Технологическая карта урока литературы в 7 классе на тему "Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Система персонажей. Сопоставление Остапа и Андрия"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: Тексты повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Сравнительная таблица «Характеристика Остапа и Андрия». Компьютер. Мультимедийный проектор. Экран. Презентация по теме «Сопоставление Остапа и Андрия в повести Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».
Методы: работа с текстом, опрос, беседа, самостоятельная работа, развития критического мышления, иллюстрации.
Цели урока:
- Раскрыть образы Остапа и Андрия; обучить сопоставительной характеристике; формировать навык анализа эпизода.
- Развивать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героев; прививать интерес к поисковой работе.
- Формировать ключевые компетентности работы с текстом с целью извлечения информации, работы со схемой, таблицей.
- Прививать любовь к Родине, к общечеловеческим, культурно-нравственным ценностям.
Задачи:
Образовательная:
- проанализировать повесть «Тарас Бульба» и сопоставить героев.
Развивающие:
- формировать умение глубокого анализа текста;
- вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока.
Воспитательные:
- вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя;
- формировать нравственные ценности личности.
УУД:
коммуникативные:
• формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
• практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
• развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
регулятивные:
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
познавательные:
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией.
личностные: формирование
• основ социальных компетенций;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности.
Предметные – самостоятельно вычитывать все виды информации; перерабатывать и преобразовывать полученную информацию из одной формы в другую (таблицу); развивать навыки работы с учебником, иллюстрациями; умение определять основную мысль, которую хотел донести автор.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы
По теме: Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Система персонажей. Сопоставление Остапа и Андрия.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: Тексты повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Сравнительная таблица «Характеристика Остапа и Андрия». Компьютер. Мультимедийный проектор. Экран. Презентация по теме «Сопоставление Остапа и Андрия в повести Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».
Методы: работа с текстом, опрос, беседа, самостоятельная работа, развития критического мышления, иллюстрации.
Цели урока:
- Раскрыть образы Остапа и Андрия; обучить сопоставительной характеристике; формировать навык анализа эпизода.
- Развивать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героев; прививать интерес к поисковой работе.
- Формировать ключевые компетентности работы с текстом с целью извлечения информации, работы со схемой, таблицей.
- Прививать любовь к Родине, к общечеловеческим, культурно-нравственным ценностям.
Задачи:
Образовательная:
- проанализировать повесть «Тарас Бульба» и сопоставить героев.
Развивающие:
- формировать умение глубокого анализа текста;
- вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока.
Воспитательные:
- вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя;
- формировать нравственные ценности личности.
УУД:
коммуникативные:
• формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
• практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
• развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
регулятивные:
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
познавательные:
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией.
личностные: формирование
• основ социальных компетенций;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности.
Предметные – самостоятельно вычитывать все виды информации; перерабатывать и преобразовывать полученную информацию из одной формы в другую (таблицу); развивать навыки работы с учебником, иллюстрациями; умение определять основную мысль, которую хотел донести автор.
Этапы | Время | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1 Организационный | 1 мин | Приветствие. | - Здравствуйте ребята! Надеюсь, мы с вами сегодня хорошо поработаем, а самые активные получат оценки. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. |
2 Выход на тему | 8 мин | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 | - С помощью каких средств мы можем узнать о герое из произведения? - Кто такие патриоты? Каких героев в повести мы можем назвать патриотами? - Какие два персонажа в произведении с первого взгляда очень похожи, но на самом деле совершенно разные? - Как думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? Тема нашего сегодняшнего урока: «Сопоставление Остапа и Андрия в повести Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
- Почему сцен гибели героев в произведении так много? Означает ли это, что жизнь человека в эпоху войн, сражений не ценилась? - Какова же цена человеческой жизни? За что можно отдать свою жизнь? Можете вы сейчас, сразу ответить на этот вопрос? Почему мы говорим о смерти Андрия и гибели Остапа? Какая разница между двумя словами: гибель и смерть? - Прежде чем мы начнем сопоставлять героев, давайте разберемся, как создается образ литературного героя, как автор создает его образ? - Что создает автор прежде всего? Литературный герой – это действующее лицо, персонаж литературного произведения. - С помощью чего мы можем узнать о характере героя? - Для того, чтобы изобразить портрет, художник рисует красками. А как автор изображает портрет персонажа? С помощью чего? - Какие средства выразительности вы знаете? | - Мы узнаем о герое повести по его поступкам (сюжетно-динамическая характеристика), из рассказов автора (прямая характеристика), из косвенных средств создания образа героя (сопоставление с другими героями). Тарас Бульба, Остап.. Они отдали жизнь за Родину, они сражались за свободу своего народа, спешили друг к другу на помощь во время боя. Остап и Андрий. Давать характеристику двум братьям. Отвечают на вопрос. Делают предположения. Смерть может наступить при разных обстоятельствах. Гибель предполагает необыкновенные обстоятельства, зачастую связанные с героизмом и подвигом. Автор создает героя. С помощью средств худ. выразительности Метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнение. |
3 Работа с текстом | 22 мин | Слайд ,5,6 Самостоятельная работа по заполнению таблицы. Слайд 7,8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16,17 | Обсуждение по итогам работы. В ходе ответов учитель задаёт сопутствующие вопросы. - Почему Андрий идёт в осаждённый город? Как этот поступок повлиял на судьбу Андрия? - Почему Андрий изменил своей отчизне? - Каково ваше отношение к поступку Андрия? - Что объединяло Андрия с Сечью? - Почему в бою Тарас отдаёт предпочтение Остапу, несмотря на равную храбрость братьев? | Группы работают с текстом, обсуждают, заполняют таблицу. После подготовки выступает по одному представителю от каждой группы. После чего другие дополняют таблицы. Приблизительный . 1.Портрет «…два дюжие молодца… Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритв». Высокий, черные вьющиеся волосы, чуб и усы. «Суровое и сильное» лицо. Высок и красив, носил усы и чуб. Стройный брюнет, мужественное лицо, загорелые щеки. 2. Отношение к учёбе. «…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». После угрозы отца оставить сына в монастырских служках, Остап начал старательно учиться». Проявлял интерес к наукам. «Он учился охотнее и без напряжения…Он был более изобретателен…» 3. Характер Сдержанный и рассудительный. Предан друзьям и верен долгу. Проявляет себя как храбрый и опытный воин. Склонен к мечтательности и легко поддаётся чувствам. Любовь становится для него главным смыслом жизни. 4. Юношеские мечты Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь. Мечтал о воинской славе и о любви. 5. Поведение во время боя. -Андрию свойственны не только жажда подвига, безумная смелость, но и тонкая душевная организация, способность переживать прекрасное, чувствовать красоту женщины и красоту природы, но время, в которое он жил, исключало возможность проявления этих его свойств натуры. Душа Андрия жаждала любви, а долг требовал верности Родине, товарищам. Дерзость его поступков, сила страсти, безудержность натуры. Остапа отличает прямота характера и сила натуры, суровость, верность товариществу; прежде всего он воин. Остап – человек своего времени. Этими качествами он ближе своему отцу – Тарасу -Остап обнаруживает «наклонности будущего вождя», хладнокровие, изобретательность в бою. «Это будет со временем добрый полковник»,- говорит о нём Тарас. Андрий же «весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей» Он видит в бою «бешеную негу и упоенье», в сражениях он запальчив и безудержно храбр. Тарас, знающий толк в военном деле, хвалит удаль Андрия, но ставит Остапа выше. 6. Отношение к товариществу.. До последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем, не предавал их даже под наказанием. Не стремится руководить и манипулировать. Любил верховодить. Предал товарищей, увидев голод, нищету, страдания людей осаждаемого города. 7. Близость с родителями. Ближе к отцу. Ближе к матери. 8. Отношение к счастью. Никогда не стремился к личному счастью. (Остап) Мечтал о личном счастье, о любви. (Андрий) 9. Сходство и отличие героев. Они с детства готовились стать воинами и защищать родную землю. Главное различие между Остапом и Андрием — жизненные приоритеты. |
4 Подведение итогов, обобщение знаний | 5 мин | Беседа | - Теперь давайте подведем итоги. Гоголь осуждает Андрия за измену Родине. Андрий умирает, по словам автора, «бесславно, как подлая собака». Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Гоголь рисует его как былинного богатыря, защитника Родины, сравнивает со львом, говорит, что ему «на роду был написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Сопоставляя образы Остапа и Андрия, автор выражает основную мысль своего произведения: без родины, без народа нет жизни. - Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, который любит свою родину, который верен ей? Кого бы вы могли привести в пример из героев повести? (Тарас Бульба). - Является ли Тарас бульба настоящим патриотом? Об этом мы с вами узнаем на следующем уроке! | Отвечают на вопросы учителя. |
5 Рефлексия | 3 мин | Слайд 18 | -Каким было преобладающее настроение? -Какой герой вам более близок и почему? -Какие выводы из урока вы сможете применить в современной жизни? | Дети отвечают и выражают своё мнение. После ответа обучающихся, учитель показывает свою точку зрения. |
6 Домашнее задание | 1 мин | Слайд 19, 20 Письменно ответить на вопрос: Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами? | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока литературы 6 класс.
Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Технологическая карта урока литературы (8 класс) по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
quot;Долг и честь в повести "Капитанская дочка"...

Презентация к уроку литературы в 7 классе на тему "Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Система персонажей. Сопоставление Остапа и Андрия"
Презентация к уроку литературы в 7 классе на тему "Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Система персонажей. Сопоставление Остапа и Андрия" создает визуальный ряд при изучении тем...
