Урок литературы по теме :"Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева", урок литературы по теме: "Проблема поколений по роману И.С.Тургенева"Отцы и дети"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

конспект урока по литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Открытый урок по литературе на тему: «Проблема поколений ,самовоспитания, жизненной активности и «вечных»человеческих ценностей в романе И.C.Тургенева<Отцы и дети»

Я попытался представить конфликт двух

поколений.

И.С.Тургенев Полине Виардо

Цели \: Образовательные (познавательные):

1.проанализировать споры Павла Петровича Кирсанова и Базарова , выделить основные линии споров героев

 Развивающие: 

2..развивать навыки анализа текста,.развивать устную и письменную речь учеников

Воспитательные:

3.воспитывать умение отстаивать свои убеждения,

.воспитывать  интерес  к изучению классической литературы

Оборудование  :компьютер                                                                                                                              Тип урока: комбинированный                                                                                                  

Учащиеся, в соответствии с замыслом урока, делятся на  группы

I.Вступительное слово учителя.      В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России -60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами.
   

Роман назван «Отцы и дети» не случайно: автор противопоставил в нём либеральных дворян и разночинцев-демократов. В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых. Но непростительно было бы сводить название романа к смене общественной идеологии поколений, к конфликту аристократов и разночинцев. Роман Тургенева имеет и психологическое звучание. Автор противопоставляет два поколения – «отцов» и «детей» - в полном смысле этого слова.

Наиболее яркими представителями двух поколений, непримиримых мировоззрений  «отцов» и «детей», являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Вспомним первую встречу Павла Петровича и Базарова  Зачитаем её(4гл ) Учитель:  Понравились ли друг другу Павел Петрович и Базаров при первой встрече?    Ученик : Нет                                                                                              Учитель : Какие чувства возникли у них друг к другу при первой встрече?
В каких поступках ,словах героев мы это видим?
  Ученик :
Уже  при первой их встречи чувствуется из взаимная антипатия  ,неприязнь  
Уже
При первой же встрече будущие враги почувствовали неприязнь: Павел Петрович Кирсанов был поражен высокомерием молодого человека, его внешностью, красными руками. Вскоре и без того напряженная обстановка еще более накалилась, и между Базаровым и Павлом Петровичем завязывается спор. В нем раскрываются идейные позиции этих людей.
Чтобы определить своё отношение к проблеме «отцов» и «детей» в романе, давайте выделим основные линии споров Павла Петровича и Базарова:

  • об отношении к дворянству, аристократии и её принципам;
  • о принципе деятельности нигилистов;
  • об отношении к народу;
  • о взглядах на искусство и природу.

I тур. Выходят представители от каждой группы (по 1 человеку).

1 линия спора. «Об отношении к дворянству, аристократии и её принципам»

Вопрос учителя. Каково отношение к дворянству, аристократии и её принципам Павла Петровича и Евгения Базарова?

Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович именно в аристократии видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она дала Англии свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения; их самоуважение важно, т.к. общество строится на личности.

Слово учителя. Эту кажущуюся стройной систему взглядов Базаров разбивает простыми доводами. Какими?

Евгений Базаров. Разговор о том, что аристократия даровала Англии свободу, - «старая песня»; многое изменилось после 17 века, поэтому эта ссылка Павла Петровича не может служить доводом. Базаров метко замечает, что от аристократов нет никому никакой пользы, их основное занятие – ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своём внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм – бесполезное слово. По мнению Базарова, безделье и пустота – основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счёт.

Вопрос группе «. Каков итог этого спора? Кто терпит поражение в это споре? Как Тургенев показывает поражение Павла Петровича? Как ведёт себя Кирсанов П .П во время этого спора?

Ответ. Павел Петрович потерпел поражение в этом споре. Автор показывает, как он «побледнел» и не заводил больше разговор об аристократизме (тонкая психологическая деталь Тургенева, передающая поражение Павла Петровича в этом споре).Запишем вывод в тетрадь

2 линия спора.  «О принципах нигилистов»

Вопрос учителя. Павел Петрович ещё не сложил оружие и хочет опорочить, обвинить новых людей в беспринципности. «В силу чего вы действуете?» - спрашивает он. И оказывается, что у нигилистов  есть убеждения. Какие?

Евгений Базаров. Базаров считает, что нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, т.е. самодержавие, религию – таков смысл слова «всё». Базаров замечает, что свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намёк на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня.

Вопрос учителя. А каково мнение на этот счёт Павла Петровича?

П.П.Кирсанов. Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособление к новым условиям, как это делает брат.

Задание группе . Дайте оценку мнениям героев. Как вы думаете прав ли Базаров в этом споре?

Ответ. Высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность. Но во взглядах Базарова есть недостатки. Строить на разрушенном месте он не считает своим делом. У Базарова нет положительной программы. Кирсановы же в этот момент проявляют себя не как реакционеры. Они либералы по сравнению с Базаровым.  

Вопрос уч-ся. Кто такие    либералы?    либералы, стремились внести преобразования в жизнь страны, повернуть ее на новый путь развития путем реформ сверху при сохранении существующего строя. Революционеры-демократы призывали Русь «к топору», к движению народных масс, способных свергнуть все старые порядки.     Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. демократы, настроенные  на  немедленное  разрушение  старых  и  установление  новых порядков  Запишем выводы в тетрадь

3 линия спора. «О русском народе».

Вопрос учителя. Каким же представляют себе характер русского народа П.П.Кирсанов и Базаров?

П.П.Кирсанов. По мнению П.П., русский народ патриархальный, свято чтит предания, не может жить без религии.  Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

Вопрос учителя. А каково мнение Базарова?

Базаров. Положение народа вызывает у Базарова не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс».

Задание группе . Дайте оценку убеждениям героев. Как Павел Петрович относится к народу(умиляется отсталостью народа),а Базаров?(презирает его)

Учитель.  Прав ли Павел Петрович в этом споре?( Отсталостью народа нельзя умиляться.) А  Базаров?   (Базаров презирает народ за его отсталость и суеверие)<Мой дед землю пахал>, -говорит Базаров.      <Народ  полагает ,что  когда гром гремит  ,это Илья  пророк в колеснице  по небу  разъезжает>

Базаров же оказывается дальновидным. У него трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки Базаров презирает. Однако он видит не только забитость, но и недовольство народа    .Запишем выводы в тетрадь

4 линия спора. «Взгляды на искусство и природу»

Слово учителя. Павел Петрович, побеждённый во всём остальном, нашёл слабое место у Базарова и решает взять реванш.

П.П.Кирсанов. Павел Петрович считает, что нигилизм, «эта зараза», уже далеко распространился и захватил область искусства. По его мнению, новые художники-передвижники отказываются от академических традиций, от следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Он считает, что они абсолютно отказались от традиций.   П.П. говорит, что новые художники «бессильны и бесплодны до гадости».

Вопрос учителя. А каков взгляд Базарова на искусство?

Базаров. Базаров отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его». Природу Базаров не отрицает, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У него хозяйский взгляд на природу. Он понимает её как «мастерскую», в которой человек – «работник».

Вопрос группе . Прав ли П.П., рассуждая о художниках-шестидесятниках?

Ответ. П.П. и прав, и нет. Прав, понимая, что новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам. Не прав же в том, что художники, по его мнению, абсолютно отказались от традиций.

Задание группе. Дайте оценку мнению Базарова об искусстве и природе в сравнении с мнением Павла Петровича.

Ответ. Базаров плохо знает искусство. Его интересует только наука, т.к. он видит в ней силу. Пушкина не знает и отрицает. Это было свойственно части молодёжи 60-х г.г.

Но П.П. тоже не может судить об искусстве, прочитав «штук 5-6 французских книг» в молодости и «кое-что по-английски». Русских современных художников же он знает только понаслышке.

Учитель:. Кто из героев романа восхищается картинами природы.,любит поэзию,играет на виолончели?(9 глава)

Ответ. Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович. Он любит искусство, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение благоприятного влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостной мелодии игры на виолончели.

Вопрос группе . Каково ваше мнение об отношении Базарова к природе?

Ответ. Хотя у Базарова и хозяйский взгляд на природу, но он односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь.

Вопрос учителя. Как решается эта линия спора самим Тургеневым?

Ответ. В 11 главе появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты.  Запишем выводы в тетрадь

III тур. «Испытание любовью»

Слово учителя. Каждый человек в своей жизни проходит те или иные испытания, которые нередко накладывают отпечаток на его дальнейшую жизнь. Наши главные герои, Базаров и Павел Петрович, прошли такое испытание, « испытание любовью». Как же это повлияло на их жизнь?

( Работа по группам. Решение проблемного вопроса « Как выдержали испытание любовью П.П. и Базаров?»)

Ответ группы  В молодости П.П. был влюблён в княгиню Р. Она умерла. Любовь П.П. – это любовь-наваждение, которая «сломала» его жизнь: он уже не смог жить по-прежнему после смерти княгини Р. Эта любовь не состоялась, ничего ему не принесла, кроме муки.

Ответ группы  Любовь Базарова к Одинцовой - это любовь-страсть, которая раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова на первый взгляд похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но она не «растоптала» Базарова; после объяснения с Одинцовой он с головой уходит в работу. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.

Запишем выводы в тетрадь Павел Петрович однолюб .Павел Петрович всю жизнь любил одну женщину .Базаров отрицает любовь .но Базаров способен любить страстно,по-настоящему .Базаров, испытывая страсть к Одинцовой ,ухаживает за Фенечкой

VI. Вывод  .Делаем выводы: на чём основан духовный конфликт отцов и детей?

1.     Отцы видят будущее России во главе с аристократией, а дети- с разночинцами.

2.     Отцы хотят вести  постепенное  пореформенное преобразование России, а дети- хотят всё начать с чистого листа.

3.     Отцы хотят защитить «старый порядок», а дети- уничтожить его.

4.     Отцы признают воздействие искусства на духовное развитие человека, а дети отрицают искусство совсем, ища во всём практическую пользу. Отрицают и Пушкина , и Рафаэля.

5.     Любовь в жизни отцов играет важную роль, всё строится на ней, а дети пытаются и любовь отрицать.

6.     Патриархальное положение народа вызывает умиление у Павла Петровича, а Базаров видит необразованность и тяжёлую жизнь народа.

Отцы выступают за мораль и нравственность, а дети отрицают эти качества, считают их отжившими 

Слово учителя. Мы с вами рассмотрели точки зрения на основополагающие вопросы двух самых ярких представителей разных поколений – Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. В раскрытии социального уровня конфликта Базаров остаётся один, один и Павел Петрович, т.к. Николай Петрович в спор почти не вступает. Так какой же можно сделать вывод?

Ответ. Тургенев не случайно связал в заглавии «отцов» и «детей» соединительным союзом «и». Должно быть так: и «отцы», и «дети». Дети отцов – это будущее, но только в том случае, если они усваивают традиции прошлого.

Запишем вывод в тетрадь

Слово учителя. Мы с вами пришли к выводу, что для того, чтобы жизнь развивалась и дальше, необходима неразрывная связь между поколениями. «Дети» строят будущее, основываясь на опыте «отцов».

Задание обеим группам  .Сегодня  мы с вами весь урок обсуждали духовный конфликт отцов и детей в романе И.С.Тургенева. Хотелось бы узнать, а вам интересна эта тема? Существует ли такая проблема в современном обществе? Всегда ли вы находите общий язык со своими родителями, бабушками, дедушками? Всегда ли они понимают вас? Полагаетесь ли вы на их жизненный опыт или предпочитаете идти своим путём  Давайте в завершение нашей сегодняшней работы напишем   мини-сочинение   «Споры между <отцами>и <детьми> в современном обществе >

Дети выполняют письменное задание.

Подведение итогов. Выставление оценок за урок

        Домашнее задание: прочитать роман до конца и подготовить рассказ на тему < Базаров-герой своего времени>,прочитать статью Дмитрия Ивановича Писарева <Базаров>



Предварительный просмотр:

                                         Тема урока:<Жизнь и творчество Ф.И.Тюттчева  >                                                                                                                                                        Цели урока:                              

  1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева.
  2. Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики.
  3. На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы.
  4. Помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева.

Оборудование:

  • Презентация тютчев презентация.pptx
  • музыкальная композиция «Времена года» П.И.Чайковского;
  • романс «Я встретил вас».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Ход урока.

Сообщения подготовленных учащихся по биографии Ф.И.Тютчева.

Учитель

Детство.

    Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье. Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал стихотворение, и называлось оно «Любезному папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось одиннадцати лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга

В сей день счастливый нежность сына,
Какой бы дар принесть смогла!
Букет цветов? – но флора отцвела,
И луг поблёкнул и долина…

Учитель

       Юность.

Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.

Первая любовь.

Аня Баб.

Они познакомились во второй половине 1823 года, когда двадцатилетний Фёдор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была Амалия Лерхенфельд. Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата.

      Теодор (как звали Фёдора Ивановича) и Амалия совершали частые прогулки по зелёным, дышащим стариной предместьям.

О тех временах осталось нам слишком мало сведений, но зато картину их воссоздают воспоминания Тютчева.

Саша

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай. (наиз. полностью)

   

Учитель

За год их знакомства, того самого «времени золотого», Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьёз подумывать о женитьбе. Фёдор Иванович решился просить руки Амалии. Но русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера.

     С годами Тютчев и Амалия встречались всё реже и реже. И всё-таки судьба им подарила ещё дважды дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности.

Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность Амалией вдохновили поэта на одно из самых прекрасных его стихотворений.

26 июля, возвратившись в гостиницу после прогулки, он написал своё стихотворное признание.

Редко кто сейчас не знает этих строк о любви, которые теперь чаще поются, нежели декламируются:

Звучит романс

Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Стихотворение «Я встретил вас» написано в один день – 26 июля 1870 года

 Диана.

Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт вошёл прежде всего как певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».

      Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.

Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней

         «Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира.

Руслан

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром…(наиз. До конца)

    Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.

 Алеся

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят… (наиз. до конца)

Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые отношения.

Леша

Неохотно и несмело
Солнце всходит на поля…(наиз. до конца)

 Виталий

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора …

 Аня Востр. (наиз. до конца)

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит…
.  

Учитель

В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон. В мае 1838 года произошла трагедия. На пароходе «Николай I», на котором плыли в Турин жена и дети Тютчева, возник страшный пожар. Элеонора мужественно перенесла и сумела спасти детей. Но нервное напряжение было велико, и спустя некоторое время Элеонора умирает. По семейному преданию, Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя.

 Лиля

Звучат стихи, посвящённые Элеоноре Петерсон.  «Люблю глаза твои, мой друг» наиз.

Учитель

В 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дернберг. В 1844 году возвращается на Родину.

В минуты душевной радости и впору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Это она, в пору его великого горя после утраты Лели, сказала любопытствующим и злорадствующим: «…его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина».

 

Диана

Звучат стихи, посвящённые Эрнестине Дернберг. «В разлуке есть высокое значенье» наиз.

Учитель

      Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причём вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развились раздражительность, вспыльчивость. Всё это ускорило ход её болезни (чахотка) и в 1864 году она умирает.

 Аня Баб. Звучат стихи, посвящённые Елене Денисьевой

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней! (Наиз. до конца

 

Лиля (выразит. Прочитать слайд)
Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали все благие,
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель…

       За свою долгую жизнь Тютчев был свидетелем многих «роковых минут» истории: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, революционные события в Европе 1830 и 1848 годов, реформа 1861 года… Все эти события не могли не волновать Тютчева и как поэта, и как гражданина. В стихотворении «Наш век» (1851) поэт говорит о тоске по свету, о жажде веры, которую потерял человек:

     Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует
.

А в стихотворении «Слёзы» (1849) Тютчев говорит о социальном страдании тех, кто оскорблён и унижен:

Никита:

Слёзы людские, о слёзы людские,
Льётесь вы ранней и поздней порой…
Льётесь безвестные, льётесь незримые
Неистощимые, неисчислимые, –
Льётесь, как льются струи дождевые,
В осень глухую, порою ночной.

Учитель

Размышляя о судьбе России, о её особом многострадальном пути, о самобытности, поэт пишет свои знаменитые строки, которые стали афоризмом:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Никита.(выразит. Прочитать со слайда)

Последние годы жизни.

С 1858 года и до конца своих дней Тютчев занимал должность председателя Комитета цензуры иностранной. Чувство одиночества было ощутимо в последние годы жизни поэта. Ушли из жизни многие близкие люди. Тяжело больной, прикованный к постели, Тютчев поражал окружающих остротой и живостью ума, интересом к событиям политической и литературной жизни.

Умер Тютчев 15/27 июля 1873 года.

После смерти поэта вышло издание его стихотворений. А.А.Фет приветствовал его стихотворным посвящением:

Но муза, правду соблюдая,
Глядит – а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая,
Томов премногих тяжелей

Учитель

Это один из многих памятников Ф.И.Тютчеву в селе Овстуг на Брянщине.

Вопросы и задания:

  1. Где и когда родился Ф.И.Тютчев?
  2. Поэт, критик, переводчик – наставник Тютчева?
  3. Сколько лет провёл поэт за границей? Где именно?
  4. Назовите основные темы лирики Тютчева.
  5. «История любви» Тютчева. Назовите имена его «муз».
  6. Кому посвящено стихотворение «Я встретил вас – и всё былое…»?
  7. Кому посвящено стихотворение «О, как убийственно мы любим…»?
  8. Тютчев любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека. Найдите подтверждение или опровержение этой мысли в лирике поэта.
  9. Какие художественные средства являются для Тютчева ведущими, предпочтительными при создании облика природы?
  10. Как личная жизнь поэта связана с его творчеством?

Домашнее задание:   выучить биографию Ф. И. Тютчева ,одно из стихотворений наизусть


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: <Проблема поколений,самовоспитания, жизненной активности и <вечных>человеческих ценностей в романе И.С.Тургенева <Отцы и дети>.

Слайд 2

Образовательные (познавательные): 1.проанализировать образы главных героев романа; 2.сделать вывод об основном конфликте романа; Развивающие: 3.развивать навыки анализа текста; 4.развивать устную и письменную речь учеников Воспитательные: 5.воспитывать умение отстаивать свои убеждения 6.воспитывать интерес к изучению классической литературы Цели:

Слайд 3

Я попытался представить конфликт двух поколений. И.С.Тургенев Полине Виардо ЭПИГРАФ К УРОКУ:

Слайд 4

Давайте выделим основные линии споров Павла Петровича и Базарова: об отношении к дворянству, аристократии и её принципам; о принципе деятельности нигилистов; об отношении к народу; о взглядах на искусство и природу .

Слайд 5

ОБ ОТНОШЕНИИ К ДВОРЯНСТВУ, аристократии и её принципам Павла Петровича и Базарова

Слайд 6

о; о принципе деятельности нигилистов;

Слайд 7

об отношении к народу Павла Петровича и Базарова

Слайд 8

о взглядах на искусство и природу Павла Петровича и Базарова

Слайд 9

«Испытание любовью» Базарова и Павла Петровича

Слайд 10

Вывод ; Мы с вами пришли к выводу, что для того, чтобы жизнь развивалась и дальше, необходима неразрывная связь между поколениями. «Дети» строят будущее, основываясь на опыте «отцов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы по теме "Жизнь и творчество А.Блока"

Содержит материалы о жизни и творчестве А.Блока...

Презентация к уроку литературы по теме "Жизнь и творчество м.Ю. Лермонтова"

Презентация представляет яркие моменты жизни и творчества известного русского поэта....

Презентация к уроку литературы , 10 класс "Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева"

Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Ф.И Тютчева...

Презентация на тему жизни и творчества Ф.И.Тютчева

В презентации содержатся слайды о становлении, творчестве, жизни и памятниках поэта....

Урок литературы в 10 классе по теме: «Кто такой Евгений Базаров?» Подготовка к сочинению. ( по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Урок литературы строится на основе скрайбинга. Участвуя в обсуждении по ходу урока, ученики делают наброски, схемы к предлагаемым заданиям....

Презентация на тему жизни и творчества Ф.И.Тютчева

В презентации содержатся слайды о становлении, творчестве, жизни и памятниках поэта....