.

    Р: целеполагание.

    К: планирование учебного сотрудничества.

    Слово о писателе.

    Слайд 3.

    Родился Н.В.Гоголь 1 апреля 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.

    Происходил из помещиков среднего достатка. Детские годы провёл в имении родителей Васильевке, в безбедной обстановке и в родительском баловстве.

    Слайд 4.

    «Дом – не большой, но поместительный, обширный и живописный сад и пруд. Многочисленная прислуга, сытный обед, приличные экипажи и лошади» - так описывали современники обстановку усадьбы Гоголей-Яновских.

    Слайд 5.

    Родители Гоголя были небогаты, но гостеприимны. А их маленькое село  Васильевка вскоре оказалось центром общественности всего околотка. Мать Гоголя Мария Ивановна, женщина очень красивая и добрая, вспоминала: «Жизнь моя была самая спокойная; характер у меня и мужа был веселый. Мы окружены добрыми соседями». Отец писателя Василий Афанасьевич умел рассказывать занимательно, о чем бы ему ни вздумалось, и приправлял свои рассказы врожденным украинским комизмом».

    Слайд 6.

    Сам край был овеян легендами, поверьями, историческими преданиями. Рядом с Васильевкой располагалась Диканька (к которой Гоголь приурочил происхождение своих первых повестей).

    «Когда юный писатель учился в гимназии, он увлекался театром и рисованием. В гимназии мальчики завели свой театр, рисовали в нем декорации. Мастерили костюмы, разыгрывали пьесы. Гоголь был прекрасным актером, и в памяти многочисленных зрителей остались комические роли, им исполненные: няни Василисы в пьесе И.Крылова «Урок дочкам», Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль» и эпизодическая роль старика, которую Гоголь исполнял так, что зрители покатывались от хохота».

    В 1828 году гимназия окончена. Впереди – свобода, Петербург, служба.

    Дорога в Петербург из Васильевки длилась целых три недели. Иногда молодому Николаю  Васильевичу казалось, дорога через необъятные просторы России, скованные снежным панцирем, никогда не закончится.

    Жизнь в Петербурге, особенно поначалу, оказалась не такой уж сказочной.

    Собираясь со своими земляками, приготавливая украинскую пищу, вспоминая родной дом, Гоголь понемногу приспосабливается к жизни в столице. А в письмах к матери просит ее побольше писать о малороссийских обычаях, поверьях, национальных костюмах и другом.

    Мысли о родной Украине: «...здесь так занимает всех всё малороссийское» - не покидают юношу Гоголя, живущего в Петербурге.

            Урожденный Николай Васильевич Гоголь-Яновский понемногу начинает печататься в некоторых журналах.

    Слайд 7.

    «Вечера на хуторе близ Диканьки». Эту книгу, как объяснял Гоголь, писать его побудила необходимость в деньгах. Но с самого начала энтузиазм художника взяли верх над коммерческим расчетом. Да и чувствовавший себя потерянным и одиноким в холодном, негостеприимном  Петербурге, он вызывал в воображении щедрую землю Украины, купающуюся в солнечном свете, поселян, праздных людей и шутников.

    Слушают, рассматривают фотографии на слайдах.

    Л: желают приобретать новые знания

    Р: принимают познавательную цель

    П: понимают информацию, представленную в словесной, изобразительной форме

    Выявление первоначальных впечатлений.

    Какие герои вызывают у вас сочувствие, какие — смех?

    Какие эпизоды вам показались наиболее смешными?

    Как вы думаете, смех Гоголя в «Ночи перед Рождеством» злой, добродушный, ехидный, горький? Свой ответ аргументируйте.

    Делятся впечатлениями о прочитанном, высказывают свое мнение.

    К: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, учатся владеть монологической и диалогической формами речи

    Викторина по повести.

    Слайдовая презентация.

    Работа в группах.

    Л: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

    Р: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание.

    К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

    П: умение структурировать знания.

    Итог урока.

    В  сентябре  1831 года состоялась публикация первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки».  Пушкин, с которым Гоголь познакомился в мае 1831 года, объявил публике о новом, «необыкновенном для нашей литературы» явлении, угадав природу гоголевского таланта. Он увидел в писателе «настоящую веселость, искреннюю» и «чувствительность».

    Чем удивляет повесть «Ночь перед Рождеством»? Что в ней необычного?

    Народная фантастика в «Вечерах…» переплетается с реальностью, проясняет отношения между людьми, разделяя добро и зло.

    Торжество человека над злом – фольклорный мотив. А писатель наполнил его новым содержанием: он утверждал мощь и силу человеческого духа, способного обуздать темные, злые силы, которые хозяйничают в природе и вмешиваются в жизнь людей.

    Беседа.

    Самостоятельная запись вывода.

    Л: смыслообразование.

    К: умение полно и точно выражать свои мысли.

    Рефлексия

    Прием «Незаконченное предложение»

    Сегодня на уроке я узнал …

    Сегодня на уроке я научился …

    Как работали одноклассники?

    Сегодня на уроке я хочу похвалить … за …

    Л: умеют давать верную эмоциональную оценку своей  деятельности на уроке;

    стремятся к приобретению новых знаний и умений;

    К: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    Домашнее задание

    Задание по группам и индивидуально

    1 группа

    Найти фрагменты повести, где говорится о красоте Оксаны, даются детали ее портрета. Подготовить рассказ о ней.

    Какие качества характера Оксаны проявляются в эпизодах: «Оксана перед зеркалом»; «Разговор с кузнецом»; «Приход подружек»?

    Выразительное чтение по ролям от слов «Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка» до слов «...Вот все, что можно было сделать тогда наилучшего».

    2 группа

    Найти фрагменты повести, где говорится о красоте Оксаны, даются детали ее портрета. Подготовить рассказ о ней.

    Какие качества характера Оксаны проявляются в эпизодах: «Оксана перед зеркалом»; «Разговор с кузнецом»; «Приход подружек»?

    Выразительное чтение по ролям от слов «Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану...» до слов «Девушки увели с собою капризную красавицу».

    3 группа

    Записать ключевые слова, которые помогут рассказать о характере кузнеца Вакулы. Составить рассказ о герое.

    Что мы узнаем о Вакуле-художнике?

    Выразительное чтение 

    от слов «В досужее от дел время кузнец занимался малеванием...» до слов «...и с той поры черт поклялся мстить кузнецу»;

    от слов «Уже взобравшись на лестницу, запорожцы прошли первую залу» до слов «Это все, я думаю, немецкие кузнецы за самые дорогие цены делали»;

    от слов «А чья это такая размалеванная хата?» до слов «И дитя, удерживая слезинки, косилось на картину и жалось к груди своей матери».

    В повести есть несколько выразительных описаний искусства Вакулы. Присутствуют ли на картинах Вакулы детали и полутона? О чем это свидетельствует?

    4 группа

    Как изображена зимняя ночь в повести?

    Выразительное чтение эпизодов.

    В следующем фрагменте отметьте средства художественной выразительности. С какой целью они употреблены?

    Выразительное чтение от слов «Последний день перед Рождеством прошел...» до слов «Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле».

    Индивидуальное задание

    Подготовить сообщение (презентацию) об обычаях сочельника.

    Запись в дневник.

    Л: стремятся к приобретению новых знаний и умений

    П: умение делать выбор и обосновывать его.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока ФГОС по литературе 5 класс "Ночь перед Рождеством" УМК Москвин

    Представляю технологическую карту урока ФГОС. УМК Москвин, первая часть учебника к уроку литературы в 5 классе. Тема: "Ночь перед Рождеством".На мой взгляд, данный вид планирования наиболее полно...

    Технологическая карта урока русского языка по теме: «Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».

    Автор: Семенец Галина НиколаевнаМесто работы:  МБОУ СОШ № 23Должность: учитель русского языка и литературыУрок литературы в 5 Д  классе Технологическая карта урока русского языка по тем...

    технологическая карта урока "Цикл повестей Белкина. «Барышня-крестьянка».

    Урок проводится в 6 классе. Цель:познакомить учащихся с прозой А.С. Пушкина, с понятием цикла повестей, образом вымышленного рассказчика. Выявить жанровые особенности повести. Развивать умение анализи...

    Технологическая карта урока 2 класс С Новым годом и Рождеством УМК Кузовлев

    В данной технологической карте представлен материал для систематизации и активизации изученной лексики по теме "Праздники"...

    Технологическая карта урока по повести М.А.Булгакова "Собачье сердце"

    План-конспект урока по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" 9 класс...

    Технологическая карта урока по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" (урок №1)

    Технологическая карта урока по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" (урок №1) с презентацией к этому уроку и дополнительным материалом для повторения....