Главные вкладки

    Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
    план-конспект урока (7 класс) по теме

    Колбасина Елена Сергеевна

    Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения их к национальным и культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.        История  Отечества в коррекционной  школе для обучающихся с ОВЗ рассматривается как учебный предмет, в котором заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с ОВЗ к жизни, специально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

             Таким образом, История Отечества является эффективным средством развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

     

         Урок истории Отечества по теме «Русь под монголо-татарским игом»  разработан для обучающихся  7 класса на основе программы специальных (коррекционных) образовательных школ VIII  вида под редакцией О.И. Бородина, В.М. Мозгового с использованием учебника История России (7 класс,  авторы  учебника Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, 2005 г.).  

           Урок  № 4 из раздела № 5 «Борьба Руси  с иноземными завоевателями» календарно- тематического планирования по истории Отечества.

    Цель урока:

    Обобщение и систематизирование знаний по теме «Героическая борьба  русских людей против монголо - татар»;  формирование представлений о  монголо-татарском иге  и его последствий для русского народа.

    Задачи:

    Образовательные: обобщить и систематизировать знания у обучающихся  о борьбе русского народа  против монголо-татар,  сформировать  представление о  «монголо-татарском иге»; познакомить с  последствиями монголо - татарского ига для русского народа.

    Коррекционно - развивающие: работать над формированием исторического словаря обучающихся; развивать умение ориентироваться по карте; развивать операции обобщения и классификации.

     

    Воспитательные: воспитывать  научное мировоззрение; формировать положительную  мотивацию к обучению.

    Тип урока:    комбинированный.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Конспект урока 134 КБ

    Предварительный просмотр:

    Русь под монголо-татарским игом 

    (технологическая карта урока)

    Исполнитель:

    Колбасина Елена Сергеевна,

    учитель истории муниципального казенного

    (специального) коррекционного образовательного

     учреждения для обучающихся воспитанников

    с ограниченными возможностями здоровья-

     специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы

    VIII  вида № 9 Мысковского городского округа

    Содержание

    1. Введение……………………………………………………………………3
    2. Технологическая карта  урока истории Отечества по теме «Русь под монголо-татарским игом»,7 класс………………………………..……… 7
    3. Список литературы……………………………………………………… 15

    Введение

             Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения их к национальным и культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.        История  Отечества в коррекционной  школе для обучающихся с ОВЗ рассматривается как учебный предмет, в котором заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с ОВЗ к жизни, специально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

             Таким образом, История Отечества является эффективным средством развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

         Урок истории Отечества по теме «Русь под монголо-татарским игом»  разработан для обучающихся  7 класса на основе программы специальных (коррекционных) образовательных школ VIII  вида под редакцией О.И. Бородина, В.М. Мозгового с использованием учебника История России (7 класс,  авторы  учебника Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, 2005 г.).  

           Урок  № 4 из раздела № 5 «Борьба Руси  с иноземными завоевателями» календарно- тематического планирования по истории Отечества. 

    Цель урока:

    Обобщение и систематизирование знаний по теме «Героическая борьба  русских людей против монголо - татар»;  формирование представлений о  монголо-татарском иге  и его последствий для русского народа.

    Задачи:

    Образовательные: обобщить и систематизировать знания у обучающихся  о борьбе русского народа  против монголо-татар,  сформировать  представление о  «монголо-татарском иге»; познакомить с  последствиями монголо - татарского ига для русского народа.

    Коррекционно - развивающие: работать над формированием исторического словаря обучающихся; развивать умение ориентироваться по карте; развивать операции обобщения и классификации.

    Воспитательные: воспитывать  научное мировоззрение; формировать положительную  мотивацию к обучению.

    Тип урока:    комбинированный.   Цель, задачи соответствуют типу и структуре урока.       Урок разделен на смысловые отдельные части, так как нарушения последовательности логического высказывания обучающихся приводит к тому, что они не могут воспринимать исторический материал в большом объеме. Урок построен логически четко, прослеживается завершенность каждого этапа урока, их целенаправленность, подчиненность общей цели урока, прослеживается преемственность в обучении. Цель соответствует теме урока. Образовательные задачи решались в ходе урока.      Коррекционные задачи решались посредством включения в урок упражнений на соотнесение,  работа с терминами (формирование исторического словаря), работа с наглядностью (формирование пространственных представлений, развитие словесно-логоческого мышления), все задания были построены  по нарастающей степени сложности.    Воспитательные задачи реализовывались через организационный момент, в итоге урока (создание эмоционального настроя у обучающихся, мотивации к обучению),  в ходе урока (воспитывалось научное мировоззрение). 

         Урок построен с учетом  следующих принципов обучения в коррекционной школе:

    1. Научности и доступности обучения (отражение в ходе изучения материала реальной действительности, на уровне реальных возможностей обучающихся).
    2.  Коррекционной направленности обучения (задания на уроке направлены на исправление и ослабление недостатков психофизического развития обучающихся).
    3. Систематизации и последовательности в обучении (линейно-концентрическое изучение материала, преемственность в обучении строится на основе предыдущих знаний).
    4. Индивидуального и дифференцированного подхода в обучении (задания  с учетом индивидуальных особенностей, а также с учетом особенностей определенной группы детей).
    5.   Принцип наглядности (иллюстрации в учебнике, карта, сюжетные картины).  
    6. Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков (повторение, закрепление пройденного материала).        

    Также на уроке в рамках реализации элементов технологии  деятельностного подхода реализованы следующие принципы:

    1) Принцип деятельности - заключается в том, что обучающиеся на уроке, получали знания не в готовом виде, а добывали их сами,   с частичной помощью педагога.

    2)  Принцип минимакса – заключается в следующем: обучающимся предлагалась   возможность освоения содержания образования на максимальном для них уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума.

    3) Принцип психологической комфортности заключается в создании на уроке доброжелательной атмосферы.

    4) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к принятию решений в ситуации выбора (программированные задания, на соотнесения).

       На уроке использовались следующие методы:

    Словесные -   объяснительная беседа, рассказ, вводное слово учителя, словарная работа, уточняющая беседа, обобщающая беседа,  вопросы (информационные, проблемные, уточняющие).

    Наглядные –  иллюстрации в учебнике,  историческая карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в 13 веке», сюжетные картины, презентация.

    Практические - работа с текстом учебника, картой, задание на соотнесение, решение программированных заданий.        На  протяжении урока обучающиеся работают с учебником: чтение вслух указанного рассказа, отдельных абзацев; устные ответы на вопросы, нахождение ответов в тексте  учебника.  

        На уроке осуществлялись приемы: вопрос-ответ, обведение по карте границ государства, чтение вслух абзацев по цепочке, соотнесение,  выбор правильного ответа из предложенных, обобщение.

             Сюжетные картины  использовались с целью непосредственного восприятия изучаемого материала, иллюстрация в учебнике – формирование  исторического понятия и восприятие материала.   Работа с наглядностью  способствует развитию воображения, умению элементарно анализировать изучаемые события, использовать зрительную опору, воспроизводить изученный материал.   Все задания на уроке  предполагали оптимальное  чередование устной и письменной форм работы, последовательную активизацию различных анализаторов, смену видов деятельности.

    1. Технологическая карта урока

    Тема

    Русь под монголо-татарским игом 

    Класс

    7 класс

    Цель

    Обобщение и систематизирование знаний по теме «Героическая борьба  русских людей против монголо - татар»;  формирование представлений о  монголо-татарском иге  и его последствий для русского народа.

    Задачи:

    Образовательные: обобщить и систематизировать знания у обучающихся  о борьбе русского народа  против монголо-татар,  сформировать  представление о  «монголо-татарском иге»; познакомить с  последствиями монголо - татарского ига для русского народа.

    Коррекционно - развивающие: работать над формированием исторического словаря обучающихся; развивать умение ориентироваться по карте; развивать операции обобщения и классификации.

    Воспитательные: воспитывать  научное мировоззрение; формировать положительную  мотивацию к обучению;  культуру поведения при работе в парах. Содействовать созданию благоприятного психологического климата на уроке.

    Планируемые  результаты

    Предметные:

    Иметь представления о монголо-татарском иге, его последствии для русского народа.

    Личностные: Оценка жизненных ситуаций  и поступков исторических деятелей, исторических  текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

    Метапредметные: 

    Регулятивные: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, рабочая тетрадь).

    Познавательные . Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  Анализировать, сравнивать, группировать различные исторические события. С помощью учителя делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе высказываний.

    Коммуникативные: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Слушать и понимать речь других. Уметь отвечать на поставленный вопрос. Совместно договариваться о правилах общения и следовать им. Учиться выполнять различные роли при работе в парах.

    Основные понятия

    Иго, Сарай, баскаки, ярлык.

    ТСО

    Компьютер, проектор, экран. Карточки с заданиями на соотнесение, словарные слова,   карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в 13 веке», программированные задания, иллюстрация в учебнике, сюжетные картины.

    Организация пространства

    Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

    Этап урока и его цель

    Деятельность

    учителя

    Деятельность

    обучающихся

    Планируемые результаты

    I. Организационный

    момент.

    Самоопределение  к деятельности.


    Цель: 

    1. создание эмоционального настроя  обучающихся

    на  интеллектуальную деятельность

    Включение в деловой ритм. Проводит инструктаж, предлагая оценить готовность к уроку.


    Читает стихотворение.


    Звенит, заливается школьный звонок,
    Вас ждет интересный, полезный урок.
    Чудесным пусть будет у вас настроение,
    Легко и прелестно дается учение!





    Слушают учителя. 

    -Организация  своего рабочего  места.

    -Уметь слушать в соответствие с целевой установкой.

    -Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    2. Актуализация знаний и  фиксация затруднений в деятельности


    Цель:

    1. повышение познавательной деятельности обучающихся.
    2. формирование пространственных представлений (работа с картой)
    3. установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми обучающимися, выявление пробелов и их коррекция.




    Надо вспомнить и ответить на вопросы.

     - Какую тему изучали на предыдущем уроке? 

    - О чем шла речь?

    -  Вспомните,  когда произошла первая битва русских с монголо - татарами?

    - Приведите примеры героической борьбы народов нашей страны с монголо-татарами.

    - Покажите на карте города, захваченные монголо-татарами. Проследите путь продвижения монголо-татар.


     Задание 1.

    (на карточке на доску – для всех, на карточках для слабоуспевающих)

    Когда монголо - татары напали на Русь? Выберите дату.

    1221

    1237

    1223  (слайд 2, 3)

    Задание  2.

    1. На доску вывешиваются 3 тематические картины с изображением осадных орудий монголо-татар, затем 1 убирается, дети должны назвать, что изменилось;

    затем добавляется картинка с изображением танка, дети должны назвать, что лишнее и почему. (Можно попросить перечислить названия осадных орудий одного об-ся, можно по рядам).

    Вспоминают тему и содержание предыдущее

    го урока. Учащиеся отвечают на вопросы, приводят разные доводы.


    Работа с картой.











    Идет поиск конструктивных решений.




    -Умение выражать свои мысли полно и точно.

    -Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

    -Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

    -Умение делать выводы.

    - Осуществлять актуализацию имеющихся знаний.

    3.Формулирование темы урока, постановка цели.


    Цель:

    1. получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями.

    Вводное слово учителя.

    На Руси наступили тяжелые времена.

    -Что мы знаем о состоянии Руси?

    Страна была разорена. Более 200 лет, с середины 13 века до конца 15 века, продолжалось иго монголо-татарских ханов.

    Тема нашего урока - Русь под монголо-татарским игом.

    Какой вопрос  у вас возникает?  Что такое монголо-татарское иго?








    Отвечают на поставленный вопрос





    Записывают тему урока в тетрадь.



    Формулируют ответ на вопрос, с помощью учителя ставят задачи  к уроку, определив знания и незнания.

     -осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.


    -понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

    4. Изучение нового материала.



    Цель:

    1. организация совместной деятельности по открытию нового знания


    На огромных просторах завоёванной русской земли властвовала монголо-татарское иго. Хан Батый создал новое государство - Золотая Орда. Показ на карте государства Золотая Орда. (слайд  4)

    Столица Золотой Орды получила название «дворец».

    Задание. Вы узнаете, как это слово звучит по-монгольски установив соответствия между словами двух столбиков.

    Работа в парах. Инструктаж.

    Океан

    Монголо-татары

    Дворец

    Сарай

    Чингисхан

    Кочевники

    Итак, столицей Золотой Орды стал город Сарай на реке Ахтубе (современный город Астрахань) (показ на физической карте России Астрахани).

    1. Работа с текстом по карточкам  (Приложение 1). 


    Физкультминутка (слайд 7)

     Мы сейчас все дружно встанем,

    Отдохнём мы на привале.

    Влево, вправо повернись,

    Наклонись и поклонись!

    Начинаем мы опять по истории шагать,

    Чтобы всё понятным стало

    Потрудились мы немало.


    1. Работа с текстом учебника. 

    Что из изученного ранее вам пригодится? ( умение работать с учебником, умение находить главную мысль)

    Найти и выписать в тетрадь.

    1. Как называлась ханская грамота?
    2. Ханские слуги – это….
    3. Иго-….

                       слайд (8,9)

    Задание: объясните значение слов: иго, баскаки, ярлык.

    Работа  с иллюстрацией в учебнике «Баскаки» (беседа по вопросам на понимание с целью формирования четких представлений о  событии) с. 241.

    Ученики  делают итог о последствиях монголо-татарского ига для Руси с помощью учителя:

    На русской земле продолжала литься кровь, сжигались и разорялись дома, уничтожались ремёсла. Более 200 лет продолжалось владычество Золотой Орды над русскими землями. Много горя и страданий принесло монголо-татарское иго Руси. Но ни на минуту не прекращалось все эти годы сопротивление русских людей. То в одном городе, то в другом начинались восстания против власти Золотой Орды. Отказывались платить дань, нападали на отряды баскаков и убивали их. Хозяйственное и культурное развитие Руси замедлилось в годы владычества Золотой Орды. Княжеские усобицы усилились. Население уменьшилось почти наполовину. Монголо-татарское иго замедлило развитие Руси почти на 200 лет.   















    Работают в парах, выполняют задание.

    Проверка результатов работы.

    Делают вывод: Столица Золотой Орды- г. Сарай.

    Записывают в тетрадь. (слайд 5, 6)






    Работают с текстом. Читают по абзацу. Выполняют по абзацу.














    Работают с учебником и тетрадью.




    Проверяют задание.


    Объясняют значение слов.


    Работают с иллюстрацией.





    Делают вывод о последствиях монголо-татарского ига.







     -осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

    -осуществлять взаимоконтроль.

    -находить и выбирать способ решения

    - умение работать с текстом.

    -умение строить высказывание, отвечать полными ответами на вопрос.

    -осуществлять актуализацию имеющихся знаний.

    - уметь слушать в соответствии с целевой установкой.


    5. Закрепление  нового материала.

    Цель:

    1. контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению




    1. корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение.

    1.        Обобщающая беседа

    - Объясните, в чём проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды? Вырази свое отношение.

    - Правитель, какого огромного государства жил в городе Сарае?

       -Столица государства Золотая Орда.

    -Представьте с помощью руки, как нужно было встретить русским князьям врага?

    2. Задания на карточках и на доске (оказание помощи слабоуспевающим).

    - Соотнесите понятия с определениями:

    Государство монголо – татар    Баскаки

    Столица Золотой Орды                 Ярлык

    Сборщики дани               Золотая Орда

    Документ на великое княжение   Сарай


    Слайд 10,11.




    Отвечают на вопросы, комментируя ответ.





    Сжимают пальцы в кулак.



    Выполняют задания на соотнесение.



    Участвуют в беседе, проверяют задание.

    -осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

    -осуществлять взаимоконтроль.

    -находить и выбирать способ решения предложенного задания.

    -умение строить высказывание, отвечать полными ответами на вопрос.

    -осуществлять актуализацию имеющихся знаний.

    - уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

    6. Контролирующее задание

    Цель:

    - проверить умение

    применять изученный материал на практике, степень усвоения материала

    Программированные задания (задания на карточках)

    1. Река, где    впервые    встретились  

      русские    воины      с    монголо- татарскими воинами?

    а)        Днепр;

    б)        Калка;

    в)        Волхов.

    2. Господство одного народа  над другим

    а)    иго;

    б)        жертва;

    в)        ярлык.

    3.         Город, который семь   недель  оборонялся от  монголо - татар и был прозван «злым городом».

    а)        Козельск;

    б)        Новгород;

    в)        Киев.

    4.         Ханская грамота на княжение

    а)        ярлык;

    б)        грамота;

    в)        документ.

    5.        Столица Золотой Орды

    а)        Новгород;

    б)        Сарай;

    в)        Киев.

    6.         Город Руси, первый подвергшийся  разгрому со стороны монголо -татар.

    а)        Торжок;

    б)        Рязань;

    в)        Москва.

    7.         Подарки ханам от русских князей.

    а)        налог;

    б)        дань;

      в) выкуп.

     8. Поход монголо - татар в 1237 году  возглавил хан...

    а)        Чингисхан;

    б)        Батый;

    в)        Ахмат.           

    Организует деятельность по применению новых знаний. Вывод учителя о работе на данном этапе.

    Выполняют задание.


















































    Подводят итог, проверяют задания, комментируют ответы, исправляют ошибки. Слайд 12

    - выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

    -самоопределение.

    7. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

    Цель:

    1. подведение итогов работы; оценка деятельности обучающихся.
    2. развитие способностей к анализу и оценке собственной деятельностичерез умение выразить свои мысли.

    Ребята, должны с помощью опоры на доске продолжить выражение об уроке:

    1. сегодня я узнал…
    2. было интересно…
    3. было трудно…
    4. я выполнял задания…
    5. я понял, что…
    6. я приобрел…
    7. я научился…
    8. у меня получилось …
    9. я смог…
    10. я попробую…
    11. меня удивило…
    12.  урок дал мне для жизни…
    13.  мне захотелось…

    Комментарии, выставление оценок за работу каждого обучающегося. Слайд 13.

    Формулируют ответы, подводят итог работы на уроке.

     -строить речевое высказывание



    -  рефлексия своих действий

    1. Домашнее задание

    Цель:

    1. обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

    Сообщение домашнего задания прочитать текст учебника с. 204-242, дать ответы на вопросы учебника.

    Индивидуальные задания - подготовить пересказ рассказа для дополнительного чтения. Слайд 14.

    Записывают домашнее задание

    1. Список  литературы

       1. Петрова, Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида [Текст] / Л.В. Петрова. –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с. – (Коррекционная педагогика).

    2. Пузанов, История России [Текст]: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. – М.: Владос, 2005.

     

    Приложение  1.

    Текст.

    Задание.

    1. Прочитать текст.
    2. Объяснить значение выделенных слов и словосочетаний.

    Все русские князья должны были получить от хана грамоту на право управлять своим княжеством. Ханская грамота называлась - ярлык.  Русские князья ездили за грамотой в Сарай. Поездка была очень опасной, потому что никто из князей не знал, вернётся ли он из Золотой Орды живым. Приезжал князь к хану с подарками. Хан сам назначал великого князя.

    Все русские люди платили дань Золотой Орде. Дань собирали ханские слуги- баскаки. Они с многочисленными отрядами ездили по русским городам, селениям и собирали дань. Если они встречали сопротивление или нежелание платить дань, тогда они сжигали целые города и посёлки, убивали жителей.

    Каждый житель ежегодно должен был послать в Золотую Орду медвежью шкуру, шкуру соболя, бобра, лисицы. Каждый посёлок 2 тонны хлеба. Баскаки брали золото, серебро, посуду, украшения, угоняли скот. Уводили в плен жителей. Высокая дань разоряла русские города. Только храмы и монастыри не платили дань. Туда баскаки старались не заглядывать. Поэтому многие русские люди спасались от них за стенами храмов и монастырей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок труда (швейное дело) " Прихватка в лоскутной технике" в 5 классе коррекционной школы VIII вида

    Тема урока " Прихватка"План-конспект урока и презентация с использование проектной технологии....

    Разработка урока с презентацией и видео по кулинарии для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида.

    Разработка урока по кулинарии "Приготовление печенья из песочного теста" для учащихся 8 класса коррекционной школы с использованием авторского видео, презентации и тестов, созданных в программе Айрен....

    Урок русского языка «Личные местоимения с предлогами» для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида

    Урок русского языка по теме «Личные местоимения с предлогами» предназначен для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить знания учащих...

    Урок русского языка «Лицо и число местоимений» для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида

    Урок русского языка по теме «Лицо и число местоимений» предназначен для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить знания учащихся корр...

    Конспект интегрированного урока письма и развития речи в монтессори-среде в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Дописывание предложений по вопросам. Большая космическая история (фрагмент)".

    Данный урок знакомит учащихся с историей образования Солнечной системы, истоками праздника "День космонавтики". На уроке формируется умение строить предложение с опорой на вопросы, закрепляются правил...

    Конспект урока по экономическому практикуму на тему "Акция" для учащихся 10 класса коррекционной школы 8 вида.

    На уроке учащиеся знакомятся с экономическим понятием слова "акция", с видами акций, их назначением. Учатся решать задачи на вычисление дивидендов по вкладам....

    Методические рекомендации к урокам рисования на тему «Изображение осенних листьев» в 1-5 классах коррекционной школы VIII вида

    Вашему вниманию предлагаются методические рекомендации и наглядный материал, которые могут быть использованы на уроках рисования в 1-5 классах школ VIII для учащихся с легкой степенью умственной отста...