Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5 класса «О силе СЛОВА» (БЕСЕДА-ИГРА).
методическая разработка (5 класс) по теме

Лукьяшко Ольга Валентиновна

В Центре образования «Лицей «Столичный» каждую четверть проводятся с детьми внеклассные мероприятия. Тематика самая разнообразная: «Кулинарный поединок», «Хорошие манеры», «О пользе книг», «Мудрецы 21 века» (конкурс ораторского искусства) и другие. Следует отметить, что учащиеся с удовольствием и огромной ответственностью подходят к своим обязанностям, а проведённые праздники оставляют в их душах  самые тёплые воспоминания. Хочется поделиться педагогическим опытом внеклассного мероприятия на тему: «О силе Слова» и показать труды учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_sile_slova.docx72.43 КБ

Предварительный просмотр:

НП ЦО «Лицей «Столичный»

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5 класса

«О силе СЛОВА»

(БЕСЕДА-ИГРА).

 

                                                                                                     Подготовила

О.В.Лукьяшко,

учитель русского

  языка

Москва 2012

   

В Центре образования «Лицей «Столичный» каждую четверть проводятся с детьми внеклассные мероприятия. Тематика самая разнообразная: «Кулинарный поединок», «Хорошие манеры», «О пользе книг», «Мудрецы 21 века» (конкурс ораторского искусства) и другие. Следует отметить, что учащиеся с удовольствием и огромной ответственностью подходят к своим обязанностям, а проведённые праздники оставляют в их душах  самые тёплые воспоминания. Хочется поделиться педагогическим опытом внеклассного мероприятия на тему: «О силе Слова» и показать труды учащихся.

Тема: «О силе СЛОВА».

(Беседа-игра).

(Продолжительность мероприятия – 50 минут).

Цели:

1.В игровой занимательной форме показать учащимся феноменальность слова, его назначение.

2. Развивать коммуникативные навыки, речь учащихся, творческие способности,  пополнять словарный запас.

3. Воспитывать уважительное отношение к родному языку, слову, пробуждать потребность сохранять чистоту  родного языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.

Оборудование:

Компьютер, проектор, карандаши, фломастеры, краски, альбомные листы, конверты с пословицами, карточки со словами.

Сетка времени:

  1. Слово учителя (1 минута).
  2. Понимание смысла афоризма, мнения учащихся (3-4 минуты).
  3. Слово учителя (3 минуты).
  4. Размышления учащихся, работа со словом (15 минут).
  5. Игра (10 минут).
  6. Рисование слова (10 минут).
  7. Заключительное слово учителя (5 минут).

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведём с Вами  беседу-игру на тему «О силе Слова».  Что может слово, какова его энергия? На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня. Желаю Вам хорошего настроения, творческих сил и успехов в Ваших начинаниях.

Афинский поэт-драматург  Менандр, живший  в 342 г. до н. э.—291 г. до н. э. сказал: «Нет ничего сильнее слова».

Как Вы, ребята, понимаете смысл этого афоризма?

Ответы учащихся (для примера):

«Слово – это лексическая единица языка».

«Слова – это действия, поступки людей».

«Слова – это мысли человека».

«Слова – это знания человека».

«Слово – это эмоции человека».

Слово учителя: Да, действительно, ребята,  в каждом слове заложена сила. Нужно уметь владеть словом,  знать его особенности, разбираться в его семантике (происхождении).

В ходе нашего мероприятия мы будем вести разговор о слове, творить, играть, рисовать его мир.

 На уроках русского языка мы выяснили, что слова заключают в себе лексическое значение, кроме того, это действия, мысли, знания, эмоции, чувства, настроение человека.

Об особенностях слова проникновенно говорил советский педагог В.А.Сухомлинский: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу, оно может стать и нежным благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскалённым железом, и комьями грязи…».

Ребята, на столах у Вас лежат овальные альбомные листы и фломастеры, давайте подберём к СЛОВУ эпитеты, напишем их и наклеим на доску. Итак, каким, по-вашему,  может быть слово?

Ответы учащихся (ДЛЯ ПРИМЕРА):

ДОБРОЕ

ОСКОРБИТЕЛЬНОЕ

УТЕШИТЕЛЬНОЕ

СПАСИТЕЛЬНОЕ

НАПЕВНОЕ

ЗЛОЕ

НЕЖНОЕ

КРАСИВОЕ

КОЛКОЕ

ЛАСКОВОЕ

СМЕШНОЕ

ИНТЕРЕСНОЕ

Слово учителя:

Хорошо, мыслим дальше. Что может делать слово?

Ответы учащихся:

ВООДУШЕВИТЬ

УТЕШАТЬ

ВДОХНОВЛЯТЬ

НАЗЫВАТЬ

ОСКОРБЛЯТЬ

СПАСАТЬ

СМЕШИТЬ

УСПОКОИТЬ

ВЗБОДРИТЬ

«УБИТЬ»

НАУЧИТЬ

Посередине доски наклеено «СЛОВО», ребята выходят по одному и наклеивают вокруг свои эпитеты, глаголы.

Слово учителя: Ребята, что можно делать со словами?

Ответы учащихся:

БРОСАТЬ

ИГРАТЬ

КРИЧАТЬ

ГОВОРИТЬ

ШЕПТАТЬ

Слово учителя: Молодцы, ребята. Слово живое, это источник силы, тепла, положительной и отрицательной энергии.

Как связано СЛОВО с ЧЕЛОВЕКОМ?

Что получилось:

 

        Слово учителя:   Ежедневно мы с Вами пополняем свой словарный запас, учимся говорить, мыслить, рассуждать. Мы редко задумываемся о том, что слова могут сворачивать горы, исполнять желания, открывать истину, если к ним относиться как к живым существам, требующим внимания и бережного отношения.

        Предлагаю  разделиться на группы по три человека и немного поиграть. В течение двух минут после команды «СТАРТ» Вам необходимо вскрыть конверты, собрать пословицу и объяснить её смысловое значение. За правильный ответ группа получает 5 баллов.

Задание для группы 1.

«Собери пословицу». Объясните смысловое значение:

Сердца, слово, открывающий, ключ.

Ответ: «Слово – ключ, открывающий сердца» (китайская).

Задание для группы 2.

«Собери пословицу». Объясните смысловое значение:

С, слово, места, сдвинуло, доброе, гору.

Ответ: «Доброе слово гору с места сдвинуло» (ингушская).

Задание для группы 3.

«Собери пословицу». Объясните смысловое значение:

Доброе, открывает, слово, ворота, железные.

Ответ: «Доброе слово железные ворота открывает».

Слово учителя: Делаем вывод. Добрые слова – ключ к исполнению желаний, просьб.

        Предлагаю Вам следующее задание: «Продолжи афоризм». На выполнение  дается три минуты. За самые оригинальные афоризмы группа получает медаль «За оригинальность мысли».

1 группа: «Слово есть…»

«Слово – врата ума, если держать их открытыми…»

2 группа: «Слово есть…»

«Слово – врата ума, если держать их открытыми…»

3 группа: «Слово – есть..»

«Слово – врата ума, если держать их открытыми…»

Ответы детей (для примера):

«Слово есть ум человека».

«Слово есть действие личности»

«Слово есть душа каждого».

«Слово – врата ума, если держать их открытыми, не станешь умным».

«Слово – врата ума, если держать их открытыми, упустишь важные мысли».

Слово учителя: Давайте посмотрим на афоризмы мудрейших:

«Слово есть образ дела» Солон.

«Слово — врата ума. Если держать их открытыми, ум ускользнет наружу».

Хун Цзычен

Ребята, вы неплохо справились с заданием, из Вас выйдут хорошие философы. Так держать!!! Мыслите, творите!

Играем дальше. Предлагаю следующее задание: «Оживи картину». Для этого мы совершим путешествие в летний лес, в тепло, которого нам не хватает в холодные дни. Максимальный балл – 3, минимальный – 1. Время выполнения: 4 минуты.

Критерии: Скорость выполнения, качество выполнения.

Задание: «Оживи картину». Вставьте потерянные слова.

Три летних месяца: _________________ июнь, _______________июль и _____________________ август. С самого начала лета природа ____________________ соками, дни будут увеличиваться до самого солнцестояния, затем ______________________ июнь покажет свой ___________________________ характер, а потом на смену придет ____________________ и __________________________ август, наградит за терпение и труд ____________________ урожаем.

        В июне природа ________________________ свои силы, _________________________ растения и ____________________________ деревья, покрываясь _________________________ зеленой листвой, на полях ____________________________ рожь. От того месяц называют Хлеборост.

В июле самые __________________ и ____________________ дни, часто солнце ______________________ грозы, на небольшое время освежая природу дождями. Вот и месяц зовется Страдник.

В августе жара ___________________________ и наступают _________________________ деньки, при этом месяц самый _______________________ и __________________ на урожай. Поэтому название ему Жнивень.

Слово учителя:  Молодцы!!! Вы убедились, что слова могут украшать нашу речь, делать её образной, выразительной, эмоциональной. Природа в  тексте оживает, дышит, сверкает разнообразными красками.

Мы хорошо поработали со СЛОВОМ, а теперь возьмите в руки альбомный лист,  карандаши или краски.

В мире существует много слов (добрых, злых, утешительных, ласковых), давайте отобразим эти слова в красках. Каждый из Вас вытягивает карточку со словом, отобразите своё слово в красках. Пусть оно оживёт.

10 минут.

Карточки со словами: нежность, любовь, зло, растерянность, радость, слёзы, огорчение, вдохновение.

ВЫСТАВКА РИСУНКОВ В ФОЙЕ ШКОЛЫ. Заголовок: «СЛОВО В КРАСКАХ».

 Работы учащихся:

 «НЕЖНОСТЬ»

«ЛЮБОВЬ»

        

«РАСТЕРЯННОСТЬ»

«ЗЛО»

Заключительное слово учителя:

        О лексическом значении слова мы поговорим с Вами на уроках русского языка. Будьте осторожны со словами. Помните, что слово -   это сила,  оно способно вершить судьбы людей, исполнять желания, утешать, а подчас губить, не щадить людские души. Умение молчать, как считают многие,  - это большое искусство. Люди всегда много говорили и слишком мало делали. Не на пустом месте рождалось бесконечное множество пословиц о силе человеческого слова, его значении.  Сила только крепнет.  Говорите добрые слова, вкладывайте в них своё тепло, позитив, положительную энергию, и тогда Вам всегда и везде будет сопутствовать удача.

Спасибо за работу. Вас ждет «ЧАЙНАЯ ГОСТИНАЯ», торты, конфеты, чай. Приятного аппетита! До новых встреч!!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов: интеллектуальная игра "БРИЗ"

Методическая разработка интеллектуальной игры для подростков. Её цели: учить детей организовывать свой досуг, учить  работе в команде, развивать познавательные способности учащихся, способствоват...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов «ВЕСЁЛАЯ КОЛЯДА»

Пробуждение России начинается с возрождения и понимания природы родных традиций. Возрождая правду об истинном смысле наших народных традиций и обычаев, мы налаживаем связь времён, пробуждаем ген...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5 класса "Час инфознайки"

Познавательно-интеллектуальная игра «Час инфознайки» используется для учащихся 5-го класса на последнем уроке четвёртой четверти в качестве повторения и закрепления материала за год. Она построена по ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 6 класса «традиции и обычаи Великобритании»

Эта методическая разработка даёт возможность учащимся через различные каналы восприятия представить  жизнь английского народа, познакомиться с одной из самых распрастранненых традиций в Великобри...

"The Funny Zoo" ( методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4-х классов)

Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся  4 классов  будет способствовать расширению лингвистического кругозора учащихся, развитию коммуникативных навыков учащихся; развит...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 9-11 классов, посвященная 120 - ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Литературно-музыкальная гостиная "Я сердцем никогда не лгу...".

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку внеклассного мероприятия, посвященную 120-ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Мероприятие раскрывает важные этапы жизни поэта, дает пре...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5 - 9 классов « Праздник со слезами на глазах…»

Сценарий мероприятия для учащихся 5-9 классов патриотической направленности, посвященное празднованию Дня Победы....