Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба» «Чёрт возьми, степи, как вы хороши!» Степь как образ Родины в повести Гоголя.
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме

Чернего Елена Валентиновна

Урок развития речи по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Анализ текста, выразительное чтение отрывков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_povesti_n.v.gogolya_taras_bulba.rar1.06 МБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Опрос домашнего задания.

Вступительное слово учителя. Братья росли, и в двенадцатилетнем возрасте их привезли в Киев, отдали на учение в бурсу, как это было заведено в казацких семьях. Шире и сложнее становятся их связи с миром, богаче и разностороннее представления о нём.

На доске: Бурса – духовное училище.

- Ребята, как вы представляете себе условия жизни в бурсе? 

                                                                                              (Ответы учащихся)

- А вот как описывает писатель Николай Помяловский бурсу в книге «Очерки бурсы»:

«Огромная комната носит характер казёнщины, выражающей полное отсутствие домовитости и приюта. Стены с промёрзшими насквозь углами грязны – в чёрно-бурых полосах и пятнах, в плесени и ржавчине; потолок подпёрт деревянными столбами, потому что он давно погнулся и без подпорок грозил падением; пол в зимнее время посыпался песком или опилками; иначе на нём была бы постоянная грязь и слякоть от снегу, приносимого учениками на сапогах с улицы. От задней стены идут парты; у передней стены, между окнами,  стол и стул для учителя; вправо от него - чёрная учебная доска; влево, в углу от дверей, ведро воды для жаждущих; в противоположном углу – печка; между печкой и дверями – вешалка, на спицах которой висит целый ряд тряпичный: шинели, шубы, халаты, накидки; на всём этом виднеются клочья ваты и дыры, и много в том месте злачнем паразитов, поедающих тело плохо кормленного бурсака. В пять окон с пузырчатыми стёклами пробивается мало свету. Вонь и копоть в классе; воздух мозглый, какой-то прогорклый, сырой и холодный».

Оказывается, бурса – совсем особый мир, мир, во многом страшный.

- Чем отличаются в этот период Остап и Андрий?

Вывод: Остап – надёжный, хороший товарищ и друг. Ему можно верить, на него можно положиться. Андрий, как и Остап, мужественен, силён, ловок и полон отваги. Но в отличие от прямодушного Остапа, он человек неустойчивый. Настораживает его отъединение от товарищей. Видно, что его жизненный путь – не обычный путь казака.

  1. Основное содержание урока
  1. Восстановим хронологическую последовательность происходящих с юношами событий: детство, учение в бурсе, возвращение в отчий дом, дорога в Сечь. Сбывается самая большая мечта их жизни.

- Ребята, давайте поговорим о дороге в Сечь. Вот как пишет об этом Гоголь:

«А между тем степь уже давно приняла их всех в свои зелёные объятия, и высокая трава, обступивши, скрыла их, и только козачьи чёрные шапки одни мелькали между её колосьями».

  1. Выразительное чтение описания степи днём, вечером и ночью.

- Выразите своими словами богатство чувств Гоголя, выявите гамму оттенков, передающих его отношение к степи.

Итак, любование и любовь, восхищение, изумление и восторг – вот какие сильные чувства переполняют душу автора.

Чтение описания степи днём подготовленным учеником.

- В чём же видит Гоголь чарующую душу красоту степи, чем он восхищается и как передаёт своё восхищение?

- Степь днём. Какой вид искусства напоминает этот пейзаж?

Вообразите себя художниками, которые на основании описания Гоголя рисуют большое полотно – степь днём. Что же должна напоминать степь на картине? Какой основной образ проходит через все описания и самой степи, и неба над степью?   (Образ моря, океана).

- О чём ещё говорит выражение «неизмеримые волны диких растений»? Помогли ли бы нам эти слова Гоголя при создании картины?

- Кроме необъятности, безбрежности, чем ещё поражает гоголевская степь? (Буйством красок).

- Как разместить на картине всё это богатство красок, растений, а также огромное количество птиц?

- А как изобразить едущих по степи Тараса с сыновьями? Может быть вообще не изображать?

- Итак, соберём всё воедино и создадим словесную картину.

- Как преображается степь вечером и ночью? В описаниях много места уделяется музыке, звучащей в степи вечером и ночью, запахам растений. В этих описаниях всё сказочно, необыкновенно и таинственно.

- Найдите в тексте два особенно понравившихся вам словесных образа и объясните их. («…вся степь курилась благовонием», ветерок «обольстительный, как морские волны», крик лебедя «как серебро, отдавался в воздухе», «красные платки летели по тёмному небу»).

3. В описании украинской степи отчётливо выступает связь картин природы с настроением героев, с их внутренним миром.

- Докажите это текстом. (Все три всадника ехали молча. Тарас вспоминал погибших товарищей, Остап был тронут слезами бедной матери, Андрий грустил о разлуке с панночкой).

Но просторы степи близки и дороги сердцу Козаков. Степь – их родина-мать, она их утешает, вливает в них жизненную силу, энергию.

Степь и козаки – нечто глубоко созвучное, родное, близкое друг другу.

- Каких людей, какие характеры должна была породить степь? (богатырские характеры, героические натуры).

- Можно ли считать Тараса с сыновьями и других выведенных в повести запорожцев именно такими героическими натурами, сильными, мужественными, готовыми к подвигу? Этим вопросом открывается новая тема следующего урока, тема подвига, тема служения Отечеству.

4. Итак, образ степи дан Гоголем как образ матери-Родины, породившей могучие богатырские характеры. Стоит оборваться этой связи, и человек гибнет, превращается в «подлую собаку».

Домашнее задание: 1) Выучить наизусть или пересказать близко к тексту описание степи во 2-й главе (по выбору - днём, вечером, ночью);

2) Ответить на 6 вопрос в хрестоматии.

3) Прочитать 3,4 главы. Подготовиться к беседе по теме «Нравы и обычаи запорожской Сечи».

Урок литературы в 7 классе

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»

«Чёрт возьми, степи, как вы хороши!»

Степь как образ Родины в повести Гоголя.

Цель:

  1. пробудить у обучающихся чувство любви к Родине, восхищение красотой её природы, понимание того, что природа – это тоже Родина, «дом наш», желание стать достойным Родины, «способным защитить её;
  2.  показать, что время пребывания Остапа и Андрия в бурсе – это повзросление, когда формируется личность, определяются её нравственные критерии;
  3. продолжать отрабатывать навык устного словесного рисования, работать над развитием речи обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Система образов повести "Тарас Бульба" Н.В. Гоголя

Разработка урока литературы в форме урока-размышления с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". В методическом описании урока определены цель урока, задачи, п...

Урок по литературе Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, ее героями

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, ее героями...

Урок по литературе Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 7–8 глав

Урок по литературеН.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 7–8  глав ...

Урок по литературе Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 9 главы

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 9 главы ...

Урок по литературе Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 10, 11, 12 глав

Урок по литературеН.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 10, 11, 12 глав ...

Технологическая карта урока литературы на тему:"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба". Запорожская Сечь: её нравы и обычаи"

Технологическая карта урока литературы.  Тема;"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба. Запорожская Сечь; её нравы и обычаи"...

Презентация "Н.В.Гоголь.Повесть "Тарас Бульба". Историческая основа повести"

Данная презентация предназначена для изучения  в 7 классе темы "Н.В.Гоголь.Повесть "Тарас Бульба".Историческая основа повести"...