Урок по литературе Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 9 главы
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».
Анализ 9 главы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».
Анализ 9 главы
Цели: развивать умение работать над психологическим обликом героев на основе анализа текста; подвести к пониманию особой роли товарищества и братства запорожцев; уяснить героическую направленность повести и ее нравственный смысл.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение новой главы.
1. Беседа по вопросам.
– Почему «смутные» стали казацкие ряды? (Казаки расстались со своими товарищами, с которыми, может быть, никогда не увидятся. Они понимали, что лишились верных товарищей, которые в бою, не думая о себе, пришли бы на помощь. Приходили и печальные мысли о том, что же их ждет впереди.)
– Как Тарас готовил свое воинство к бою? (С. 191, «…строил, раздавал приказы и наказы… неприятельскую конницу».)
2. Комментированное чтение речи Тараса.
(I ч., с. 191–193). «Хочется мне сказать… дороже для них всякого братства».)
– Какова основная мысль речи Т. Бульбы? (Для казаков «нет уз святее товарищества», поэтому, не задумываясь, поделили силы, когда надо было выручать товарищей, попавших в плен к татарам и к ляхам; теперь каждый должен драться за двоих. Не задумываясь, они приходили на выручку товарищам, не думая о себе, рискуя жизнью, врывались в самую гущу боя. И разве не доказательство святых уз товарищества, эпизод, когда Товкач, друг старый Тараса, перевязав его раны, умчал его на взмыленном коне, чтобы не достался верный друг на поругание врагу? И сам Тарас не думает о себе даже тогда, когда пламя охватило его ноги; он думает только о спасении казаков от погони. И в его ясной даже перед смертью голове зреет план их спасения, и ветер доносит до казаков его зычный голос.)
3. Работа с текстом.
Зачитать картины боя (выборочно).
(«Далеко понеслось громкое хлопанье» выстрелов из пищалей, «…рванули пушки» ляхов по лагерю запорожцев», «…скорей из-за возов и садись всякий на коня», «Остап выбил фитили у шести пушкарей», «…и как грянула» одна пушка, а за ней три другие… много нанесли они горя!»)
– С какими словами на устах умирали казаки? («Степан Куска: «Пусть же пропадут…», Бовдюг: «Пусть же славится…». Балабан: «Пусть же цветет…» Кокубенко: «Пусть же после вас живут…»)
Задание: описание внешности Андрия.
Зачитать («Впереди перед другими понесся витязь… в стае».)
– Что привело в ярость Тараса? («Как … своих?.. Своих, чертов сын, своих бьешь?..» Но Андрий…)
– О чем попросил он казаков? («Эй, хлопьята, заманите мне только его к лесу…»)
Задание: чтение текста («Разогнался на коне Андрий… Тарас выстрелил».)
– Какое чувство Бульбы звучит в словах его: «Остап!.. Остап, не поддавайся!..» (Желание поддержать его, воодушевить, боязнь потерять сына.)
Зачитать: пленение Остапа.
– Что роднит повесть с былинами? (Троекратные повторения. «Есть ли порох…?) Описание женского горя. («Не по одному казаку взрыдает мать…» милейшего всех.) Описание боя. («Казаки … вылетела молодая душа».) Гиперболы: «Там, где прошли незамайновцы, – так там и улица, где поворотились – там уж и переулок».)
III. Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя.
Нет ничего более крепкого в отношении людей, чем товарищество. Есть пословица: «Сам погибай, а товарища выручай»; если человек предает своих товарищей, Родину, он погибает, пусть не сразу, чувство вины никогда не покинет его: личного счастья нельзя достигнуть изменой Родине.
Домашнее задание: дочитать повесть; продолжить накопление материала для характеристики героев повести.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-177892-1359871936.jpg)
Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба» «Чёрт возьми, степи, как вы хороши!» Степь как образ Родины в повести Гоголя.
Урок развития речи по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Анализ текста, выразительное чтение отрывков....
Сценарий урока по литературе "Система образов в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Урок разработан по технологии Развития критического мышления через чтение и письмо и соответствует современным требованиям к уроку в рамках реализации ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-519712-1415437498.jpg)
Урок по литературе Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, ее героями
Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, ее героями...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-519712-1415437498.jpg)
Урок по литературе Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 7–8 глав
Урок по литературеН.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 7–8 глав ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-519712-1415437498.jpg)
Урок по литературе Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 10, 11, 12 глав
Урок по литературеН.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 10, 11, 12 глав ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/29/picture-72188.jpg)
Технологическая карта урока литературы на тему:"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба". Запорожская Сечь: её нравы и обычаи"
Технологическая карта урока литературы. Тема;"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба. Запорожская Сечь; её нравы и обычаи"...
Презентация "Н.В.Гоголь.Повесть "Тарас Бульба". Историческая основа повести"
Данная презентация предназначена для изучения в 7 классе темы "Н.В.Гоголь.Повесть "Тарас Бульба".Историческая основа повести"...