Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».
план-конспект урока по литературе (9 класс)

АКАЕВА ТАМАРА ВАХАЕВНА

Классицизм, писатели классицисты, сентиментализм, основные черты сентиментализма, повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярчайший пример сентиментального направления, возникшего в литературе конца XVIII века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_karamzinu._bednaya_liza.docx47.54 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литература.

Класс: 9

Тема урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».

Тип урока: изучение нового материала (1 урок)

Подготовила: Акаева Т.В.

Педагогические цели урока:

-знакомство с новым направлением в литературе 18 века на примере произведения Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»;

-содействовать формированию устойчивых знаний теории литературы;

-содействовать формированию навыков осмысленного чтения и анализа произведений нового для учащихся направления.

Планируемые результаты:

Личностные:

-выражение положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать;

-формирование осознанного, уважительного отношения к мнению другого человека, способности к определению своей позиции в отношении различных литературных произведений;

-умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Предметные:

-способность применять понятийный аппарат и приемы литературного анализа для определения особенностей развитии литературного процесса;

-умение анализировать художественное творчество писателя в контексте развития литературного направления;

-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления личности героев и их поступков в контексте человеческого развития

Метапредметные:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, представлять результаты своей деятельности;

-владение умением работать с учебной информацией различного типа (анализировать и обобщать факты, формулировать тезисы, обосновывать выводы);

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями

Основное содержание темы урока:

Классицизм, писатели классицисты, сентиментализм, основные черты сентиментализма, повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярчайший пример сентиментального направления, возникшего в литературе конца XVIII века.

Межпредметные и внутрикурсовые связи:

«География», «Обществознание», «Изобразительное искусство».

Образовательные ресурсы и оборудование:

-Н.М.Карамзин. Избранные сочинения. Т.1. – М. – Л.: «Художественная литература», 1964.

-Е.И.Осетров Три жизни Н.М.Карамзина. – М., 1985.

-И.И.Аркин Уроки литературы в 9 классе: Практ. методика: Кн. для учителя. - .М.: «Просвещение», 1998.

-А.Н.Архангельский. Беседы о русской литературе. Конец 18века – первая половина 19 века. – М.,1990.

-Н.А.Миронова Литература: 9-й класс.: метод. пособие для учителя по литературе: к учебнику хрестоматии «

-мультимедийное оборудование

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

характеристика

основных видов деятельности

формируемые УУД

Организационное начало

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие учителя. Организация рабочего места.

Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем.

Актуализация знаний

Организация фронтальной беседы.

- Мы с Вами изучили литературное направление классицизм, являющееся основным в литературе XVIII века. Назовите основные признаки классицизма как литературного направления.

- Назовите писателей классицистов XVIII века.

Основные признаки классицизма:

-воспитание человека в духе верности государству, культ разума

-гражданская и общественная тематика

-строгое деление на положительных и отрицательных.

-роль пейзажа вспомогательная

-основные жанры трагедия, ода, эпопея, басня, комедия, сатира….(называют)

К классицизму относились произведения М.Ю.Ломоносов, Г.Р.Державина. (рассказывают о героях и тематике их произведений)

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников; определяют качество и уровень усвоенного материала

Введение в проблему урока; постановка учебной задачи

- Мы еще раз вспомнили с вами основные особенности классицизма, поговорили о стихотворениях М.В. Ломоносова, Державина. Вы верно отметили, что в своих произведениях они прославляли деяния монархов, закон, высшую справедливость, а ведущим жанром в их творчестве назвали оду.

А сейчас я познакомлю Вас со стихотворением Н.М. Карамзина «К соловью».

Внимательно послушайте и ответьте на вопрос: Это пример произведения классицизма или нет? Обоснуйте свой ответ.

Пой во мраке тихой рощи,

Нежный, кроткий соловей!

Пой при свете лунной нощи!

Глас твой мил душе моей.

Но почто ж рекой катятся

Слезы из моих очей?!(читаю)

Что же нового Вы увидели в тематике этого стихотворения? Можно ли его отнести к классицизму?

Все верно. Это стихотворение действительно было не традиционно для классицизма XVIII века. Все современники и литературные потомки видели в Карамзине первооткрывателя и реформатора, совершившего переворот в русской литературе.

Как вы считаете, что предстоит нам сегодня выяснить на уроке?

Постановка проблемы урока.

Карамзин пришел в русскую жизнь одновременно с проникновением первых сентименталистских веяний в русскую литературу. Действительно, творчество Н.М.Карамзина неразрывно связано с понятием нового для вас направления – русским сентиментализмом.

Тема нашего урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».

Почему же именно эти слова стали темой урока?

Верно. Слова Е. Осетрова очень точно отражают глубинный смысл повести писателя: «Бедная Лиза» - …образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе».

Главное на что обращает внимание автор - чувства лирического героя. Перед нами романтическая картина: ночь. луна, поющий соловей.

Это никак не отвечает канонам классицизма.(размышление о принадлежности в литературному направлению)

Нам необходимо выяснить «Почему творчество Н.М. Карамзина не вписывалось в классицистическую традицию? »

Отвечают на вопрос: писатель обращался к человеку живому, чувствующему, как в прочитанном стихотворении, так и в повести «Бедная Лиза»(на дом было задано чтение повести)

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют анализ, строят логическую цепь рассуждения

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников

Регулятивные: формулируют учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и осознания того, что еще неизвестно

Познавательные:

строят логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Физкультминутка

Организация физкультминутки.

- Нам предстоит сейчас напряженная и серьезная интеллектуальная работа, давайте поможем нашему организму справиться с ней.

Все ребята дружно ВСТАЛИ

И на месте ЗАГАШАЛИ

На носочках ПОТЯНУЛИСЬ

И вперед слегка НАГНУЛИСЬ

Как пружинки мы ПРИСЕЛИ

И тихонько разом СЕЛИ.

Выполнение упражнений в соответствии с текстом стиха.

Регулятивные: быстро переключаются от умствен-ной деятельности к физической и обратно

Усвоение новых знаний и способов действий

Организация исследовательской работы в процессе изучения нового учебного материала

- Напоминаю проблему нашего урока «Почему произведение Н.М.Карамзина не вписывалось в традиционные каноны классицизма, а было ярким представителем нового сентиментального направления в литературе XVIII века?».

Чтобы ответить на волнующий нас вопрос, мы должны рассмотреть само понятие «сентиментализм»

Название «сентиментализм» (от англ. sentimental - чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. Сентиментализм - литературное направление, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. Сентименталисты по-новому оценивали человека: способен ли он на большие, искренние и глубокие переживания.

Особенности сентиментализма как литературного направления:

-природа - средство психологической характеристики героев

-отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям

-основная тематика любовная

-стремление представить человеческую личность в движении души

-основные жанры: элегия, психологическая драма, роман, повесть, дневник, путешествие

Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи, ведь сентиментализм, как и классицизм, проявлялся не только в литературе, но и в других видах искусства. Посмотрите на два портрета Екатерины II. Автор одного из них - художник-классицист, автор другого - сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения (показ слайдов).

Повесть Карамзина «Бедная Лиза», написанная в 1792 году, стала самым ярким произведением русского сентиментализма. Она отразила в себе все черты нового литературного направления, стала потрясением для читателей XVIII века, привыкших к высокому слогу, строгости формы и однозначности в понимании поступков героев.

Это произведение принесло автору известность и популярность. За короткое время она переиздавалась 6 раз. Показателем того литературного потрясения, каким явилась его повесть для русской художественной прозы, стала волна подражаний, захлестнувшая русскую литературу на рубеже XVIII - XIXвв. Одна за другой появляются повести, варьирующие карамзинский сюжет: «Бедная Маша» А. Измайлова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Даша, деревенская девушка» П. Львова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора, «Прекрасная Татьяна» В. Измайлова и др.

Почему же повесть, написанная в 1792, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика? В чем смелость, новизна позиции автора? - на все эти вопросы мы постараемся ответить, проанализировав текст произведения, но уже на следующем уроке.

А сейчас проверим, насколько вы внимательно читали текст. На листочках - СР на знание текста.

Запись теоретического материала.

Ученики безошибочно определяют, что портрет, выполненный Ф.Рокотовым, классицистический, а произведение В. Боровиковского принадлежит сентиментализму, и доказывают своё мнение, сравнивая фон, колорит, композицию картин, позу, одежду, выражение лица Екатерины на каждом портрете.

Запись информации о произведении в читательский дневник.

Вопросы С.Р.:

#1043;ород, в котором происходят описываемые события? (Москва)

#1043;лавные герои повести. (Лиза, Эраст, мать Лизы)

#1050;акие цветы и по какой цене продавала Лиза весной в Москве? (ландыши, 5 копеек)

#1057;такан какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной матери? (молоко)

#1054; чем договаривается Эраст с Лизиной матерью, чтобы оберечь девушку от походов в город? (о продаже ее работ Эрасту)

#1055;рошло несколько недель. Причина покрасневших от слез глаз Лизы? (сватовство сына богатого крестьянина из соседней деревни)

#1057;колько дней подряд Эраст не приходил к Лизе?(5)

#1063;то поведал Эраст Лизе, придя к ней после долгого отсутствия? (он идет на войну, отправляется в поход)

#1055;рошло два месяца. Лиза отправилась в Москву за розовой водой. Что произошло в этот день? (Лиза встретила Эраста)

#1055;очему Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове»? (поправить свое материальное положение)

#1050;ак поступила Лиза со злополучными 100 рублями, которыми хотел откупиться Эраст? (отправила их матери вместе с известием о своей смерти)

#1050;ак сложилась жизнь Эраста? (он до конца дней своих был несчастлив)

Регулятивные: понимают важность подаваемых знаний, фиксирование их для дальнейшего изучения

Познавательные: осуществляют сопоставление различной информации, анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников

Познавательные: осуществляют сопоставление различной информации, анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: определяют правильность и информативность своих записей

Регулятивные:воспринимают задание, выполняют его, следуя определенным задачам

Рефлексия

Фронтальная беседа, направленная на проверку качества усвоения изученного материала, выявления проблем усвоения и определения новой учебной задачи, предлагаемой для самостоятельного решений в процессе выполнения домашнего задания.

- Получили ли вы на уроке представление о сентиментализме как новом литературном направлении, зарождавшемся в конце XVIII века в русской литературе? Каковы основные черты сентиментализма?

- С вашей точки зрения успешна ли была наша работа? В чем успешна или нет и почему вы так считаете? С какими трудностями вы столкнулись?

Оценивание работы всего класса и отдельных учащихся в процессе решения учебной задачи.

- Какой вопрос необходимо еще рассмотреть в рамках изучения нашей темы?

Дают обобщенный ответ, полученный в результате исследования представленных на уроке материалов.

Анализируют способы и средства, используемые для решения учебной задачи (рассказ учителя, иллюстрации, презентации).

Анализируют качество проведенной учебной работы. С помощью учителя формулируют новую учебную задачу - «определение почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму? »

Познавательные: воспроизводят, анализируют, систематизируют и обобщают по памяти информацию, полученную в процессе работы; с помощью учителя формулируют новую учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и осознания того, что еще неизвестно

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определяют решение учебной задачи и принимают новую учебную задачу

Информация о домашнем задании

Постановка учебной задачи для самостоятельного решения.

Ответьте на вопрос, аргументируйте текстом повести: - Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»?

Записывают домашнее задание в дневник, уточняют непонятное.

Регулятивные:воспринимают задание

Заключение

В.Г. Белинский выдающийся литературный критик говорит, что Карамзин создал русскую публику, которой до него не было, создал читателей - а так как без читателей литература немыслима, то смело можно сказать, что литература, в современном значении этого слова, началась у нас с эпохи Карамзина и началась именно благодаря его знаниям, энергии, тонкому вкусу и незаурядному таланту: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество... повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта», повести, в которых «как в зеркале, верно отражается жизнь сердца... как она существовала для людей того времени».

Вот в чём видел секрет литературного творчества Карамзин: «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…»

Воспринимают слова учи-теля, осмысливают инфор-мацию

Личностный результат:осмысление социально-нравственного значения осуществившихся изменений в сознании русского человека на рубеже веков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина

Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина...

технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

Н. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». «Бедная Лиза» глазами современного читателя.

   В каждой девушке скрывается «бедная Лиза». Говорят, «от любви до ненависти – один шаг». Любовь и разочарование часто идут в «одну ногу», но не стоит допускать таких ситуаций, когда...

Технологическая карта урока в 5 классе на тему "Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"

В плане расписаны все этапы современного урока, отвечающего требоаниям ФГОС. В нетрадиционной форме представлен этап актуализации знаний, также урок включает работу с интерактивной доской....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме "И крестьянки любить умеют!" (по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза")

Урок проведен в соответствии в требованиями ФГОС, с применением технологий проблемного обучения, группового обучения, развития критического мышления, с элементами метода "Шесть шляп мышления"...

Конспект открытого урока на тему: "Повесть "Бедная Лиза" Карамзина как произведение сентиментализма"

Конспект открытого урока на тему: "Повесть "Бедная Лиза" Карамзина как произведение сентиментализма"...