«А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» - 9 класс
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_otkrytyy_urok.docx | 31.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема урока: «А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» - 9 класс
Цели урока:
- обзор первых двух этапов жизненного и творческого пути А.С.Пушкина;
- определить место творчества А.С.Пушкина и восприятие его современным читателем;
- знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года
Задачи урока:
Образовательные:
- подвести первый предварительный итог тем знаниям, полученным при изучении творчества А.С.Пушкина в предыдущих классах (5-8 классах);
- работа с синквейном по теме «Мой Пушкин»;
Развивающие:
- способствовать развитию монологической речи (выступать с сообщениями на литературную тему);
- способствовать развитию выразительного чтения художественных текстов произведений А.С.Пушкина;
- способствовать развитию творческой инициативы; развитию памяти и воображения;
Воспитательные:
- воспитывать такие качества, как усидчивость, работоспособность, самостоятельность;
- воспитывать и развивать коммуникативную культуру;
- воспитывать положительное отношение к учебной деятельности;
Формы и методы работы: рассказ учителя, беседа по вопросам, устное сообщение (сжатое) учащихся по теме урока, письменный ответ на проблемный вопрос (синквейн), подбор и обобщение дополнительного материала о биографии А.С.Пушкина с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, реализация межпредметных связей с музыкой (метод деятельности - частично-поисковый).
Планируемые результаты:
Предметные.
Уметь определять этапы (первые два) жизненного пути, связанные с творчеством А.С.Пушкина; строить аргументированные высказывания о творчестве поэта, выразительно читать наизусть, отвечать на вопросы по теме урока.
Метапредметные.
Понимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи самостоятельно, под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его выполнения.
Личностные.
Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способ действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку.
План урока.
- Организационный момент. Включение в учебную деятельность.
- Актуализация ранее полученных знаний.
1.Вступительное слово учителя.
III. Постановка цели и определение темы урока.
IV. Работа по теме урока.
1.Просмотор видео эпизода из фильма Л.Парфенова «Живой Пушкин» («Москва – родина поэта»). Первый этап в жизни А.С.Пушкина.
2.Работа с синквейном «Мой Пушкин» :
- А.С.Пушкин.
- Какой он?- три определения.
- Моё любимое произведение поэта.
- Актуальна ли поэзия А.С.Пушкина сейчас?
- Подбери лексический синоним: А.С.Пушкин – кто он?1
V. Проверка домашнего задания.
1.Устные сообщения по теме «Мой Пушкин»
2.Презентация «Лицейские друзья».
3.Чтение отрывков из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года.
4.Лицей – второй этап в жизни и творчестве великого поэта.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Оборудование урока: портреты А.С.Пушкина художников Е.А.Устинова, Э.Х.Насибулина, репродукция с портрета В.Тропинина, портреты поэта и иллюстрации к его произведениям, созданные руками школьников; Г.Свиридов «Военный марш» из повести А.С.Пушкина «Метель»; Л.Парфенов «Живой Пушкин» (научно-популярный фильм: эпизод «Москва – родина поэта);
Литература: И.В.Золотарева, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание. Москва, «Вако», 2011.
Ход урока:
- Организационный момент. Включение в учебную деятельность.
Приветствуем друг друга.
Проверяем готовность к уроку: наличие учебных принадлежностей, отмечаем отсутствующих.
Оформляем доску: число, тема урока.
- Актуализация ранее полученных знаний.
1.Вступительное слово учителя.
Учитель: На протяжении нескольких лет в 5, 6, 7, 8 классах вы обращались к творчеству А.С.Пушкина. За эти годы побывали во многих музеях С-Петербурга, связанных с именем поэта, попутешествовали по Пушкинским местам Гатчинского района, в мае 2012 года посетили Пушкинские Горы в Псковской области: Михайловское, Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь. И, конечно, у вас уже могло появится своё отношение к личности и творчеству великого русского поэта.
И неслучайно поэтому ваше домашнее задание к уроку – устное сообщение «Мой Пушкин».
Итак, мы вступаем в завершающий этап изучения творчества А.С.Пушкина, который расширит ваши знания о его биографии, познакомит с новыми для вас поэтическими творениями поэта, «самым задушевным» произведением романом в стихах «Евгений Онегин».
- Постановка цели и определение темы урока.
Известные литературоведы давно определили четкие этапы в жизни и творчестве А.С.Пушкина. А сегодня нам предстоит: а) определить и вспомнить первые два периода; б) определить ваше отношение к великому поэту; в) познакомится со стихотворением А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года.
- Работа по теме урока.
1.Просмотор видео эпизода из фильма Л.Парфенова «Живой Пушкин» («Москва – родина поэта»).
Чтобы определить первый этап в жизни поэта, предлагаю вам посмотреть нам фрагмент из фильма Л.Парфенова «Живой Пушкин».
(Эпизод фильма рассказывает нам о Москве: родине поэта, его родителях, о его верном слуге Никите Козлове. Эмоционально воспринимается учащимися фрагмент фильма, который рассказывает о том, как маленький артист, очень похожий внешне на маленького Пушкина, карабкается на колокольню Ивана Великого в Кремле с Н.Козловым).
Учитель (шутит): Спасибо хроникерам XIX века, которые сохранили драгоценные моменты из детства будущего великого поэта.
Ученик: В то время еще не было телевидения. Это только маленький артист.
Учитель: Вы совершенно правы. Этот фильм создал замечательный журналист Леонид Парфенов, где он показал свое видение поэта. А просмотренный фрагмент фильма определил первый временной период в жизни Пушкина:
- 1799 – 19 октября 1811г.г.: Москва, родители, семья, сестра и брат, бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, няня Арина Родионовна.
2.Работа с синквейном по теме «Мой Пушкин» :
Сегодня вы видите на уроке очень большое количество портретов А.С.Пушкина. И у каждого художника он свой, неповторимый. Вот и вы сейчас попытаетесь с помощью синквейна рассказать мне о «своём» Пушкине.
Вы будете работа самостоятельно, под музыку замечательного русского композитора Г.Свиридова. Выбор музыкального фрагмента не случаен: это «Военный марш» к повести Пушкина «Метель», который музыкально иллюстрирует победное завершение Отечественной войны 1812года, 200-летие которого мы отмечаем в этом году. Помните: «Между тем война со славою была окончена, полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу, музыка играла. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские слова. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове Отечество! Как сладки были слезы свидания!»
Учащиеся получают карточку, в которой четыре вопроса:
- Пушкин А.С.
- Какой он?- ответить с помощью трёх прилагательных.
Варианты ответов учащихся (получены на уроке): одаренный, яркий, чувственный, храбрый, внимательный, великий, вечный, знаменитый, интересный, вечнородный, близкий, выдающийся, вспыльчивый, талантливый, благородный, добрый, умный, серьёзный;
- Моё любимое произведение поэта.
Варианты ответов учащихся (получены на уроке): «Руслан и Людмила», «Выстрел», «Повести Белкина», «Барышня-крестьянка», уже «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский».
- Актуальна поэзия Пушкина сейчас?
Варианты ответов учащихся (получены на уроке): а) Да, поэзия актуальна. Вы кого из учащихся не спросите, все его знают и любят; б) Да. Пушкин писал простым языком обо всех понятных вещах, которые и до сих пор волнуют читателей – любовь, верность, жизнь…; в) Да. Его поэзия толкает на добрые поступки, так как несет в себе и добро, и мораль; г) По сути, произведения Пушкина дают истинное наслаждение современному читателю; д) Я даже не могу представить, чтобы с нами было, если бы не было Пушкина.
- Подбери лексический синоним.
(Учитель объясняет, что многие выдающиеся поэты и писатели определили личность поэта, как «Солнце русской поэзии» (Ф.Одоевский), «Светоч», «дивный гений» (М.Ю.Лермонтов), «Наше все» (А.Григорьев), «Соловей» (А.Дельвиг), «Волшебник Пушкин»(М.Горький).
Варианты ответов учащихся (получены на уроке): Гений, Евгений Онегин, Путеводная звезда в литературном мире, Орел, парящий в недосягаемой высоте, «Наше всё», «Солнце русской поэзии», Друг.
Ответы на все вопросы школьники читают вслух, тем самым создается образ поэта в восприятии современного читателя.
- Проверка домашнего задания:
- Устные сообщения по теме «Мой Пушкин»
Учащиеся рассказывают приготовленные дома сообщения «Мой Пушкин».
2. Презентация «Лицейские друзья».
Группой школьников была подготовлена к уроку презентация «Лицейские друзья», которая представила нам И.И.Пущина, К.В.Кюхельбекера, А.А.Дельвига, А. М. Горчакова.
3.Чтение отрывков из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года.
«Шесть лет уединения навеки сроднили их»: звучат отрывки из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года, посвященные лицеистам (наизусть), которые обращены к товарищам-лицеистам, показанным в презентации:
«…Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село…».
И.И.Пущин:
«…И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил…».
В.К.Кюхельбекер:
«…Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты...
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?...»
А.А.Дельвиг:
«…Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил…».
А.М.Горчаков:
«…Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись…».
«…пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О, сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!...»
Определен следующий этап в жизни и творчестве А.С.Пушкина:
2. 19 октября 1811 –июнь 1817 года: Лицей, годы учебы, преподаватели, друзья, первый поэтический успех – признание, становление А.С.Пушкина как поэта.
Именно об этом рассказывает представленная учителем презентация «Императорский Царскосельский Лицей. 200лет». Просмотр каждой страницы сопровождается комментарием учителя и учеников:
- Историческая лестница, на которой, если остановиться и прислушаться, можно услышать шаги многих выдающихся людей XIX века: А.С.Пушкина и его лицейских друзей и товарищей, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского;
- Большой зал, где произошли самые значимые события в жизни 1 выпуска Лицея: 19 октября 1811 года – торжественное открытие учебного заведения, январь 1815 года – переводные экзамены в присутствии поэта Г.Р.Державина, первое общественное призвание Пушкина.
- Учебный класс с тридцатью конторками, где постегали учебные предметы со своими педагогами.
- Комната под номером 14, «маленькая келья» поэта.
Школьники не раз бывали в Музее-Лицее, поэтому приняли в просмотре презентации живое участие.
- Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Подводя итог уроку, хотелось у вас, ребята, узнать, что нового узнали на сегодняшнем занятии?
После окончания Лицея 19 октября становится в жизни его воспитанников священным, который они всегда вспоминают и стараются праздновать. А.С.Пушкин неоднократно писал стихотворения, посвященные этой дате.
Домашнее задание: найти стихотворные посвящения, посвященные 19 октября, прокомментировать одно из них (на выбор).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9 класса: игра «Звёздный час» по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Знаете ли вы Пушкина?»
Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование интереса к личности поэта на материале литературной ...
Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.
Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....
Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.
Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....
Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.
Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина....
Игровой тренинг "О дружбе и друзьях" для 1 класса
Игровой тренинг "О дружбе и друзьях"...
Диспут о дружбе и друзьях в 9 классе
Цели: - выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; - способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной дея...