Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9 класса: игра «Звёздный час» по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Знаете ли вы Пушкина?»
методическая разработка (9 класс)
Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование интереса к личности поэта на материале литературной игры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
внеклассного мероприятия по литературе
Игра «Звёздный час» по творчеству А.С. Пушкина на тему:
«Знаете ли вы Пушкина?» для учащихся 9 класса.
Автор: Татаренкова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Нижняя Быковка м.р. Кошкинский Самарской области.
Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование интереса к личности поэта на материале литературной игры.
Цель игры: повышение интереса к творчеству А.С. Пушкина.
Задачи:
- выявить уровень знаний о жизни и творчестве А. С. Пушкина;
- повысить интерес к личности поэта, его творчеству;
- развивать читательский вкус;
- воспитание эстетических чувств;
- развить творческие способности.
Оборудование:
- медиапроектор;
- ноутбук;
- презентация;
- таблички с цифрами 1,2, 3, 4, 5, 6;
- звёздочки.
Ход игры.
- Выход ведущего и его приветствие.
Презентация. Слайды № 1-2
- Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада приветствовать вас на нашей игре «Звёздный час», которую мы посвящаем великому русскому поэту – А.С. Пушкину.
«Мы читать тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт».
А. Плещеев
А теперь встречайте игроков.
Ведущий называет игроков.
Слайд №3
Начинаем игру.
Итак, I тур и первая тема: «Они говорили об А. С. Пушкине…»
Слайды № 4-15
Ведущий:
- Перед вами портреты поэтов и писателей, которые в своё время говорили о Пушкине:
- 1 - Г.Р. Державин
- 2 - А.С. Грибоедов
- 3 - В.А. Жуковский
- 4 - В.Г. Белинский
- 5 - Н.В. Гоголь
- 6 - А.М. Горький
1. Кто из этих великих людей сказал о Пушкине: «Он у нас начало всех начал»? (6 - А.М. Горький)
2. Кто из этих великих поэтов, обратившись к министру просвещения, говорившему о Пушкине, о его дальнейшем жизненном пути, живо воскликнул: «Оставьте его поэтом»?
(1 - Г. Р. Державин)
3. Именно он после прочтения поэмы «Руслан и Людмила» прислал А. С. Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя».
(3 - В. А. Жуковский)
4. «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет…» Кому из великих людей принадлежат эти слова?
(5 – Н.В. Гоголь)
5. Кто автор слов: «Поэзия Пушкина словно красота человеческих глаз, оживленных чувством и мыслью. Отнимите у них оживляющие их чувство и мысль – они станут только красивыми, но уже не божественно-прекрасными глазами»?
(4 – В.Г. Белинский)
Вторая тема: «Друзья А.С. Пушкина».
Слайды № 16-27
- Перед вами портреты друзей А.С. Пушкина:
- 1 – А. Дельвиг
- 2. – К.Ф. Рылеев
- 3 – П.Я. Чаадаев
- 4 – В. Кюхельбекер
- 5 – Н.Н. Раевский
- 6 – И.И. Пущин
- Кому адресовано послание, начинающееся словами:
«Любви, надежды тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…»
(3 – П.Я. Чаадаев)
- О нём А.С. Пушкин сказал:
«Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил…»
(6 – И.И. Пущин)
- О ком из своих друзей Пушкин писал так:
«Дай, руку……, что ты спишь
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой лежишь,
Латынью усыплённый».
- А. Дельвиг)
- Он – сын известного генерала наполеоновских войн. Пушкин познакомился с ним у Чаадаева, ближе сошлись в Петербурге, а потом вместе путешествовали по Кавказу и Крыму. Ему Пушкин посвятил свою поэму «Кавказский пленник».
(5 – Н.Н. Раевский)
- Декабрист, поэт, один из самых близких лицейских друзей А. С. Пушкина. «Мой брат по Музе, по судьбе», - так писал он о своём друге. Его имя Пушкин упоминает во многих произведениях. Смерть Пушкина настолько огорчила его, что он навсегда лишился вдохновения.
(4 – В. Кюхельбекер)
Третья тема: «Женщины А.С. Пушкина».
Слайды № 28-39
-Перед вами портреты женщин А.С. Пушкина, которым он посвящал стихи:
- 1 - Н.Н. Гончарова
- 2 – А.П. Керн
- 3 – М.Н. Волконская
- 4 – А. Родионовна
- 5 – А.А. Оленина
- 6 – Е.К. Воронцова
- Дочь героя войны 1812 года, жена декабриста, за которым последовала в Сибирь. Ей посвятил Пушкин поэму «Полтава», о ней упоминает в «Евгении Онегине», к ней же обращено стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла …»
О ней написаны и эти строчки:
«Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к её ногам».
(3 – М.Н. Волконская)
- Встречи с ней запечатлены Пушкиным в одном из лучших его стихотворений – «Я помню чудное мгновенье».
(2 – А.П. Керн)
- Ей, доброй нянюшке своей, посвятил поэт проникновенные строчки:
«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня…»
(4 – А. Родионовна)
- Когда ей было 16 лет, вся Москва заговорила о ней как о необыкновенной «романтической» красавице.
К ней обращено стихотворение:
«Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…». Именно о ней поэт написал: «Тебя мне ниспослал, тебя моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец».
(1 – Н.Н. Гончарова)
- Женщина, которую Пушкин любил особенно горячей любовью. Это о ней сказал он в стихотворении "К морю": «Могучей страстью очарован, У берегов остался я…»
Ради неё отказался он от бегства морем за границу – из ссылки. Все любовные стихотворения, написанные в Михайловском в 1824 году и в первые месяцы 1825 года, обращены к ней, в том числе "Ненастный день потух..." – с удивительной по силе выразительности концовкой: «Никто её любви небесной не достоин.
Не правда ль: ты одна... ты плачешь... я спокоен…»
(6 – Е.К. Воронцова)
Четвертая тема: «Где жил и бывал А.С. Пушкин?»
Слайды № 40-51
- Перед нами фотографии и репродукции с видами мест, где бывал А. С. Пушкин:
- 1 – г. Москва
- 2 – г. Санкт-Петербург
- 3 – Царское Село
- 4 – г. Бахчисарай
- 5 – с. Михайловское
- 6 – с. Болдино
- Сюда А.С. Пушкин приезжал в разное время, всего восемь раз. По- разному он воспринимал красоты и своеобразие природы этого удивительного уголка, по- разному понимал его жизнь. Этому уголку посвятил стихотворение «Вновь я посетил» и о нём написал такие строчки в стихотворении «Деревня»:
«Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца».
(5 – с. Михайловское)
- Здесь складывалось его вольнолюбивое мировоззрение, росла дружба с товарищами, здесь Пушкин стал поэтом. На всю жизнь у поэта сохранилась особая нежность к этому месту:
«Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам ………….»
-Что?
(3 – Царское Село)
- В пушкинское время – небольшое татарское селение, где единственно примечательным был заброшенный ханский дворец. По–татарски это слово обозначает «дворец садов». Внутри дворца есть «фонтан слёз», которому Пушкин посвятил такие строчки:
«Фонтан любви, фонтан живой!
Принёс я в дар тебе две розы…»
(4 – г. Бахчисарай)
- Родина Пушкина, город, где прошло его детство, где поэт получил первые впечатления, где на всю жизнь подружился с книгами. Это город, в котором поэт прожил около трети всей жизни. Поэт горячо любил этот город и писал о нём:
«…… как много в этом звуке
для сердца милого слилось,
Как много в нём отозвалось!»
(1 – г. Москва)
- Окончив лицей, Пушкин три года своей юности провёл в этом городе. Во многих произведениях: и в романе «Евгений Онегин», и в поэмах «Домик в Коломне», «Медный всадник», в повестях «Египетские ночи», «Пиковая дама», «Арап Петра Великого» - поэт рассказал об этом городе, о его жизни, о людях:
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид!»
(2 – г. Санкт-Петербург)
- II тур. Первая тема: «Узнай произведение А.С. Пушкина».
Слайды № 52-58
- А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
(«Анчар»)
- Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
(«Деревня»)
- Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
(«Мадонна»)
- Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
(«К морю»)
- Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
(«19 октября 1825 г.»)
Вторая тема: «Жанры».
Слайды № 59-64
- К какому жанру вы отнесли бы стихотворения «К Чаадаеву», «И.И.Пущину», «В Сибирь»?
(Послание)
- Определите жанр отрывка:
«Полу – милорд, полу – купец,
Полу – мудрец, полу – невежда,
Полу – подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец».
(Эпиграмма (на графа Воронцова)
- «Погасло дневное светило», «Вновь я посетил», «Безумных лет угасшее веселье», «Рдеет облаков летучая гряда». Во всех этих произведениях звучат и грусть, и жалоба, и размышления о жизни, о судьбе. Определите их жанр.
(Элегия)
- «Поэту» - это стихотворение состоит из 14 стихов, по строгой схеме:
два четверостишия, два трёхстишия. Вывод, как правило, заключён в последних двух строчках.
Что это за жанр?
(Сонет)
- А этот отрывок из стихотворения «Вольность», определите его жанр.
«Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок…»
(Ода)
Третья тема: «Композиторы».
Слайды № 65-76
- Перед нами портреты композиторов, написавших музыку к произведениям А.С. Пушкина:
- 1 – М.И. Глинка
- 2 – А.П. Бородин
- 3 – М.П. Мусоргский
- 4 – П.И. Чайковский
- 5 – Н.А. Римский-Корсаков
- 6 – Г.В. Свиридов
- Кто из композиторов написал музыку на стихи
«Рдеет облаков летучая гряда»?
(5 – Н.А. Римский-Корсаков)
- Всем известно стихотворение А.С.Пушкина
«Я помню чудное мгновенье».
А какой композитор написал к нему музыку?
(1 - М.И. Глинка)
- Расцвет творчества этого композитора ознаменовала опера «Евгений Онегин». К последнему периоду жизни композитора относится создание наиболее трагического произведения «Пиковая дама».
(4 – П.И. Чайковский)
- Этот композитор создал музыку к стихотворениям «Зимняя дорога», «Няне», но всемирную известность принесла ему музыка к повести «Метель».
(6 – Г.В. Свиридов)
- Опера «Борис Годунов» имела для этого композитора особое значение: она явилась итогом почти десятилетнего периода его творчества. И одновременно – началом высокого расцвета его могучего, самобытного таланта, подарившего русской культуре многие гениальные произведения.
(3 – М.П. Мусоргский)
- III тур «Литературная дуэль».
Слайды № 77-78
- Итак, в финале в игре остались два участника (называем их имена). Между ними состоится литературная дуэль.
- Перед вами сборник под названием «Повести Белкина», в который входит 5 повестей.
Задание: за 1 минуту вспомните героев из этих произведений. Выигрывает тот, кто напишет больше слов.
- Подведение итогов.
Определение победителя. Его «звёздный час» настал. Ученик-победитель произносит речь.
Использованная литература.
- Благой Д. Творческий путь Пушкина (1826 – 1830). М., 1967.
- Гиматдинова, С.А. «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» [Текст] / Литература в школе: научно-методический журнал. – Издатель ООО «Редакция журнала «Уроки литературы»». – М., 2005, №7.
- Керн, А.П. Воспоминания о Пушкине [Текст] / А.П. Керн. – М.: Советская Россия, 1987. – 414 с.
- Кузнецова, Т.А. Любовная лирика А.С. Пушкина [Текст] / Литература в школе: научно-методический журнал. – Издатель ООО «Редакция журнала «Уроки литературы»». – М., 2006, №4.
- Соловей, Т.Г. «И меж пелен оставила свирель…». Образ няни в стихотворениях Пушкина и иллюстрациях Палеха [Текст] / Литература в школе: научно-методический журнал. – Издатель ООО «Редакция журнала «Уроки литературы»». – М., 2007, №9.
- Федотов Г.П. Певец империи и свободы // Пушкин в русской философской критике: Конец XIX – первая половина ХХ вв. М., 1990.
- Интернет-ресурсы:
- http://nsportal.ru/ap/literaturnoe-tvorchestvo/library/slovo-ob-pushkine.
- http://www.claw.ru/a-litra/005.htm.
- http://ru.wikipedia.org.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 10 класса “ Победа! Славная Победа!”
Урок памяти разработан в сотвествии с требованиями ФГОС ООО. Цели мероприятия: воспитание чувства патриотизма у подростков, формирование чувства долга, благода...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 8-9 классов "Литературно-лингвистическая игра"
Данная игра проводится с целью развивать познавательные интересы учащихся, их творческие способности, внимание, воображение. А также поддерживать интерес к изучению русского языка и литературы....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 7 классов: "Знатоки литературы"
Метод.разработка...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для 5 класса игра "Брейн-ринг"
метод.разработка...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе в 8 классе «ДЕТЕКТИВЫ И Я»
Данная разработка мероприятия позволит вам увлекательно провести время с любимыми героями детективов....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Знаете ли вы Пушкина?» для учащихся 9 класса.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе«Знаете ли вы Пушкина?» для учащихся 9 класса Цель: повышение интереса к творчеству А.С. Пушкина.З...