Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов «ВЕСЁЛАЯ КОЛЯДА»
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

 

Пробуждение России начинается с возрождения и понимания природы родных традиций. Возрождая правду об истинном смысле наших народных традиций и обычаев, мы налаживаем связь времён, пробуждаем генетическую память Русов, возрождаем культуру Великой Руси. Давайте же вместе возродим правду о прошлом нашей Родины и будем праздновать свои родные праздники! Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру наших далёких предков  в неизбежность победы добрых начал над силами зла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_vesyolaya_kolyada.pptx1.3 МБ
Файл vesyolaya_kolyada.docx143.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ ЛЕСНАЯ СОШ Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов «ВЕСЁЛАЯ КОЛЯДА» Выполнила: Учитель МУЗЫКИ Секисова Людмила Николаевна

Слайд 2

Степень актуальности и важности мероприятия: Пробуждение России начинается с возрождения и понимания природы родных традиций. Возрождая правду об истинном смысле наших народных традиций и обычаев, мы налаживаем связь времён, пробуждаем генетическую память Русов , возрождаем культуру Великой Руси. Давайте же вместе возродим правду о прошлом нашей Родины и будем праздновать свои родные праздники! Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру наших далёких предков в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Вид мероприятия: Народный праздник с театрализованным действием.

Слайд 3

Цели и учебно-воспитательные задачи: Воспитывать интерес и любовь к истории своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие народных традиций. Формировать гордость за историю своего народа. Расширять кругозор детей, развивать творческие способности. Приобщать детей и молодёжь к традиционной праздничной культуре; Обогащать детский досуг игровыми элементами русского фольклора; Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к национальной русской культуре, народным традициям, обычаям и обрядам; Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры; Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками; Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневной жизни; Прививать любовь к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма. восстановить утраченные традиции православных праздников. познакомить с историей самого весёлого крестьянского праздника; представить праздничные колядки; рассказать о святочных гаданиях.

Слайд 4

Интеграция образовательных областей: Познание, музыка, коммуникация, социализация. Предварительная работа с детьми: Познакомить с понятием « Сочельник» и содержанием праздника Рождество. Его значением. Познакомить с обрядом колядования . Рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками. Дать детям знания о том, что многое в жизни имеет свое начало; год тоже имеет свое начало. Это своеобразный день рождения, который люди отмечают все вместе. Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа, календарно-обрядовому празднику «Святки – Колядки». Обогатить детский словарный запас народными терминами. Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам. Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа. Беседы: «Рождество христово»; «Святки»; «Коляда» Чтение детям: Б. Пастернак «Рождественская звезда»; О. Ефремова «Рождество Христово»; Н. Гоголь «Коляда»; Н. Хвостов «Сочельник в лесу»; А. Майкова «колыбельная»; С Маршак «двенадцать месяцев» ; С. Есенин «поет зима». Беседы по картинам русских художников: Н. Пимоненко «Святочное гадание»; А. Саврасов «зимний пейзаж»; П. Соколов «Тройка зимой». Слушание музыки: П. Чайковский «Январь. У каменька », «Декабрь. Святки» из цикла «времена года». Слушание колокольный звон. Заучивание колядок. Оборудование: костюмы, музыкальное сопровождение, Вифлеемская звезда, музыкальные инструменты, угощения, предметы для гадания: свечи, зеркало, платок, снежки, валенок

Слайд 5

Богатые мужички, открывайте сундучки, доставайте пятачки, Если нету пятака, то давайте пирога. Не дадите пирога – мы корову за рога. Поведём на торжок , продадим за пирожок!» .

Слайд 6

-Не пора ли вам, хозяева, колядовщиков дарить? Прикажите, не держите, наших ножек не знобите !

Слайд 7

- Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой! Позвольте под окошко встать, коляду заспевать !

Слайд 8

Снежная Баба : Да я не просто пришла, а за метлой. Хотела двор подмести, а метлы-то нет.

Слайд 9

Чёрт : Дайте мне не мало, колбасы да сала. Дай свиные ножки, пышки да лепёшки, Каши горшок, пирога кусок. Тётенька добренька,дай кусочек сдобненький . Не режь, не ломай, весь подавай!

Слайд 10

«Баба Яга, костяная нога, нос крючком, волоса торчком. Печку топила, кашу варила, с печки упала, ногу сломала. Пошла в огород, рассмешила весь народ, Пошла на улицу, раздавила курицу!»

Слайд 11

Медведь : Где ты, козочка, ходила? Коза: Ходила я по тёмным лесам, по широким борам. Медведь: Как тебя, Козочка, волки не съели, стрельцы не вбили? Коза: А не боюсь я ни волков, ни стрельцов. А боюсь я деда старого. У того деда борода седа, Он меня исколе , испоре сквозь полотенце в ретивое сердце.

Слайд 12

- Ряженый, суженый, молодой, не простуженный, Явись, появись !

Слайд 13

- Кто это здесь поёт, Мне, Домовёнку , спать не даёт?

Слайд 14

- Хорошо колядка пелась, милые подружки, Только что за посиделки без нашей частушки. -Раз пошла я за водой, увидала милого, Опустила вёдра в воду и про них забыла.

Слайд 15

-Выхожу плясать на круг – отодвинься, милый друг. Теперь поздно любоваться, коли выпустил из рук. -Посулился – не явился, обещался – не пришёл, Видно рваный полушубок на палатях не нашёл.

Слайд 16

-Все пришли, все пришли, все на лавку сели, Моего и твоего видно волки съели. -Дай, Бог, снежку, гладеньку дорожку, Неудача чтоб ушла от мово окошка!

Слайд 17

- Мы Лесновские девчонки, мы нигде не пропадём, Мы озёра переедем и все реки перейдём. -Ой, пол провались, потолок провались, На доске останемся, с колядкой не расстанемся!



Предварительный просмотр:

МОУ ЛЕСНАЯ СОШ

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов

«ВЕСЁЛАЯ КОЛЯДА»

                                                                                                               Выполнила:

Учитель МУЗЫКИ

Секисова Людмила Николаевна

2012г.

Степень актуальности и важности мероприятия: (Слайд 2)

Пробуждение России начинается с возрождения и понимания природы родных традиций. Возрождая правду об истинном смысле наших народных традиций и обычаев, мы налаживаем связь времён, пробуждаем генетическую память Русов, возрождаем культуру Великой Руси. Давайте же вместе возродим правду о прошлом нашей Родины и будем праздновать свои родные праздники! Празднование Коляды своим весельем
и оптимизмом выражало веру наших далёких предков
в неизбежность победы добрых начал над силами зла.

Вид мероприятия: народный праздник с театрализованным действием.

Цели и учебно-воспитательные задачи: (Слайд 3)

  1. Воспитывать  интерес  и  любовь  к  истории  своего  народа,  чувство  ответственности  за сохранение  и  развитие  народных  традиций.
  2.  Формировать  гордость  за  историю  своего  народа.
  3.  Расширять  кругозор  детей,  развивать  творческие  способности.
  4. Приобщать детей и молодёжь к традиционной праздничной культуре;
  5. Обогащать детский досуг игровыми элементами русского фольклора;
  6. Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к национальной русской культуре, народным традициям, обычаям и обрядам;
  7. Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
  8. Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;
  9. Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневной жизни;
  10. Прививать любовь  к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
  11.  восстановить утраченные традиции православных праздников.
  12. познакомить с историей самого весёлого крестьянского праздника;
  13. представить праздничные колядки;
  14. рассказать о святочных гаданиях.

 (Слайд 4)

Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, социализация.

Предварительная работа с детьми:

  1. Познакомить с понятием « Сочельник» и содержанием праздника Рождество. Его значением.
  2.  Познакомить с обрядом колядования. Рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками. Дать детям знания о том, что многое в жизни имеет свое начало; год тоже имеет свое начало. Это своеобразный день рождения, который люди отмечают все вместе.
  3.  Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа, календарно-обрядовому празднику «Святки – Колядки».
  4. Обогатить детский словарный запас народными терминами.
  5. Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.
  6.  Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.
  7.  Беседы: «Рождество христово»; «Святки»; «Коляда»
  8. Чтение детям: Б. Пастернак «Рождественская звезда»; О. Ефремова «Рождество Христово»; Н. Гоголь «Коляда»; Н. Хвостов «Сочельник в лесу»; А. Майкова «колыбельная»; С Маршак «двенадцать месяцев» ; С. Есенин «поет зима».
  9.  Беседы по картинам русских художников: Н. Пимоненко «Святочное гадание»; А. Саврасов «зимний пейзаж»; П. Соколов «Тройка зимой».
  10. Слушание музыки: П. Чайковский «Январь. У каменька», «Декабрь. Святки» из цикла «времена года». Слушание колокольный звон.
  11. Заучивание колядок.

  Оборудование:    костюмы,  музыкальное  сопровождение,  Вифлеемская  звезда, музыкальные инструменты, угощения, предметы для гадания: свечи, зеркало, платок, снежки, валенок.

Место проведение: Актовый зал общеобразовательной школы.

.

                                       

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(Затемнение сцены. Вокальная группа исполняет «Рождественские канты») .

(Включается полное освещение, на сцене – декорации домов с окошками). Слышен издалека шум, хохот, всеобщее веселье.

Выходят колядовщики (в руках – символ колядок – Вифлеемская звезда), направляются к окошку, поют, подыгрывая на шумовых инструментах: (Слайд 5)

  1. Богатые мужички, открывайте сундучки, доставайте пятачки,

Если нету пятака, то давайте пирога.

Не дадите пирога – мы корову за рога.

Поведём на торжок, продадим за пирожок.

(Хором): (Слайд 6)

- Не пора ли вам, хозяева, колядовщиков дарить?

 Прикажите, не держите, наших ножек не знобите!

(Появляются хозяин с хозяйкой. Дети поют):

  1. Сею,  вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!

На телят, на жеребят и на маленьких ребят.

Уродись, пшеничка, горох, чечевичка!

Кабы нам колядок на недель десяток!

Колядовщики (поочерёдно): (Слайд 7)

- Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!

Позвольте под окошко встать, коляду заспевать!

(Поют песню «Коляда»):

  1. Коляда, коляда, отворяй ворота.

Пришла коляда накануне Рождества.

С пышками, с лепёшками, со свиными ножками.

Коляда, коляда подай пирога!

Кто подаст пирога, тому скот, живота!

Хозяин: Ух, хорошую колядку спели.

Хозяйка: Вот вам на потешки конфетки да орешки!

Колядовщики (кланяются, благодарят):

- Чтобы колос с бревно, а зерно с ведро!

Кому песню поём, тому будет добро!

Пошла коляда да по улице гулять!

(С шумом и весельем идут к другому дому)

(На крыльцо выбегает сын хозяйки):

- Матушка, колядники пришли. Звать?

Хозяйка: сядь на место, сядь!

Колядовщики: Что ты, тётка, наварила, что ты, тётка, напекла?

Выноси нам поскорей, не морозь-ка ты детей!

Хозяйка: Ничего я вам не дам, расходитесь по домам!

Колядовщики поют:

  1. У Федула жена очень жадная  была,

У ней шуба не зашита и рубаха не помыта.

Да и муж не дюж: лентяй, неуклюж.

Золовушка – неудаха, не ткачиха и не пряха.

Деверёк – картинка, в голове мякинка.

(Поочерёдно):

- Не подашь пирожок – мы корову на торжок.

- Свинку – за шерстинку, быка – за хребтинку.

- Не дадите пышки – получай в лоб шишки!

(Собираются уходить)

Хозяйка: Пожалейте нас, и так еле-еле концы с концами сводим!

Хозяин: Что вы, что вы, оставайтесь,чем хотите угощайтесь.

Что придумала, жена, ишь какая сатана!

Что есть в печи, всё на стол мечи!

(Колядовщики величают хозяев):

  1. Ай, спасибо, хозяюшке за мягкие пирожки!

Ай, лю, ай, люли, за мягкие пирожки!

Да спасибо тому, кто хозяин во дому!

Ай, лю, ай, люли, кто хозяин во дому!

- Сколько в лесу осинок – столько вам и свинок!

-Сколько в лесу пеньков – столько вам светлых деньков!

(Хозяйка приглашает гостей в избу).

Хозяйка: А теперь я вас порадую. Есть у меня вещь вошебная. Это перина снежная. Как я её трясти начну, сразу кто-то появляется.

(Хозяйка трясёт «перину». Появляется под музыку Снежная Баба).

  Хозяйка: Это помощница моя, нынче снегу много, встану я                    утром, а двор уже вычищен. (Слайд 8)

Снежная Баба: Да я не просто пришла, а за метлой. Хотела двор подмести, а метлы-то нет.

Хозяйка: Небось, опять нечистого работа.

(Под музыку появляется Чёрт)

                    (Слайд 9)

                   Чёрт: Дайте мне не мало, колбасы да сала.

Дай свиные ножки, пышки да лепёшки,

Каши горшок, пирога кусок.

Тётенька добренька, дай кусочек сдобненький.

Не режь, не ломай, весь подавай!

Хозяйка: Стоит мне помянуть нечистого, как он тут как тут.

А ну-ка отвечай, куда мою метлу дел?

(Хватает Чёрта за ухо)

Чёрт: Это, небось, Баба Яга взяла, ей полетать захотелось!

                        (Под музыку появляется Баба)

                      Баба Яга: Ну, кажись, вспомнили!

Здравствуй, Марья свет Ивановна! С Рождеством тебя!

Богатства тебе немереного, серебра несчитанного!

Хозяйка: Отчего ты такая добрая стала?

 Баба Яга: Да вот печку топила, кашу варила,

С печки упала, добрая стала!

Хозяйка: А вот мы сейчас посмотрим, какая ты добрая на самом деле.

(Проводится игра. Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

В центре – Баба Яга. Дети идут по кругу и поют дразнилку) (Слайд 10)

  1. Баба Яга, костяная нога, нос крючком, волоса торчком.

Печку топила, кашу варила, с печки упала, ногу сломала.

Пошла в огород, рассмешила весь народ,

Пошла на улицу, раздавила курицу!

(По окончании дразнилки Баба Яга водит под ногами ребят метёлкой. Дети должны подпрыгнуть, чтобы метла не коснулась их ног.)

Баба Яга: Никого не осалила, осталась на сегодня голодной!

Снежная Баба: Ах, вот где моя метла, которой я двор мету.

А, ну, отдай!

Баба Яга: Не отдам!

Хозяйка: Ребята, давайте прогоним Бабу Ягу, застучим, захлопаем!

(Прогоняют нечисть. Слышится стук за кулисами.)

Хозяйка: Никак Баба Яга вернулась?

(Под музыку выходят ряженые Медведь и Коза): (Слайд 11)

Медведь: Где ты, козочка, ходила?

Коза: Ходила я по тёмным лесам, по широким борам.

Медведь: Как тебя, Козочка, волки не съели, стрельцы не вбили?

Коза: А не боюсь я ни волков, ни стрельцов.

А боюсь я деда старого. У того деда борода седа,

Он меня исколе, испоре сквозь полотенце в ретивое сердце.

Медведь: Коза пропала, на ноги упала! Как нам её лечить-вылечить?

Коза: А мне не много надо:

Решето пирогов, сковородку блинов,

Полпуда колбаски, чтобы открыла глазки,

Три куска сала, чтобы я встала!

(Козе дают угощение, она вертит головой, пытается встать, брыкается.)

Медведь: Ты, Коза, не ярись-ка, поклонись-ка ты хозяину с хозяюшкой, малым детушкам да соседушкам.

(Коза кланяется)

Хозяйка: Без гаданий что за Святки, погадаем-ка, ребятки!

Девочки: (Слайд 12)

- Ряженый, суженый, молодой, не простуженный,

Явись, появись – 3 раза.

(Бросают валенок, появляется Чёрт)

Девочки: Ты кто?

Чёрт: Как кто? Вы суженого звали?

Девочки: Звали!

Чёрт: Так вот он я!

Девочки: Ну, что ж, оставайся, мы гаданием проверим, можно с тобой дело иметь или нет?

(Гадание на платке: Чёрт выбирает противоположные уголки – проблемы в отношениях)- приложение 7

(Гадание «На Снежок». Девочки набирают «Снежок» в подол сарафана, кружаться, рассеивают во все стороны, поют):

  1. Сею-вею снежок, ожидаю, дружок!

Приходи, дружок, сюда на снежок!

Сею-вею красу на девичью косу.

Снежок, рассыпайся, коса заплетайся!

(говорком: суженый богатый, ступи сапогом,

Суженый бедный – лаптем!)

(Под музыку появляется Домовёнок): (Слайд 13)

- Кто это здесь поёт,

Мне, Домовёнку, спать не даёт?

Хозяйка: Домовёнок, не сердись, дети пришли, чтобы повеселиться всем вместе, ведь в одиночку скучно долгие зимние вечера проводить.

Домовёнок: Вижу вы дети добрые, да весёлые.

А погадаю-ка я вам, каким будет наступивший Новый год!

(Раздаёт снежинки с предсказаниями. – приложение 8. Можно со зрителями)

Хозяйка: Всё загадано у нас, не пора ль пуститься в пляс?

(Колядовщики исполняют Частушки): (Слайд 14)

  1. Хорошо колядка пелась, милые подружки,

Только что за посиделки без нашей частушки.

  1. Раз пошла я за водой, увидала милого,

Опустила вёдра в воду и про них забыла. (Слайд15)

  1. Выхожу плясать на круг – отодвинься, милый друг.

Теперь поздно любоваться, коли выпустил из рук.

  1. Посулился – не явился, обещался – не пришёл,

Видно рваный полушубок на палатях не нашёл.

  1. Все пришли, все пришли, все на лавку сели, (Слайд 16)

Моего и твоего видно волки съели.

  1. Дай, Бог, снежку, гладеньку дорожку,

Неудача чтоб ушла от мово окошка!

  1. Мы Лесновские девчонки, мы нигде не пропадём, (Слайд 17)

Мы озёра переедем и все реки перейдём.

Ой, пол провались, потолок провались,На доске останемся, с колядкой не расстанемся!(С пляской уходят со сцены) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов: интеллектуальная игра "БРИЗ"

Методическая разработка интеллектуальной игры для подростков. Её цели: учить детей организовывать свой досуг, учить  работе в команде, развивать познавательные способности учащихся, способствоват...

"The Funny Zoo" ( методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4-х классов)

Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся  4 классов  будет способствовать расширению лингвистического кругозора учащихся, развитию коммуникативных навыков учащихся; развит...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 9-11 классов, посвященная 120 - ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Литературно-музыкальная гостиная "Я сердцем никогда не лгу...".

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку внеклассного мероприятия, посвященную 120-ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Мероприятие раскрывает важные этапы жизни поэта, дает пре...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5 - 9 классов « Праздник со слезами на глазах…»

Сценарий мероприятия для учащихся 5-9 классов патриотической направленности, посвященное празднованию Дня Победы....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 1-го класса на тему "Музицирование"

Я предлагаю сделать работу по усвоению навыков музицирования регулярной и более значимой для детей и педагога. А значит – более интересной. Это мероприятие - «внеклассный урок» или факультатив, которы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-7 классов "Птичьи разговоры"

Методическая разработка содержит конспект мероприятия для учащихся 5-7 класс сразнообразными интересными заданиями и красочную презентацию...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 8-9 классов «Christmas Jeopardy»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку в форме игровой викторины по культуре, традициям англоговорящих стран ставит своей целью показать роль изучения английского...