Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 7 – 8 классов «Лучшие знатоки литературы».
план-конспект занятия по литературе (8 класс)

Салахова Гельсирин Ринатовна

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Лучшие знаоки литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luchshie_znatoki_literatury.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 7 – 8 классов «Лучшие знатоки литературы».

Цели:

Образовательные:

- повторить ранее изученный материал;

- продолжить ведущуюся на уроках русского языка и литературы работу по обогащению словарного запаса, способствовать формированию и развитию культуры речи;

- формировать умение говорить, слушать и понимать устную речь;

- учить навыкам подготовки и проведения устного выступления.

Развивающие:

- вырабатывать у обучающихся интерес к чтению, к поиску новой информации;

- развивать речевые способности;

- способствовать укреплению памяти;

- формировать логическое мышление. 

Воспитательные:

- вырабатывать усидчивость и внимание;

- прививать навыки культуры поведения во время общественных мероприятий. 

- прививать любовь к чтению художественной литературы.

Оборудование: портреты писателей и поэтов, чье творчество изучается в 7 и 8 классах, мультимедийный проектор, аудиозаписи классической музыки.

Ход мероприятия.

Не наяву и не во сне, без страха и без робости

Мы снова бродим по стране, которой нет на глобусе.

На карту не нанесена, но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна - Литературия.

(Из радиопередачи «В стране литературных героев»).

Ведущий: - Ребята, сегодня мы собрались, чтобы провести литературное соревнование между учащимися 7 и 8 классов, в конце мероприятия мы узнаем, какой класс заслуживает титула «Лучший знаток литературы».

1.Литературная разминка.

« Писатель – не писатель»

Вы должны быть очень внимательными. Я буду называть известные фамилии, а вы должны поднимать руку вверх исключительно при имени писателя. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Выиграет та команда, которая к концу конкурса останется более многочисленной.

7 класс.

А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Софья Ковалевская (математик), Николай Рубцов, Сергей Ожегов (автор словаря), Лев Толстой, Сергей Безруков (актер), А. Фет, Джанни Родари, Мария Разумовская (автор учебника русского языка).

8 класс.

М.Ю. Лермонтов, В. И. Даль (автор словаря), А.Барто, Илья Репин (художник), В. Г. Короленко, И. С.Тургенев, А. Пугачева (певица), Алексей Толстой, Льюис Кэрролл, Геннадий Беленький (автор учебника литературы).

«Пословицы – перевертыши»

Замените каждое слово антонимом – и вы узнаете русскую пословицу.

7класс.

Украденной кобыле глядят в затылок. - (Дареному коню в зубы не глядят).

Мужик на сани – коню тяжелее. – (Баба с возу – кобыле легче).

8 класс.

Иной страус чужую пустыню ругает. – (Всяк кулик свое болото хвалит).

Жара велика, нет прыгать разрешает. – (Мороз невелик, да стоять не велит.)

Ведущий – Продолжается наша конкурсная программа, следующее испытание называется «Интерьер». (Интерьер – внутреннее помещение в здании).

Назовите автора, из чьего произведения взято описание интерьера, укажите название произведения.

7 класс.

«Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая».

(И.С. Тургенев «Бирюк»).

8 класс.

«У меня дом первый в Петербурге. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа, открою крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий раз на балах».

( Н.В. Гоголь «Ревизор»).

7 класс.

«Светлица была убрана во вкусе того времени… Все было чисто вымазано цветною глиною. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружье, хитро отделанный рог для пороху, золотая уздечка для коня. Окна в светлице были маленькие, с тусклыми стеклами. Вокруг окон и дверей были красные отводы».

(Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»).

8 класс.

«Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой, на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке, около него красовались лубочные картинки. У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки, которые держал кривой старичок в офицерском мундире».

( А.С. Пушкин «Капитанская дочка»).

Ведущий: - Все вы любите разгадывать кроссворды, ребусы, давайте вспомним шарады. Третий конкурс: Шарады, шифровки, загадки. (Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей).

8 класс.

Союз, предлог объединили –

Малютку-слово получили.

Им воинов крылатых звали,

Что по - геройски воевали. (АС).

7 класс.

С М – тягучий,

Липкий, сладкий,

С Л – холодный,

твердый, гладкий. (Мед и лед).

8 класс.

С буквой У – стоят с водою,

С Ы - катают нас зимою. (Лужи и лыжи).

7 класс.

С буквой У – на нем сидят,

С О - и пишут, и едят. (Стул и стол).

Отыщите зашифрованных птиц в предложениях:

Мощный кран перенеС ОКОЛо ста тысяч тонн металла.

ТопОР Елку рубит.

Медленно войдя во дВОР, ОНА окликнула хозяев.

Дон И ВОЛГА соединены каналом.

Ведущий: - Много лет назад по телевидению показывали передачу «Счастливый случай», одним из заданий этой игры был конкурс «Дальше, дальше, дальше».

Каждой команде предлагаются 10 вопросов, кто больше ответит за 1 минуту, тот и победит. Если ответа нет, то нужно говорить – дальше.

7 класс.

1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).

2.Крупное стихотворное произведение. (Поэма).

3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).

4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).

5. Автор рассказа «Лошадиная фамилия». (А. П. Чехов).

6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).

7. Какими словами начинается сказка А.С.Пушкина «О царе Салтане…»?

(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)

8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:

И. Репин или В. Васнецов? (И. Е. Репин.)

9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов?

(Хамелеон).

10. Продолжи фразу из стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»: «…но нельзя верить, чтобы такой язык….(НЕ БЫЛ ДАН ВЕЛИКОМУ НАРОДУ!»)

8 класс.

1. Автор рассказа « Каштанка». (А.П. Чехов).

2. Момент наивысшего острого действия в художественном произведении. (Кульминация).

3. Дата рождения А.С. Пушкина: 1799 или 1796? (1799).

4. Чей это портрет: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась».

(Портрет Маши Мироновой).

5.Почему гусар Бурмин из повести «Метель» не мог сделать предложение Марье Гавриловне? ( Он уже был женат).

6. Продолжите фразу: « Немного лет тому назад,

Там, где сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры

струи … ( АРАГВЫ И КУРЫ),

Был монастырь. ( М. Лермонтов «Мцыри»).

7. Что это: связанные между собой события, изображаемые в художественном произведении. (Сюжет).

8.Назовите имя и отчество Тургенева. (Иван Сергеевич).

9.Разговор двух или более лиц. (Диалог).

10. Как звали няню А.С. Пушкина? (Арина Родионовна).

Ведущий: - Буриме. Это не строгий научный термин. Это веселая и хитрая литературная игра. Вы придумываете несколько рифм, а потом сочиняете стихи с этими рифмами.

Началось это в 17 веке, во Франции, когда некий поэт Дюло заявил, что потерял рукопись с 300 сонетами. Стихи потерял, но заготовленные для них рифмы остались. Друзья – поэты не очень поверили Дюло. Но они были веселые люди. Взяли заготовленные рифмы и сочинили новые сонеты. Так родилось БУРИМЕ – игра с рифмованными концами строк.

7 класс 8 класс.

кружок у реки

соседи знали

снежок мужики

медведи. кричали.

Ведущий: - Пантомима. Каждая команда получает иллюстрацию к художественному произведению и изображает без слов то, что на ней нарисовано. Другая команда-соперница старается угадать, что это за произведение?

Пока команды готовятся, мы предлагаем вам немного отдохнуть и улыбнуться.

«Из школьных сочинений Михаила Генина».

- Ломоносов был „первым русским университетом“, который впоследствии окончили студенты многих стран.
- … и тогда на борьбу с Гулливером поднялись все лилипуты — от мала до велика! 
- …Только встретив Пятницу, а потом и дикарей, Робинзон с ужасом понял, что остров необитаем.

- Иногда Очумелов думал так же, как все помещики, иногда — головой. 
- … Желая приучить внука к самостоятельности, дед Каширин пустил его по миру.

- Домашняя работа не волк, в лес не убежит.

Учитель задаёт вопрос ученику:

- Кто в произведении И.С. Тургенева «Муму» не умел говорить?

- Лодка.

- Ответ неверный, Герасим.

- Подождите… А что, лодка говорила?

Ведущий: - Восстановите четверостишие по рифмованным словам. Назовите автора произведения.

7 класс.

Идет бычок, КАЧАЕТСЯ,

Вздыхает НА ХОДУ:

Ох, доска КОНЧАЕТСЯ,

Сейчас я УПАДУ. (А. Барто).

8 класс.

Наша Таня громко ПЛАЧЕТ,

Уронила в речку МЯЧИК.

Тише, Танечка, НЕ ПЛАЧЬ,

Не утонет в речке МЯЧ. ( А. Барто).

7 класс.

Сижу за решеткой в темнице СЫРОЙ.

Вскормленный в неволе орел МОЛОДОЙ.

Мой грустный товарищ, махая КРЫЛОМ,

Кровавую пищу клюет ПОД ОКНОМ.

( А. С. Пушкин «Узник»).

8 класс.

Скажи-ка, дядя, ведь НЕДАРОМ,

Москва, спаленная ПОЖАРОМ,

Французу отдана.

Ведь были ж схватки БОЕВЫЕ,

Да, говорят, еще КАКИЕ! (М. Ю. Лермонтов «Бородино»).

Ведущий: - Конкурс КАПИТАНОВ. Кто напишет больше слов, начинающихся на А, оканчивающихся на Я, тот и выиграет.

( Акция, акация, администрация, аннотация, астрономия, Австралия, аллея, агрессия, азалия и т.д.).

(Звучит легкая классическая музыка).

Капитаны трудятся, команды тоже займутся

составлением слова. Мудрый ворон кричит: - КАР!

Вот и напишите слова, в которых встречается КАР.

( Макароны, карты, картина, карбонат, картон, карлик, картофель и др.)

Пока жюри подводит итоги последнего конкурса и всего соревнования в целом, подумаем и мы - что нам дал этот праздник. Мы проверили себя на смекалку и сообразительность, побывали в разных областях страны Литературии. И не важно, кто сегодня победит. Вспомним благородный девиз греческих олимпиад: «Главное - не победа, а участие!». Надеемся, что это путешествие в страну любимых книг не последнее, и мы вновь встретимся.

(Жюри объявляет победителей, вручает им памятные призы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике 5 класс

Данная разработка позволяет заинтересовать пятиклассников в предмете "Информатика". Развивать информационную культуру учащихся....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЧЕРЧЕНИЮ ( 9 КЛАСС)

В данном материалы разработано мероприятие для урока черчения 9 классов....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5 класса «О силе СЛОВА» (БЕСЕДА-ИГРА).

В Центре образования «Лицей «Столичный» каждую четверть проводятся с детьми внеклассные мероприятия. Тематика самая разнообразная: «Кулинарный поединок», «Хорошие манеры», «О пользе книг», «Мудрецы 21...

методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-7 классов,посвященного Отечественной войне 1812 года "Бородинский хлеб"

внеклассное мероприятие для 5-7 классов  " БОРОДИНСКИЙ ХЛЕБ"занятие в форме заседания исторического клуба " Вкусная история", с целью патриотического воспитания. Просто по форме и вкусно по содер...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 6-8 классов по немецкому языку "Улица сказок"

презентация; города где бывали Братья Гримм; сказки, которые они написали; викторина по сказкам...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 7 - х классах

Данное мероприятие предназначено для 6-7 классов при подготовке совместного праздника посвященного Дню Защитника Отечества и 8 Марта...

Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).

Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...