Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9 класса: игра «Звёздный час» по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Знаете ли вы Пушкина?»
методическая разработка (9 класс)

Татаренкова Наталья Викторовна

 

Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование  интереса к личности поэта на материале литературной игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

внеклассного мероприятия по литературе

Игра «Звёздный час» по творчеству А.С. Пушкина на тему:

 «Знаете ли вы Пушкина?» для учащихся 9 класса.

Автор:  Татаренкова Наталья Викторовна,  учитель русского языка и литературы        ГБОУ СОШ с. Нижняя Быковка   м.р. Кошкинский Самарской области.

Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование  интереса к личности поэта на материале литературной игры.

Цель игры: повышение интереса к творчеству А.С. Пушкина.

Задачи:

  • выявить уровень знаний о жизни и творчестве А. С. Пушкина;
  • повысить интерес к личности поэта, его творчеству;
  • развивать читательский вкус;
  • воспитание эстетических чувств;
  • развить творческие способности.

Оборудование:

  • медиапроектор;
  • ноутбук;
  • презентация;
  • таблички с цифрами 1,2, 3, 4, 5, 6;
  • звёздочки.

Ход игры.

  1. Выход ведущего и его приветствие.

 Презентация. Слайды № 1-2

- Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада приветствовать вас на нашей игре «Звёздный час», которую мы посвящаем великому русскому поэту – А.С. Пушкину.

«Мы читать тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк; но в памяти народной

Ты не умрёшь, возлюбленный поэт».

      А. Плещеев

 А теперь встречайте игроков.

 Ведущий называет игроков.

Слайд №3

Начинаем игру.

Итак, I тур и первая тема: «Они говорили об А. С. Пушкине…»

Слайды № 4-15

Ведущий:

-  Перед вами портреты поэтов и писателей, которые в своё время говорили о Пушкине:

  • 1 - Г.Р. Державин
  • 2 - А.С. Грибоедов
  • 3 - В.А. Жуковский
  • 4 - В.Г. Белинский
  • 5 - Н.В. Гоголь
  • 6 - А.М. Горький

1. Кто из этих великих людей сказал о Пушкине: «Он у нас начало всех начал»?   (6 - А.М. Горький)

2. Кто из этих великих поэтов, обратившись к министру просвещения, говорившему о Пушкине, о его дальнейшем жизненном пути, живо воскликнул: «Оставьте его поэтом»?

(1 - Г. Р. Державин)

3.  Именно он после прочтения поэмы «Руслан и Людмила» прислал А. С. Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя».

(3 - В. А. Жуковский)

4. «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет…» Кому из великих людей принадлежат эти слова?

(5 – Н.В. Гоголь)

 5. Кто автор слов: «Поэзия Пушкина словно красота человеческих глаз, оживленных чувством и мыслью. Отнимите у них оживляющие их чувство и мысль – они станут только красивыми, но уже не божественно-прекрасными глазами»?

(4 – В.Г. Белинский)

Вторая тема: «Друзья А.С. Пушкина».

Слайды № 16-27

- Перед вами портреты друзей А.С. Пушкина:

  • 1 – А. Дельвиг
  • 2. – К.Ф. Рылеев
  • 3 – П.Я. Чаадаев
  • 4 – В. Кюхельбекер
  • 5 – Н.Н. Раевский
  • 6 – И.И. Пущин

  1. Кому адресовано послание, начинающееся словами:

«Любви, надежды тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман…»

(3 – П.Я. Чаадаев)

  1. О нём А.С. Пушкин сказал:

«Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил…»

(6 – И.И. Пущин)

  1. О ком из своих друзей Пушкин писал так:

 «Дай, руку……, что ты спишь

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой лежишь,

Латынью усыплённый».

  1.  А. Дельвиг)

  1.  Он – сын известного генерала наполеоновских войн. Пушкин познакомился с ним у Чаадаева, ближе сошлись в Петербурге, а потом вместе путешествовали по Кавказу и Крыму. Ему Пушкин посвятил свою поэму «Кавказский пленник».

(5 – Н.Н. Раевский)

  1. Декабрист, поэт, один из самых близких лицейских друзей  А. С. Пушкина.  «Мой брат по Музе, по судьбе», - так писал он о своём друге. Его имя Пушкин упоминает во многих произведениях. Смерть Пушкина настолько огорчила его, что он навсегда лишился вдохновения.

(4 – В. Кюхельбекер)

Третья тема: «Женщины А.С. Пушкина».

Слайды № 28-39

-Перед вами портреты женщин А.С. Пушкина, которым он посвящал стихи:

  • 1 - Н.Н. Гончарова
  • 2 – А.П. Керн
  • 3 – М.Н. Волконская
  • 4 – А. Родионовна
  • 5 – А.А. Оленина
  • 6 – Е.К. Воронцова

  1.  Дочь героя войны 1812 года, жена декабриста, за которым последовала в Сибирь. Ей посвятил Пушкин поэму «Полтава», о ней упоминает в «Евгении Онегине», к ней же обращено стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла …»

О ней написаны и эти строчки:

«Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к её ногам».

     (3 – М.Н. Волконская)

  1. Встречи с ней запечатлены Пушкиным в одном из лучших его стихотворений – «Я помню чудное мгновенье».

           (2 – А.П. Керн)

  1. Ей, доброй нянюшке своей, посвятил поэт проникновенные строчки:

«Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня…»

(4 – А. Родионовна)

  1. Когда ей было 16 лет, вся Москва заговорила о ней как о необыкновенной «романтической» красавице.

К ней обращено стихотворение:

 «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…». Именно о ней поэт написал: «Тебя мне ниспослал, тебя моя Мадонна,

                Чистейшей прелести чистейший образец».

(1 – Н.Н. Гончарова)

  1. Женщина, которую Пушкин любил особенно горячей любовью. Это о ней сказал он в стихотворении "К морю": «Могучей страстью очарован, У берегов остался я…»

Ради неё отказался он от бегства морем за границу – из ссылки. Все любовные стихотворения, написанные в Михайловском в 1824 году и в первые месяцы 1825 года, обращены к ней, в том числе "Ненастный день потух..." – с удивительной по силе выразительности концовкой: «Никто её любви небесной не достоин.

              Не правда ль: ты одна... ты плачешь... я спокоен…»

        (6 – Е.К. Воронцова)

Четвертая тема: «Где жил и бывал А.С. Пушкин?»

Слайды № 40-51

- Перед нами фотографии и репродукции с видами мест, где бывал А. С. Пушкин:

  • 1 – г. Москва
  • 2 – г. Санкт-Петербург
  • 3 – Царское Село
  • 4 – г. Бахчисарай
  • 5 – с. Михайловское
  • 6 – с. Болдино

  1. Сюда А.С. Пушкин приезжал в разное время, всего восемь раз. По- разному он воспринимал красоты и своеобразие природы этого удивительного уголка, по- разному понимал его жизнь. Этому уголку посвятил стихотворение «Вновь я посетил» и о нём написал такие строчки в стихотворении «Деревня»:

«Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца».

(5 – с. Михайловское)

  1. Здесь складывалось его вольнолюбивое мировоззрение, росла дружба с товарищами, здесь Пушкин стал поэтом. На всю жизнь у поэта сохранилась особая нежность к этому месту:

«Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам ………….»

-Что?

(3 – Царское Село)

  1. В пушкинское время – небольшое татарское селение, где единственно примечательным был заброшенный ханский дворец. По–татарски это слово обозначает «дворец садов». Внутри дворца есть «фонтан слёз», которому Пушкин посвятил такие строчки:

 «Фонтан любви, фонтан живой!

Принёс я в дар тебе две розы…»

(4 – г. Бахчисарай)

  1. Родина Пушкина, город, где прошло его детство, где поэт получил первые впечатления, где на всю жизнь подружился с книгами. Это город, в котором поэт прожил около трети всей жизни. Поэт горячо любил этот город и писал о нём:

 «…… как много в этом звуке

для сердца милого слилось,

Как много в нём отозвалось!»

(1 – г. Москва)

  1. Окончив лицей, Пушкин три года своей юности провёл в этом городе. Во многих произведениях: и в романе «Евгений Онегин», и в поэмах «Домик в Коломне», «Медный всадник», в повестях «Египетские ночи», «Пиковая дама», «Арап Петра Великого» - поэт рассказал об этом городе, о его жизни, о людях:

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид!»

(2 – г. Санкт-Петербург)

  1.  II тур. Первая тема: «Узнай произведение А.С. Пушкина».

Слайды № 52-58

  1. А царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

         И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

(«Анчар»)

  1. Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И Рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством Свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

(«Деревня»)

  1. Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

(«Мадонна»)

  1.  Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

    («К морю»)

  1. Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

(«19 октября 1825 г.»)

Вторая тема: «Жанры».

Слайды № 59-64

  1. К какому жанру вы отнесли бы стихотворения «К Чаадаеву», «И.И.Пущину», «В Сибирь»?

(Послание)

  1. Определите жанр отрывка:

«Полу – милорд, полу – купец,

Полу – мудрец, полу – невежда,

Полу – подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец».

(Эпиграмма (на графа Воронцова)

  1.  «Погасло дневное светило», «Вновь я посетил», «Безумных лет угасшее веселье», «Рдеет облаков летучая гряда».                                       Во всех этих произведениях звучат и грусть, и жалоба, и размышления о жизни, о судьбе. Определите их жанр.

(Элегия)

  1. «Поэту» - это стихотворение состоит из 14 стихов, по строгой схеме:

два четверостишия, два трёхстишия. Вывод, как правило, заключён в последних двух строчках.

Что это за жанр?

(Сонет)

  1. А этот отрывок из стихотворения «Вольность», определите его жанр.

«Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок…»

(Ода)

Третья тема: «Композиторы».

Слайды № 65-76

- Перед нами портреты композиторов, написавших музыку к произведениям А.С. Пушкина:

  • 1 – М.И. Глинка
  • 2 – А.П. Бородин
  • 3 – М.П. Мусоргский
  • 4 – П.И. Чайковский
  • 5 – Н.А. Римский-Корсаков
  • 6 – Г.В. Свиридов

  1. Кто из композиторов написал музыку на стихи

«Рдеет облаков летучая гряда»?

(5 – Н.А. Римский-Корсаков)

  1. Всем известно стихотворение А.С.Пушкина

 «Я помню чудное мгновенье».

А какой композитор написал к нему музыку?

(1 - М.И. Глинка)

  1. Расцвет творчества этого композитора ознаменовала опера «Евгений Онегин». К последнему периоду жизни композитора относится создание наиболее трагического произведения «Пиковая дама».

(4 – П.И. Чайковский)

  1. Этот композитор создал музыку к стихотворениям «Зимняя дорога», «Няне», но всемирную известность принесла ему музыка к повести «Метель».

(6 – Г.В. Свиридов)

  1. Опера «Борис Годунов» имела для этого композитора особое значение: она явилась итогом почти десятилетнего периода его творчества. И одновременно – началом высокого расцвета его могучего, самобытного таланта, подарившего русской культуре многие гениальные произведения.

(3 – М.П. Мусоргский)

  1.   III тур «Литературная дуэль».

          Слайды № 77-78

- Итак, в финале в игре остались два участника (называем их имена). Между ними состоится литературная дуэль.

- Перед вами сборник под названием «Повести Белкина», в который входит 5 повестей.

Задание: за 1 минуту вспомните героев из этих произведений. Выигрывает тот, кто напишет больше слов.

  1. Подведение итогов.

    Определение победителя. Его «звёздный час» настал. Ученик-победитель произносит речь.

Использованная литература.

  1. Благой Д. Творческий путь Пушкина (1826 – 1830). М., 1967.
  2. Гиматдинова, С.А. «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» [Текст] / Литература в школе: научно-методический журнал. – Издатель ООО «Редакция журнала «Уроки литературы»». – М., 2005, №7.
  3. Керн, А.П. Воспоминания о Пушкине [Текст] / А.П. Керн. – М.: Советская Россия, 1987. – 414 с.
  4. Кузнецова, Т.А. Любовная лирика А.С. Пушкина [Текст] / Литература в школе: научно-методический журнал. – Издатель ООО «Редакция журнала «Уроки литературы»». – М., 2006, №4.
  5. Соловей, Т.Г. «И меж пелен оставила свирель…». Образ няни в стихотворениях Пушкина и иллюстрациях Палеха [Текст] / Литература в школе: научно-методический журнал. – Издатель ООО «Редакция журнала «Уроки литературы»». – М., 2007, №9.
  6. Федотов Г.П. Певец империи и свободы // Пушкин в русской философской критике: Конец XIX – первая половина ХХ вв. М., 1990.
  7. Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 10 класса “ Победа! Славная Победа!”

Урок памяти  разработан в сотвествии с  требованиями  ФГОС ООО. Цели  мероприятия:  воспитание  чувства патриотизма у подростков, формирование чувства долга, благода...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 8-9 классов "Литературно-лингвистическая игра"

Данная игра проводится с целью развивать познавательные интересы учащихся, их творческие способности, внимание, воображение. А также поддерживать интерес к изучению русского языка и литературы....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе в 8 классе «ДЕТЕКТИВЫ И Я»

Данная разработка  мероприятия позволит вам увлекательно провести время с любимыми  героями детективов....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Знаете ли вы Пушкина?» для учащихся 9 класса.

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе«Знаете ли вы Пушкина?» для учащихся 9 класса   ​Цель: повышение интереса к творчеству А.С. Пушкина.З...