Технологическая карта урока литературы в 7 классе на тему "Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Система персонажей. Сопоставление Остапа и Андрия"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Ермоленко Елена Анатольевна

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: Тексты повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Сравнительная таблица «Характеристика Остапа и Андрия». Компьютер. Мультимедийный проектор. Экран. Презентация по теме «Сопоставление Остапа и Андрия в повести  Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».

Методы: работа с текстом, опрос, беседа, самостоятельная работа, развития критического мышления, иллюстрации.

Цели урока:

  • Раскрыть образы Остапа и Андрия; обучить сопоставительной характеристике; формировать навык анализа эпизода.
  • Развивать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героев; прививать интерес к поисковой работе.
  • Формировать ключевые компетентности работы с текстом с целью извлечения информации, работы со схемой, таблицей.
  • Прививать любовь к Родине, к общечеловеческим, культурно-нравственным ценностям.

Задачи:

Образовательная:

- проанализировать повесть «Тарас Бульба» и сопоставить героев.

Развивающие:

- формировать умение глубокого анализа текста;

- вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока.

Воспитательные:

- вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя;

- формировать нравственные ценности личности.

УУД:

коммуникативные:

• формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

• практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

• развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

регулятивные:

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

познавательные:

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией.

личностные: формирование

• основ социальных компетенций;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности.

Предметные –  самостоятельно вычитывать все виды информации; перерабатывать и преобразовывать полученную информацию из одной формы в другую (таблицу); развивать навыки работы с учебником, иллюстрациями; умение определять основную мысль, которую хотел донести автор.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_7_klass.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

По теме: Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Система персонажей. Сопоставление Остапа и Андрия.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: Тексты повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Сравнительная таблица «Характеристика Остапа и Андрия». Компьютер. Мультимедийный проектор. Экран. Презентация по теме «Сопоставление Остапа и Андрия в повести  Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».

Методы: работа с текстом, опрос, беседа, самостоятельная работа, развития критического мышления, иллюстрации.

Цели урока:

  • Раскрыть образы Остапа и Андрия; обучить сопоставительной характеристике; формировать навык анализа эпизода.
  • Развивать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героев; прививать интерес к поисковой работе.
  • Формировать ключевые компетентности работы с текстом с целью извлечения информации, работы со схемой, таблицей.
  • Прививать любовь к Родине, к общечеловеческим, культурно-нравственным ценностям.

Задачи:

Образовательная:

- проанализировать повесть «Тарас Бульба» и сопоставить героев.

Развивающие:

- формировать умение глубокого анализа текста;

- вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока.

Воспитательные:

- вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя;

- формировать нравственные ценности личности.

УУД:

коммуникативные:

• формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

• практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

• развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

регулятивные:

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

познавательные:

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией.

личностные: формирование

• основ социальных компетенций;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности.

Предметные –  самостоятельно вычитывать все виды информации; перерабатывать и преобразовывать полученную информацию из одной формы в другую (таблицу); развивать навыки работы с учебником, иллюстрациями; умение определять основную мысль, которую хотел донести автор.

Этапы

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1 Организационный

1 мин

        Приветствие.

- Здравствуйте ребята! Надеюсь, мы с вами сегодня хорошо поработаем, а самые активные получат оценки.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2 Выход на тему

8 мин

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

- С помощью каких средств мы можем узнать о герое из произведения?

 - Кто такие патриоты? Каких героев в повести мы можем назвать патриотами?

 - Какие два персонажа в произведении с первого взгляда очень похожи, но на самом деле совершенно разные?

- Как думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

Тема нашего сегодняшнего урока: «Сопоставление Остапа и Андрия в повести  Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

 

-  Почему сцен гибели героев в произведении так много? Означает ли это, что жизнь человека в эпоху войн, сражений не ценилась?

-  Какова же цена человеческой жизни? За что можно отдать свою жизнь? Можете вы сейчас, сразу ответить на этот вопрос?

Почему мы говорим о смерти Андрия и гибели Остапа? Какая разница между двумя словами: гибель и смерть?

- Прежде чем мы начнем сопоставлять героев, давайте разберемся, как создается образ литературного героя, как автор создает его образ?

- Что создает автор прежде всего?

Литературный герой – это действующее лицо, персонаж литературного произведения.

- С помощью чего мы можем узнать о характере героя?

- Для того, чтобы изобразить портрет, художник рисует красками. А как автор изображает портрет персонажа? С помощью чего?

- Какие средства выразительности вы знаете?

- Мы узнаем о герое повести по его поступкам (сюжетно-динамическая характеристика), из рассказов автора (прямая характеристика), из косвенных средств создания образа героя (сопоставление с другими героями).

Тарас Бульба, Остап.. Они отдали жизнь за Родину, они сражались за свободу своего народа, спешили друг к другу на помощь во время боя.

Остап и Андрий.

Давать характеристику двум братьям.

Отвечают на вопрос.

Делают предположения.

Смерть может наступить при разных обстоятельствах.

 Гибель предполагает необыкновенные обстоятельства, зачастую связанные с героизмом и подвигом.

Автор создает героя.

С помощью средств худ. выразительности

Метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнение.

3 Работа с текстом

22 мин

Слайд ,5,6

Самостоятельная работа по заполнению таблицы.

Слайд  7,8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16,17

Обсуждение по итогам работы. В ходе ответов учитель задаёт сопутствующие вопросы.

- Почему Андрий идёт в осаждённый город? Как этот поступок повлиял на судьбу Андрия?

- Почему Андрий изменил своей отчизне?

- Каково ваше отношение к поступку Андрия?

- Что объединяло Андрия с Сечью?

-  Почему в бою Тарас отдаёт предпочтение Остапу, несмотря на равную храбрость братьев?

Группы работают с текстом, обсуждают, заполняют таблицу. После подготовки выступает по одному представителю от каждой группы. После чего другие дополняют таблицы.

Приблизительный .

1.Портрет

«…два дюжие молодца… Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритв». Высокий, черные вьющиеся волосы, чуб и усы. «Суровое и сильное» лицо.

Высок и красив, носил усы и чуб. Стройный брюнет, мужественное лицо, загорелые щеки.

2. Отношение к учёбе.

«…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». После угрозы отца оставить сына в монастырских служках, Остап начал старательно учиться».

Проявлял интерес к наукам. «Он учился охотнее и без напряжения…Он был более изобретателен…»

3. Характер

Сдержанный и рассудительный. Предан друзьям и верен долгу.

Проявляет себя как храбрый и опытный воин.

Склонен к мечтательности и легко поддаётся чувствам.

    Любовь становится для него главным смыслом жизни.

4. Юношеские мечты

 Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь.

Мечтал о воинской славе и о любви.

5. Поведение во время боя.

-Андрию свойственны не только жажда подвига, безумная смелость, но и тонкая душевная организация, способность переживать прекрасное, чувствовать красоту женщины и красоту природы, но время, в которое он жил, исключало возможность проявления этих его свойств натуры. Душа Андрия жаждала любви, а долг требовал верности Родине, товарищам.

 Дерзость его поступков, сила страсти, безудержность натуры.

 Остапа отличает прямота характера и сила натуры, суровость, верность товариществу; прежде всего он воин. Остап – человек своего времени. Этими качествами он ближе своему отцу – Тарасу

-Остап обнаруживает «наклонности будущего вождя», хладнокровие, изобретательность в бою. «Это будет со временем добрый полковник»,- говорит о нём Тарас.

Андрий же «весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей» Он видит в бою «бешеную негу и упоенье», в сражениях он запальчив и безудержно храбр.

 Тарас, знающий толк в военном деле, хвалит удаль Андрия, но ставит Остапа выше.

6. Отношение к товариществу..

До последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем, не предавал их даже под наказанием. Не стремится руководить и манипулировать.

Любил верховодить. Предал товарищей, увидев голод, нищету, страдания людей осаждаемого города.

7. Близость с родителями.

Ближе к отцу.

Ближе к матери.

8. Отношение к счастью.

Никогда не стремился к личному счастью. (Остап)

Мечтал о личном счастье, о любви.

(Андрий)

9. Сходство и отличие героев.

Они с детства готовились стать воинами и защищать родную землю.

Главное различие между Остапом и Андрием — жизненные приоритеты.

4 Подведение итогов, обобщение знаний

5 мин

Беседа

- Теперь давайте подведем итоги. Гоголь осуждает Андрия за измену Родине. Андрий умирает, по словам автора, «бесславно, как подлая собака». Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Гоголь рисует его как былинного богатыря, защитника Родины, сравнивает со львом, говорит, что ему «на роду был написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела».

 Сопоставляя образы Остапа и Андрия, автор выражает основную мысль своего произведения: без родины, без народа нет жизни.

- Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, который любит свою родину, который верен ей? Кого бы вы могли привести в пример из героев повести? (Тарас Бульба).

- Является ли Тарас бульба настоящим патриотом? Об этом мы с вами узнаем на следующем уроке!

 Отвечают на вопросы учителя.

5 Рефлексия

3 мин

Слайд 18

-Каким было преобладающее настроение?

-Какой герой вам более близок и почему?

-Какие выводы из урока вы сможете применить в современной жизни?

Дети отвечают и выражают своё мнение.

После ответа обучающихся, учитель показывает свою точку зрения.

6 Домашнее задание

1 мин

Слайд 19, 20

Письменно ответить на вопрос:

Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами?

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Презентация к уроку литературы в 7 классе на тему "Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Система персонажей. Сопоставление Остапа и Андрия"

Презентация к уроку литературы в 7 классе на тему "Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Система персонажей. Сопоставление Остапа и Андрия" создает визуальный ряд при изучении тем...