Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 7 классов: "Знатоки литературы"
методическая разработка по литературе

Золотцева Елена Игоревна

Метод.разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное профессиональное образовательное учреждение «Хоровое училище имени М.И.Глинки» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 7 классов: "Знатоки литературы"

 

Выполнила:

Преподаватель русского языка и литературы

Золотцева Елена Игоревна

Санкт-Петербург

2021

Цели:

Образовательные:

- закрепить и углубить знания, полученные в процессе изучения русского языка и литературы;

-пополнять и обогащать словарный запас,

-формировать и развивать культуру речи;

- формировать умение говорить, слушать и понимать устную речь;

- развивать навыки устного выступления.

Развивающие:

- вырабатывать у обучающихся интерес к чтению, к поиску новой информации;

- развивать навыки внимательного, вдумчивого чтения;

- развивать речевые способности;

- способствовать укреплению памяти и развитию внимания;

- формировать логическое мышление. 

Воспитательные:

-повысить мотивацию и интерес к изучению предмета;

- прививать навыки культуры поведения;

- прививать любовь к чтению художественной литературы.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, наглядный материал (портреты писателей и поэтов, зарисовки к художественным произведениям), аудио с музыкальным сопровождением

Ход мероприятия.

Книга – учитель, книга - наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.
(В. Боков)

  Педагог: Дорогие ребята, сегодня мы собрались, чтобы поучаствовать в литературном соревновании  и определить «знатоки» литературы, получить удовольствие от совместно проведённого времени, пообщаться и узнать что-то новое и интересное.

Нас с вами ждут литературные «соревнования», по итогам которых победителей ждут грамоты и приз. В добрый путь!

1.Литературная разминка.

Ответьте на вопросы по русскому языку и литературе

  1. Фамилия известного автора-составителя словаря? (В. И. Даль)
  2. Каких звуков больше в русском языке? (согласных)
  3. Слова одинаковые по звучанию, но разные по значению? (омонимы)
  4. Как звали братьев-монахов, которые в 9 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мефодий)
  5. Что означает фразеологизм «ахиллесова пята»? (слабое место.)
  6. Как называются по отношению друг к другу слова «слабый» и «сильный»? (антонимы)
  7. Буквами какой азбуки являются «аз», «буки», «веди»? (кириллицы)
  8. Сколько склонений в русском языке? (три)
  9. Как изменяются наречия? (не изменяются)
  10. Какой звук обозначает «Ь»? (не обозначает звука)

2. «А знаешь ли ты…?»

Проверь правильность значения фразеологизма

1. Голова как решето. С вниманием и интересом слушать.

2. Потерять голову. Стать спокойнее, собранее.

3. Вешать нос. Не обращать внимания на то, что говорят.

4. Зарубить на носу. Растеряться от волнения.

5. Клевать носом. Ничего не делая, бездельничая.

6. Взять себя в руки. Замолчать, перестать говорить, болтать.

7. Сложа руки. Задремать на мгновение.

8. Навострить уши. Огорчаться.

9. Пропустить мимо ушей. Забывчивость.

10. Ушки на макушке. Сильный дождь, ливень.

11. Лететь стрелой. Бежать очень быстро.

12. Льет как из ведра. Готов к неожиданному, внимателен.

13. Сел в галошу. Оказался в смешном положении.

3. «Пословица — это зеркало народа»

Найди ошибки в пословицах и замени их.

  • Делу-время, потехе-минута.
  • Одна голова хорошо, а две – некрасиво.
  • Не спеши руками, торопись делом.
  • Слива от яблони недалеко падает.
  • Деньгами горю не поможешь.
  • Ученье - свет, а неученье - мрак.
  • От скуки бери лопату в руки
  • Дареному коню в глаза не глядят
  • Баба с возу – кобыле сено
  • Всяк кулик свое болото хвалит
  • Мороз невелик, да сидеть не велит

4.  « В стране произведений»

Назовите автора, из чьего произведения взято описание, и назовите произведение.

«Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая».

(И.С. Тургенев «Бирюк»).

 «Светлица была убрана во вкусе того времени… Все было чисто вымазано цветною глиною. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружье, хитро отделанный рог для пороху, золотая уздечка для коня. Окна в светлице были маленькие, с тусклыми стеклами. Вокруг окон и дверей были красные отводы».

(Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»).

"…Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений…"

(Л.Н.Толстой  «Детство»)

"Вдруг оба генерала…начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздались визг и оханье; один…откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их”.("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М.Е. Салтыков-Щедрин)

"Грубые скотоводы стояли вокруг него на коленях, и старый Пенруф пробормотал дрогнувшим голосом: "Лучше бы у меня пропало 20 быков!” Я взял Снапа на руки, .. погладил по голове. Он слегка заворчал, как видно на прощанье, лизнул мне руку и умолк навсегда”. ("Снап” Э. Сетон-Томпсон)

"И вдруг он разорвал себе грудь руками и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, ярче солнца, … что тьма разлетелась от света его…” ("Старуха Изергиль” М. Горький)

"Я раз слушал его: ну, покамест говорил об…вавилонянах – ещё ничего, а как добрались до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар…! Сбежал с кафедры и … хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне”. ("Ревизор” Н.В. Гоголь)

"И корова уныло молчала, потому что была…покорна жизни… и своей нужде в сыне, который ещё не вырос, чтобы она могла оставить его, и …она глядела во тьму большими налитыми глазами и не могла ими заплакать, чтобы обессилить себя и своё горе”.("Корова” А. Платонов)

5. «Знатоки»

Каждой команде предлагаются 10 вопросов, кто больше ответит за 1 минуту, тот и победит. Если ответа нет, то нужно говорить – дальше.

1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).

2.Крупное стихотворное произведение. (Поэма).

3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).

4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).

5. Автор рассказа «Лошадиная фамилия». (А. П. Чехов).

6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).

7. Какими словами начинается сказка А.С.Пушкина «О царе Салтане…»?

(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)

8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:

И. Репин или В. Васнецов? (И. Е. Репин.)

9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов?

(Хамелеон).

  1. Продолжи фразу из стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»: «…но нельзя верить, чтобы такой язык….(не был дан  Великому народу»)

6. «Соедини-ка»

Перед вами два столбика. Все слова тем или иным образом связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом - его автор; или название поделено на части. Задача участников: "связать” слова и на листочках в столбик записать верные ответы.

Ершов

Травка

ямб

Капитанская

«Кладовая солнца»

Астафьев

Виктор Петрович

дети

дочка

Красный нос

"Левша”

нищий

Пеппи

А. Линдгрен

подземелья

"Конёк-горбунок”

мороз

Длинный чулок

"Малыш и Карлсон”

былина

принц

Н.Лесков

Салтыков-Щедрин

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

легенда

Размер стиха

Илья Муромец

Данко

7. «Пантомима»

Покажи произведение.

«Из школьных сочинений Михаила Генина».

- Ломоносов был „первым русским университетом“, который впоследствии окончили студенты многих стран.
- … и тогда на борьбу с Гулливером поднялись все лилипуты — от мала до велика! 
- …Только встретив Пятницу, а потом и дикарей, Робинзон с ужасом понял, что остров необитаем.

- Иногда Очумелов думал так же, как все помещики, иногда — головой. 
- … Желая приучить внука к самостоятельности, дед Каширин пустил его по миру.

- Домашняя работа не волк, в лес не убежит.

Учитель задаёт вопрос ученику:

- Кто в произведении И.С. Тургенева «Муму» не умел говорить?

- Лодка.

- Ответ неверный, Герасим.

- Подождите… А что, лодка говорила?

8. «Как много знаю я стихов?»

Выдолжны продолжить или закончить его.

1.

Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой.
(…Мой грустный товарищ, махая крылом, 
Кровавую пищу клюёт за окном)

("Узник” А.С. Пушкин)

2.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
(…Душа обязана трудиться,
И день, и ночь, и день, и ночь)

("Не позволяй…” Н. Заболоцкий)

3.

Белеет парус одинокий, 
В тумане моря голубом!
(…Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?)

( "Парус” М.Ю. Лермонтов)

4.

«Раз в крещенский вечерок….» (девушки гадали)

(В.А.Жуковский, баллада «Светлана»)

5.

Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный – 
(…Пора, красавица, проснись.)

("Зимнее утро” А.С. Пушкин)

6.

«Погиб поэт,……» (невольник чести. Пал оклеветанный молвой» М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»)

7. «А вы, друзья, как ни садитесь,……

        (Все в музыканты не годитесь»  И.А.Крылов «Квартет»)

9. Подведение итогов

 «Главное - не победа, а участие»

Жюри объявляет победителей, вручает им призы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для учащихся 5 - 6 классов "Математический поезд"

Данное мероприятие можно провести в рамках недели математики для учащихся 5-6 классов. Содержит несколько станций: "Математическая", "Март", "Олимпийская" ....

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Веселые старты» для учащихся начальной школы

Методическая разработка внеклассного мероприятия«Веселые старты»для учащихся начальной школыпо предмету: «Физическая культура»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии для учащихся 5 класса Игра по станциям «В поисках сокровищ»

Методическая разработкавнеклассного мероприятия по географии для учащихся 5 классаИгра по станциям «В поисках сокровищ»(в рамках недели географии)Основная цель игры – развитие кругоз...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии для учащихся 7-8 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии для 7-8 классов«Зоологический марафон» Мероприятие ориентировано на учащихся 7-8 классов;Время проведения: ориентировочно ...