Проект Читательская конференция "Повести Белкина" А.С. Пушкина (по повести "Барышня-крестьянка")
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Бакеева Тансылу Шарифуллиновна

Открытый урок проводился  в форме читательской конференции с учащимися и их родителями. Родители тоже заранее прочитали повесть и активно участвовали на занятии. Судя по их отзывам, занятие прошло на хорошем уровне. Все остались довольны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_chitat.konferentsii_1.docx489.71 КБ

Предварительный просмотр:

       План открытого урока внеклассного чтения –  читательской          конференции  по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Цели урока:  

- дать понятие о читательской конференции  

- продолжать работу по формированию умений продумывать прочитанное,      анализировать произведение, сопоставлять, делать выводы и  обосновывать их, излагать     и отстаивать своё мнение;

 - развивать смекалку, активность учащихся, умение выступать перед аудиторией;

 - продолжать сотрудничество с родителями;

- воспитывать чувство дружбы, добрососедства.

 Методическая цель: показать методику проведения читательской конференции.

  Ход урока:

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к повести «Барышня-крестьянка», кроссворды, вопросы по повести (на электронном носителе)

Литература.

А.С. Пушкин. Повести, романы. Библиотека отечественной классики. М. «Дрофа», 2002г.

1.    Слово учителя:

 - У нас сегодня читательская конференция.  Конференция – это такое мероприятие, когда собирается много людей (как мы с вами  сейчас), чтобы о чём-то поговорить, что-то обсудить. При этом принимают участие все, высказывают, рассказывают, спорят. У нас с вами читательская конференция. Значит, мы будем говорить о том, что прочитали, а именно о повести «Барышня-крестьянка»  из сборника «Повести Белкина» А.С. Пушкина.

 2. Знакомство с историей создания  сборника.

 (Текст на экране.  Чтение учащегося, пересказ заранее подготовленного ученика )

                   История создания сборника «Повести Белкина» А.С. Пушкина

      История создания сборника весьма любопытна. Осенней порой 1830 года А.С. Пуш-кин находился в родовом имении Болдино. Началась эпидемия болезни холера, и поэт оказался в вынужденном заточении, т.е. не мог выехать в столицу. В течение полутора месяцев Пушкиным было сочинено множество произведений. Среди них пять интерес-ных повестей, которые были объединены под общим названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

       Иван Петрович Белкин – вымышленный Пушкиным автор. Это молодой помещик, который в свободное время занимался сочинительством. Его биографию Пушкин рас-сказал в предисловии к книге.

     3.  Учитель:  До конференции каждому из вас были даны задания: прочитать повесть «Барышня-крестьянка», подготовить выступления, ответы на вопросы, выполнить рисунки.  Послушаем выступления.  (На экране рисунки учащихся).

    4.  А теперь переходим к основной части нашей конференции, к повести «Барышня-крестьянка» (на экране иллюстрация обложки книги)  

C:\Users\1\Desktop\1.Обложка повести.jpg

5.  Ответы на вопросы 1 – 4 по повести «Барышня-крестьянка».     1.Назовите главных героев повести (полностью) и прокомментируйте.

2. Как называется имение Ивана Петровича Берестова ?  (Тугилово)

3. Как называется имение Григория Ивановича Муромского? (Прилучино)

 4. Определите тему этой повести.       (О чём говорится в произведении? )

 6. Демонстрация иллюстраций № 2 – 9 и комментирование учащихся

5.C:\Users\1\Desktop\3. Акулина и Алексей в роще.jpgC:\Users\1\Desktop\9. Разоблачение Лизы.jpg9.

3.C:\Users\1\Desktop\3.Как тебя зовут, душа моя.jpgC:\Users\1\Desktop\6. Муромский падает с коня.png6

C:\Users\1\Desktop\4. Алексей удержал её за руку.png4.

 7.  Работа по содержанию повести:

  а). Чтение стр. 66 (2-ой абзац, читает Ильсур)

  О каком расстоянии между молодыми людьми говорится? ( мнения учащихся и родителей) Какое происшествие? Что произошло на следующий день? ( стр.67)

  б). Чтение стр. 68 (3-ий абзац, читает Вильнур).

 Постарайтесь вспомнить отношения между отцом и дочерью из другого произведения  А.С. Пушкина. (А.С. Пушкин. Роман «Дубровский»)  Сравните.  (Мнения учащихся и родителей)

  в). Вспомним последнее свидание Акулины и Алексея в роще. Чтение стр.71 (со слов «Однако ж…» до «говорил Алексей»

8. Ответы на вопрос 5                

 Чем заканчивается повесть?

Выборочное чтение (см. стр. 60 последний абзац, чтение и комментирование)

Почему Алексей называет два имени – Лиза и Акулина?

Что помогло счастью Алексея и Лизы?

9. Ответ на вопрос 6          

 Определите основную мысль произведения

(Проводится  воспитательная работа:  С соседями нужно жить дружно)

Ответы на вопросы  7 – 9 .

  Вспомните роман А.С.Пушкина «Дубровский»    

- Что общего в сюжетах этих произведений? Что различает?

- Почему Дубровский и Троекуров не смогли  вернуть дружбу?

- Почему Берестов и Муромский смогли подружиться и даже стать родственниками?         

10.  Отгадывание кроссворда   (по пунктам 12 – 13 проводится воспитательная работа: вопрос о женитьбе детей;  верность данному слову)

                                                                              КРОССВОРД

1 П

2

   О

3 В

4

   Е

5

   С

6

   Т

7

   И

8

   Б

9

   Е

10

   Л

11

   К

12

   И

13

   Н

14

   А

 1.Автор сборника «Повести Белкина»    

 2. Жил в имении Прилучино

 3. Название повести из сборника            

 4. Жил в имении Тугилово

 5. 2-ое слово в названии повести          

 6 – 7. Название повести

 8 – 9. Названия повестей                              

 10. Дочь Муромского

 11. Этим именем называла себя Лиза при встречах с Алексеем

12. Отец обещал сделать сына………., если он не женится на Елизавете

13. Дать слово – это ……….

14. Акулина быстро выучилась…………..

 11. Подведение итогов конференции

  а).  Почему было увлекательно читать повесть «Барышня-крестьянка»?

  б). Что особенно понравилось в повести? Что полезен и интересен  урок?

  в). У кого появилось желание прочитать остальные повести из сборника?

  г). Смысл названия повести. Почему она так названа?

   12. Учитель. Закрывая конференцию, выражаю благодарность всем гостям    

      и учащимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Презентация внеклассного урока "Наш Пушкин"(к 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)

Методическая разработка внеклассного урока "Наш Пушкин" (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России....

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова

Цель Научно-исследовательского  проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...

Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...

Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)

Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов.        Для его проведения ...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...