Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Урок «открытия» нового знания по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_povesti_gogolya_taras_bulba.docx | 25.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Учитель: Маркарян Кнарик Андраниковна
Цель деятельности учителя | Формирование представления об особенностях характера главного героя; совершенствование навыков анализа текста и навыков монологической речи; воспитание чувства патриотизма, товарищества, доблести, отваги. |
Задачи урока | Проанализировать повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и раскрыть образ главного героя; Формировать умение глубокого анализа текста; Вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока; Развивать творческие способности учащихся, монологическую речь; Вызвать интерес к произведению и творчеству писателя; Формировать нравственные ценности личности. |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Технология | Проблемный диалог |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: становление характера, мотивов, ценностей. Формирование позиции активного деятеля, а не созерцателя, воспитание инициативности, трудолюбия, уважительного отношения к товарищам, развитие умений сотрудничать, работать в команде. Метапредметные: познавательные действия: развитие умения осознавать противоречие и формулировать проблему; формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать. Коммуникативные действия: развитие умения слушать друг друга, договариваться, распределять роли. Регулятивные действия: развитие навыков планирования, целеполагания, умения оценивать правильность своих действий и вносить необходимые коррективы. Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): сформировать представления об особенностях характера главного героя, мотивах его поступков. |
Методы и формы обучения | Проблемно-обобщающий метод, эвристический метод, исследовательский метод; индивидуальная форма обучения, групповая, фронтальная. |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мобильный класс (ноутбуки с возможностью отправки данных на компьютер учителя) |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Предъявление проблемной ситуации. Формулирование темы урока, постановка проблемы | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. Просмотр видеофайла и результатов работы команды (которая получила предварительное задание). Беседа с учащимися. - Как вы считаете, на каком персонаже или образе будет сконцентрировано наше внимание сегодня? - Давайте сформулируем и запишем тему урока. - А как считаете вы: оправдан ли поступок Тараса Бульбы? Можете ли вы ответить в начале урока, почему именно Тарас Бульба убивает Андрия? - Итак, давайте сформулируем проблему. - Какими путями мы будем решать сложившуюся проблему? - Что для этого нужно сделать? - Какие источники информации будем использовать? | Команда, получившая задание заранее, представляет результат работы: видеофайл и рассказывает о результатах соцопроса, проведенного ими. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока: Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Формулируют проблему: можно ли оправдать поступок Тараса Бульбы, каковы мотивы его поступка. Приходят к выводу, что проблему можно решить, проанализировав историческую эпоху, быт и обычаи казаков, характер главного героя, отношение к другим персонажам, мотивы его поступка. Данную работу возможно реализовать в группах, используя следующие источники информации: текст произведения, историческую литературу. | Фронтальная, групповая | Познавательные: понимают познавательную задачу; учатся основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса; формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в группах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера) | Листы обратной связи |
2. Работа в группах над поиском решений проблемы | Эвристическая беседа | Выполнение заданий учащимися. Работа с мобильным классом. 1 группа. Изучение исторической эпохи. Ключевые события 15 века. Работа с исторической литературой, сопоставление с художественным текстом. 2 группа. Изучение быта, традиций, нравов казаков 15 века. Особенности наказаний и казней того времени. 3 группа. Анализ и составление психологического портрета Тараса Бульбы. Работа с художественным текстом. 4 группа. Анализ мотивов убийства Тарасом Андрия. Составление обвинительных и оправдательных аргументов. | Работают в группах. Выполняют задания, составляют общую презентацию при помощи google-документа. | Групповая, индивидуальная | Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Познавательные: делают умозаключения и выводы на основе аргументации. | Устные ответы |
3.Решение проблемной ситуации | Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся | После представления учащимися проделанной работы учитель возвращает учащихся к заявленной в начале урока проблеме: можно ли оправдать главного героя и каковы мотивы его поступков. - Проанализировав историческую эпоху и устройство жизни казаков, скажите, что ожидало Андрия за измену Родине? - А как погиб Андрий? Мучительно или быстро, легко? - Что, на ваш взгляд, двигало Тарасом, когда он совершал убийство сына? - Предлагаю просмотреть отрывок фильма, момент убийства. Обратите внимание на интерпретацию режиссера. Ответьте на вопрос, какой ведущий мотив убийства Тарасом сына? | Учащиеся представляют результат своей работы, демонстрируют презентацию. Отвечают на вопросы учителя. | Групповая, фронтальная | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. | Устные ответы |
4. Анализ решения проблемной ситуации | Беседа | Беседа с учащимися. - Почему Тарас взял на себя это тяжкое бремя – убийство сына? Отвечая на вопрос, опирайтесь на его характеристику. | Ответы на вопросы учителя. | фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием. Познавательные: осуществляют познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; учатся основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей. | Устные ответы |
5. Подведение итогов урока. Рефлексивно-оценочная деятельность учащихся | Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам | Подведение итогов урока. - Изучив и проанализировав все обстоятельства поступка Тараса Бульбы, начиная с исторической эпохи и заканчивая его психологическим портретом, прошу вас написать на листах свое мнение: оправдать Тараса или нет. | Проведение анализа своей деятельности и оценивание работы. Заполнение оценочных листов. | Групповая, фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Листы обратной связи, устные ответы |
6.Домашнее задание | Выполнение разноуровневых упражнений. | Оглашение домашнего задания. - Домашнее задание двух уровней. Повышенный: написать эссе на тему «Тарас Бульба: сыноубийца или спаситель?» Базовый: составить тест по содержанию повести. | Записывают домашнее задание | Индивидуальная, фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Листы обратной связи, письменная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературы в 7 классе "Образ Тараса Бульбы в повести Гоголя"
Обобщающий урок по изучению повести Гоголя "Тарас Бульба" с элементами развития речи....
Драматизм образа Тарса Бульбы. По повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Исследовательская работа даёт возможность и учителю и ученикам по - новому взглянуть на образ Тараса Бульбы. В чём заключается драматизм образ этого героя? Вы сможете поняить, просмотрев данную ...
Презентация к уроку "В чём заключается драматизм образа Тараса Бульбы?"
Приложение к уроку - презентация "В чём заключается драматизм образа Тараса Бульбы?"...
"Тарас Бульба — народный герой. "Тарас Бульба" — героическая повесть"
Конспект урока в 7 классе...
Урок литературы в 7 классе с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии кооперативного обучения по теме "Образ Тараса Бульбы в повести Н.Гоголя"
Цель: раскрыть образ Тараса Бульбы как олицетворение сильного русского характера Задачи:Образовательные:Ø подвести учащихся к пониманию всеобъемлющего знания повести “Тарас Бульба"Воспитате...
Образ Тараса Бульба в повести Гоголя
Анализ главной трагедии в жизни Тараса Бульбы...
Интегрированный урок "Роль деепричастий в создании художественных образов литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)"
Интегрированный урок на тему "Роль деепричастий в создании художественных образов литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)" Проводится...