Презентация к уроку литературы в 7 классе на тему "Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Система персонажей. Сопоставление Остапа и Андрия"
презентация к уроку по литературе (7 класс)
Презентация к уроку литературы в 7 классе на тему "Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Система персонажей. Сопоставление Остапа и Андрия" создает визуальный ряд при изучении темы урока и организации самостоятельной деятельности обучающихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 979.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Сопоставление Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба » Цель: Раскрыть образы Остапа и Андрия ; Научиться сопоставительной характеристике; Сравнить образы двух братьев.
Художник рисует красками, а писатель рисует при помощи средств художественной изобразительности: метафор , сравнений , олицетворений , гипербол
Средства создания образа литературного героя
План характеристики: Портрет Отношение к учебе Характер Юношеские мечты Поведение во время боя Отношение к товариществу Близость к родителям Отношение к личному счастью Черты сходства Черты отличия
Сравнительная характеристика героев
ПОРТРЕТ «…два дюжие молодца… Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритв». Высокий, черные вьющиеся волосы, чуб и усы. «Суровое и сильное» лицо. Высок и красив, носил усы и чуб. Стройный брюнет, мужественное лицо, загорелые щеки .
Отношение к учебе «…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». После угрозы отца оставить сына в монастырских служках, начал старательно учиться». Проявлял интерес к наукам. «Он учился охотнее и без напряжения…Он был более изобретателен…»
Характер Олицетворяет воинский дух, долг и преданность : Сдержанный и рассудительный . Не сразу принимает бурсацкие порядки, но, смирившись, становится одним из лучших учеников. Предан друзьям и верен долгу . Для него честь и верность — превыше всего. Проявляет себя как храбрый и опытный воин , стойкий и непоколебимый в бою. Не ищет личной выгоды, а сражается за веру и за товарищей. Мужественным и несгибаемым Превыше всего для него — собственная честь, честь казачества, православного мира, и даже во время страшных пыток он не издаёт ни единого стона. Более эмоциональная и романтическая натура. Склонен к мечтательности и легко поддаётся чувствам. В бурсе учится прилежно , но больше из-под палки, чем из искреннего интереса. Любовь становится для него главным смыслом жизни , затмевая все остальные ценности. Не склонен обдумывать свои поступки заранее и часто кидается в опасные сражения, в которые разумный человек никогда не ввязался бы.
Юношеские мечты Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь. Он ни о чём в юности не думал, «кроме войны и разгульной пирушки». Мечтал о воинской славе и о любви. Он скрывал свои мечты от товарищей, так как в то время было стыдно думать казаку о любви, не приняв участия ни в одной битве.
Поведение во время боя Прямота характера и сила натуры, суровость, верность товариществу; прежде всего он воин. Остап – человек своего времени. Этими качествами он ближе своему отцу – Тарасу -Остап обнаруживает «наклонности будущего вождя», хладнокровие, изобретательность в бою. «Это будет со временем добрый полковник»,- говорит о нём Тарас. Тарас, знающий толк в военном деле, хвалит удаль Андрия , но ставит Остапа выше. Свойственны не только жажда подвига, безумная смелость, но и тонкая душевная организация, способность переживать прекрасное, чувствовать красоту женщины и красоту природы, но время, в которое он жил, исключало возможность проявления этих его свойств натуры. Душа Андрия жаждала любви, а долг требовал верности Родине, товарищам. «весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей» Он видит в бою «бешеную негу и упоенье», в сражениях он запальчив и безудержно храбр.
Отношение к товариществу До последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем, не предавал их даже под наказанием. Не стремится руководить и манипулировать. Любил верховодить. Предал товарищей, увидев голод, нищету, страдания людей осаждаемого города.
Близость к родителям Для него Тарас Бульба был примером и наставником. Хоть Остап и мог немного одернуть отца, однако последнее слово всегда оставалось за Тарасом Бульбой . Андрий также уважал отца, однако чувство любви к прекрасной полячке пересилило в нём все остальные чувства. Оставшись на поле битвы один на один, Андрий не смел ни посмотреть на отца ни помешать ему исполнить своё наказание. Андрий любил мать, был её любимчиком.
ОТНОШЕНИЕ К СЧАСТЬЮ Остап никогда не стремился к личному счастью. Он считал, что личное счастье не должно стоять выше долга перед Родиной и товарищами. Андрий мечтал о личном счастье, о любви. Он ставил любовь к женщине выше всех остальных ценностей.
Черты сходства 1 . Оба братья воспитывались в духе любви к родине и казацким традициям: • Они с детства готовились стать воинами и защищать родную землю. “ Оба росли на степи, оба привыкли к седлу, оба воспитывались в простой казацкой обстановке, в кругу суровой войны.” 2. Храбрость и готовность к битве: Оба проявляют мужество на поле боя, сражаясь за свою землю. “ Оба поднялись, как два могучих орла, и бросились в самый гущу неприятеля.” 3. Верность своему отцу в начале истории: Они уважают и слушаются Тараса, принимая его авторитет. “ Оба брата, точно юные львы, не сводили глаз с отца и с уважением слушали его грозный голос.”
Черты отличия : для Остапа это были честь, долг перед Отчизной, боевое братство и верность казачьим идеалам, для Андрия — личные чувства, красота и любовь, которые он поставил выше родовых и национальных связей.
РЕФЛЕКСИЯ -Каким было преобладающее настроение? -Какой герой вам более близок и почему? -Какие выводы из урока вы сможете применить в современной жизни?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Письменно ответить на вопрос: Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба» «Чёрт возьми, степи, как вы хороши!» Степь как образ Родины в повести Гоголя.
Урок развития речи по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Анализ текста, выразительное чтение отрывков....

Урок по литературе Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, ее героями
Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, ее героями...

Урок по литературе Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 7–8 глав
Урок по литературеН.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 7–8 глав ...

Урок по литературе Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 9 главы
Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 9 главы ...

Урок по литературе Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 10, 11, 12 глав
Урок по литературеН.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 10, 11, 12 глав ...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе на тему "Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Система персонажей. Сопоставление Остапа и Андрия"
Тип урока: комбинированный урокОборудование: Тексты повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Сравнительная таблица «Характеристика Остапа и Андрия». Компьютер. Мультимедийный проекто...

