Урок литературы по теме: И.С.Тургенев "Нравственное превосходство Герасима над барыней"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Тема: И.С.Тургенев «Муму». Нравственное превосходство Герасима над барыней.

Цель: 1. Показать через сопоставления Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя.

2. Провести частичный анализ центральных эпизодов, проследить над изменениями, происшедшими в главном герое.

3. Показать, что и в условиях жестокого гнёта и нищеты крестьяне умеют сохранить человеческое достоинство.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, иллюстрации к рассказу «Муму», записи на доске, высказывание И.С.Аксакова о Герасиме, учебные принадлежности урока.

Тип: анализ художественного произведения

Методы: беседа, анализ, пересказ, выборочное чтение, рассматривание иллюстраций, записи в тетради

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_po_rasskazu_mumu.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: учитель русского языка и литературы Мавлекиева А.З.

Урок литературы

Тема: И.С.Тургенев «Муму». Нравственное превосходство Герасима над барыней.

Цель: 1. Показать через сопоставления Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя.

2. Провести частичный анализ центральных эпизодов, проследить над изменениями, происшедшими в главном герое.

3. Показать, что и в условиях жестокого гнёта и нищеты крестьяне умеют сохранить человеческое достоинство.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, иллюстрации к рассказу «Муму», записи на доске, высказывание И.С.Аксакова о Герасиме, учебные принадлежности урока.

Тип: анализ художественного произведения

Методы: беседа, анализ, пересказ, выборочное чтение, рассматривание иллюстраций, записи в тетради

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы с вами проведём анализ центральных эпизодов рассказа «Муму», проследим за изменениями, которые произошли в главном герое.

- Рассказ «Муму» И.С.Тургенев написал под арестом в Петербурге. Он впоследствии признавался, что всё написанное им не сочинено, а навеяно действительными событиями, с которыми писатель встречался.

«Всё, что у меня есть порядочного,-говорил он,-дано жизнью.

Тургенев отбирал такие черты действительности, которые делали создаваемый им образ наиболее правдивым, типическим.

Работая над рассказом «Муму», писатель воскресил в своей памяти события, происходившие за несколько лет до этого в доме его покойной матери. Ярким образом под его пером рождался образ своенравной барыни. Тургенев запечатлел в этом образе характер Варвары Петровны (его матери), её капризы, её привычки. Он описал обстановку её московского дома и жизнь крепостных. Выведенный в рассказе молчаливый домашний лекарь Харитон – это крепостной крестьянин Варвары Петровны, Порфирий Тимофеевич Кудряшов. Главный герой рассказа-немой дворник Герасим тоже имеет свою историю.

=Чтение отрывка на стр. 10-11.

- Вы все дома дочитали до конца рассказ «Муму». При чтении вам встретились такие слова, значения которых мы сейчас выясним.

Рассматривание иллюстраций.

=Словарная работа.

ПРИЖИВАЛКИ – бедные люди, жившие из милости в барском доме.

ЛАКЕЙ – домашний слуга при господах.

ХОЛОП – крепостной крестьянин, крепостной слуга.

ЧЕЛЯДЬ – до отмены крепостного права дворовые люди

ДВОРЕЦКИЙ – в богатых барских домах старший лакей, заведовавший домашним хозяйством и домашней прислугой

ДВОРЯНИН – лицо, принадлежащее к дворянскому сословию

ДВОРНЯ – при крепостном праве – домашняя прислуга в помещичьем доме.

 ДВОРОВЫЙ – крепостной крестьянин

=Анализ рассказа «Муму»

-      Что мы узнаём о барыне в начале рассказа?

- Почему знакомству с ней посвящён только 1 абзац, а потом автор переходит к истории Герасима?

- Чем среди крестьян выделялся Герасим?

- Автор называет его работу «неистомной». Какой смысл вкладывает он в это понятие?

- Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте?

 (зачитать текст)

- Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырём?

- Почему не полюбилось Герасиму сначала жить в городе?

- Какие сравнения и как помогают нам понять внутреннее состояние Герасима?

(немой и могучи, как дерево растёт на плодородной земле…; как пойманный зверь…; как молодой и здоровый бык…)

- А что должен чувствовать пойманный зверь?

- А теперь коротко запишем в тетради, что мы узнали о Герасиме.

(Герасим – глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий, трудолюбивый)

- Какое происшествие случилось с Герасимом по окончании первого года его жизни в городе?

- Кто такой Капитон?

- Кто такая Татьяна?

- Почему Гаврила испугался, получив приказ барыни женить Капитона на Татьяне?

- Почему дворовые пошли на хитрость? Какую хитрость они придумали?

- Почему Герасим так легко отказался от Татьяны?

- Каким предстал Герасим перед нами в сцене прощания с Татьяной?

- Кто настоящий виновник трагедии, произошедшей в жизни Герасима?

= Физкультминутка.

=Продолжение анализа рассказа.

- Какое важное событие произошло в жизни Герасима?

=Пересказ эпизода:

  1. Герасим нашёл щенка
  2. Забота Герасима о собаке

- Почему Герасим так самозабвенно возился со спасённым щенком?

=Пересказ эпизода:

  1. Барыня увидела собаку
  2. Муму в господском доме
  3. Степан уносит Муму.

- Почему так ведёт себя в доме барыни собака?

- Как меняется в этой сцене настроение барыни?

Весёлый час барыни

«Да она премиленькая собачка!»

Барыня не в духе

«Скверная собачонка!»

Барыня недовольна беспорядками в доме

«Чтоб её сегодня же здесь не было!»

1 ст.- записано на доске

2 ст. – ищут в учебнике

- Даёт ли в этой сцене Тургенев почувствовать своё отношение к происходящему событию?

=Чтение ироничного заключения

= запись в тетрадь ( дополняем: чуткий, нежный, заботливый)

- Что чувствует и как ведёт себя Герасим, потеряв Муму?

= Чтение учителем эпизода о том, как Герасим ищет Муму.

- Как Герасим отнёсся к возвращению Муму?

= Сравним душевное состояние героя после пропажи Муму и во время возвращения Муму:

Его лицо … теперь словно окаменело

Протяжный крик радости вырвался из его безмолвной груди

- Впервые в жизни Герасим пошёл на хитрость. В чём она состояла?

- Удалась ли эта хитрость Герасиму?

- Когда и почему у Герасима созрело решение самому убить Муму?

= Опорная схема:

Барыня

Толпа

Герасим

Требует собаку

Людишек в немецких кафтанах

Казался каким-то великаном

- Почему в сцене одно действующее лицо взято в скобки?

- Почему такой богатырь Герасим вынужден подчиниться барыне?

- Какие черты характера Герасима проявляются в этом эпизоде?

= Запись в тетрадь: Герасим – человек сильной воли, честный, прямой, мужественный.

- Как выполнил Герасим своё обещание?

- Каково было душевное состояние Герасима? (зачитать)

- Почему Герасим после гибели Муму не смог оставаться в городе и самовольно ушёл в деревню?

- С кем сравнивает его Тургенев?

- На фоне какого пейзажа изображён герой?

=Слово учителя.

Герасим навсегда ушёл из барского дома. В образе богатыря Герасима Тургенев показал духовное богатство и силу порабощённого русского крестьянина. Он показал, что и в условиях жестокого гнёта и нищеты крестьяне умеют сохранить человеческое достоинство, веру в лучшую жизнь. Уходом Герасима из деревни Тургенев показал его нравственное превосходство над барыней.

= Рефлексия.

= Оценки.

= Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Как вы думаете, почему Тургенев изменил финал реальной истории?»

=Слово учителя.

- Урок хочу закончить словами И.С.Аксакова о Герасиме:

«Под дворником Герасимом разумеется олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости. Он, разумеется, со временем заговорит, но теперь, конечно, может казаться немым и глухим».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное превосходство Герасима над барыней и челядью

Моя задача как учителя - показать художественное мастерство писателя через лингвостилисичкский анализ текста, углубить знание по теме:" Художественный стиль",, развивать формирование навыков культуры ...

Технологическая карта урока литературы на тему "Протест Герасима против крепостного права"

Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок;  рассмотреть, является ли самостоятельный п...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Урок литературы по теме "Тема дома в русской литературе и в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»"

Цели:показать, как утверждаются Шолоховым вечные ценности жизни: дом, семья, любовь, что закономерности эпохи раскрываются не только и сколько в исторических событиях, но и в фактах частной жизни;дока...