Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе « Там чудеса, там леший бродит… » для учащихся 5 – 9 классов.
методическая разработка по литературе

Гребенникова Ольга Викторовна

Методическая разработка внеклассного мероприятия  по литературе « Там чудеса, там леший бродит… » для  учащихся 5 – 9 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Котовская школа – интернат»

Методическая разработка внеклассного мероприятия  по литературе

« Там чудеса, там леший бродит… »

для  учащихся 5 – 9 классов.

Арина Родионовна

Разработала

 учитель русского языка и литературы

    Гребенникова Ольга Викторовна

2020г.

Цели:

Обучающие: 

1. Стимулировать интерес к изучению творчества А.С.Пушкина.

2. Совершенствовать умения применять полученные знания в практической деятельности. 

Развивающие

1.Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся. 

 2. Развивать умение работать в группах.

Воспитывающие

1. Воспитывать командный дух, чувство ответственности за свою команду.

2. Воспитывать интерес к  литературе. 

Форма: игра-викторина

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, портрет А.С.Пушкина.

Ход мероприятия.

Вступление.

(Выходит группа ребят, становятся свободно и читают отрывки из стихов А.С. Пушкина)

1 ученик:

Пушкин – это возрожденье

Русской Музы воплощенье

Наших первых дум и чувств,

Это не запечатленный

Ключ поэзии, священный,

В светлой области искусств.

2 ученик:

Это старой няни сказки,

Это молодости ласки,

Огонёк в степной глуши,

Это – слёзы умиленья…

Это – смутное влеченье

Вечно жаждущей души.

3 ученик:

Это – гений, всё любивший

Всё в самом себе вместивший –

Всеобъемлющ и велик…

Ныне мы поэта славим –

И на пьедестале ставим

Прославляющий нас лик.

Учитель читает стихотворение «Над пушкинской строкой...»

Опять расцвел июнь сиреневой удачей,

До времени от глаз он спрятан был в снегах,

Так пушкинскую жизнь в архивы не упрячешь: Как в зеркале она - в немеркнущих стихах.

 

И пушкинским стихам звучать на свете белом,

Покуда в нас самих, как радостная весть,

Живут наперекор случающимся бедам Надежда и любовь, достоинство и честь.

Ведущий 1: Дорогие ребята, 6 июня отмечается Пушкинский день России или День русского языка.

Ведущий 2:  В преддверии 221 годовщины в 2021 году  со дня рождения А.С. Пушкина, мы проводим  необычное мероприятие «Там чудеса, там леший бродит…». Пройдём дорогами жизни и творчества А. С. Пушкина, поговорим о сказках.

Ученик: (звучит лирическая  тихая музыка)

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;

У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету.

Учитель: Дороги Пушкина....Просёлочные, зимние, теряющиеся в снежной мгле, весенние – больше похожие на реки, размытые осенью, пыльные летом,  вечного путника, вечного  странника. А начиналось всё так же, как и у всех, с дороги детства.

(Показ слайдов о детстве А.С. Пушкина.)

(Во время рассказа выходят под лирическое звучание музыки няня, усаживается у стола и начинает вязать. И дети (команды) рассаживаются вокруг нее, на столе свеча, перо бумага.)

Ведущий 1: Многие из вас повзрослели, но все-таки иногда вспоминаете те сказки, которые читали или слушали в детстве. И у каждого из вас есть любимые сказки, герои и писатели.

Ведущий 2: Сказка отличается от других произведений тем, что в ней могут разговаривать звери, птицы, происходят необычные приключения. Вот уже как 201 год мы читаем, слушаем, поем сказки А.С. Пушкина.

Учитель: А начиналось его творчество с прослушивания сказок, которые ему рассказывала Арина Родионовна. Она рассказывала Сашеньке сказки, он их слушал, запоминал, а в будущем писал.

(Идёт инсценировка написания письма няни к Пушкину)

Няня: (обращается к мальчику)

- Напиши, дружочек, батюшке моему, Александру Сергеевичу.

Любезный друг мой, Александр Сергеевич.

Я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все Ваши милости, я Вам всем сердцем благодарна. Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только засну, то забуду Вас, и Ваши милости ко мне. Приезжай поскорее, ангел мой. Всех лошадей на дорогу выставлю.

                                                                        Целую, Арина Родионовна.

Пушкин А.С.: Гордин А.: Пушкинский заповедник. Домик няни

Ученик 1: 

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Ученик 2:

Он маму няней называл

Он называл ее голубкой:

А ветер сыпал снежной крупкой

Пути в деревню заметал.

Ученик 3: 

Не гаснул долго огонек

В уютной няниной избушке.

И слушал, слушал няню Пушкин,

Катилась сказка, как клубок.

Ведущий 1: Смеялся Пушкин говоря: «Какая прелесть эти сказки!»

Ученик 1: Няня, расскажи нам сказку!

Няня: Сказки Пушкина вы знаете,

Любите очень, изучаете,

И читаете наизусть,

В них живёт наш русский дух.

И одну из этих сказок

Расскажу я вам сейчас:

Про Балду и про попа,

Как Балда попа исправил,

Уважать свой труд заставил.

Но запомните друзья:

«Сказка - ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам – урок!» 


(Кукольная инсценировка  отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике Балде»)

Ведущий 1: Вопросы командам: 

Игра «Вопрос – ответ» 

- Как называется эта сказка? («Сказка о попе и работнике Балде»)

- Как эта сказка начинается? (Жил был поп, толоконный лоб)

- Сколько раз Балда соревновался с бесёнком? (3 раза)

- Какими словами заканчивается сказка? (…Не гонялся бы ты поп за дешевизною.)

Няня: Сейчас потолкуем о сказке другой

Тут синее море

Тут берег морской

Старик выйдет к морю

Он невод забросит

Кого - то поймает

И что - то попросит

О жадной старухе

Рассказ тут пойдёт

А жадность ребята,

К добру не ведёт!

(Чтение отрывка  из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» по ролям)

Игра для капитанов «Рыбаки и рыбка» (ловят удочками рыбку на обратной стороне  вопросы)

- Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря (30 лет и 3 года)

- Сколько раз виделся старик с рыбкой (6 раз)

- Сколько просьб старика выполнила рыбка (4 просьбы)

- Соберите из букв название сказки.

Няня: Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.

Захотелося ему петушка иметь на спице,

Чтоб стеречь свои границы

Но за этаку услугу, обещавшему

Как другу мудрецу, волю первую скопца исполнить до конца.

Своё слово не сдержал и за это пострадал:

Петушок на темя сел, клюнул, царь и онемел.

( Просмотр  отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»)

Игра «Вернисаж»

Командам предстоит по иллюстрации узнать произведение. (Презентация)

Няня: В сказке этой

Появилась  молодица,

Правду молвить, впрямь царица

Но зато горда, ломлива, любит славу

Но средь зелёныя дубравы.

У семи богатырей

Живёт царевна, не сравниться с ней,

«Всех румяней и белей,

Скромна, умна, красива –

Так зеркальце мачехи говорило

И от зависти и мести

Умерла мачеха на месте

Лишь её похоронив, королевич Елисей

Обвенчался с невестою своей.

И никто с начала мира.

Не видал такого птра;

Живут -  поживают,

Добра наживают.

(Костюмированная театральная инсценировка  отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Игра «Блицтурнир»

(Ведущий называет одну строчку стихотворения, команда  должна продолжить, прочитав несколько следующих за нею строк)

  1. Унылая пора! Очей очарованье!

(Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…)  «Осень»

  1. Мороз и солнце; день чудесный!

(Еще ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры…) «Зимнеее утро»

  1. Подруга дней моих суровых…

(Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня…) «Няне»

  1. Сквозь волнистые туманы…

(Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она…) «Зимняя дорога»

  1. Сижу за решеткой в темнице сырой.

(Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном…) «Узник»

  1. Жил старик со своею старухой

(У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года)  «Сказка о золотой рыбке»

Няня:  (сопровождается показом слайдов из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»)

В этой сказке звёзды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт

Чудо – чудное там есть,

И царевна тоже есть.

Что не можно глаз отвесть

И ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Всё чудесили: на земле и под водой

Всюду нос совали свой.

Но к концу повинилися, разрыдалися.

По углам разбежалися.

И пошёл там пир весёлый

Я там была, мёд кушала.

Моим сказочкам конец,

А кто слушал, молодец!

Игра: Собрать из отдельных элементов ( пазлы) сказки А.С. Пушкина.

Игра «Доскажи словечко»

Родила царица в ночь

 И ни сына и ни дочь,

Ни мышонка, ни лягушку,

Ни неведому…зверушку.

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет:
Он бежит себе в волнах
На раздутых  ….
парусах

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных... усачей.

Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе…
на просторе.

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: ...«Кири-ку-ку»

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого… товару.
Подведение итогов. (Жюри подводит итоги, объявляет команду-победительницу, вручает призы)

Учитель: Как прав был поэт, когда за несколько месяцев до своей гибели писал:

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит…

У великих людей не две даты бытия в истории – рождение и смерть, - только одна – их рождение, потому что великие сказочники и поэты не умирают… Они просто находят легкую землю, чтобы посадить там цветы...

Песня:

1 куплет (исполняют няня и дети): 

Если очень захотеть

В сказке можно очутиться

У героев этих сказок

Можем мы всю жизнь учиться

2 куплет (исполняют  ведущие, учитель)

Как прекрасно добрым быть

Как со злом бороться надо,

Как в житейском море плыть

Чтоб в конце ждала награда!

Припев (все вместе)

Читайте Пушкина Друзья!

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!

Читайте Пушкина всегда – вот вам подсказка,

И пронесёте сквозь года вы радость сказки!

На фоне музыки (Ученик читает отрывок из сочинения)

«С каждым прочитанным произведением Пушкина я открываю для себя мир удивительный, неповторимый и прекрасный, заставляющий думать об истинной природе человека, о подлинных ценностях человеческой жизни. И пройдет еще двести, еще триста лет… Пушкин будет всегда!» 

Учитель:  У каждого из нас – свой Пушкин. Пушкинское слово проникает в душу однажды, чтобы не покинуть нас никогда, заставляя думать и восхищаться, удивляться красоте нашей русской речи. Заставляет чувствовать гордость. Гордость за то, что Пушкин – русский поэт. Это русская культура. И как сказал Апполон Григорьев «Пушкин – это наше все».

Вот и подошло к концу наше мероприятие посвящённое А.С. Пушкину – Великому поэту великой России. Вы многое увидели, узнали.  И хочется верить, что это всё надолго останется у вас в памяти.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по стране Грамматике" для 5-го класса

Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-го класса ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Спорт-наше здоровье" для учащихся 4-5 классов по предмету: "Физическая культура"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Спорт-наше здоровье" направлена на пропаганду здорового образа жизни...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по популяризации государственных символов для 5-6 классов «Государственная символика России».

Данная работа может быть использована на уроках истории с 5 по 8 класс, на внеклассных мероприятиях, посвященных популяризации государственных символов, нравственно- патриотическому воспитанию, ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «КВН по математике» для учащихся 5-6 классов.

Среди различных форм внеклассной работы по математике особое место занимают весёлые турниры. Присущие им дух соревнования и юмор нравятся учащимся среднего звена. Для некоторых ребят такие турниры ста...

Методическая разработка внеклассного мероприятияпо истории родного края для учащихся 6-7 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятияпо истории родного края для учащихся 6-7 классовучителя истории и краеведенияМОУ ООШ №2 г.Юрюзани Катав-Ивановского муниципального районаГавенко Ольги А...