«Формирование характера Петра Гринева» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Бальчугова Татьяна Николаевна

Урок проведен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. В основу разработки урока положена стратегия «чтение с остановками», которая дополнена приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.s.pushkin_kapitanskaya_dochka.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 8

Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Цели: Проследить истоки формирования личности Петра Гринёва

Задачи урока:

Образовательная: знакомство с 1 и 2 главами повести; совершенствование умения осмысливать и анализировать читаемое произведение; формировать компетенции по употреблению назывных предложений в речи.

Развивающая: развитие логического мышления, устной памяти; развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, формирование толерантного отношения к мнению друг друга.

Воспитательная: воспитание нравственных качеств.

Методы обучения: проблемный метод, диалогический.

Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, сжатый пересказ, выразительное чтение, комментарии учителя.

Педагогические технологии: , технология развития критического мышления, проблемно-диалогическая технология

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки и за общее благополучие;
- умение понимать чувства других людей и сопереживать им;
- уважительное отношение к иному мнению

Метапредметные

регулятивные

- умение формулировать и удерживать учебную задачу,
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

познавательные

- умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать знако-символические средства;
- интерпретировать информацию; сравнивать.

коммуникативные

- умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.

Предметные

- умение анализировать произведение с учетом его жанрового своеобразия.

Структура урока с использованием технологии критического мышления

Этапы деятельности

Задачи этапа

Формирование УУД

Методические приемы

Формы работы

I. Самоопределение к деятельности. Вызов

Включение в деловой ритм, психологический и эмоциональный настрой

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность

  1. 1.Обращение к личному опыту
  2. 2. Кластер.
  3. 3.Определение учебных задач

3.Рассказ предположение по эпиграфу к главе повести.

4. Постановка индивидуальных целей

Индивидуальная

Парная

Фронтальная

II. Актуализация знаний и постановка темы и цели урока. Осмысление  содержания

1.Организация активного восприятия текста.

 

   

Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности и одноклассников.

Познавательные: развивать операции мышления, память.

Коммуникативные: инициативные сотрудничество в поиске и выборе информации.

1.Двуйчастный дневник

2.Вопросы по тексту.

 Анализ отрывков  с использованием вопросов разного вида: уточняющих, интерпретационных, аналитических, оценочных, творческих

Индивидуальная

 

Фронтальная

III. Первичное совместное усвоение новых знаний

Стадия «Рефлексия»

1.Обобщение изученного материала

 

Регулятивные: планирование, прогнозирование, выстраивание алгоритма действий.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

1.  Обобщение темы по кластеру

2. Синквейн

3.Анализ поставленных задач.

4.Домашнее задание.

Фронтальная

Индивидуальная

Технологическая карта урока

Стадии и этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Хроно-мет-

раж

урока

Стадия «Вызов»

 

 Сегодня мы с вами вместе будем работать над 1 главой повести «Капитанская дочка».

- Скажите, ребята, какими прилагательными можно конкретизировать   слово «характер»?

- Вы можете сказать, какой у вас характер?

- Как вы считаете, кто и что может повлиять на формирование характера человека? Давайте попробуем оформить ваши предположения как кластер.

Один элемент кластера мы оставим пустым и вернемся к нему позже.

- Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?

- Какие учебные задачи вы поставите перед собой  на урок?

Исследователи считают, что эпиграфы в «Капитанской дочке» играют роль своеобразных конспектов каждой главы. Прочитайте эпиграфы (их 2) к 1 главе.

- Как вы  думаете, о чем в ней будет идти речь? Обсудите в парах прочитанное. (1-2 мин.) Поделитесь друг с другом своими мыслями и сформулируйте свои предположения.

Сильный характер, слабый характер, мягкий характер, твердый характер, волевой характер

Выражают свое мнение, обосновывают его.

Формирование характера главного героя  

Высказывают свои варианты: прочитать 1 главу, осмыслить содержание, узнать о формировании главного героя

Работа в парах. Конкретизируют мысль, высказывают свои предположения.

(об отце главного героя, о службе, о характере героя)

7 мин.

Осмысле-ние содержания

- Теперь давайте познакомимся с текстом 1 главы, применяя известный нам прием «Чтение с остановками».

- Перед вами лежит таблица двухчастного дневника. Хочу напомнить, что в левой части вы к концу урока должны записать цитату из текста, которая произвела на вас впечатление, вызвала восторг, удивление или протест. Справа запишите комментарий: что заставило написать вас именно эту цитату.

1-ая остановка.

-  От чьего имени ведется повествование?

- Дело в том, что в окончательный вариант повести не вошло предисловие, из которого было видно, что все повествование обращено к внуку Петра Гринева, т.е. перед нами воспоминания деда о прошедшей жизни с наставлениями внуку.

- Кто такой Андрей Петрович Гринев?

-  Какой факт из жизни матери героя поразил  вас в этом небольшом по объему отрывке?

 

 

От лица рассказчика

Помещик Симбирской губернии, отставной премьер-майор.

Мать родила девятерых детей, но все, кроме Петруши, умерли во младенчестве.

Мать  была дочерью бедного дворянина, т.е. отец женился на ней не из-за приданного, а по любви.

5 мин.

 

 2 остановка.

- Как вы можете охарактеризовать рассказчика?

- В каких условиях воспитывался Петруша?

-Почему крепостной дядька Савельич вызывает у читателей симпатию?

- Что мы узнаем о семействе Гриневых?

 

Рассказчик Гринев не приукрашивает себя, что он правдив, прям, сердечен, наделен чувством юмора, считается с другими людьми. Пушкин дает понять, что рассказу Гринева можно верить).

Сначала его воспитывает стремянной, Савельич. А потом француз Бопре.

Это прямодушный человек, любящий своего воспитанника-барина.

Это провинциальные дворяне, которые живут в небольшой усадьбе. Они любят и заботятся друг о друге.

 6 мин.

3 остановка.

-Каковы представления Петра на военную службу?

- Каковы представления отца Петра Гринева на военную службу?

- Почему он не отсылает сына в гвардию, в семеновский полк, о котором мечтал Петр?

-Какие заветы дает Андрей Петрович Гринев своему сыну? Как вы их понимаете?

 

     

Верхом благополучия Петр почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем- веселую жизнь в Петербурге.

Отец видел в военной службе не средство карьеры, чинов и наград, а серьезную общественную обязанность, государственный долг.

Сына своего он отправляет не в гвардию в Петербург, где тот мог бы, благодаря родственным связям, быстро получить чины без заслуг, а в армию, в глухую провинцию. Отец полагал, что в армии его сын лучше сумеет подготовиться к исполнению воинского долга.

Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

6 мин.

Физкульт

минутка

Предлагаю вам посмотреть в окно, а теперь друг на друга.

Встаньте и за спиной сомкните руки в замок. Сядьте и проделайте это упражнение   сидя. Спасибо.

 

1 мин.

 

4 остановка

- Скажите, можно ли считать отъезд из родного дома вторым этапом формирования характера Петра Гринева? Почему?

 

-Предположите, как отреагирует Савельич на поступок барина?

   

Да, можно. Петру необходимо было принимать решения самостоятельно.

Высказывают предположения

6 мин.

 5 остановка

-Были ли верны ваши представления о том, как будут развиваться дальнейшие события?

-Попробуйте передать чувства героя через определения.

- Как проявился характер Гринева при его первом вступлении в самостоятельную жизнь?

 

Глубокое раскаяние, стыд, неловкость

Хоть и наделал глупостей, но показал себя как человек слова, раскаивается в своем поступке, сожалеет о нем.

6 мин.

 Рефлексия

 Ребята, давайте обобщим все то, о чем мы говорили на уроке и вернемся к кластеру, который составляли в начале.

Помните, тот не заполненный элемент? Как вы считаете, что важно еще для формирования характера литературного героя и каждого из нас?

- Какую цитату вы вписали в двухчастный дневник?

 - Назовите имена героев, о которых вы узнали в 1 главе.

- В начале урока вы предположили, что эти люди могут повлиять на характер героя. Напишите синквейн об одном из героев прочитанной главы.

- Скажите, те задачи, которые вы поставили перед собой в начале урока, вы смогли решить?

ОЦЕНКИ

 

Личный опыт, выводы из личного опыта.

Пример: «Береги честь смолоду» - это кодекс поведения любого молодого человека.

Петр, Савельич, Зурин, отец, Бопре.

 

 

5 мин.

Домашнее задание

 1.Подготовьте рассказ о герое от имени Савельича.

2.чит.2-4 главы повести.

 

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе, 8 класс. Истоки формирования Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Данный урок в системе изучения повести - второй. Задача: проследить по тексту истоки духовного становления Петра Гринёва и в ходе изучения повести увидеть те изменения, которые происходят в душе героя...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

Дорога чести Петра Гринева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Сформировать  понятия  чести на основе поступков героя, способствовать осмыслению произведения углубить понимание идейно - художественного богатства повести....

Мастер-класс на тему: Технология развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринева» по I гл. повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

   Данный урок проведен в технологии развития критического мышления с использованием различных методических приёмов. Основа технологии – построение урока по определённому алгори...

Конспект урока. Литература. 8 класс. Тема: Суд над Гриневым по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Урок построен в форме ролевой игры "Судебное заседание", что позволяет проверить и углубить понимание содержания повести, совершенствовать специальные умения - выделять в тексте главные смыс...

Методическая разработка урока литературы: " Пугачев и Петр Гринев в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»".

В любом литературном произведении есть герои главные и второстепенные. Они так называются не потому, что их роль как персонажа, личности невелика, а потому, что в центре внимания – другие ...

презентация к уроку литературы в 8 классе "«Истоки формирования личности Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

презентация к уроку литературы по теме «Истоки формирования личности Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»...