Технологическая карта урока по повести М.А.Булгакова "Собачье сердце"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

План-конспект урока по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_bulgakovu_sobache_serdtse.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:        Эксперимент  рождения «новой» жизни ( по повести М.А.Булгакова  «Собачье сердце». )

Класс: 9 класс

Учитель: Серская Светлана Владимировна, МБОУ СОШ№15 города Кузнецка

Учебник: В.Я Коровина, Журавлев В.П.,В.И.Коровин. Литература. 9 класс

Тип урока. Урок комплексного применения знаний и умений

Оборудование: повесть М.Булгакова «Собачье сердце», компьютер, презентация, распечатки с фрагментами из повести.

Методы и приёмы: I. По источникам знаний

  • Словесные: устные (рассказ, беседа, объяснение)
  • с печатным словом (чтение вслух, работа с дополнительной литературой)
  • Наглядные:

Презентация, фрагменты х/ф

  • Практические

Анализ повести через «погружение в текст»

II.  По характеру познавательной деятельности учащихся:

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Проблемное изложение
  • Частично-поисковый

Цели урока: закрепить понятие о сатире, через «погружение в текст» показать мастерство и гражданское мужество М. Булгакова;

развивать навыки монологического высказывания через анализ художественного произведения;

воспитывать активную личностную позицию во взгляде на эпоху 20-30 х годов XX столетия.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

  1. Организационный

момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Рефлексивная установка на восприятие

«Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.»

Дмитрий Иванович Фонвизин

-Как вы думаете, о каком человеке рассуждал Д.И.Фонвизин? Может ли быть Человеком, созданный экспериментальным путем? Почему?

Вот об этом и рассказал нам в своей повести М.А.Булгаков

Слайд №1

 

  1. Введение в тему и постановка проблемы урока.
  2. Мотивация учебной деятельности.

(запись темы в тетради)

Что же сегодня мы будем выяснять на основе прочитанной повести?

Слайд №2.

  • Покажем, как М.А.Булгаков раскрыл несостоятельность эксперимента рождения «новой» жизни;
  • закрепим понятие о сатире, через «погружение в текст» осознаем  мастерство и гражданское мужество М. Булгакова;
  • продолжим развивать навыки монологического высказывания через анализ художественного произведения;
  •  продолжим воспитывать активную личностную позицию во взгляде на эпоху 20-30 х годов XX столетия.

М. А. Булгакову пришлось жить и творить в эпоху, когда необходимо было делать свой выбор. Писать так, «как нужно» и печатать свои произведения или  с болью в сердце писать в стол, зная, что книга не будет опубликована. В конце урока мы ответим с вами на проблемный вопрос.

Регулятивные УУД

  Высказывать предположения на основе наблюдений.. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

IV. Актуализация знаний

Слайд №3.

-Почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987году? Что было такого в этой повести, что не понравилось правительству Советского Союза?

 Работа с цитатой.

Советская эпоха преследовала инакомыслие, и даже с высоких трибун было иронически сказано:

«Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». 

Взгляд писателя на современность был очень острым, сатирические выпады считались крамольными. М.А Булгаков писал: «На широком поле словесности российской в СССР я был один – единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он всё равно  не похож на пуделя».

Известный критик, исследователь творчества писателя Всеволод Иванович  Сахаров (член Союза писателей России, Доктор филологических наук) дал такую оценку повести:

Слайд №4.

«Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры.

Сатира Булгакова - умная и зрячая».  

                                                                                В. Сахаров

Эти слова станут эпиграфом к сегодняшнему уроку.

Регулятивные УУД

Искать пути решения проблемы.

 Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

Анализировать, сравнивать, делать выводы

V.Первичное усвоение новых знаний

VI. Первичная проверка понимания

- Как вы понимаете смысл слова «зрячая». Что значит «зрячая сатира»?. (правдивая)

-Вспомним, что такое сатира.

Против чего направлена сатира? Что является источником сатиры?

Слайд №5.

(Сатира - вид комического. Предметом сатиры служат человеческие пороки.

Источник сатиры – противоречие  между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.)

- Почему  повесть М.А. Булгакова названа сатирической? Как вы поняли?

Слайд №6.

-Какова композиция повести?

( Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.)

-Почему Булгаков именно так выстраивает произведение? Что ему важно показать умному читателю?

(Он считает, что обмануть природу невозможно. Всё возвращается на круги своя.)

 Аналитическая беседа 

а) Приём «погружения в текст».

Повесть открывается картинами Москвы середины 20-х годов. Чьими глазами мы видим жизнь? Найдите строки, рисующие жизнь Москвы.

-Какой литературный приём использовал автор? Для чего использует автор этот прием? (антитеза, в основе которой лежит противопоставление, показать своё отношение к изменениям в стране с приходом Советской власти.)

Слайд №7.

-Случайно ли, на ваш взгляд, имя, выбранное для собаки,- Шарик?

(Шарик-пес-дворняга, милый, добродушный, наблюдательный. Собака, живущая в ужасных условиях, способна сострадать людям, оказавшимся в таком же, как она, положении. Она разбирается в людях, даже умеет «читать» задом наперед).

-Зачем Шарик был нужен профессору Преображенскому?

-Какой медицинской деятельностью занимался доктор Преображенский?

(делал операции по омоложению, гл.5, с.196)

Характеристика образа главного героя.

-Великая операция свершилась, а кто стал донором для создания нового человека?

(Клим Чугункин)

Что вы можете сказать об этом человеке?

Зачитайте. (конец гл.5, с.199)

   

(«Клим Григорьевич Чугункин,25 лет, холост. Беспартийный, холост, судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз - условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия - игра на балалайке по трактирам.

        Малого роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь) Причина смерти - удар ножом в сердце в пивной («Стоп-Сигнал» у Преображенской заставы).

Слайд №8.

Из дневника доктора Борменталя мы узнаём, что новое существо переняло все худшие качества своих доноров (Шарика и Клима Чугункина).

Образ Шарикова (работа с текстом по группам)

1 группа -Найдите и прочитайте описание нового существа. Что особо выделяет автор во внешности Шарикова?

(гл.6, с.203)

2 группа – Найдите и прочитайте, как ведет себя Шариков?

(с.194, 195)  

- Посмотрите, как он ведёт себя за столом.

3 группа – Найдите и прочитайте, почему Шариков требует паспорт? Как аргументирует это требование?

4 группа -Найдите в тексте, как профессор Преображенский говорит об этом «новом человеке». Что он пытался создать и что получилось?

Сделайте вывод и заполните таблицу:

Замысел профессора Преображенского

«Новый» человек.

- Чем же обернулся эксперимент по созданию «нового» человека?

- Как относится к этому эксперименту автор?

6. Определение авторской позиции. Смысловое  чтение.

-Прочтите приведённые отрывки. Найдите в этих отрывках  ключевые слова, характеризующие современное автору время, рисующие картины быта 20-х годов?

1.«С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение этого времени до марта 1917 года не было ни одного случая – подчеркиваю красным карандашом…»

2.«- Если вы заботитесь о своем пищеварении, мой добрый совет – не говорите за обедом о большевизме и о медицине…»

3.«  -Что такое эта ваша разруха?  Старуха  с  клюкой?..»

- Кто произносит эти монологи? Что подчеркивают эти слова?

- Какова авторская позиция?

Речь Профессора Преображенского яркая,  афористичная.  Вот некоторые его реплики.

«На человека и на животное можно действовать только внушением".

 "На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено

Слайд №10.

Определите авторскую позицию.

(Она совпадает с позицией Преображенского. Кажется, что его устами говорит сам автор.)

- Случайно ли М.Булгаков выбрал для своего главного героя фамилию Преображенский?

(изменять, преображать, улучшить человеческую породу).

Гоголевская традиция – говорящие имена – продолжена.

 

- Почему же Булгаков заканчивает свою повесть словами: «В квартире в этот вечер была полнейшая и ужаснейшая тишина». Почему тишина была «ужаснейшая»?

-Почему же профессор Преображенский  отказался от своего эксперимента?

 (гл.8, с.232, около 3 стр до конца главы)

-Обратимся к теме нашего урока:

-Какое воздействие страшнее: физическое или идеологическое?

Слайд №11.

Автор считает, что строительство социализма – это тоже эксперимент. Новое общество создаётся путём идеологического насилия, к чему автор относится отрицательно. По сути это тот же самый опыт, который не может привести ни к чему хорошему.

Слайд №12.

Вернёмся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: Почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987году?

Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать, строить рассуждение.

Познавательные УУД

Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать, строить рассуждение.

Коммуникативные УУД :

Строить связное монологическое высказывание.

 Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

 Оказывать взаимопомощь.

VI. Итог урока. Рефлексия.

 Слайд №13.

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.»

Дмитрий Иванович Фонвизин

-А вы согласны ли с этими словами? Как вы их теперь понимаете? Как они связаны с темой нашего урока и с нашей современной жизнью?

Регулятивные УУД: Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

Напишите мини-сочинение  «Как вы думаете, кто же все-таки прав: профессор Преображенский, который считал, что у Шарикова «именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе», или доктор Борменталь, который уверял, что Шариков — «человек с собачьим сердцем»?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

технологическая карта урока "Цикл повестей Белкина. «Барышня-крестьянка».

Урок проводится в 6 классе. Цель:познакомить учащихся с прозой А.С. Пушкина, с понятием цикла повестей, образом вымышленного рассказчика. Выявить жанровые особенности повести. Развивать умение анализи...

Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...

Технологическая карта урока литературы « Милосердие – это добродетель сердца» ( По повести Е. Мурашовой «Класс коррекции»)

 Повесть «Класс коррекции» выделяется в общем потоке современной отечественной литературы для подростков. Тема детей - «трудных», зачастую умственно неполноценных, ...

Технологическая карта урока по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" (урок №1)

Технологическая карта урока по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" (урок №1) с презентацией к этому уроку и дополнительным материалом для повторения....

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».

Классицизм, писатели классицисты, сентиментализм, основные черты сентиментализма, повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярчайший пример сентиментального направления, возникшего в литерат...

Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»

Технологическая карта урока составлена на основании рабочей  программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...