технологическая карта урока "Цикл повестей Белкина. «Барышня-крестьянка».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок проводится в 6 классе. Цель:познакомить учащихся с прозой А.С. Пушкина, с понятием цикла повестей, образом вымышленного рассказчика. Выявить жанровые особенности повести. Развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения. Методы работы: словесные (рассказ, беседа); наглядные (мультимедийная презентация); практические. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах. Урок актуальный, так как каждое задание требовало от обучающихся активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsikl_povestey_belkina._baryshnya-krestyanka.docx | 36.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 6 классе
Тема | Цикл повестей Белкина. «Барышня-крестьянка». | |||||
Цель | Познакомить учащихся с прозой А.С. Пушкина, с понятием цикла повестей, образа вымышленного рассказчика. Выявить жанровые особенности повести. Развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения. | |||||
Планируемый результат | Предметные умения | Формировать УУД | ||||
Знать содержание повести, уметь определять жанр произведения, выделять проблемы текста, анализировать эпизоды, проводить сравнительный анализ | Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | ||
Интерес к учению; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. | строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь | Извлекать информацию из текстов, фильма, произведений искусства уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках | |||
Основные понятия | Повесть, пейзаж, интерьер, антитеза, дворянство, крестьянин, крепостной. | |||||
Межпредметные связи | История, изобразительное искусство, музыка | |||||
Ресурсы: | Презентации « А.С.Пушкин «Повести Белкина», фонограмма оперы Римского-Корсакова « Сказка о царе Салтане». Фрагменты художественного фильма А. Сахарова «Барышня-крестьянка» | |||||
Тип урока | Интегрированный | |||||
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная | |||||
Технологии | Здоровьесберегающая,, информационные, развивающего обучения , проблемного обучения |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты |
I. Орг. момент Цель. Включение в деят-ть | Вопросы классу: Как мы будем работать на уроке? Читать-вдумчиво Писать-грамотно Слушать-внимательно Говорить внятно, доступно Создание эмоционального настроя Комментирование слайда 1 (с изображением масок) | Подготовка рабочего места к уроку Ученик читает наизусть стихотворение В.Высоцкого «Маски» | Включение в учебный процесс |
II. Мотивация к учебной деятельности Цель – определение содержательных рамок урока | В каких взаимоотношениях находятся Белкин и Пушкин? Почему, изучая творчество А.С. Пушкина, мы вдруг сталкиваемся с неизвестным Белкиным? О каком произведении мы сегодня будем говорить на уроке? Попробуйте определить, как мы будем работать сегодня на уроке? Что вы знаете о пушкинской эпохе? | Предполагают, о чем пойдет речь на уроке, какие задания будут выполнять Предполагают, что речь пойдет о повести « Барышня- крестьянка», какие вопросы могут возникнуть при обсуждении. | Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: 1. Постановка и формулирование проблемы 2. делать выводы, обобщения; |
III. Актуализа-ция и углубление изученного
Актуализация знаний о «Повестях Белкина» А.С. Пушкина Развитие умения работать в группах Развитие умения систематизировать материал Развитие логического мышления Развитие связной речи | Учитель обобщает материал и говорит о том, что
Кроме повестей, в которых в письме вашем упомянуть изволите, Иван Петрович оставил множество рукописей, которые частию у меня находятся, частию употреблены его ключницею на разные домашние потребы. Таким образом, прошлою зимой все окна ее флигеля заклеены были, кажется, первым его опытом. Они, как сказывал Иван Петрович, большею частию справедливы и слышаны им от разных особ, однако ж имена в них почти все вымышлены им самим, а названия сел и деревень заимствованы из нашего околотка, отчего и моя деревня где-то упомянута, Сие произошло не от злого какого-либо намерения, но единственно от недостатка воображения.
Контроль за ходом групповой работы | Опережающее домашнее задание 1 группы. Учащиеся зачитывают определение слов, делают краткие записи в тетрадях. Отвечают на вопросы. Ученики прогнозируют необходимость данных слов при изучении повести Составление и оформление кластера в группах | Коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют слушать и слышать друг друга; умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме; интересуются чужим мнением и высказывают свое. Познавательные УУД: 1.создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста 2.выражают смысл текста графическими средствами Регулятивные УУД: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс выполнения, четко выполняют требования поставленной задачи |
IV. Определение жанра произведения Цель – изучение теоретических понятий | Учитель предлагает самостоятельно сформулировать особенности повести как эпического жанра, основываясь на прочитанном материале. Ответив на вопросы, определите жанровые особенности повести. 1. Много ли событий происходит в жизни главного героя повести? 2. Сколько главных героев в повести при большом количестве действующих лиц? 3. Сколько в повести сюжетных линий, связанных с главным героем? 4. Меняется ли характер героя повести? 5. Могут ли повести быть лирическими, бытовыми, сатирическими, юмористическими, фантастическими, историческими и т.д.? 6. Имеет ли значение объём повести? 7. Важен ли образ повествователя?
| Ребята формулируют ответы, записывают в тетради. Зачитывают получившиеся записи Запись в тетради приобретает следующий вид: Жанровые особенности повести. 1. В повести в жизни главного героя происходит много событий. 2. В повести 1 – 2 главных героя при большом количестве действующих лиц. 3. В повести одна сюжетная линия, связанная с главным героем. 4. Характер героя не меняется. 5. Повести могут быть лирическими, бытовыми, сатирическими, юмористическими, фантастическими, историческими и т.д. 6. Объем не имеет значения: повести бывают и большими и небольшими по объёму. 7. Важен образ повествователя. | Личностные результаты: 1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям; Познавательные УУД: 1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения; 2. разграничивать основную и дополнительную информацию; 3. преобразовывать и сохранять информацию. Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности 2. Освоение способов совместной деятельности |
V. Работа по прочитанному тексту Цель – проверить знание текста, развивать монологическую речь | Беседа по тексту Кто является главной героиней повести? Почему отец назвал Лизу Бетси? - Почему так много уделено внимания взаимоотношениям Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского? - Чем был примечателен сын Берестова Алексей? Почему он оставлял неизгладимый свет в душах барышен? - Кто по происхождению все перечисленные ранее герои? −Какие картины жизни провинциального дворянства возникают при чтении повести? - А теперь самое главное: кто рассказывает читателю историю Лизы и Алексея? А.С. Пушкин? Присутствует ли он как действующее лицо? Найдите знак присутствия автора-повествователя. _ Проиллюстрируйте примерами из текста понятие «антитеза» Сравнение двух искусств - Дома вы просмотрели фильм « Барышня – крестьянка». Заметили ли вы разницу, ведь фильм – это иное искусство. Учащиеся зачитывают свои наблюдения и приходят к выводу: | Дают развёрнутые ответы на вопросы Приводят примеры антитезы из текста Муромский – Берестов Зачитывают составленные дома характеристики героев повести Учащиеся зачитывают свои наблюдения и приходят к выводу: Фильм помог оживить героев повести. Язык текста и фильма различаются. Многие эпизоды в повести отсутствуют или только упоминаются. Киноэпизоды помогают больше узнать о героях и их поступках. Работают с тестом | Личностные результаты: 1. формирование активной жизненной позиции. Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
VI. Творческая работа по тексту Цель – развивать воображение, умение обосновывать свой выбор | Музыкальная пауза Музыка Римского-Корсакова напитана красотой нашего русского края. И он, как талантливый живописец, показывая нам свои изумительные пейзажи Но самое удивительное в том, что именно под музыку Римского-Корсакова зазвучит необыкновенно чистым и вдохновенным голосом муза Пушкина.. (Прослушивание небольшого фрагмента оперы) - Какие краски использовали бы вы, рисуя это утро, рощу? - Что такое пейзаж, интерьер? | Читают отрывок из произведения – описание утра Рассказывают о том, как пейзаж помогает передать состояние Лизы перед встречей с Алексеем Самостоятельная работа по опорной карточке Определяют, какие изобразительные средства использует автор в этом отрывке Групповая работа. Опережающее задание 3 группы Ученики рассказывают (используя презентацию о художниках-пейзажистах. Групповая работа: защита рисунка (учащиеся рассказывают о своих рисунках, о выборе, о красках) Рассказывают, как выглядели барские усадьбы русских дворян, опираясь на просмотр фильма «Барышня-крестьянка». (Какая мебель украшала залы, роль в художественном произведении интерьера?)
| Коммуникативные УУД: 1. Освоение способов совместной деятельности Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
VII. Итог урока. Рефлексия Цель – зафиксировать новое содержание | - Почему повесть имеет такое название? - Кто из героев повести понравился больше всех? - Хотите ли вы познакомиться с другими повестями А. С. Пушкина? - Интересно ли было читать это произведение? Это было нормой жизни в ту эпоху?
|
Нет. Норма жизни – трагедия Владимира Дубровского
| Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |
VIII. Домашнее задание. | Подготовить пересказ встречи Берестова и Муромского(по вариантам): 1-й вариант-от лица Берестова, 2-й вариант-от лица Муромского. Творческое задание: нарисовать, каким вы представляете сарафан Акулины. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест по повести А.Пушкина "Барышня-крестьянка"
Данный тест проводится в 9 классе коррекционной школы VIII вида...
Урок внеклассного чтения в 6 классе А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Выстрел», «Барышня-крестьянка»
Урок в игровой форме помогает проверить знания учащихся произведений Пушкина, а также вспомнить факты лицейской жизни поэта, которые изучаются в школьной программе 6 класса....
Пушкин А.С. Цикл повестей Белкина. "Барышня - крестьянка".Презентация к уроку литературы в 6 классе.
Методический материал к уроку литературы ( вн.чт.) в 6 классе. Цели: - в процессе комментированного чтения ознакомить учащихся с прозой А.С. Пушкина, с понятием "цикл повестей", образом в...
Сценарий спектакля для школьного театра "Удивительные истории, рассказанные Иваном Петровичем Белкиным" (по повестям А.С. Пушкина "Барышня - крестьянка", "Метель")
Сценарий написан по повестям из пушкинского цикла "Повести Белкина", которые, как правило, очень любимы нашими учениками. Спектакли рассчитаны на аудиторию 8-9 классов, предполагают небольшую актёрску...
Проект Читательская конференция "Повести Белкина" А.С. Пушкина (по повести "Барышня-крестьянка")
Открытый урок проводился в форме читательской конференции с учащимися и их родителями. Родители тоже заранее прочитали повесть и активно участвовали на занятии. Судя по их отзывам, занятие прошл...
Технологическая карта по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"
Урок по теме "Маша Миронова - идеал А. С. Пушкина...
Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»
Технологическая карта урока составлена на основании рабочей программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...