Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Маркарян Кнарик Андраниковна

 

Урок «открытия» нового знания по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Учитель: Маркарян Кнарик Андраниковна

Цель деятельности учителя

Формирование представления об особенностях характера главного героя; совершенствование навыков анализа текста и навыков монологической речи; воспитание чувства патриотизма, товарищества, доблести, отваги.

Задачи урока

Проанализировать повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и раскрыть образ главного героя;

Формировать умение глубокого анализа текста;

Вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;

Развивать творческие способности учащихся, монологическую речь;

Вызвать интерес к произведению и творчеству писателя;

Формировать нравственные ценности личности.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Технология

Проблемный диалог

Планируемые образовательные результаты

Личностные: становление характера, мотивов, ценностей. Формирование позиции активного деятеля, а не созерцателя, воспитание инициативности, трудолюбия, уважительного отношения к товарищам, развитие умений сотрудничать, работать в команде.

Метапредметные: познавательные действия: развитие умения осознавать противоречие и формулировать проблему; формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать. Коммуникативные действия: развитие умения слушать друг друга, договариваться, распределять роли. Регулятивные действия: развитие навыков планирования, целеполагания, умения оценивать правильность своих действий и вносить необходимые коррективы.

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): сформировать представления об особенностях характера главного героя, мотивах его поступков.

Методы и формы обучения

Проблемно-обобщающий метод, эвристический метод, исследовательский метод; индивидуальная форма обучения, групповая, фронтальная.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мобильный класс (ноутбуки с возможностью отправки данных на компьютер учителя)

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Предъявление проблемной ситуации. Формулирование темы урока, постановка проблемы

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово. Просмотр видеофайла и результатов работы команды (которая получила предварительное задание).

Беседа с учащимися.

- Как вы считаете, на каком персонаже или образе будет сконцентрировано наше внимание сегодня?

- Давайте сформулируем и запишем тему урока.

- А как считаете вы: оправдан ли поступок Тараса Бульбы? Можете ли вы ответить в начале урока, почему именно Тарас Бульба убивает Андрия?

- Итак, давайте сформулируем проблему.

- Какими путями мы будем решать сложившуюся проблему?

- Что для этого нужно сделать?

- Какие источники информации будем использовать?

Команда, получившая задание заранее, представляет результат работы: видеофайл и рассказывает о результатах соцопроса, проведенного ими.

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока: Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». 

Формулируют проблему: можно ли оправдать поступок Тараса Бульбы, каковы мотивы его поступка.

Приходят к выводу, что проблему можно решить, проанализировав историческую эпоху, быт и обычаи казаков, характер главного героя, отношение к другим персонажам, мотивы его поступка. Данную работу возможно реализовать в группах, используя следующие источники информации: текст произведения, историческую литературу.

Фронтальная, групповая

Познавательные: понимают познавательную задачу; учатся основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса; формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в группах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

Листы обратной связи

2. Работа в группах над поиском решений проблемы

Эвристическая беседа

Выполнение заданий учащимися. Работа с мобильным классом.

1 группа. Изучение исторической эпохи. Ключевые события 15 века. Работа с исторической литературой, сопоставление с художественным текстом.

2 группа. Изучение быта, традиций, нравов казаков 15 века. Особенности наказаний и казней того времени.

3 группа. Анализ и составление психологического портрета Тараса Бульбы. Работа с художественным текстом.

4 группа. Анализ мотивов убийства Тарасом Андрия. Составление обвинительных и оправдательных аргументов.

Работают в группах. Выполняют задания, составляют общую презентацию при помощи google-документа.

Групповая, индивидуальная

Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные: делают умозаключения и выводы на основе аргументации.

Устные ответы

3.Решение проблемной ситуации

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

После представления учащимися проделанной работы учитель возвращает учащихся к заявленной в начале урока проблеме: можно ли оправдать главного героя и каковы мотивы его поступков.

- Проанализировав историческую эпоху и устройство жизни казаков, скажите, что ожидало Андрия за измену Родине?

- А как погиб Андрий? Мучительно или быстро, легко?

- Что, на ваш взгляд, двигало Тарасом, когда он совершал убийство сына?

- Предлагаю просмотреть отрывок фильма, момент убийства. Обратите внимание на интерпретацию режиссера. Ответьте на вопрос, какой ведущий мотив убийства Тарасом сына?

Учащиеся представляют результат своей работы, демонстрируют презентацию.

Отвечают на вопросы учителя.

Групповая, фронтальная

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Устные ответы

4. Анализ решения проблемной ситуации

Беседа

Беседа с учащимися.

- Почему Тарас взял на себя это тяжкое бремя – убийство сына? Отвечая на вопрос, опирайтесь на его характеристику.

Ответы на вопросы учителя.

фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием. Познавательные: осуществляют познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

 Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; учатся основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

Устные ответы

5. Подведение итогов урока. Рефлексивно-оценочная деятельность учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам

Подведение итогов урока.

- Изучив и проанализировав все обстоятельства поступка Тараса Бульбы, начиная с исторической эпохи и заканчивая его психологическим портретом, прошу вас написать на листах свое мнение: оправдать Тараса или нет.

Проведение анализа своей деятельности и оценивание работы. Заполнение оценочных листов.

Групповая, фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Листы обратной связи, устные ответы

6.Домашнее задание

Выполнение разноуровневых упражнений.

Оглашение домашнего задания.

- Домашнее задание двух уровней.

Повышенный: написать эссе на тему «Тарас Бульба: сыноубийца или спаситель?»

Базовый: составить тест по содержанию повести.

Записывают домашнее задание

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Листы обратной связи, письменная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы в 7 классе "Образ Тараса Бульбы в повести Гоголя"

Обобщающий урок по изучению повести Гоголя "Тарас Бульба" с элементами развития речи....

Драматизм образа Тарса Бульбы. По повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Исследовательская работа даёт возможность и учителю и ученикам по - новому взглянуть на образ Тараса Бульбы. В чём заключается драматизм образ этого  героя? Вы сможете поняить, просмотрев данную ...

Презентация к уроку "В чём заключается драматизм образа Тараса Бульбы?"

Приложение к уроку - презентация "В чём заключается драматизм образа Тараса Бульбы?"...

Урок литературы в 7 классе с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии кооперативного обучения по теме "Образ Тараса Бульбы в повести Н.Гоголя"

Цель:  раскрыть образ Тараса Бульбы как олицетворение сильного русского характера Задачи:Образовательные:Ø подвести учащихся к пониманию всеобъемлющего знания повести “Тарас Бульба"Воспитате...

Образ Тараса Бульба в повести Гоголя

Анализ главной трагедии в жизни Тараса Бульбы...

Интегрированный урок "Роль деепричастий в создании художественных образов литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)"

Интегрированный урок на тему "Роль деепричастий в создании художественных образов  литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)"  Проводится...