План-конспект урока по учебнику «Математика. 5 класс» тема: Круг, окружность.
план-конспект урока (5 класс) на тему

Конспект урока и презентация для 5 класса коррекционной школы ( 8 вид)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhnost_krug.rar67.39 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по учебнику «Математика. 5 класс».

Тема

Круг, окружность.

Учебник, класс

М.Н. Перова, Г.М.Капустина «Математика» 5 класс (VIII вид)

Тип урока

Комбинированный с ИКТ, с элементами исследовательской деятельности

Оборудование урока

Компьютер, мультимедиапроектор, презентационный  экран, ручка, карандаш, тетрадь, циркуль, линейка, раздаточный материал, пособие на доску.

Время реализации занятия

40 минут

Авторский медиапродукт

Наглядная презентация: «Окружность и круг» из 8 слайдов, (среда: Windows XP, редактор: POWER POINT)

Цель урока

  • учить распознавать геометрические фигуры «окружность» и «круг», «видеть» радиус и диаметр, уметь их находить;
  • учить построению окружности с помощью циркуля;
  • учить учеников подводить итог урока.

Задачи урока

Коррекционно-образовательные:   

  • различать окружность и круг
  • находить радиус и диаметр на окружности
  • правильно чертить окружность с помощью циркуля
  • знать соотношение между радиусом и диаметром

Коррекционно-развивающие: 

  • развивать речевую активность: правильно употреблять в речи математические понятия
  • формировать умения и навыки учебной (практической и умственной) деятельности

Коррекционно-воспитательные

  • Обогащение жизненного опыта детей путём организации предметно – практической и продуктивной деятельности
  • воспитывать коммуникативные навыки
  • воспитывать интерес к предмету, к получению новых знаний, практических умений
  • воспитание аккуратности, терпения в выполнении работ

Основные понятия

Окружность, круг; радиус, диаметр, циркуль.

Межпредметные связи

Русский язык, изобразительное искусство, технология, история.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап. Оргмомент.

Цель – активизация учащихся.

Анализировать стихотворение и высказать свое мнение.

Создавать эмонациональный настрой на деятельность.

I этап. Оргмомент.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет. (С.Маршак)

- Тихо садитесь. Улыбнитесь друг другу и мы начинаем урок.

I этап. Оргмомент.

Как вы думаете, почему я начала урок с этих строк?

(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: коммуникативные действия)

 самоопределене

II этап. Актуализация знаний.

Цель – закрепить навык выполнения действий с натуральными числами; знание геометрических фигур.

Работать с информацией, представленной в виде цепочки.

 Работа с карточкой : подпиши геометрические фигуры

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу по выполнению действий с натуральными числами;

- по узнаванию геометрических фигур.

Вычислите устно:

60 · 6        20 : 5

    - 60            + 200

    : 3              - 4

    · 5               : 100

?                         ?

- С какими числами мы работали?

- Какие действия выполняли?

- Какие фигуры изображены на карточке ?

 (анализ объектов с целью выделения признаков)

III этап. Изучение нового материала.

Цель – познакомить учащихся с понятием «окружность» и «круг», «радиус», диаметр; выявить соотношение между ними.

Формулировать выводы наблюдений.

Объяснить свой выбор.

Формулировать тему и цели урока.

Сравнивать окружность и круг.

Выявлять соотношение между диаметром и радиусом окружности.

Выдвигать проблему.

Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определение темы урока.

Озвучивать тему и цели урока.

Формулировать задание.

III этап. Изучение нового материала.

Постановка проблемы. Открытие нового.

- Давайте выполним следующее задание.

1. Берем стакан, опускаем горлышком в тарелку с окрашенной водой и ставим отпечаток на бумагу. Сделаем так несколько раз. Обратите внимание, какой след оставил стакан.

2. Теперь берем тарелку, прикладываем к листу бумаги и обводим маркером. Сравните получившийся след с первым опытом.

3. А теперь возьмем ножницы и аккуратно вырежем по той линии, которую оставил маркер.

- Ответьте мне на вопрос: Что такое окружность? А что такое круг?

4. А сейчас свернем круг пополам. Сгиб образует линию. Она называется… диаметр. А если еще раз свернем пополам, то линия  сгиба – радиус.

- А как начертить окружность определенного размера?

-Для этого существует Циркуль

Циркуль мой, циркач лихой,

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу, Уцепился – и ни шагу.

-Обратите внимание как пишется слово ЦИРКУЛЬ.

Эталон

  1. Отмечаем центр окружности.
  2. Поставим в центр окружности ножку циркуля с иглой.
  3. Возьмем циркуль за хвостик и проведем окружность.

Примечание. Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками не должно меняться.

III этап. Изучение нового материала.

К (Постановка вопросов)

 (самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели)

- Какая геометрическая фигура у нас получилась? Почему вы так считаете?А может это круг?

- О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Сформулируйте цель урока, тему урока.

- Давайте вернемся к нашим фигурам. Уточним понятие окружности и круга.

 Работаем с учебником в парах .

- Что такое диаметр?

- Что такое радиус?

Коммуникативные УУД(инициативное сотрудничество)

Познавательные УУД

(формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений)

- Сформулируйте алгоритм построения окружности.

- Сверьте с эталоном.

IV этап. Закрепление изученного.

Цель – научиться правильно строить окружность с помощью циркуля; определять элементы окружности.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Анализируют  текст задания и делают выводы

Осуществляют самопроверку

Обеспечить контроль за выполнением задания

Предоставить информацию для обсуждения

Побуждать к высказыванию своего мнения

Организовать фронтальную работу по учебнику.

Организовать самостоятельную работу учащихся.

IV этап. Закрепление изученного.

  1. Начертить окружность в тетради.
  2. Провести диаметр АД.
  3.  Провести радиус ОК.

Историческая справка. В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно, в каждой своей точке окружность устроена одинаковым образом, что позволяет ей двигаться самой по себе. Это свойство окружности  сделало возможным возникновение колеса, поскольку ось и втулка колеса должны все время быть в соприкосновении. Но еще до колеса люди использовали круглые бревна-катки для перевозки тяжестей. Рисунки на стенах египетских пирамид рассказывают нам, что именно так доставлялись огромные камни на строительство этих пирамид.

- В русском языке слово «круглый» тоже означает высокую степень чего-либо: «круглый отличник», «круглый сирота» и даже «круглый дурак».

- Тема нашего урока «Окружность и круг». Покажите мне руками маленькую окружность. А теперь представьте, что наша окружность раздувается, становится все больше, больше. Показываем, вот какая получилась окружность. А теперь поднимаем эту окружность над собой и держим над головой. Представим, что подул ветер и наша окружность наклоняется то вправо., потом влево. А теперь представим, что окружность превратилась в воздушный шарик и отпускаем ее.

№ 850

№ 853

№ 4. Начертите окружность, радиус которой равен 2 см. Отметьте диаметр и радиус окружности. Найдите длину диаметра.

IV этап. Закрепление изученного.

Регулятивные УУД ( контроль, оценка, коррекция).

Познавательные УУД ( умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия).

Физминутка.

- Сравните с ЭТАЛОНОМ

КоммуникативныеУУД ( управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

V этап урока.  Итог урока. Рефлексия.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Осуществить самооценку.

Сформулировать конечный результат своей работы на уроке.

Организовать беседу, связывая результаты урока с его целями.

Акцентировать внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Какова была цель нашего урока?

- Чему вы научились?

- Что нового вы узнали?

Расскажите по схеме:

Я знаю – Я запомнил – я смог

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

VI. Домашнее задание

Цель – выяснить степень сформированности усвоенных знаний

Записывают задание в дневниках

Дать характеристику предложенным заданиям

П. 22 учебника изучить, решить № 874, № 878 (а,б), № 876

Из предложенных заданий выберите 2 и выполните их дома.

Приложение.

Эталон построения окружности

  1. Отмечаем центр окружности.

  1. Поставим в центр окружности ножку циркуля с иглой.

  1. Возьмем циркуль за хвостик и проведем окружность.

Примечание. Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками не должно  меняться.

____________________________________________________________________________

Эталон

  1. Раствором циркуля замеряем с помощью линейки 2 см.

  1. Отмечаем центр окружности.

  1. Поставим в центр окружности ножку циркуля с иглой.

  1. Возьмем циркуль за хвостик и проведем окружность.

  1. Проведем отрезок от центра окружности к любой точке окружности. Обозначим его ОС. Это радиус.

  1. Отметим две любые точки окружности. Обозначим их Е и К. Проведем через эти точки отрезок, проходящий через центр окружности. Это диаметр. Измерим его.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”

Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...

План-конспект открытого урока во 2-ом классе на тему "Друзья"

Тема интересная.  У детей развивается монологическая и диалогическая речь. Умение правильно использовать глаголы в единственном и множественном числах. Ознакомление с пословицами о дружбе на...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ     ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ    ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И  ИСТОРИЧЕСКИМ  ЗНАЧЕНИЕМ. ...

План-конспект открытого урока географии в 7 классе. Тема: Знакомая незнакомка Южная Америка.

План-конспект открытого урока географии в 7 классе. Тема: Знакомая незнакомка Южная Америка....