Урок русского языка «Личные местоимения с предлогами» для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида
план-конспект урока (9 класс) по теме

Урок русского языка по теме «Личные местоимения с предлогами» предназначен для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить знания учащихся коррекционных школ VIII вида о местоимении как части речи, способствовать формированию навыков грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики, правильному и последовательному изложению своих мыслей в устной и письменной форме, обогащению словарного запаса учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Личные местоимения с предлогами106.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №69 VIII вида»

Конспект урока русского языка в 9 классе

 «Личные местоимения с предлогами»

подготовила

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Акбирова Гульназ Табрисовна

г. Набережные Челны

2013 год


Тема: «Личные местоимения с предлогами».

Цель: повторить правописание личных местоимений.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

повторить понятие «местоимение», личные местоимения, правописание личных местоимений; способствовать формированию умения правильно писать личные местоимения с предлогами, подбирать предлоги к местоимениям в словосочетании, определять лицо, число и падеж местоимений.

  1. Коррекционно-развивающие:

работать над развитием и коррекцией воли, восприятия, речи, мышления, совершенствованием памяти учащихся; обогащать и активизировать словарь детей.

  1. Воспитательные:

поддерживать интерес к изучению предмета; воспитывать аккуратность, прилежание.

Учебно-методическое обеспечение –

проектор (слайды), индивидуальные карточки с заданиями, учебник, музыкальное сопровождение для твист гимнастики.

Время реализации урока – 45 минут.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Минутка чистописания. Словарная работа.
  4. Актуализация знаний.

1. Работа обучающихся по индивидуальным карточкам.

2. Синтаксический разбор предложения:

  1. Проверочная работа.
  1. Формирование знаний, умений и навыков учащихся.
  2. Закрепление материала.
  3. Итог урока.
  4. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие учеников. Настрой на работу.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Минутка чистописания. Словарная работа.

Инфекция – заражение организма болезнетворными микробами. (Слайд 2)

Истязать – жестоко мучить (физически или нравственно). (Слайд 3)

     Исцелять  – вылечить. (Слайд 4)

(Учащиеся прописывают слова и объясняют их значения.)

- Устно составьте словосочетания или предложения с данными словами.

  1. Актуализация знаний.

  1. Работа обучающихся по индивидуальным карточкам.

Карточка №1.

Списать предложения, поставить в скобках вопросы.

  1. Я иду лесом и смотрю на деревья, стоящие (…) надо мною. 2. Дед – лесовик провожает (…) меня. 3. И кажется (…) мне, что синему лесу нет конца-края. 4. Рано поутру (…) мы спускаемся к озеру. 5. Смотрю на озеру, где уплывают (…) от нас два лебедя.

Карточка №2.

Списать предложения, поставить в скобках вопросы.

Из года в год жили, кормились, вековали в лесу лоси. Их было восемь. Зимой забирались (…) они в молодой осинник. Тысячи лесных тайн для (…) них не были тайной. Рядом с (…) ними жили волки. Однажды стая волков пытались на (…) них напасть. Но ноги у лосей сильные, высокие – ноги и выручили (…) их.

  1. Синтаксический разбор предложения. (Слайд 5)

Со школьных лет чувствовал я красоту русского языка. В нём меня привлекала его звучность, богатство слов и выражений.

- Найдите в предложениях местоимения, определите их синтаксическую роль.

- Вместо какого слова употреблено во втором предложении слово в нём? Для чего? (Употребляется местоимение для того, чтобы избежать повторения слова язык.)

- Поставьте местоимения этого предложения в начальную форму. (В нём – он, меня – я, его – он.)

- Какие ещё личные местоимения вы знаете? (Мы, ты, вы, она, оно, они.)

  1. Проверочная работа.

- Определить лицо, число и падеж местоимений мне, нами, о тебе, вас, он, им. (Слайд 6)

  1. Формирование знаний, умений и навыков учащихся.

  1. Знакомство с темой, целями урока.

  1. Наблюдение материала на странице 103 учебника.

- Рассмотрите запись в рамке.

- Объясните её.

- Подберите примеры местоимений с предлогами, используя все варианты вопросов.

  1. Физкультминутка (Зарядка для глаз.)

  1. Закрепление материала.

  1. Упражнение 133 (письменно, с записью на доске).

Прочитайте письмо. Каким был офицер, написавший это письмо? Подберите слова, которые характеризуют его.

Выпишите личные местоимения с предлогами и без них. Поставьте вопрос и укажите в скобках лицо, число и падеж местоимений.

Кто? – Я (1 л., ед. ч., И. п.), кто? – ты (2 л., ед. ч., И. п.), кому? – мне (1 л., ед. ч., Д. п.), с кем? – с тобой (2 л., ед. ч., Т. п.), к кому? – к тебе (2 л, ед. ч., Д. п.), кто? – мы (1 л., мн. ч., И.п.), с кем? – со мной (1 л., ед. ч., Т. п.), о ком? – обо мне (1 л., ед. ч., П. п.), на кого? – на него (3 л., ед. ч., В. п.).

- Как пишутся местоимения с предлогами?

2.   Физкультминутка. (Твист гимнастика с музыкальным сопровождением.)

  1. Задание творческого характера (письменно, с комментированием «по цепочке»).

- Вставьте пропущенные предлоги в словосочетания.

Расставаться с вами, телеграмма для тебя, скучать по вам, песенка о нас, прийти ко мне, думать о тебе, уйти от нас, надежда на вас, облака над нами, погостить у нас, влюбиться в тебя, заботиться о тебе.

- Составьте со словосочетаниями предложения.

  1. Итог урока.

   - Как пишутся местоимения с предлогами?

        - Приведите примеры.      

Выставление и комментирование оценок.

VIII .   Домашнее задание: страница 105 упражнение 136. Поставить личные местоимения в нужном падеже.

Список использованной литературы

  1. Аксенова А.К.  Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. Допущено МО РФ в качестве учебного пособия для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. - М.: «Просвещение», 1994.
  2. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка – М.: Просвещение, 1989.
  3. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982.
  4. Галлингер И.В., Львова С.И. Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах. – М.: Просвещение, 1988.
  5.  Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. – М.: Просвещение, 1984.
  6.  Канакина Г.И. Уроки развития речи. Дидактические материалы для учащихся. – М.: Владос, 1999.
  7.  Кондрашов Н.А. Основные вопросы русского языка. – М.: Просвещение, 1985.
  8. Михайловская Н.Г. Путь к русскому слову. – М.: Наука, 1986.
  9. Соловьёва Н. Русский язык в задачах и играх. – М.: Материк Альфа, 2000.
  10.  Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1985.
  11.  Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «А ТЕМП», 2007.
  12.  Галунчикова Н.Г, Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено МО РФ. - М.: Просвещение, 2006.
  13.  Учебная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. Под редакцией В.В.Воронковой. Допущено МО РФ – М.: Владос, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Склонение личных местоимений» для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида

Урок русского языка по теме «Склонение личных местоимений» предназначен для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить знания учащихся ...

Урок русского языка «Лицо и число местоимений» для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида

Урок русского языка по теме «Лицо и число местоимений» предназначен для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить знания учащихся корр...

Интегрированный урок. Математика - швейное дело. «Построение чертежа салфетки». в 5 классе коррекционной школы VIII вида.

Конспект интегрированного урока  математики и швейного дела  «Построение чертежа салфетки». в 5 классе коррекционной школы VIII вида....

Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений». Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида

Цель:  Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф...

Урок по трудовому обучению на тему "Производство ткани 5 класс коррекционной школы VIII вида

Цели урока: а) создание условий  для формирования у учащихся новых понятий связанных с процессом изготовления тканей в текстильном                   ...

Конспект урока математики на тему "Нахождение 1% числа" в 9 классе коррекционной школы VIII вида

Конспект урока математики в 9 классе коррекционной школы VIII вида...

Работа над образной лексикой на уроках русского языка и чтения в старших и средних классах коррекционной школы

На семинаре МО представлен доклад, в котором показана работа над образной лексикой на уроках русского языка и чтения в старших и средних классах коррекционной школы...