Урок по трудовому обучению на тему "Производство ткани 5 класс коррекционной школы VIII вида
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Ваганова Надежда Васильевна

Цели урока: а) создание условий  для формирования у учащихся новых понятий связанных с процессом изготовления тканей в текстильном                                                        производстве, ознакомить с сырьем хлопчатобумажных и льняных тканей;

                        б) развитие познавательных  умений, аналитического мышления;

                        в) формирование положительного отношения к знаниям, уважения друг к другу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proizvodstvo_tkani_5_kl.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Производство ткани».

Цель урока: а) создание условий  для формирования у учащихся новых понятий связанных с  

                          процессом изготовления тканей в текстильном производстве, ознакомить

                          с сырьем хлопчатобумажных и льняных тканей;

                     б) развитие познавательных  умений, аналитического мышления;

        в) формирование положительного отношения к знаниям, уважения друг к другу.

 

Задача урока: научить определять нить основы и утка, их направления в тканях, различать

                        лицевую и изнаночную стороны ткани, полотняное переплетение.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: наглядные пособия коллекций «Хлопок» и «Лен», лоскуты

                                     хлопчатобумажных и льняных тканей, плакат «Схема получения

                                     ткани на ткацком станке», карточки-схемы «Производство ткани»,

                                     карточки-задания для выполнения лабораторных работ,

                                     раздаточный материал «Определение лицевой и изнаночной

                                     сторон ткани», лупы, клей, иглы.

Структура урока.

1. Организационный момент                  2-3 мин.

2. Новый материал                                   20-25 мин.

3. Лабораторно-практическая работа     25 мин.

4. Практическая работа                            15 мин.

5. Анализ, итог урока                                5 мин.

6. Задание на дом                                      5 мин.

Ход урока.

Организационный момент: Приветствие учащихся.

                                               Проверка готовности учащихся к уроку, их эмоциональный

                                               настрой на работу.


                                              На доске:  Материаловедение.

                                                                Производство ткани.              

Учитель:                               Сегодня на уроке мы начинаем изучение нового раздела                

                                              «Материаловедение».              

                                              Какое значение имеет это слово?

                                              Как Вы его понимаете?

                                              О чем мы сегодня будем говорить на уроке?    

                                              Что вы уже знаете, что Вам известно о тканях?

                                              С какой целью изучают этот раздел?  

                                              Цель урока: расширить имеющиеся знания о тканях,

                                                                   Изучить процесс изготовления тканей в текстильном

                                                                   производстве.

Обобщение ответов             Швейное материаловедение изучает материалы, которые применяются для

учащихся                               швейных изделии.  

                                                Прежде чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства  

                                                материалов, из которых оно будет изготавливаться. От свойств материалов

                                                будет зависеть внешний вид изделия, его конструкция, правила

                                                эксплуатации.  

                                                  Тканью человек пользуется с древних времен и мы не задумываемся,

                                               когда шьем изделие, как получают ткани и из какого сырья.  

                                                  Сегодня на уроке мы познакомимся с процессом изготовления ткани

                                               в текстильном производстве.

                                                   Цель урока: расширить имеющиеся знания о тканях;

                                                                         изучить процесс производства тканей.  

На доске термин:                      Сырьем для производства тканей служат волокна – это, маленькие,      

 Волокно                                тонкие тельца. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами                          

        которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы  

                                               и конопли.    

Вопрос:                                      А из каких волокон производят ткани в наше время?

                                                    Текстильные волокна очень разнообразны:  

                                                 (знакомство с классификацией, приложение 1). Запись в тетрадь.

                                                     Натуральные волокна создает сама природа, химические – создаются

                                                человеком при помощи специальных машин.

                                                     В 5 классе мы познакомимся с натуральными волокнами растительного

                                                происхождения – это хлопок и лен.

                                                     Демонстрация наглядных пособий «Хлопок» и «Лен».

Вопрос:                                       Что Вы знаете о хлопке?

Обобщение ответов                    Хлопком называют волокна, покрывающие поверхность семян одно-

 учащихся                                 летнего растения хлопчатника, который произрастает в теплых странах.

                                                 Развитие волокон хлопка начинается после цветения хлопчатника в период

                                                 Образования плодов (коробочек). Длина волокон хлопка колеблется от 5 до

                                                 50 миллиметров. Собранный и спрессованный в кипы хлопок называют

                                                 хлопок-сырец.

Вопрос:                                        Что Вы знаете о льне?

Обобщение ответов                     Лен – однолетнее травянистое растение, которое дает волокно того же

учащихся                                названия. Волокно льна находится в стебле растения и может достигать

                                                 1 метра. Уборку льна производят в период ранней желтой спелости.

Вопрос:                                         Как получить ткань из растений, что для этого необходимо сделать?  

                                                 Познакомимся с процессом переработки хлопка и льна.

 Работа  в малых груп-                Задание: используя наглядные пособия «Хлопок» и «Лен», карточки

пах – парами.                                   «Процесс производства хлопчатобумажных и льняных тканей»          

                                                  изучить последовательность обработки волокна, проанализировать и      

                                                  выявить общее. Время выполнения 5 минут. (приложение 2).

Обобщение изученного                Заготовка и первичная обработка волокна зависят от вида сырья,

                                                  далее технологический процесс одинаковый – прядение, ткачество,

                                                  отделка.

                                                      Рассмотрим подробнее:  волокно разрыхляют – треплют – укладывают

На доске термин:                    в ленту – выравнивают, получают ровницу.

ровница                                          Процесс, в результате которого из коротких тонких волокон получают

                                                  непрерывную нить  называют прядением, а нить пряжей.

                                                  (запись в тетрадь)  

Исторические сведения:               Прялка на протяжении веков была принадлежностью крестьянского  

                                                  дома. Была она деревянной, с узорами, вырезанными по дереву или        

                                                  нарисованными. Веретена для нее тоже точили из дерева. От пряхи

                                                  требовалось и умение, и терпение, и усидчивость. Иначе нить получалась

                                                  неровная, непрочная. Полотно из такой пряжи выходило далеко не

                                                  первосортным. Отсюда и пословица «Какова пряха, такова на ней и

                                                  рубаха».

                                                        Зимними вечерами молодежь собиралась на посиделки. Девушки

                                                   приходили на них с прялками. На посиделках парни приглядывали себе

                                                   невест. Каждому хотелось, чтоб его суженая была и красивой и умелой,

                                                   работящей. Парни рассуждали: «Возьмешь дуру пряху, не сошьет мужу

                                                   рубаху», «Девка красива, да прясть ленива». Если девушка приглянулась

                                                   парню на этот случай бытовала пословица: «Прядись куделя на этой  

                                                   неделе. На новой недосуг: может, замуж позовут».  

                                                        Из пряжи изготавливают швейные нитки, ткани.

                                                        Основная профессия прядильного производства – прядильщик. Он

                                                   ликвидирует обрыв ровницы и пряжи, меняет катушки, выполняет

                                                   работу по уходу за оборудованием. Чтобы хорошо работать, прядильщик

                                                   должен знать требования, предъявляемые к пряже и ровнице.

                                                        Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством . (запись

                                                    в тетрадь).

На доске термины:                         Ткань – это изделие, полученное на ткацком станке путем переплете-

ткань                                          ния взаимно перпендикулярных продольных и поперечных нитей.

нить основы                                   Продольные нити в тканях называются основными или основой.

нить  утка                                      Поперечные нити в тканях называются                                                                                                                                      

                                                   уточными или утком. Неосыпающиеся края с двух сторон ткани                                                                                                

                                                   называются кромкой  

 Исторические                               Когда появился первый ткацкий станок неизвестно. В одном из

сведения:                                   трудов по истории текстильной техники рассказывается о племени

                                                   Бакаири, где применяли вертикальную ткацкую раму. Это были два

                                                   столба, врытые в землю. От одного к другому протягивали толстые

                                                   хлопковые нити – основу. Уток был намотан на палочку и с ее  

                                                   помощью продевался через основу. В Древнем Египте предпочитали

                                                   горизонтальную раму. Человек у такой рамы работал стоя. От

                                                   «стоять, стать» и произошли слова «стан», «станок».  

                                                         Современные ткацкие станки работают автоматически. Знакомство

                                                    со схемой получения ткани на ткацком станке. ( Демонстрация

                                                    пособия «Устройство ткацкого станка»). На ткацких станках работают

                                                    ткачи. Они обслуживают одновременно несколько станков. Ткач

                                                     должен знать требования, предъявляемые к ткани, ее пороки.

                                                         В процессе образования ткани на ткацком станке нити основы и утка

                                                    могут по-разному переплетаться между собой. Наиболее

                                                    распространенным является полотняное переплетение, которое

                                                    образуется переплетением основных и уточных нитей через одну.

                                                    (Демонстрация образца полотняного переплетения).

Работа с образцами                         Учащиеся получают образцы хлопчатобумажной ткани.

ткани.                                               Задание: выполнить лабораторно-практическую работу.

            Тема: Изучение отличительных признаков нитей основы и утка.

Работа в малых                          Задача: Сравнить нити основы и утка, исследовать их структуру,

группах.         полученные данные записать в таблицу. Время выполнения

        10 минут. (Приложение 3).

             Вывод: нить основы – тонкая, гладкая, ровная, прочная;

        нить утка – толстая, пушистая, неровная, менее прочная.

         Нити основы и утка имеют различные свойства, это необходимо

                 учитывать при раскрое и изготовлении швейных изделий. Поэтому

                                                  нужно уметь определять направление нитей основы и утка в тканях.

Работа в малых                                                    Задание: выполнить лабораторную работу.

группах.        Тема: Определение в ткани направления нитей основы и утка.

        Задача: Выявить характерные особенности и свойства нитей основы

        и утка,  полученные данные записать в таблицу. Время

        выполнения работы 10 минут. (Приложение 4).

                                                         Вывод: по основным нитям растяжение малое, звук звонкий, эти

                      нити направлены вдоль кромки;

             по утку растяжение больше, звук глухой, нити направлены

             поперек кромки.

На доске термин:

Cуровая        Ткань снятая с ткацкого станка называется суровая. (Образец).

Вопрос:        Что происходит с тканью дальше?

С какой целью это делают?

Обобщение ответов:        Ткань подвергают отделки. Отделка ткани состоит из ряда

разнообразных процессов. Цель отделки – улучшение свойств ткани

и придание ее товарного вида.

        Виды ткани по способу отделки: отбеленная (белая),

гладкокрашеная (голубая, розовая, зеленая), набивная (в цветочек),

пестротканая (в полоску, клетку). Демонстрация образцов ткани.

        Ткань имеет две стороны: лицевую и изнаночную.

Вопрос:         Чем они отличаются?

        Задание: выполнить лабораторно-практическую работу.

        Тема: Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

        Задача: Определить признаки лицевой и изнаночной сторон

        ткани по образцам. Время выполнения 5 минут.

        Вывод: Характеристика сторон.

        Лицевая сторона – четкий, яркий рисунок, блестящая поверхность,

        длинный ворс, гладкая поверхность.

        Изнаночная сторона – нечеткий, бледный рисунок, матовая

        поверхность, короткий ворс, технические узелки на поверхности.

Итог урока:

  1. Что нового Вы узнали на уроке?
  2. Чему научились на этом уроке?
  3. Какова была цель урока?
  4. Достигли цели урока?
  5. Какая часть материала вызвала у Вас затруднения?
  6. Пригодится ли Вам в дальнейшем этот материал?

Собрать работы учащихся для проверки.

Домашнее задание: по желанию учащихся подготовить
сообщения о выращивании и переработке хлопчатника и льна,
о роли льняных и хлопчатобумажных тканей в развитии
декоративно-прикладного творчества русского народа.


Приложение 1

Приложение 2

Производство хлопчатобумажных тканей

Производство льняных тканей


Приложение 3

Лабораторно-практическая работа

Изучение отличительных признаков нитей основы и утка и их свойств

Оборудование: образец ткани, ножницы, лупа, клей, иголка.

Ход работы.

  1. Возьмите образец ткани, выдерните нити с двух сторон и исследуйте их структуру и их свойства
  1. Рассмотрите нити в лупу и отметьте их толщину, гладкость и прочность.
  2. Определите прочность каждой нити.
  1. Занесите данные в таблицу, приклейте образец нити

Название нити

Отличия по внешнему виду

Прочность

Толщина

Гладкость

Ровность

Нить основы

Нить утка

Приложение 4

Лабораторная работа

Определение в ткани направление нитей основы и утка

Оборудование: образцы тканей с кромкой и без нее, лупа.

Ход работы.

  1. В ткани с кромкой определите направление нитей.
  2. Растягивая образец по нити основы и утка, определите, в каком направлении ткань растягивается больше.
  3. Резко растягивая ткань (с хлопком), определите, в каком направлении звук будет звонким, а в каком – глухим.
  4. Рассматривая ткань в лупу, определите по толщине и гладкости нити основы и утка.
  5. По изученным признакам определите направление нитей основы и утка в ткани без кромки.
  6. Заполните таблицу.

Направление нити

По степени растяжения

По кромке

По звуку

По виду нити

толщина

Гладкость

Нить основы

Нить утка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков письма и развития речи во 2 классе коррекционной школы VIII вида.

Календарно-тематическое планирование уроков письма и развития речи во 2 классе коррекционной школы VIIIвида составлено на основе Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной ш...

Урок письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»Тем...

Урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе»

Конспект урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе».  Урок закрепления изучаемого материала....

Материалы из опыта работы по теме "Активные методы обучения на уроках письма и развития речи в начальных классах коррекционной школы VIII вида"

Представленный материал раскрывает использование методов проблемного изложения материала и частично - поискового метода на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида....

Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"

               Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения:  литературная викторина –презентацияЦели:1.      По...