Главные вкладки

    Технологическая карта урока в 5 классе на тему "Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"
    методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

    Тимофеева Анна Гарибальдиевна

    В плане расписаны все этапы современного урока, отвечающего требоаниям ФГОС. В нетрадиционной форме представлен этап актуализации знаний, также урок включает работу с интерактивной доской. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Предмет: литература
    Класс:
    5
    Автор УМК:
    Коровин, Коровина

    Тема урока: повесть Н.В. Гоголя «Заколдованное место»

    Тип урока: комбинированный урок

    Цель: познакомить учащихся с творчеством Н.В.Гоголя, научить анализировать художественный текст.

    Планируемые результаты:

    образовательные: познакомить учащихся с жизнью писателя и его творчеством. Научить анализировать художественный текст и выделять в нем данные, необходимые для характеристики героя.

    развивающие: развитие связной грамотной речи, аналитических способностей, логического мышления, эмоциональной выразительности речи, умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы в защиту.

    воспитывающие: привитие внимательного отношения к слову, уважения к взглядам писателя.

    Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Познавательная

    Коммуникативная

    Регулятивная

    Задания и упражнения

    Осуществляемые действия

    Формируемые способы деятельности

    Осуществляемые действия

    Формируемые способы деятельности

    Осуществляемые действия

    Формируемые способы деятельности

    I. Актуализация знаний

    Смотрят слайды, отвечают на вопросы, вспоминают материал прошлого урока.

     

    1 слайд – имение Гоголей в Васильевке, где прошло детство писателя.

    2 – родители Гоголя.

    3 – комната писателя,

    4 – гимназия в Нежине, где учился Гоголь.

    5 – цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», после выхода в свет которых Гоголь получил широкую известность.

    6 – комната, где умер писатель

    7 – памятник, который установлен на могиле писателя в Москве.

    Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на уроке литературы. Надеюсь, сегодня вы будете работать так же активно, как и на предыдущих уроках.

    На прошлом уроке мы познакомились с биографией известнейшего писателя Николая Васильевича Гоголя. Давайте вспомним некоторые факты из его биографии. Посмотрите на слайды и подумайте, как изображение относится к жизни и творчеству Николая Гоголя.

    Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию. Пытаются соотнести изображенное на экране  с полученными ранее данными.

    Выполняют учебно-познавательные действия; чтобы ответить на вопрос, анализируют, синтезируют, сравнивают, классифицируют, устанавливают причинно- следственные связи.

    Отвечают на вопросы других, взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время опроса.

    Задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

    Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении. Контролируют правильность ответов одноклассников.

    Оценивают результат по алгоритму.

    II. Постановка целей и задач урока.

    Ребята, посмотрите на следующий слайд. Момент из какого произведения Гоголя на нем изображен?

    Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Повесть «Заколдованное место»)

    Какие задачи мы поставим перед собой сегодня?

    Извлекают необходимую информацию из увиденного на экране, систематизируют собственные знания.

    Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, находят ответы на вопросы.

    Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, взаимодействуют с учителем во время опроса, участвуют  в коллективном обсуждении проблем и принятии решений.         

    Формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности; формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения.

    Осознают недостаточность своих знаний. Самостоятельно определяют цели и задачи обучения.

    Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

    формирование умения прогнозировать предстоящую работу;

    формирование умения формулировать свои мысли в устной форме.

    Смотрят иллюстрации к произведению, отвечают на вопросы учителя, определяют тему урока, ставят перед собой задачи.

    III. Наблюдение.

    Смотрят слайды, сравнивают иллюстрации с описанием в тексте, отвечают на вопросы учителя.

    Посмотрите на иллюстрации разных художников к повести «Заколдованное место».

    Какой момент из произведения изображен на слайдах?

    Так ли вы представляли себе заколдованное место?

    Давайте найдем в тексте описание заколдованного места и сравним текст с изображениями.

    А теперь, ребята, обратите внимание на то, как художники изображали главного героя - деда. Так ли вы его себе представляли?

    А есть ли в тексте подробное описание деда?

    Отвечают на вопросы учителя, выполняют учебно-познавательные действия, классифицируют слова по схожим признакам.

    Анализируют, синтезируют, сравнивают, классифицируют, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы.

    Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

    Формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Осуществляют самоконтроль выполнения задания,

    взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность.

    Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане.

    IV. Физминутка

    V. Работа по теме урока.

    Работают с текстом, анализируют его, находят ответы на вопросы учителя, заполняют таблицу на доске и в тетрадях.

    Ребята, откройте первую страницу произведения и  посмотрите, как сам автор обозначил жанр произведения? (быль).

    А как вы понимаете, что такое – быль? Действительно, это рассказ о событии, которое произошло по-настоящему.

    А как вы думаете, могло ли всё, что описано в произведении, произойти в нашей жизни?

    Вы совершенно верно подметили, что в повести много вымышленного. Давайте, попробуем разобраться, что здесь реального, а что волшебного. Для этого поработаем с текстом и заполним таблицу. (Работа с таблицей на интерактивной доске и самостоятельно на местах).

    - Кто является рассказчиком и героем повести? (дьячок церкви и его дед – это реальные герои, записываем их в правую колонку).

    - Читаем дальше. Чем занимался рассказчик и его дед? («Дед засеял баштан на самой дороге и перешел жить в курень; взял и нас с собою гонять воробьев и сорок с баштану»).

    - Давайте прочтем эпизод, где автор рассказывает о танцах. Что в этом моменте реального, а что фантастического (записываем в таблицу – дьявольское место, где «не вытанцовыволось», герой неожиданно оказался совершенно в другом месте).

    - Как описывает автор заколдованное место? Что в нем реального, а что фантастичного? (фантастичное – свечки, которые сами по себе зажигаются одна за другой,  реальное - описание места: «Баштану, ни чумаков, ничего; назади, впереди, по сторонам — гладкое поле».

    - Давайте обратимся к эпизоду, когда дед второй раз оказался в заколдованном месте. Реальное – описание кладбища, такое кладбище можно увидеть в любом селе. Фантастическое можно заметить в отрывке: «Заблеяла баранья голова с верхушки дерева». Здесь разговаривают животные, взявшиеся из неоткуда. Описание горы тоже фантастично: «над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него! и чудится деду, что из-за нее мигает какая-то харя: у! у! нос — как мех в кузнице; ноздри — хоть по ведру воды влей в каждую! губы, ей богу, как две колоды! красные очи выкатились наверх, и еще и язык высунула, и дразнит».

    - Читаем далее. Без волшебства описывается и семья деда, его жизнь:  «Уже с хутора давно пришла мать и принесла горшок горячих галушек. (….) После вечери вымыла мать горшок и искала глазами, куда бы вылить помои». Фантастичен  тяжелый котел, в котором должно быть богатство, золото, драгоценности, а оказался сори земля.

    Ребята, мы нашли в повести и реальное, и фантастическое.

    А как вы считаете, почему, несмотря на сказочные моменты, Гоголь все-таки подписал под названием, что это быль?

    И даже указал, кто ее рассказал?

    Выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи.

    Умение структурировать знания;

    выбор наиболее эффективных способов решения задач

    установление  причинно-следственных связей;

    построение логической цепи рассуждений;

    выдвижение гипотез; их обоснование.

    Осуществляют оценка и самооценка учебной деятельности; обобщают и систематизируют  полученные знания.

    Формирование умений полно и точно выражать свои мысли

    Самоконтроль выполнения задания; взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность.

    Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

    VI. Подведение итогов. Рефлексия.

    Пытаются понять основную идею произведения, отвечают на вопросы учителя, подводят итог своей деятельности на уроке.

     

    - Какие чувства вызвало у вас это произведение?

    - Как вы думаете, почему в котле оказался только мусор?

    - Какое отношение к нечистой силе выразил автор?

    - Чему вас научило это произведение?

    Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

    Умение структурировать знания, оценивать процесс и результаты деятельности.

    Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

    Умение структурировать полученные знания и выражать свои мысли.

    Оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

    Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование.

    VII. Домашнее задание.

    Раб. тетрадь, зад. 42,43.

    VIII. Выставление оценок.

    Выставляет и комментирует оценки.



    Подписи к слайдам:

    Комната, где умер писатель

    Фантастическое
    Реальное

    Дом Николая Гоголя
    После публикации «Вечеров…» Гоголь стал знаменит


    Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852)
    Гимназия в Нежине

    Комната писателя
    Родители писателя
    Мария Ивановна и Василий Афанасьевич
    Могила Гоголя

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

    Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

    Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

    Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

    Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

    Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

    Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

    технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

    Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..

    Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 2 класс "Передача и ловля мяча в парах на месте"

    Передача и ловля мяча в парах на месте. 2 класс Баскетбол...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 3 класс "Передача и ловля мяча в парах на месте и в движении"

    Баскетбол. Технологическая карта 3 класс "Передача и ловля мяча в парах на месте и в движении"...