Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
план-конспект занятия по литературе (7 класс)
Технологическая карта урока по теме "Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".
Урок направлен на формирование целостного представления о главном герое повести, расширение кругозора школьников и воспитание чувства гордости за богатое культурное наследие нашей страны.
Использование проектной методики позволит активизировать познавательную деятельность школьников, способствовать развитию творческих способностей и коммуникативных компетенций.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ
Образ Тараса Бульбы в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и способов действий.
Форма организации учебно-воспитательного процесса: фронтальная работа, групповая работа.
Методы: словесные методы; практические методы (анализ текста, самостоятельная работа учащихся); репродуктивный, проектный; частично-поисковый
Средства обучения: компьютер, мультимедийная установка, презентация PowerPoint, доска, учебник литературы, портрет писателя, электронная версия повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», учебные фильмы, рабочие листы и раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.
Время проведения: 45 минут
Цель урока: формирование представления обучающихся о характере героя и особенностях художественного образа на примере персонажа Тараса Бульбы средствами проектной технологии; создание условий для развития критического мышления и личностного осмысления материала.
Задачи:
1. познакомить обучающихся с основными характеристиками образа Тараса Бульбы;
2. способствовать развитию умения проводить анализ литературного образа;
3. сформировать навыки сопоставительного анализа, позволяющие увидеть многогранность характера героя;
4. содействовать формированию навыков чтения и анализа художественного текста
5. развить навыки публичной речи и выступления перед аудиторией;
6. формировать собственное мнение и аргументированно высказывать свою позицию.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: умение воспринимать и интерпретировать художественное произведение, видеть индивидуальные черты характера литературного героя, понимать смысловые акценты повествования. Учащиеся смогут выделить основные черты образа Тараса Бульбы, охарактеризовать его поведение и поступки, оценить отношение автора к герою.
Личностные УУД: воспитание уважения к истории своего народа, понимание нравственных ориентиров героев классической русской литературы; умений аргументировать собственное высказывание, воспринимать альтернативную точку зрения; смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Научатся сопереживанию персонажам, увидят связь прочитанного с реальной жизнью, почувствуют ответственность за своё образование и выбор жизненного пути. формирование чувства патриотизма, гордости за историю Родины.
Метапредметные УУД: формирование умения самостоятельно формулировать цели учебной деятельности, контролировать процесс решения учебных задач, оценивать уровень своей успешности; выявление точки зрения автора и идеи произведения.
Регулятивные УУД: целеполагание, способность принимать учебную цель, выделение главного и второстепенного, контроль, оценка.
Познавательные: освоение методов анализа текста, выделение главной идеи произведения, умение анализировать отдельный эпизод, обобщение изученного материала.
Коммуникативные УУД: развитие навыков конструктивного взаимодействия в группе, выражение собственной точки зрения и аргументация собственного мнения; умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
Формы контроля: проектная работа, самостоятельная работа с текстом, проверка усвоения материала с помощью тестов, обсуждение и оценка работ одноклассников.
Оценочные средства
Критерии оценки: уровень владения информацией о персонаже, точность цитирования, аргументированность выводов, грамотность речи, активность участия в работе группы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
Организационный этап | Приветствует обучающихся, проверяет наличие подготовительных материалов, создает рабочую обстановку | Настраиваются на активную работу | ||
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне | Объявляет тему урока, обозначает главную образовательную цель. Организует устное введение в проблему урока: демонстрирует иллюстрации к тексту. На предыдущих уроках мы с вами поговорили о Запорожской Сечи, о товариществе, но подробно не говорили о главных героях …. Как вы думаете, что станет предметом нашего разговора сегодня? (образ Тараса Бульбы и истоки жизненного выбора его сыновей). Вместе с учащимися определяет основные вопросы урока: Кто такой Тарас Бульба? Чем он знаменит? Какие качества присущи этому персонажу? Какой вклад внёс Гоголь в создание образа Тараса Бульбы? Сегодня продолжим работать с произведением Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Определяем тему и цель урока Эпиграф к уроку: потому что чувствовал то и другое в каждой капле крови своей… В.Г. Белинский Прочитайте эпиграф, выделите в нём ключевые слова и сформулируйте тему урока: Героизм Народный Тарас Бульба Герой Это повесть о национальном самосознании, национальном характере. «Тарас Бульба – народный герой» Учитель совместно с учениками формулирует цель урока: проанализировать образ Тараса Бульбы, выявить характерные черты героя и определить его роль в раскрытии основной мысли произведения. | Воспринимают новую информацию, фиксируют тему урока в тетради, настраиваются на учебную деятельность Формулируют собственные ожидания от урока, активно включаются в диалог. Работают с эпиграфом, формулируют тему урока, определяют цели | Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Целеполагание. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: Создать условия для повторения ранее изученного материала и перехода к новому знанию. | Повесть прочитана. Некоторые задания помогут вам вспомнить содержание произведения, настроиться на работу в группах. Задания на знание текста 1.Угадай героя. Остап - «…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый» суровый на вид, мужественный. Андрий - Красивый и слабый Храбрится, влюбляется, предает; более нежный, красивый. Андрий учился охотно и без напряжения. Остап - умный, честный, прямодушный, не умел хитрить, никогда не подводил своих товарищей. – Андрий - более изобретательный, хитрый, умел увёртываться от наказания. Остап хладнокровен и рассудителен. Во время боя он взвешивает положение противника, быстро соображает, какими средствами отбить врага. Андрий - горячий, неуравновешенный человек. Он не ставит перед собой определённой цели, а действует так, как ему подсказывает чувство, которое преобладает у него над рассудком. 2. Игра «Две правды - одна ложь». На каждом слайде даны три высказывания, одно из которых-ложь. Ваше задание - найти неправильное высказывание и назвать его. А )Тарас был храбрым и глубоко убежденным в том, что воинская доблесть у молодых казаков воспитывается в битвах и набегах. Б) Крепкие, повзрослевшие. Андрий более мужественный и суровый, а Остап более красивый и милый В)Не слушай, сынку, матери: она баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Ваша нежба — чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю! вот ваша матерь! А)Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, весело глядела, сидя на лавке. Б)Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. В)Теперь благослови, мать, детей своих! — сказал Бульба, — моли Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то — пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете! А) Младший, Андрий, начал с того свое поприще, что в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Б) Остап считался всегда одним из лучших товарищей. В) Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер (Ответы 1-б, 2-а, 3-а) | Обучающиеся отвечают на вопросы, вспоминают ключевые понятия и факты. Работают над заданиями. Взаимодействуют с учителем, пытаются определить, что знают и чего не знают. | Построение речевого высказывания в устной форме Владение диалогической формой речи | |
3.Первичное усвоение новых знаний Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | Учитель создаёт проблемную ситуацию В ком писатель увидел идеалы героизма и самоотверженности в своей повести? Почему Гоголь не дает подробный портрет Тараса Бульбы? Автор не даёт портретной характеристики главного героя, но,- НО – продолжите фразу (Наверное, в этом нет необходимости - прическа, одежда, обувь были у Тараса как у других запорожцев, да и мало внимания он уделял своей внешности (вспомним презрение старого запорожца к богатым штанам, запачканным дегтем). Кроме того, его молодость давно миновала, а в зрелые годы красота внешняя заменяется внутренней - умом, волей, силой. | Отвечают на вопросы, участвуют в дискуссии. Взаимодействуют с учителем, пытаются определить, что знают и чего не знают. | Выражение своих мыслей с полнотой и точностью. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | |
На прошлом уроке мы с вами выявили, что суть казачьего товарищества, которое основывается на огромной любви к Родине, к русским людям, на священном отношении православной вере. Оно строится на принципах гуманизма и справедливости: каждый казак с детства знает, что нельзя предавать, оставлять в беде своих товарищей – собратьев по оружию. Всю жизнь Гоголь мечтал о сильных, героических характерах, об отношениях построенных на принципах товарищества, о справедливом общественном устройстве. В окружающей его современности писатель ничего этого не находил. Зато свои идеалы Гоголь смог увидеть в далеком прошлом – в истории Украины периода борьбы за свою независимость. Каким вы представляете Тараса? сильным, похожим на русского богатыря. | ||||
4.Построение проекта выхода из затруднения Цель: Развитие навыков анализа образа литературного героя | Для того, чтобы получить полную информацию о главном герое учитель организует групповую работу учащихся. Объясняет этапы проектной деятельности, распределяет задания по группам: анализ конкретных сцен повести, составление характеристик главных черт героя. Помогает организовать рабочий процесс. Учащиеся получают задания на проработку эпизодов, раскрывающих образ Тараса Бульбы. Группы работают над заданиями: 1 группа — Проанализируйте эпизод первого появления Тараса среди сыновей. Опишите внешний облик героя, сделайте вывод о его значимости. 2 группа — Найдите сцены, показывающие отношения Тараса с сыновьями Остапом и Андрием. Сделайте выводы о семейных ценностях и воспитании детей. 3 группа — Рассмотрите эпизоды, подчеркивающие героизм и отвагу Тараса. Почему именно такие качества важны для понимания главного героя? 4 группа — Определите отношение автора к своему герою. Приведите цитаты, подтверждающие ваше мнение. | Класс делится на четыре группы. Работают в группах, выполняют предложенные задания, выявляют характеристики героя, готовят презентационные выступления. | Поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Умение решать проблемы. Умение и приходить к общему решению в совместной деятельности. Использование таблиц для решения задачи. | |
5. Динамическая пауза Цель: организация кратковременного отдыха для поддержания работоспособности. | Учитель проводит физкультминутку, предлагая несложные упражнения для снятия напряжения. | Учащиеся выполняют упражнение. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | |
6.Реализация построенного проекта Цель: презентация результатов проектной деятельности | Координирует представление работ группами, поддерживает обратную связь, дополняет высказывания учащихся фактическими деталями. | Группы выступают с результатами исследований, демонстрируют проекты, отвечают на уточняющие вопросы одноклассников и учителя. | Получение детальной характеристики образа Тараса Бульбы, развитие навыков публичного выступления и защиты своей позиции. | |
Вопросы, которые помогут раскрыть образ главного героя (если участники групп упустили какие- либо детали) Что мы узнаем о Тарасе? (Он почти всю жизнь провел в сражениях, редко появляясь дома и взваливая все заботы на плечи жены. Более всего он размышлял о своих товарищах, о тех, с кем провел много трудных минут, кто ни раз спасал его от смерти. Он вычислял, кто из них уже умер, кто еще мог быть жив. Как мы убедимся позже, дружба для Тараса – одна из важных составляющих его жизни. Казак расчувствовался, по его щекам текут слезы, а «поседевшая голова его уныло понурилась»). Что еще мы узнаем о Тарасе Бульбе из 1-2 главы? -Тарас Бульба – коренной старый полковник, «он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава». -Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия, -Считал, в 3 случаях имел право взяться за саблю: когда перед старшими не снимали шапок, когда глумились над православием и когда перед ним стоял бусурманин (враг - Духовное родство превосходит у запорожских рыцарей не только любовь к женщине, но и побеждает и самую смерть, давая утешение в предсмертные минуты. Гоголь раскрывает полковнический талант Тараса. (“Полковники… готовились дать сражение. Тарас уже видел это по движению и шуму в городе и расторопно хлопотал, строил, раздавал приказы и наказы, уставил в три табора курени, обнесши их возами в виде крепости, - род битвы, в которых бывали непобедимы запорожцы; двум куреням повелел забраться в засаду; убил часть поля острыми кольями, изломанным оружием, обломками копьев, чтобы при случае загнать туда неприятельскую конницу. И когда все было сделано, как нужно, сказал речь казакам, не для того, чтобы одобрить и освежить их, - знал, что и без того крепки они духом, - а просто самому хотелось высказать все, что было на сердце”. В бою Тарас постоянно поддерживает дух товарищей: “А что, паны… есть еще порох в пороховницах?”) Не слишком ли Тарас суров к своим близким? (Он резок и груб в обращении с близкими, как того требовал жестокий век, хотя любил сыновей и гордился ими. Тарас глубоко страдает, потеряв Остапа.) Жена для Тараса Бульбы – прежде всего мать для будущих защитников веры, и видимое равнодушие героя к ее горю при расставании с сыновьями объясняется именно этим подчинением второстепенного главному: чувства кровной, родственной любви религиозному, рыцарскому служению, благословение на которое и просит у нее для сыновей Тарас перед отправлением в Сечь. И любовь матери должна отступить пред призванием сыновей. Точно так же сам Тарас, как по отношению к мученику за веру Остапу, так и по отношению к изменнику Андрию, преодолевает узы кровного родства, предпочитая им узы “небесного братства”. | ||||
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель: закрепление знаний путем самостоятельного выполнения письменного задания. | Формирует условия для индивидуальной творческой деятельности. Контролирует ход самостоятельной работы. Каждому ученику предлагает заполнить рабочий лист с вопросами по теме урока: Сформулируйте и запишите характерные черты Тараса Бульбы. Примерная запись: 1.Любовь к родине и ненависть к врагам; 2.Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость; 3.Прямота и суровость нрава; 4.Замечательные черты его как полководца; 5.Высоко развитое чувство товарищества. | Выполняют творческие задания Рабочие листы, заполненные каждым учеником. Учащиеся делают выводы. | Умение находить нужную информацию, речевое высказывание в устной форме. Уметь слушать и понимать речь других. Умение решать проблемы. | |
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: Обобщение достигнутых результатов, обратная связь. | Просмотр видеофрагмента «Казнь Тараса Бульбы» Можно ли назвать смерть Тараса Бульбы героической? Как ведёт себя Тарас во время казни? (Проявляет истинное величие: он не думает о себе, все его мысли о товарищах, о Родине, смерти не боится. Так он сам следует словам, сказанным когда-то о товариществе) Можно ли назвать Тараса Бульбу народным героем? (В образе Тараса Гоголь воплотил самые яркие, самые сильные черты национального характера: возвышенную, бескорыстную любовь к родине, верность православной вере, готовность к подвигу, преданность товариществу и широту души…, лучшие черты народа. Тарас Бульба – народный герой). Чем особенно дорог Тарас Бульба автору? (Дорог тем, что автор увидел в нем патриотизм, пример этому служит убийство своего сына Андрия. Любовь к казачеству и отечеству, готов пожертвовать всем ради своей Родины) Автор рассказывает о Тарасе с большим сочувствием. Он ценит в нем любовь и преданность родине, ненависть к врагам, мужество и героизм, с которыми он переносит страшные муки и смерть. Повесть “Тарас Бульба” - это главный нравственный вопрос, над которым задумывается Гоголь – как вырасти достойным человеком, способным в решающую минуту совершить подвиг во имя Родины. Читая повесть Гоголя, мы гордимся нашими предками. Много было в истории России трагических событий: борьба за независимость Украины, война с Наполеоном 1812г., 1 мировая, война с фашистской Германией. Были суровые времена. Суровые времена порождали сильные характеры. В 1942 году К. Симонов написал стихотворение «Тарас Бульба». Почему поэт обратился к образу Тараса в годы ВОВ? (нужен пример мужественного и храброго защитника Отечества, с сильным и крепким характером, чтобы поднять боевой дух русских воинов в годы ВОВ. Таким героем был Тарас Бульба). Предлагает послушать стихотворение К концу уже близок геройский рассказ. Багровое солнце висит над степями. В дыму задыхается старый Тарас, Прикрученный к дубу тройными цепями. Мы вспомним Тараса и песню споем, Как пули свистели в клубящемся прахе, Как трое танкистов сгорели живьем, Не сдавшись в неволю на Киевском шляхе, Мы шапки над павшими снимем не раз. С отцами бывало и с нами бывает… Горит над стремниною старый Тарас, И пламя седые усы обвивает. Итог урока. Герои не погибают - они обретают бессмертие, т.к. “не погибнет ни одно великодушное дело”. Об этом - последние слова Тараса Бульбы. В этой вере в бессмертие народа - подлинный оптимизм повести, ее героический пафос. Ребята, а есть ли в наше время герои? Такие, как Тарас Бульба? | Самоанализ. Отвечают на вопросы Обучающиеся заполняют карточки (самооценка за каждый вид работы) Участвуют в подведении итогов, выражают личное мнение о проведённом уроке. Совместно подводят итоги урока, выделяют главное, определяют достижение поставленных целей. | Формирование границ собственного знания и незнания. Адекватное восприятие оценки учителя. | |
9. Рефлексия учебной деятельности. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы | Проводит процедуру рефлексии, фиксируя успехи и трудности каждого ученика. | Осуществляют самоанализ своей деятельности, участвуют в процедуре оценивания друг друга. | Самооценка личности. Критерии оценки Степень участия в работе группы Уровень владения информацией о герое | |
10. Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению | Информирует о домашнем задании: написать мини-эссе «Что значит быть настоящим человеком», используя образ Тараса Бульбы. | Записывают домашнее задание, задают вопросы учителю, уточняют требования. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературы в 7 классе "Образ Тараса Бульбы в повести Гоголя"
Обобщающий урок по изучению повести Гоголя "Тарас Бульба" с элементами развития речи....

Драматизм образа Тарса Бульбы. По повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Исследовательская работа даёт возможность и учителю и ученикам по - новому взглянуть на образ Тараса Бульбы. В чём заключается драматизм образ этого героя? Вы сможете поняить, просмотрев данную ...
"Тарас Бульба — народный герой. "Тарас Бульба" — героическая повесть"
Конспект урока в 7 классе...

Урок литературы в 7 классе с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии кооперативного обучения по теме "Образ Тараса Бульбы в повести Н.Гоголя"
Цель: раскрыть образ Тараса Бульбы как олицетворение сильного русского характера Задачи:Образовательные:Ø подвести учащихся к пониманию всеобъемлющего знания повести “Тарас Бульба"Воспитате...

Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Урок «открытия» нового знания по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...
Интегрированный урок "Роль деепричастий в создании художественных образов литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)"
Интегрированный урок на тему "Роль деепричастий в создании художественных образов литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)" Проводится...

