Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 7 – 8 классов «Лучшие знатоки литературы».
план-конспект занятия по литературе (8 класс)
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Лучшие знаоки литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luchshie_znatoki_literatury.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 7 – 8 классов «Лучшие знатоки литературы».
Цели:
Образовательные:
- повторить ранее изученный материал;
- продолжить ведущуюся на уроках русского языка и литературы работу по обогащению словарного запаса, способствовать формированию и развитию культуры речи;
- формировать умение говорить, слушать и понимать устную речь;
- учить навыкам подготовки и проведения устного выступления.
Развивающие:
- вырабатывать у обучающихся интерес к чтению, к поиску новой информации;
- развивать речевые способности;
- способствовать укреплению памяти;
- формировать логическое мышление.
Воспитательные:
- вырабатывать усидчивость и внимание;
- прививать навыки культуры поведения во время общественных мероприятий.
- прививать любовь к чтению художественной литературы.
Оборудование: портреты писателей и поэтов, чье творчество изучается в 7 и 8 классах, мультимедийный проектор, аудиозаписи классической музыки.
Ход мероприятия.
Не наяву и не во сне, без страха и без робости
Мы снова бродим по стране, которой нет на глобусе.
На карту не нанесена, но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна - Литературия.
(Из радиопередачи «В стране литературных героев»).
Ведущий: - Ребята, сегодня мы собрались, чтобы провести литературное соревнование между учащимися 7 и 8 классов, в конце мероприятия мы узнаем, какой класс заслуживает титула «Лучший знаток литературы».
1.Литературная разминка.
« Писатель – не писатель»
Вы должны быть очень внимательными. Я буду называть известные фамилии, а вы должны поднимать руку вверх исключительно при имени писателя. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Выиграет та команда, которая к концу конкурса останется более многочисленной.
7 класс.
А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Софья Ковалевская (математик), Николай Рубцов, Сергей Ожегов (автор словаря), Лев Толстой, Сергей Безруков (актер), А. Фет, Джанни Родари, Мария Разумовская (автор учебника русского языка).
8 класс.
М.Ю. Лермонтов, В. И. Даль (автор словаря), А.Барто, Илья Репин (художник), В. Г. Короленко, И. С.Тургенев, А. Пугачева (певица), Алексей Толстой, Льюис Кэрролл, Геннадий Беленький (автор учебника литературы).
«Пословицы – перевертыши»
Замените каждое слово антонимом – и вы узнаете русскую пословицу.
7класс.
Украденной кобыле глядят в затылок. - (Дареному коню в зубы не глядят).
Мужик на сани – коню тяжелее. – (Баба с возу – кобыле легче).
8 класс.
Иной страус чужую пустыню ругает. – (Всяк кулик свое болото хвалит).
Жара велика, нет прыгать разрешает. – (Мороз невелик, да стоять не велит.)
Ведущий – Продолжается наша конкурсная программа, следующее испытание называется «Интерьер». (Интерьер – внутреннее помещение в здании).
Назовите автора, из чьего произведения взято описание интерьера, укажите название произведения.
7 класс.
«Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая».
(И.С. Тургенев «Бирюк»).
8 класс.
«У меня дом первый в Петербурге. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа, открою крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий раз на балах».
( Н.В. Гоголь «Ревизор»).
7 класс.
«Светлица была убрана во вкусе того времени… Все было чисто вымазано цветною глиною. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружье, хитро отделанный рог для пороху, золотая уздечка для коня. Окна в светлице были маленькие, с тусклыми стеклами. Вокруг окон и дверей были красные отводы».
(Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»).
8 класс.
«Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой, на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке, около него красовались лубочные картинки. У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки, которые держал кривой старичок в офицерском мундире».
( А.С. Пушкин «Капитанская дочка»).
Ведущий: - Все вы любите разгадывать кроссворды, ребусы, давайте вспомним шарады. Третий конкурс: Шарады, шифровки, загадки. (Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей).
8 класс.
Союз, предлог объединили –
Малютку-слово получили.
Им воинов крылатых звали,
Что по - геройски воевали. (АС).
7 класс.
С М – тягучий,
Липкий, сладкий,
С Л – холодный,
твердый, гладкий. (Мед и лед).
8 класс.
С буквой У – стоят с водою,
С Ы - катают нас зимою. (Лужи и лыжи).
7 класс.
С буквой У – на нем сидят,
С О - и пишут, и едят. (Стул и стол).
Отыщите зашифрованных птиц в предложениях:
Мощный кран перенеС ОКОЛо ста тысяч тонн металла.
ТопОР Елку рубит.
Медленно войдя во дВОР, ОНА окликнула хозяев.
Дон И ВОЛГА соединены каналом.
Ведущий: - Много лет назад по телевидению показывали передачу «Счастливый случай», одним из заданий этой игры был конкурс «Дальше, дальше, дальше».
Каждой команде предлагаются 10 вопросов, кто больше ответит за 1 минуту, тот и победит. Если ответа нет, то нужно говорить – дальше.
7 класс.
1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).
2.Крупное стихотворное произведение. (Поэма).
3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).
4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).
5. Автор рассказа «Лошадиная фамилия». (А. П. Чехов).
6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).
7. Какими словами начинается сказка А.С.Пушкина «О царе Салтане…»?
(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)
8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:
И. Репин или В. Васнецов? (И. Е. Репин.)
9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов?
(Хамелеон).
10. Продолжи фразу из стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»: «…но нельзя верить, чтобы такой язык….(НЕ БЫЛ ДАН ВЕЛИКОМУ НАРОДУ!»)
8 класс.
1. Автор рассказа « Каштанка». (А.П. Чехов).
2. Момент наивысшего острого действия в художественном произведении. (Кульминация).
3. Дата рождения А.С. Пушкина: 1799 или 1796? (1799).
4. Чей это портрет: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась».
(Портрет Маши Мироновой).
5.Почему гусар Бурмин из повести «Метель» не мог сделать предложение Марье Гавриловне? ( Он уже был женат).
6. Продолжите фразу: « Немного лет тому назад,
Там, где сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры
струи … ( АРАГВЫ И КУРЫ),
Был монастырь. ( М. Лермонтов «Мцыри»).
7. Что это: связанные между собой события, изображаемые в художественном произведении. (Сюжет).
8.Назовите имя и отчество Тургенева. (Иван Сергеевич).
9.Разговор двух или более лиц. (Диалог).
10. Как звали няню А.С. Пушкина? (Арина Родионовна).
Ведущий: - Буриме. Это не строгий научный термин. Это веселая и хитрая литературная игра. Вы придумываете несколько рифм, а потом сочиняете стихи с этими рифмами.
Началось это в 17 веке, во Франции, когда некий поэт Дюло заявил, что потерял рукопись с 300 сонетами. Стихи потерял, но заготовленные для них рифмы остались. Друзья – поэты не очень поверили Дюло. Но они были веселые люди. Взяли заготовленные рифмы и сочинили новые сонеты. Так родилось БУРИМЕ – игра с рифмованными концами строк.
7 класс 8 класс.
кружок у реки
соседи знали
снежок мужики
медведи. кричали.
Ведущий: - Пантомима. Каждая команда получает иллюстрацию к художественному произведению и изображает без слов то, что на ней нарисовано. Другая команда-соперница старается угадать, что это за произведение?
Пока команды готовятся, мы предлагаем вам немного отдохнуть и улыбнуться.
«Из школьных сочинений Михаила Генина».
- Ломоносов был „первым русским университетом“, который впоследствии окончили студенты многих стран.
- … и тогда на борьбу с Гулливером поднялись все лилипуты — от мала до велика!
- …Только встретив Пятницу, а потом и дикарей, Робинзон с ужасом понял, что остров необитаем.
- Иногда Очумелов думал так же, как все помещики, иногда — головой.
- … Желая приучить внука к самостоятельности, дед Каширин пустил его по миру.
- Домашняя работа не волк, в лес не убежит.
Учитель задаёт вопрос ученику:
- Кто в произведении И.С. Тургенева «Муму» не умел говорить?
- Лодка.
- Ответ неверный, Герасим.
- Подождите… А что, лодка говорила?
Ведущий: - Восстановите четверостишие по рифмованным словам. Назовите автора произведения.
7 класс.
Идет бычок, КАЧАЕТСЯ,
Вздыхает НА ХОДУ:
Ох, доска КОНЧАЕТСЯ,
Сейчас я УПАДУ. (А. Барто).
8 класс.
Наша Таня громко ПЛАЧЕТ,
Уронила в речку МЯЧИК.
Тише, Танечка, НЕ ПЛАЧЬ,
Не утонет в речке МЯЧ. ( А. Барто).
7 класс.
Сижу за решеткой в темнице СЫРОЙ.
Вскормленный в неволе орел МОЛОДОЙ.
Мой грустный товарищ, махая КРЫЛОМ,
Кровавую пищу клюет ПОД ОКНОМ.
( А. С. Пушкин «Узник»).
8 класс.
Скажи-ка, дядя, ведь НЕДАРОМ,
Москва, спаленная ПОЖАРОМ,
Французу отдана.
Ведь были ж схватки БОЕВЫЕ,
Да, говорят, еще КАКИЕ! (М. Ю. Лермонтов «Бородино»).
Ведущий: - Конкурс КАПИТАНОВ. Кто напишет больше слов, начинающихся на А, оканчивающихся на Я, тот и выиграет.
( Акция, акация, администрация, аннотация, астрономия, Австралия, аллея, агрессия, азалия и т.д.).
(Звучит легкая классическая музыка).
Капитаны трудятся, команды тоже займутся
составлением слова. Мудрый ворон кричит: - КАР!
Вот и напишите слова, в которых встречается КАР.
( Макароны, карты, картина, карбонат, картон, карлик, картофель и др.)
Пока жюри подводит итоги последнего конкурса и всего соревнования в целом, подумаем и мы - что нам дал этот праздник. Мы проверили себя на смекалку и сообразительность, побывали в разных областях страны Литературии. И не важно, кто сегодня победит. Вспомним благородный девиз греческих олимпиад: «Главное - не победа, а участие!». Надеемся, что это путешествие в страну любимых книг не последнее, и мы вновь встретимся.
(Жюри объявляет победителей, вручает им памятные призы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике 5 класс
Данная разработка позволяет заинтересовать пятиклассников в предмете "Информатика". Развивать информационную культуру учащихся....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЧЕРЧЕНИЮ ( 9 КЛАСС)
В данном материалы разработано мероприятие для урока черчения 9 классов....
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5 класса «О силе СЛОВА» (БЕСЕДА-ИГРА).
В Центре образования «Лицей «Столичный» каждую четверть проводятся с детьми внеклассные мероприятия. Тематика самая разнообразная: «Кулинарный поединок», «Хорошие манеры», «О пользе книг», «Мудрецы 21...
методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-7 классов,посвященного Отечественной войне 1812 года "Бородинский хлеб"
внеклассное мероприятие для 5-7 классов " БОРОДИНСКИЙ ХЛЕБ"занятие в форме заседания исторического клуба " Вкусная история", с целью патриотического воспитания. Просто по форме и вкусно по содер...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для 6-8 классов по немецкому языку "Улица сказок"
презентация; города где бывали Братья Гримм; сказки, которые они написали; викторина по сказкам...
Методическая разработка внеклассного мероприятия в 7 - х классах
Данное мероприятие предназначено для 6-7 классов при подготовке совместного праздника посвященного Дню Защитника Отечества и 8 Марта...
Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).
Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...