Главные вкладки

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 8-9 классов "Литературно-лингвистическая игра"
    методическая разработка по литературе (8, 9 класс) по теме

    Макарова Татьяна Васильевна

    Данная игра проводится с целью развивать познавательные интересы учащихся, их творческие способности, внимание, воображение. А также поддерживать интерес к изучению русского языка и литературы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе

    Литературно-лингвистическая игра для учащихся 8-9 классов

    Цель игры: 1. Развивать познавательные интересы учащихся, поддерживать интерес к изучению русского языка и литературы.

                           2. Развивать творческие способности учащихся, внимание, воображение.

                           3. Пробудить интерес к русскому языку и литературе.

                           4. Выявить объём знаний учащихся по русской и зарубежной литературе, по лексике и грамматике русского языка.

    Ход игры

    1. Распределение учащихся по командам (з команды по 8 человек).
    2. Выборы капитана.
    3. Оглашение правил игры.

    Игра начнётся с небольшой разминки, состоящей из трёх

    вопросов. За правильный ответ на 1-й вопрос команда получает 1 балл, на 2-й – 2 балла, на 3-й – 3 балла.

              Последующие вопросы будут постепенно усложняться, и, следовательно, будут расти баллы, которые команды получат за правильные ответы.

              Кроме того, командам будет предложен «чёрный ящик», содержимое которого команды должны угадать.

              Право первой отвечать на вопрос получает та команда, которая первой поднимет плакат с номером команды. (Номер команды определится жеребьёвкой.)

    Разминка: 1. Какой известный всем герой не считал бедой то, что в голове его опилки?

                          2. Из какого произведения А.П.Чехова эти фамилии: Жеребчиков, Жеребковский, Лошадинский, Кобылянский, Конченко, Тройкин, Уздечкин…?

                          3. Что объединяет этих писателей: Гоголь, Лесков, Некрасов, Рубцов, Гумилёв?

    Задание 1. Как назывался первый, дошедший до нас, летописный источник древнерусской литературы?

    Задание 2. Вспомнить два произведения, в названиях которых содержатся какие-либо родственные отношения.

    Задание 3. Вспомнить трёх писателей, имеющих одинаковую фамилию.

    Задание 4. Назвать фамилии четырёх известных авторов, имеющих имя Михаил.

    Задание 5. Вспомнить пять произведений, названия которых содержат указание на определённый город.

    Задание 6. Как правильно сказать:

    тортЫ – тОрты, красИвее – красивЕе, с бантАми – с бАнтами, звонИт – звОнит, бАлуется – балУется.

    Задание 7. Назвать шесть произведений, в которых есть указание на всевозможные титулы, звания, социальную принадлежность. (Титул – почётное звание, унаследованное или данное в знак признания заслуг или успехов.)

    Задание 8. «Чёрный ящик»

    Этот предмет герой рассказа А.П. Чехова использовал в качестве грузила при ловле рыбы, для чего отвинтил его от железнодорожных рельсов.

    Вопрос: Что лежит в «чёрном ящике»?

    Задание 9. Назвать семь произведений, имеющих в своём названии какой-либо цвет.

    Задание 10. Назвать восемь произведений, в названиях которых содержатся числа.

    Задание 11. Вам даны имена русских и зарубежных писателей. Назовите их фамилии.

    Иван Андреевич ____________, Уильям ____________, Самуил Яковлевич ___________, Марк ___________, Ханс Кристиан __________, Антон Павлович ___________, Василий Макарович ___________, Редьярд ___________, Астрид ___________

    Задание 12.

    Вспомнить семь произведений, в названиях которых встречаются какие-либо птицы или животные.

    Задание 13.

    Вам даны псевдонимы некоторых писателей и поэтов, назовите их настоящие фамилии:

    Корней Чуковский, Марк Твен, Андрей Платонов, Иван Петрович Белкин, Сверчок, Максим Горький, Н.Щедрин, Антоша Чехонте.

    Задание 14. Вспомнить одну пару братьев-писателей.

    Задание 15. Поставить данные существительные в форму множественного числа родительного падежа:

    Солдаты, ботинки, болгары, сапоги, чулки, носки, помидоры, апельсины, яблоки.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ,НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ 

    Информация для жюри:

    1. Оценки за ответы на вопросы:

    Задание 1 – 1 балл, задание 2 – 2 балла, задание 3 – 3 балла, задание 4 – 4 балла, задание 5 – 5 баллов, задание 6 – 8 баллов, задание 7 – 6 баллов, задание 8 – 5 баллов, задание 9 – 7 баллов, задание 10 – 8 баллов, задание 11 – по 1 баллу за каждую фамилию писателя, задание 12 – по 1 баллу за каждое названное произведение, задание 13 – по 1 баллу за каждую фамилию, задание 14 – по 2 балла за каждую пару братьев, задание 15 – по 1 баллу за каждую правильно образованную форму слова.

    1. Ответы на вопросы игры:

    Разминка: 1. (Винни-пух), 2. («Лошадиная фамилия»), 3. (Имя Николай).

    Задание 1. («Повесть временных лет»)

    Задание 2. («Дед Мазай и зайцы») Н.Некрасова, «Три сестры» А.Чехова, «Дядя Ваня» А.Чехова, «Сын полка» В.Катаева, «Братья-разбойники» А.Пушкина, «Дедушка» Н.Некрасова, «Отцы и дети» И.Тургенева, «Братья Карамазовы» Ф.Достоевского)

    Задание 3. (Лев Николаевич Толстой, Алексей Николаевич Толстой, Алексей Константинович Толстой)

    Задание 4. (Лермонтов, Шолохов, Ломоносов, Зощенко, Пришвин, Булгаков)

    Задание 5. («Полтава», «Домик в Коломне» А.Пушкина; «Миргород», «Петербургские повести» Н.Гоголя; «Бородино» М.Лермонтова; «Путешествие из Петербурга в Москву» Н.Радищева; «Господин из Сан-Франциско» И.Бунина; «Я убит подо Ржевом» А.Твардовскаого).

    Задание 6. (тОрты, красИвее, балУется, с бАнтами, звонИт).

    Задание 7. («Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Принц и нищий» Марка Твена, «Королева Марго» Александра Дюма, «Князь Серебряный» А.Толстого, «Барышня-крестьянка», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Лермонтова, «Смерть чиновника» А.Чехова, «Дикий помещик» М. Салтыкова-Щедрина).

    Задание 8. (Гайка)

    Задание 9. («Жёлтый туман» А.Волкова, «Белый пудель» А.Куприна, «Аленький цветочек» С.Аксакова, «Алые паруса», «Зелёная лампа»  А.Грина, «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Троепольского, «Белый клык» Д.Лондона, «Серая шейка», «Мороз, Красный Нос» Н.Некрасова, «Конь с розовой гривой» В.Астафьева, «Белые ночи» Ф.Достоевского, «Голубая чашка» А.Гайдара, «Белолобый» А.Чехова).

    Задание 10. («Двенадцать месяцев» С.Маршак, «Первая любовь» И.Тургенева, «Пятнадцатилетний капитан» Ж.Верна, «Петр 1» А.Толстого, «Два капитана» В.Каверина, «Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е.Петрова, «Три толстяка» Ю. Олеши, «Десят негритят» А.Кристи, «Трое в лодке, не считая собаки» Д.Джером, «Десять лет спустя», «Двадцать лет спустя» А.Дюма, «Семнадцать мгновений весны» Ю.Семёнова, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Салтыков-Щедрин).Задание 11. (И.А. – Крылов, У. – Шекспир, Л.Н. – Толстой, С.Я. – Маршак, Марк – Твен, Х.К.  – Андерсен, А.П. – Чехов, В.М. – Шукшин, Редьярд – Киплинг, Астрид – Линдгрен).

    Задание 12. («Дикие лебеди», «Гадкий утёнок» Х.К.Андерсена; «Заячьи лапы» К.Паустовского; «Собачье сердце» М.А. Булгакова; «Конь с розовой гривой» В.Астафьева; «Дама с собачкой», «Медведь» А. Чехова; «Хорошее отношение к лошадям» В.Маяковский; «Корова» А.Платонова; «О чём плачут лошади» Ф.Абрамова; «Собаке Качалова» С.Есенина; «Журавли» Заболоцкого).

    Задание 13. (К.Ч. – Николай Корнейчуков, Марк Твен – Самюэль Клеменс, А.П. – Андрей Платонович Климентов, Иван Петрович Белкин – А.С. Пушкин, Сверчок – А.С.Пушкин, М.Г. – Алексей Максимович Пешков, Н. Щедрин, - М.Е.Салтыков-Щедрин, Антоша Чехонте – Антон Павлович Чехов, Анна Ахматова – Анна Андреевна Горенко).

    Задание 14. (Братья Гримм, братья Стругацкие, братья Вайнеры, братья Крапивины).

    Задание 15. (Солдат, ботинок, сапог, чулок, носков, болгар, помидоров, апельсинов, яблок).        

    Учитель русского языка и литературы

    ГБОУ СОШ № 544 с углублённым

    изучением английского языка

    Макарова  Татьяна Васильевна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

    Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Русский чудо-человек» (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»)

    Поэма  А. Т. Твардовского  «Василий  Теркин» - самое  известное  произведение  поэта. Отдельные...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 10 класса “ Победа! Славная Победа!”

    Урок памяти  разработан в сотвествии с  требованиями  ФГОС ООО. Цели  мероприятия:  воспитание  чувства патриотизма у подростков, формирование чувства долга, благода...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9 класса: игра «Звёздный час» по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Знаете ли вы Пушкина?»

    Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование  интереса к личности поэта на материале литературной ...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии для учащихся 5 класса Игра по станциям «В поисках сокровищ»

    Методическая разработкавнеклассного мероприятия по географии для учащихся 5 классаИгра по станциям «В поисках сокровищ»(в рамках недели географии)Основная цель игры – развитие кругоз...