Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

 

 

 

Задачи  урока:
  • изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литературном процессе  и творческом  пути  писателя.  
  • обучение  анализу  лирического  стихотворения ,который  поможет  ученикам  понять  жизненную  позицию  поэта, объективный  смысл  произведения, а  также поставит  школьника  перед  необходимостью  выбора собственной  позиции  и  умения  ее  обосновать.
  • активизация  воображения, эмоций , мышления  учащихся, направленная  на  углубление  восприятия  поэтического  текста и  повышение  уровня  литературного  развития  школьника.
  • развитие  активно – деятельностных  форм  обучения : электронное  сопровождение  урока  в  виде  презентаций.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin_v_priyutino.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по  литературе  в  9  классе.

Любовная  лирика  А. С. Пушкина.

А.С. Пушкин  и  Анна  Оленина.                          Задачи  урока:

- изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литературном процессе  и творческом  пути  писателя.  

- обучение  анализу  лирического  стихотворения ,который  поможет  ученикам  понять  жизненную  позицию  поэта, объективный  смысл  произведения, а  также поставит  школьника  перед  необходимостью  выбора собственной  позиции  и  умения  ее  обосновать.

- активизация  воображения, эмоций , мышления  учащихся, направленная  на  углубление  восприятия  поэтического  текста и  повышение  уровня  литературного  развития  школьника.

- развитие  активно – деятельностных  форм  обучения : электронное  сопровождение  урока  в  виде  презентаций.

Оборудование:  ноутбук, проектор, экран, раздаточный  материал, диск  с  презентациями  учащихся.

Тип  урока : урок  изучения  нового  материала

                        Ход  урока.

1.Организационный   момент.

2.Заочная  экскурсия   в  музей – усадьбу  Олениных  Приютино.

   Выступления  учащихся  и  просмотр   презентаций , созданных  учениками  по  материалам  учебной  экскурсии  в  усадьбу  семьи  Олениных.

« Дача  есть  слово  очаровательное  для  петербургского  жителя, и  время  переселения  на  дачи  составляет  важную  эпоху  для  многих  семейств, которые  без  малейшей  склонности  к  деревенской  жизни, даже  без  достаточных  на  это  средств, почитают  себя  обязательными  иметь  за  городом  дачу,  где  им  можно  было  бы отдохнуть  и  угостить  приятеля  сельским  обедом,» -  так  писал  о  дачах  петербуржцев   И.И.Пушкарев  в  книге   «Описание  Санкт – Петербурга  и  уездных  городов  С.-Петербургской  губернии»  в  1841 г.

3.  А.С.Пушкин  в  Приютине.

а) Знакомство  с  Аннет  Олениной.

О  жизни  в  доме   Олениных  в  1828  году  сохранилось  немало  свидетельств: дневник  Анны  Олениной, письма  П.А.Вяземского, пометы  Пушкина  в  рабочей  тетради , наконец,  его  стихотворения.  

Пушкин, Грибоедов, Вяземский, польский  поэт  Мицкевич, композитор  Глинка, крупный  ученый  П.Л. Шиллинг  вместе  с   младшим  сыном  Олениных  составили  небольшую  компанию, которая  съезжалась  в  Приютино.  В  нее  вошли  также  князь  Сергей  Голицын , Николай  Дмитриевич  Киселев.

20  мая  1828  года , в  первое  же  воскресенье  после  переезда  Олениных  на дачу, ее  посетили  Пушкин , Вяземский, Мицкевич.В  этот  день  Анна  в  разговоре  с  Пушкиным, вместо  принятого  в  светской  беседе обращения  на  «вы», нечаянно  обратилась  к  нему  на  «ты», что  послужило  поводом  к  написанию  стихотворения «Ты  и  Вы».

На  следующий  день  после  поездки  в  Приютино  Вяземский  отправил  друзьям  записку  с  предложением  всей  компанией  провести  где – нибудь  прощальный  пикник, поскольку  часть  ее  должна  была  в  самое  ближайшее  время  покинуть  Петербург.

Был  выбран Кронштадт,  куда приятели  отправились 25 мая. В  морское путешествие  отправились  также  Алексей  и Анна  Оленины. Через  день ,27 мая  Пушкин  навестил  Олениных  в  Приютине  и  отдал  Анне  стихи  «Ты и Вы», которыми он  откликнулся  на ее  оговорку. В  один из приездов  к  Олениным  он  передает  Анне  стихи  « Ее  глаза».

Внимание  к  девушке  поэта , его  ухаживания  Вяземский  расценил  однозначно: «Пушкин  думает  и хочет  дать  думать  ей  и  другим, что  он  в  нее  влюблен».После  поездки  20  мая  в  Приютино  писал  жене, что  встретил  там  и  Пушкина  «со  своими  любовными  гримасами».

В  июньские  дни шумная  и  беспокойная  компания – Вяземский ,Грибоедов, Киселев  и  Алексей  Оленин – покинула  Петербург , и  Пушкин    перестал  бывать  в  Приютине. Поведение  Пушкина  заставляло  девушку  думать  о  его  готовности  просить  ее  руки, однако  ее  отношение  к  подобному  намерению  поэта  было  явно  отрицательным  и  выразилось  в  ответе  Ивану  Андреевичу  Крылову : «уверена ,  что  вы  не  пожелаете , чтоб  я вышла  за  Краевского  или  за  Пушкина».

б) Воспоминания  о  Пушкине.

П. А.  Вяземский .21 мая 1828г.

«Вчера  ездил  я  с  Мицкевичем  вечером  к  Олениным в  деревню  в  Приютино ,  верст  за  17.  Там  нашли  мы  и  Пушкина  со  своими  любовными  гримасами.  Деревня  довольно  мила… Но зато  комары  делают  из  этого  места  сущий  ад…  Пушкин  был  весь  в  прыщах и  , осаждаемый  комарами, нежно  восклицал : сладко.»

В.А. Соллогуб. Воспоминания.

« С  тех  пор  ,  как  я  себя  помню , я  помню  себя  в  доме  Олениных  ,  с которыми  мы  считались  в  родстве…   у  него ( Оленина) я  в  первый  раз  видел  Пушкина  , влюбленного  в  дочь  Оленина  и  написавшего  для  нее ,  как  известно , несколько  стихотворений…  (Пушкин) не  вмешивался  в  наши  игры  и  всегда  хранил  в  обществе  некоторую  официальную  серьезность,  подобающую  достоинству  первого  русского  поэта».

А.А. Оленина. 13  августа 1828г.

« В  субботу ( 11  августа)  были  мои  рождения. Мне  минуло  21 год!  Боже , как  я  стара, но  что  же  делать.  У  нас  было много  гостей,  мы  играли  в  бары, разбегались  и  после  много  пели. Пушкин  или  Red  Rover ( Красный  корсар. Так  назван  роман Ф. Купера), как  я  прозвала  его,  был  по  обыкновению  у  нас.  Он  влюблен  в  Закревскую  и  все  об  ней  толкует , чтоб  заставить  меня  ревновать, но при  том  тихим  голосом  прибавляет  мне  нежности.»

Ф. Г. Солнцев. Моя  жизнь.

« У  А. Н.Оленина  нередко  бывал  Александр  Сергеевич  Пушкин, которому  ,  видимо ,  очень  нравилось  общество  Алексея  Николаевича. Он  даже  сватался  за  Анну  Алексеевну  и  ей   посвятил  одно  или  два  прелестных  стихотворения. Однако  же  брак  этот  не  состоялся,  так  как  против  него  была  Елизавета  Марковна. По  этому  случаю  Пушкин говорил,  что  недаром  же  ему  светила    луна  с левой  стороны  , когда  он  приезжал  в  Приютино».

4. Анализ  лирических  стихотворений  А.С. Пушкина , посвященных  А. Олениной. ( Стихотворения  читают  заранее   подготовленные ученики . Текст  стихотворений изображается  на экране).

Многие  поэты  - посетители  дома  Олениных – воспели  девушку  в  своих  стихотворениях:  Н.И. Гнедич,  П.А. Вяземский, И.И. Козлов, А.Мейендорф, А. С. Пушкин.

                                А.С. Пушкин.

                                   Ее  глаза.

Она  мила – скажу  меж  нами –

Придворных  витязей  гроза ,

И  можно  с  южными  звездами

Сравнить ,особенно  стихами,

Ее  черкесские  глаза.

Она  владеет  ими  смело,

Они горят  огня  живей;

Но , сам  признайся , то  ли  дело

Глаза  Олениной  моей!

Какой  задумчивый  в  них  гений,

И сколько  детской  простоты,

И  сколько  томных  выражений,

И  сколько  неги  и  мечты!..

Потупит  их  с  улыбкой  Леля-

В  них  скромных  граций  торжество;

Поднимет -  ангел  Рафаэля

Так  созерцает  божество.

Это  стихотворение  появилось  в  ответ  на  стихотворение  Вяземского, воспевшего 5 мая 1828г. Глаза  петербургской  красавицы фрейлины  А.О.Россет.  В  один  из приездов  к  Олениным  Пушкин  вручил  свои  стихи  Анне  Олениной.

                        А.С. Пушкин.

                       20 мая  1828 г.

Пустое  вы  сердечным  ты

Она  обмолвясь  заменила,

И  все  счастливые  мечты

В  душе  влюбленной  возбудила.

Пред  ней  задумчиво  стою;

Свести  очей  с  нее  нет  силы;

И  говорю  ей :  как  вы  милы !

И  мыслю  :  как  тебя  люблю!

                    А.С.Пушкин.

                9  мая 1828. Море. Оленина. Дау.

Увы!  Язык  любви  болтливый,

Язык  неполный  и  простой,

Своею  прозой  нерадивой

Тебе  докучен , ангел  мой.

Но  сладок  уху  милой  девы

Честолюбивый  Аполлон.

Ей  милы  мерные  напевы,

Ей  сладок  рифмы  гордый  звон.

Тебя  страшит  любви  признанье,

Письмо  любви  ты  разорвешь,

Но  стихотворное  посланье  

С  улыбкой  нежною  прочтешь.

Благословен  же  будь отныне

Судьбою  вверенный  мне  дар.

Доселе  в жизненной  пустыне,  

Во  мне  питая  сердца  жар,

Мне  навлекал  одно  гоненье,

Иль  лицемерную  хулу,

Иль  клевету ,  иль  заточенье,

И  редко  хладную  хвалу.

Появление  этих  строк ,  по – видимому, было  вызвано  каким – то  разговором ( объяснением  в  любви ?)  во  время  путешествия  9  мая  в  Кронштадт.

                         А.С. Пушкин

                             1828г.

Вы  избалованы природой;

Она  пристрастна к  вам  была,

И  наша  страстная  хвала

Вам  кажется  докучной  модой.

Вы  сами  знаете  давно,

Что  вас  хвалить  не  мудрено,

Что  ваши  взоры -  сердцу  жалы,

Что  ваши  ножки  очень  малы,

Что  вы  чувствительны,  остры,

Что  вы  умны  ,  что  вы  добры,

Что  можно  вас  любить  сердечно,

Но  вы  не  знаете  ,конечно,

Что  и  болтливая  молва

Порою  правды  не  умалит,

Что  иногда  и  сердце  хвалит,

Хоть  и  кружится  голова.

11  августа ( день  рождения  А. Олениной) Пушкин  наблюдал , как  девушка  «обращается»  в  молодыми  людьми. Ей  нравилась пустая  услужливость  кавалеров. Пушкин  разочарован  в  той, которую  полюбил, но  которая  проявила  к  нему  полное  равнодушие.

                               А.С. Пушкин. 1828г.

Город  пышный, город  бедный,

Дух  неволи , стройный  вид,

Свод  небес  зелено – бледный,

Скука, холод  и  гранит –

Все  же  мне  вас  жаль  немножко,

Потому  что  здесь  порой

Ходит  маленькая  ножка,

Вьется  локон  золотой.

В  осенние  дни  1828  года  в  рабочей  тетради  поэта ,  на  листках  с  черновиками  «Полтавы»  появляются  анаграммы  фамилии  девушки: «Aninelo» ( Оленина), «Olenine», «Annette», «Annette  Pouchkine»,  « АП» (т.е. Анна  Пушкина). Последняя  запись  зачеркнута.

                          А.С. Пушкин.  1829г.

Прощальное  стихотворение  поэта  Анне  Олениной.

Я  вас  любил :  любовь еще  ,быть  может,

В  душе  моей  угасла  не  совсем ;

Но  пусть  она  вас  больше  не  тревожит;

Я  не  хочу  печалить  вас  ничем.

Я  вас  любил  безмолвно, безнадежно,

То  робостью, то ревностью  томим;

Я  вас  любил  так  искренно , так  нежно.

Как  дай  вам  бог  любимой  быть  другим.

Анализ  лирических  стихотворений  проводится  по  примерному  плану , который находится  у  учащихся  на  партах  и  с  которым  они  уже  работали  на  других  уроках.

Примерный  план  анализа  лирического  стихотворения.

1.Запишите  первое  впечатление и первое  ощущение  от  стихотворения ( стихотворение  необходимо  прочитать  вслух).

2.Обратите  внимание  на  дату  написания  стихотворения  и  соотнесите  с  фактами  биографии  поэта.

3.Определите  по  лексике  стихотворения  ОБРАЗ  ПОЭТА : какие чувства  владеют  им, какие  мысли  занимают  его,  каково  его  действие  или  бездействие.

4.По  лексике  стихотворения  определите  образ  мира, который  окружает  поэта: краски, звуки, запахи, предметы, персонажи, внешние  очертания  этого   мира.

5.Обратите  внимание  на  характер  поэтических  метафор , поскольку  именно  в  метафорах  раскрывается  мировоззрение  и  мироощущение  поэта.

6.Определите , как  развиваются  основные  темы  стихотворения ( или  основная  тема  стихотворения)  в  композиции стихотворения.

7.Особенности  интонации стихотворения , его  ритмы  и  звучание. Как  изменяется  ( если  изменяется) ритм , интонации  стихотворения от  начала  к  финалу, как  они  связаны  с  душевным  состоянием  поэта.

8.Рассмотрите  стихотворение  в  контексте  творчества  поэта  в  хронологическом  порядке. Какие  мотивы  и  темы  развиваются  в  этом  стихотворении  и  как  они  связаны  с  предыдущими  и  с  последующими  стихами  поэта.

9.Найдите  возможность  сопоставить   анализируемое  стихотворение  со  стихотворениями  других  поэтов на ту  же  тему  или  того  же жанра.

10. Найдите  возможность  использовать  цитаты  из  критических  и  литературоведческих  статей  об  анализируемом  стихотворении  или  о  творчестве  поэта.

11.Особенности  синтаксиса  и  грамматики.

12. Выразите  свою  точку  зрения  о  поэте  или  об  анализируемом  стихотворении.

Пункты  плана 8, 9, 10  будут  подробно  рассматриваться  на  втором  уроке  по  лирике А.С. Пушкина!

Во  время  анализа  лирических стихотворений ученики  заполняют  таблицу, которая  потом будет  использована для написания  сочинения.

Название стихотворения, год  написания

Образ  поэта

Образ  мира

Образ  возлюбленной

1.

2.

3.

4.

5.

6.

5.Итог  урока  и  домашнее задание.

В  ходе  анализа  лирических  стихотворений , посвященных  А.Олениной, учащиеся  приходят к  выводам:

- благородство  и гуманность  любовной  лирики  Пушкина , не  исключающее  ее  трагизма.

- сила  чувств , трагизм  переживаний, ревность, нежность, любовь  и  недоверие выражено  в  стихах  поэта, посвященных  А. Олениной.

- чувство  любви , переживаемое  поэтом, развивается  по  восходящей , потом  угасает, успокаивается, появляется  чувство  разочарования  возлюбленной, Пушкин  желает  своей  любимой счастья  и любви.

Домашнее  задание  по  группам:

1 группа – подборка  стихотворений А.С. Пушкина о  любви  раннего периода творчества, выразительное  чтение  стихотворений

2 группа – стихотворения Н.И.Гнедича, посвященные  Анне  Олениной ( Н.И.Гнедич – близкий  друг семьи  Олениных), выразительное чтение  стихотворений.

3 группа – любовная  лирика А.С. Пушкина  позднего  периода  творчества, выразительное  чтение  стихотворений.

4 группа – анализ  литературно - критической  статьи В.Г. Белинского. Статья пятая. Взгляд  на  русскую  критику. (Пафос  поэзии  Пушкина).Выписать  15  тезисов, характеризующих поэзию  Пушкина.

Все  задания  выполняются  в  форме  презентаций   с  возможностью  изображения  текстов  на  большом  экране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Презентация внеклассного урока "Наш Пушкин"(к 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)

Методическая разработка внеклассного урока "Наш Пушкин" (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России....

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова

Цель Научно-исследовательского  проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...

Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)

Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов.        Для его проведения ...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...


 

Комментарии

Данная разработка предлагается учителям, работающим в школе, для проведения открытого урока по литературе.