Драматизм образа Тарса Бульбы. По повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Уринова Наталья Андреевна

Исследовательская работа даёт возможность и учителю и ученикам по - новому взглянуть на образ Тараса Бульбы. В чём заключается драматизм образ этого  героя? Вы сможете поняить, просмотрев данную работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2.«Драматизм образа Тараса Бульбы

                             2.1.История создания повести « Тарас Бульба»

« Бей в прошедшем настоящее, и тройной силою облечётся слово твоё»1,- советовал Гоголь поэту Языкову. Этот художественный принцип был положен в основу повести « Тарас Бульба», в которой Гоголь обращается к исторической теме: борьбе украинского народа за своё освобождение.

 В 14 веке Украина была захвачена Великим княжеством Литовским, усиливалось также давление и со стороны польской шляхты. Повсюду на Украине насаждалась польская администрация, которая грубо попирала национальное достоинство украинского народа, оскорбляя его религиозное верования, культуру, обычаи. В 1588 году был введён специальный закон, закрепивший право собственности на землю только за польскими помещиками. В знак протеста тысячи крестьян уходили в «вольные люди»- в казаки- в Запорожскую Сечь. Скоро она стала центром борьбы казачества против врагов украинского народа: татар, турок, польской шляхты. Теперь за Украину и её интересы было кому заступиться. С 1594 года по 1596 на Правобережной Украине  продолжалось восстание под предводительством атамана Наливайко, который был всё же пойман и зверски казнён в Варшаве.

В « Тарасе Бульбе» нашла своё отражение эта героическая борьба украинского народа.  Именно в этой величественной борьбе Гоголь  нашел те героические характеры, которые были востребованы российской крепостнической действительностью: миру покорности и унижения были противопоставлены настоящие люди, свободолюбивые, одухотворённые чувством любви к родине. Поэтому, по замыслу Гоголя, « Тарас Бульба» входит в сборник « Миргород» как  контраст  пошлому миру Иванов Ивановичей и Иванов Никифоровичей. Белинский писал, что Гоголю удалось с помощью этой повести вскрыть действительность « анатомическим ножом», выставляя её во всём « ужасающем безобразии». Главный герой повести – Тарас Бульба – это воплощение свободолюбия, героизма, патриотизма. Остановим своё внимание на этом герое.

1.                                      

2.2.Образ Тараса Бульбы в критике

Образ Тараса Бульбы вызвал среди учеников  нашего класса противоречивые характеристики: добрый - жестокий, хладнокровный – страдающий, имел ли отец право вершить суд над сыном или нет? Мы тоже задумались над этими вопросами и решили выяснить, почему образ главного героя вызывает у нас разные чувства: восхищения,  сострадания, недоумения, удивления?

Чтобы разобраться во всём, мы обратились к критике.

 Была прочитана статья В.Г. Белинского « О русской повести и повестях г. Гоголя»2. Статья не разрешила наших противоречий, а, наоборот, усилила их: «… героическая гибель старого фанатика, который не чувствовал своих ужасных мук, потому что чувствовал одну жажду мести к враждебному народу». Значит, Белинский отмечает в  Бульбе мстительность, и даже считает его фанатиком.

 В статье С. Машинского « Гениальная повесть Гоголя»3 читаем: « Человек суровой и вместе с тем нежной души, Тарас не чувствует никакой жалости к сыну- изменнику. Без колебаний он совершает свой приговор: « Я тебя породил, я тебя и убью!»4 -  эти слова Тараса проникнуты сознанием величайшей правды того дела, во имя которого он казнит сына». В оценке С. Машинского Бульба бесчувственный, суровый, но душа у него нежная.

Мы решили определить свою точку зрения на характеристику образа Тараса Бульбы. Для этого решили  тщательно изучить текст повести, так как считаем, что «ключ» к пониманию характера героя заключается в симпатии – антипатии автора.

 Среди учащихся нами было проведено анкетирование с целью выявить причины их противоречивого отношения к Бульбе.

2.3.      ( Смотри приложение – « Анкетирование № 1»)

Анкетирование показало, что учащиеся не понимают драматизма образа Тараса Бульбы:         

1)они признают его талант полководца,

2) а как отца оценивают отрицательно из - за убийства им сына Андрия,

2. В.Г.Белинский статья «О русской повести и повестях г. Гоголя», «Детская литература», Москва, 1959, стр. 71

3. С. Машинский. « Н.В. Гоголь в оценке русской критики». Государственное Издательство «Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, Москва, 1959 год, стр. 159.       

 4. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба», «Удмуртия», Ижевск, 1968 год, стр.89

3) хотя при этом они неодобрительно отзываются о предательстве Андрия.

           4) Также учащиеся соотносят своё личное отношение к Тарасу Бульбе с авторским.

Чтобы доказать одноклассникам своё видение образа Бульбы, мы решили найти опровержение в тексте повести, для начала «вслушались» в авторскую интонацию повествования.

2. 4. Роль авторской интонации в раскрытии образа Тараса  Бульбы.

На наш взгляд, ученик-читатель может понять драматизм характера героя, если будет внимательно прислушиваться к авторской интонации. Попытаемся это сделать, перечитывая повесть.

Тарас Бульба, коренной, старый козак, суровый и непреклонный полковник, не был

 создан для семейного очага. Но он может быть и нежным, может шутить: « А поворотись - ка, сын! Экой ты смешной какой!» - такими встретил старый Бульба двух сыновей своих. Автор как будто присутствует рядом и радуется вместе с Тарасом приезду сыновей. Вот автор откровенно посмеивается над старым козаком:  «Старый Бульба мало- помалу горячился, горячился, наконец рассердился совсем, встал из- за стола и, приосанившись, топнул ногою. – Завтра же едем!... На что эти горшки? – Сказавши это, он начал колотить и швырять горшки и фляжки»5. Вот так, увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, Тарас назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Там, по его мнению, взращиваются настоящие мужские характеры, здесь должны возмужать его сыновья. « Скоро оба молодые козака стали на хорошем счету у козаков»6,- пишет Гоголь, разделяя гордость Тараса.

Но вот авторская интонация меняется, появляются тревога и переживание за старого полковника: «…и поник седою головою», - читаем мы о переживаниях Тараса, сочувствуя ему как отцу, сын которого стал предателем.

        Автор не может не восхищаться самоотверженностью Тараса, готового прийти на помощь Остапу: «Рубится и бьётся Тарас,… а сам глядит всё вперёд на Остапа…»

5.Та же, стр. 7

6. Та же, стр. 25

Нельзя оставаться безучастным, читая сцену горя, охватившего Тараса, когда он узнал, что его сын у ляхов: « И обняло горе старую голову. Сорвал и сдёрнул он все перевязки ран своих…»7.

Ещё драматичнее выглядит Тарас в описании автора после выздоровления: « Однако же заметно стал он пасмурен и печален. Три тяжёлые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него»8.

Вместе с автором мы глубоко сопереживаем горю старого отца, пережившего казнь сына: « Сурово и равнодушно  глядел он на всё, и на неподвижном лице его выступала неугасимая горесть, и, тихо понурив голову, говорил он: « Сын мой! Остап мой!»

Те, кто утверждает, что Тарас Бульба – суровый и жестокий человек, наверное, не читал следующих строк: « Он уходил в луга и степи, будто бы за охотою… И, положив ружьё, полный тоски, садился он на морской берег. Долго сидел он там, понурив голову,…белый ус его серебрился, и слеза капала одна за другою»9. Образ героя как живой, а его горе – ваше горе!

В конце повести чувствуются и горе, и восторг автора: его герой погибает, но как! « Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»10 

Вывод: авторская интонация, лирические отступления  помогают понять  драматизм образа главного героя.  

2.5.Ракрытие образа  героя через его речь

Раскрыть драматизм образа Тараса Бульбы нам помогло и наблюдение за словом писателя. Именно исследование текста, способствовало определению  отношения автора к своему герою. Глаголы, прилагательные, существительные, тщательно подобранные Гоголем,- лучшие свидетели симпатий и антипатий  автора.

Существительные, найденные  нами  в тексте, особенно свидетельствуют об авторском отношении к герою и являются «ключом» к пониманию его характера  и драматизма его образа. Рассмотрим их:

7. Та же, стр. 91

8. Та же, стр. 92

9. Та же, стр. 94  

10.Та же, стр. 114

    Отчизна                                    Христианство                             Товарищество
   Родина                                      Вера (святая)                              Братство
   Русская земля                          Бог                                                Закон

 Отец                                          Молитва                                       Сечь                                                                                 Мать                                          Грех                                              Воля  
        Мы видим, что эти слова, заполнявшие речь Бульбы, были существенной частью, сутью его образа жизни и мышления. На
защиту этих святых понятий и встал старый козак, объявив войну всем тем, кто посмел посягнуть на СВЯТОЕ, на независимость Украины. Именно  освободительная война породила такого героя.

Свои наблюдения мы записали в виде схемы в два столбика, так как эти слова показывают противоположные чувства Тараса Бульбы: любовь, нежность и непримиримую ненависть к врагам. (Смотри рисунок № 1)

Вывод: через речь героя автор раскрыл драматизм образа Бульбы: огромную любовь Тараса к Родине, к народу - с одной стороны  и страшной, непримиримой ненависти к иноземным захватчикам – с другой.

             

2.6.Раскрытие образа Тараса Бульбы через отношение к нему автора

Понять нравственные идеалы Тараса и отношение к нему автора можно, вникнув в содержание монологов храброго полковника.

«Моли бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь рыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то – пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете! – сказал Бульба»11 о сыновьях, обращаясь к жене. Что мы можем понять из этой речи Бульбы? Главное для него – это вера, честь, храбрость.  Эти требования он предъявляет к себе,  товарищам, и к своим сыновьям. Быть « гречкосеем», « домоводом», « глядеть за овцами да  за свиньями», по мнению Бульбы, -  занятие не для козака.

11. Та же, стр. 12

 Слова Тараса Бульбы: «Так я веду речь эту не к тому, чтобы начать войну с бусурменами: мы обещали султану мир, и нам бы великий был грех, потому что мы клялись по закону нашему»12, - свидетельствуют о том, что он знает как христианин, что такое грех и добродетель.

И даже тогда, когда Тарас Бульба говорит такие слова: «Такие – то были казаки, захотевшие остаться  и отмстить ляхам за верных товарищей и Христову веру»14, - то призыв «отмстить» ляхам оправдан любовью к товарищам и вере Христовой.

 Н.В.Гоголь неоднократно включает в уста своего героя слова о вере, о Родине: «За веру, за Родину сложите головы». Для Тараса не страшно погибнуть за веру, Родину. Авторское уважительное отношение к Тарасу Бульбе как к христианину, патриоту, отцу можно почувствовать, прочитав речь Тараса Бульбы перед боем: «  Итак, выпьем, товарищи,… за святую православную веру: чтобы пришло наконец такое время, чтобы…. везде была бы одна святая вера,… выпьем и за Сечь, чтобы долго она стояла на погибель всему бусурменству,... за нашу собственную славу, чтобы сказали сыны и сыны тех внуков, что были когда-то такие, которые не постыдили товарищества и не  выдали своих. Так за веру, пане - братове, за веру! За всех христиан, какие ни есть на свете! За славу13 

Таким образом, в начале произведения автор показывает Тараса Бульбу глубоко верующим,  готового  отдать жизнь за веру и отечество, превыше всего ценившего такие качества, как верность, мужество, патриотизм.

Наши выводы получили воплощение в такой схеме (Смотри рисунок № 2)

Но, повествуя о дальнейшей судьбе Тараса Бульбы, автор постепенно меняет своё отношение.

После чего это происходит? После предательства Андрия. Бульба становится сыноубийцей, потому что не прощает сыну измены:  «Я тебя породил, я тебя и убью! – сказал Тарас и снял с плеча ружьё».

        Тарас Бульба, превыше всего ценивший в козаке честь, мужество, преданность идеалам Сечи, потерпел как отец личное поражение, узнав о предательстве младшего сына Андрия. Вот тут и

заключается, на наш взгляд, жизненная драма  Бульбы.

12-13 Та же, стр. 77-79

14. Та же, стр. 80-81 

«… и поник седою головою, …не хотел верить, чтобы могло случиться такое позорное дело и чтобы собственный сын его продал веру и душу»15.

Можно ли  оправдать сыноубийство Тараса? В условиях того сурового военного времени, когда шла борьба с Польшей за независимость Украины, наверное, можно. А если обратиться к тексту, то найдём отрицательное отношение  и автора к предательству Андрия. « Погублю, погублю! И погубить себя для тебя, клянусь святым крестом, мне так сладко… - говорил Андрий прекрасной полячке. – И от всего откажусь, кину, брошу, затоплю…»16. Кощунственно звучат слова юноши: « А что мне отец, товарищи и отчизна?... Отчизна моя – ты!»17 

Гоголь показывает Андрия, в отличие от отца и старшего брата, человеком легких и страстных порывов. Стремление к личному счастью и  сделало его изменником Родины. Он не смог свой долг перед родиной поставить выше личного, потому что был слаб духом и очень молод. Поэтому автор, нам кажется, тоже оправдывает поступок Тараса Бульбы, осудившего предательство сына не как отец, а как гражданин: «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи? Так продать? продать веру? продать своих?  сказал Бульба Андрию».

« Пропал, пропал бесславно, как подлая собака! »18 Жалость чувствуется в словах Тараса Бульбы, потому что сын для него «пропал» как единомышленник. Да и автор с сожалением относится к мёртвому Андрию: «Он был и мёртвый  прекрасен…»19

Что было тогда на сердце старого отца? Мы уверены, сердце его плакало, горюя о случившемся: « Остановился сыноубийца и долго глядел на бездыханный труп…И минуты две думал он, кинуть ли его на расхищение волкам- сыромахам или пощадить в нём рыцарскую доблесть, которую храбрый должен уважать в ком бы то ни было»20. И предал бы он земле тело сына- предателя, но позвали  его погибающие товарищи и воинский долг…

15. Та же, стр. 64

16. Та же, стр. 55

17. Та же, стр. 58

18-19. Та же, стр. 89

20. Та же, стр. 89

А после казни Остапа отношение Н. В.Гоголя к своему герою ещё больше  меняется. Почему? Чтобы понять это, обратимся к тексту.

Сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа!  « Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда  в его сердце?»21 - восклицает Гоголь, сочувствуя старому полковнику. Но ничем не выдал своего горя Тарас. Глядя на сына, мужественно переносящего страшные муки, тихо приговаривал он: « Добре, сынку, добре!». И только один раз не стерпело сердце отца, когда Остап, не вынеся последних мучений, воскликнул: « Батько! где ты? Слышишь ли ты?» И  среди всеобщей тишины раздался голос Тараса: « Слышу!»

 Нельзя не разделить горя старого Бульбы, ведь погиб сын – единомышленник! Нет большего горя для отца, чем пережить своего сына!

Наши выводы нашли отражение в следующей схеме (Смотри рисунок №3).

Далее интонация авторского повествования совершенно  меняется: автор начинает осуждать неоправданную жестокость Тараса.

 « Тарас гулял по все Польше со своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока католических храма…»22 - читаем мы в12 главе. « Среди 120 тысяч козацкого войска лучше всех был полк Бульбы. Всё давало ему перевес перед другими: и преклонные лета, и опытность, и….ненависть к врагам. Даже самим козакам казалась чрезмерною его беспощадная свирепость и жестокость. Только огонь и  виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением»23. 

На наш взгляд, Тарас Бульба  стал более жестоким: нарушая христианскую мораль, истреблял детей и женщин, мстил за драму своей жизни всем, даже мирным жителям.
                  Ярким доказательством изменения в отношении Н.В.Гоголя к Тарасу Бульбе можно увидеть и в таком описании: «Ничего не жалейте!» - повторял Тарас. Не уважили чернобровых панянок,

21. Та же, стр. 106

22. Та же, стр. 111

23. Та же, стр. 109

белогрудых,светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки подымались из огнистого пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвигнулась бы самая сырая земля и степовая трава поникла бы от жалости долу. Но не внимали ничему жестокие казаки и, поднимая с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя»24.

 Почему Тарас Бульба так поступал? Ответ даёт автор: «Это вам, вражьи ляхи, поминки по Остапе! – приговаривал только Тарас. И такие поминки по Остапе он отправлял в каждом селении.»23 Можно ли оправдать его грех – мстительность? Гоголь не оправдывает этот грех Тараса, потому что  Бульба мстил за гибель своего сына. И война с ляхами – это уже не только война за веру, идеалы Сечи, это уже МЕСТЬ за жизненную драму. А значит, Тарас ожесточился, не вынеся испытаний, посланных ему судьбой.

Наши наблюдения нашли отражение в приведённой далее схеме (Смотри рисунок № 4).

На схеме видно, что в конце повести в описании гибели Тараса Бульбы опять чувствуется авторская симпатия к старому полковнику. Почему? «Но не на костёр глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались казаки: ему с высоты всё было видно как на ладони»25 

Автор сочувствует своему герою и восторгается его готовностью жертвовать собой.

 Грех мести был искуплен мученической смертью Тараса Бульбы, когда его приковали цепями к дубу: «И присудили Тараса Бульбу сжечь в виду всех… Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздём прибили ему руки, приподняв его повыше, чтоб отовсюду был виден казак»26.

Предлагаем рассмотреть следующую схему

3. Образ Тараса Бульбы в оценке учащихся (анкетирование № 2)

Мы довели до сведения учащихся результаты нашего исследования, а потом провели повторное анкетирование. ( Смотри приложение « Анкетирование» № 2).

24. Та же, стр. 111

25-26. Та же, стр. 113

Результаты анкетирования показали, что у детей изменилось представление о Бульбе: они увидели в нём не только мужественного воина, готового принести себя в жертву, но и любящего, страдающего отца. А их противоречивое отношение к Бульбе вначале можно объяснить так:

1) в наше время подростки не могут понять, как можно государственные интересы ставить выше личных,

2) значит, у наших современников не развито чувство гражданственности,

3) они не понимают, что любовь к Родине (и вообще – любовь) жертвенна.

4) Ученики не знают, что у человека есть родительский долг, но  есть и  долг гражданина. Который важнее для него, выбирает он сам: всё зависит от его нравственных принципов.

4) Чтобы  « реанимировать» эти чувства, необходимо читать « Тараса Бульбу» Н.В. Гоголя, читать внимательно, вдумчиво, а при анализе повести использовать нашу исследовательскую работу.

4. Вывод

Наше исследование позволило выяснить следующее:

           1. Драматизм образа Бульбы в том, что он потерял Андрия как единомышленника и взял грех на душу: стал убийцей сына-предателя.

            2. Драматизм образа Бульбы усиливается после казни Остапа – сына-единомышленника.        

3. Величие старого полковника- казака заключается в том, что он смог поставить интересы Отечества выше личных, отцовских - в этом его нравственное превосходство.

5. Он –  положительный драматический герой произведения, поэтому Гоголь и назвал свою повесть  «Тарас Бульба» - именем главного героя.

6. Образ Тараса Бульбы может и должен служить нашим современникам примером духовного и нравственного величия, примером истинной любви к Родине.

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы в 7 классе "Образ Тараса Бульбы в повести Гоголя"

Обобщающий урок по изучению повести Гоголя "Тарас Бульба" с элементами развития речи....

Презентация к уроку "В чём заключается драматизм образа Тараса Бульбы?"

Приложение к уроку - презентация "В чём заключается драматизм образа Тараса Бульбы?"...

Урок литературы в 7 классе с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии кооперативного обучения по теме "Образ Тараса Бульбы в повести Н.Гоголя"

Цель:  раскрыть образ Тараса Бульбы как олицетворение сильного русского характера Задачи:Образовательные:Ø подвести учащихся к пониманию всеобъемлющего знания повести “Тарас Бульба"Воспитате...

Образ Тараса Бульба в повести Гоголя

Анализ главной трагедии в жизни Тараса Бульбы...

Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Урок «открытия» нового знания по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...

Интегрированный урок "Роль деепричастий в создании художественных образов литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)"

Интегрированный урок на тему "Роль деепричастий в создании художественных образов  литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)"  Проводится...


 

Комментарии

"В 14 веке Украина была захвачена Великим княжеством Литовским, усиливалось также давление и со стороны польской шляхты". ??? В это же время язык Украины был государственным в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемайтийском.