Главные вкладки

    Развернутый конспект урока по литературе на тему: "Жизнь и творчество Н.А. Некрасова".
    план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме

    Конспект по литературе для 5 класса с приложением.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tema_uroka.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Повторительно–обобщающий урок по теме «Оптические явления» 9класс.

    Методический анализ изучаемой темы:

    1. Основное содержание изучаемого материала задают Государственный стандарт основного общего образования по физике (базовый уровень) 2004г. (Сборник нормативных документов. Физика - М.: «Дрофа», 2007 г.) и образовательной программой учителя физики высшей квалификационной категории  Щетининой В.Н. за 2009г.
    2. Глубина изложения материала определяется учебником «Физика: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений /С.В.Громов, Н.А.Родина; под. ред. Шароновой. М.: Просвещение, 2004».

    Цель урока:  Создать условия для успешного повторения  обучающимися темы   «Оптические явления » и  подготовке к контрольной работе.

     Задачи урока:

    1. Рассмотреть основные понятия и законы геометрической оптики;  
    2. развивать практические и аналитические навыки обучающихся при постановке  самостоятельных опытов;
    1. провести предварительную диагностику знаний по теме.

     

     Оборудование урока:

    Стакан с водой  и стеклянная палочка, зеркало- 3 шт, собирающая линза, экран, линейка, детский перископ, кювета с водой, прибор по «Оптике».

     Мультимедийное сопровождение урока:  

    презентация к уроку.

    Ход урока:

    1. Организационный момент (2 мин)

    Организация работы на уроке.

    Слайд № 1 – титульный - название урока.

    Слайд № 2 -  цели и задачи.

    1. Актуализация знании ( 5 мин)

    Трудно перечислить все те  свойства света, которые делают нашу жизнь не унылой и однообразной, а яркой, разноцветной и радостной. Страшно представить себе жизнь без света. Закройте на минуту глаза! Страшно?

    Никогда больше не увидеть голубого неба, розового заката, ярко–зеленой травы! Действительно, свет – это чудо, подаренное человеку природой.

    - А как называется раздел физики, в котором изучают световые явления?

    - Так что же такое свет?

    Физики шутят, что свет- это темное пятно в физике. Такой каламбур оправдан, до сих пор ученые до конца не познали природу света.  В 9 классе мы изучаем раздел «Оптики», называемый геометрической.

    - Какие законы лежат в основе геометрической оптики?

    1. Практическая часть урока (15 мин )

    Слайд № 3 - работа в парах и группах.

    Выполнить практическое задание, объяснить наблюдаемое явление  и записать выводы по плану:

    Отчет

    Цель наблюдения  (что хочу проверить?)

    Объект наблюдения (чем пользуюсь?)

    Полученные результаты (что увидел в процессе наблюдения?)

    Выводы:

    Учащиеся проводят качественные наблюдения в парах:

    1. Положить палочку в стакан с водой.  Пронаблюдать и объяснить,  почему она  кажется надломленной?
    2. С помощью линзы на экране получите изображение удаленного в окне предмета. Что произойдет с этим изображением, если половину линзы закрыть? Выскажите предположение, что вы увидите на экране и проверьте  его практически.
    3.  Перед зеркалом зажмурьте левый глаз и закройте его изображение на зеркале пальцем, то открыв левый глаз и закрыв правый, в зеркале можно увидеть, что палец будет закрывать изображение не левого, а правого глаза. Проверьте   практически и объясните.
    4.  Почему нельзя использовать плоское зеркало в качестве киноэкрана?

    Выскажи предположение и проверь его практически.

    1. Посмотрите  в  игрушечный  перископ. Объясните его действие.
    2. В кювете налита вода, эмитирующая водоем. Предположите, глядя на воду сверху, каково  расстояние до дна и проверьте свое предположение измерением.
    3. Расположите предмет перед плоским зеркалом. Выскажите предположение,  изменится ли величина изображения, если  предмет  отодвинуть  на некоторое  расстояние от зеркала и проверьте его практически.
    4.  Поставьте эксперимент по описанию «Оптическая система глаза. Дефекты зрения»

    Коллективное обсуждение результатов.

    1. Зарядка для глаз (1 мин)

    Слайд № 4

    Когда глаза устают, острота зрения неизбежно теряется. Глазам можно и нужно дать передышку, для этого желательно прекратить работу и пойти в темную комнату, либо в комнату со слабым освещением.

    Что ж, не всегда такая комната есть в наличии, поэтому есть и более простой вариант. Самый универсальный и доступный способ – просто прикрыть глаза ладонями или одной ладонью. Опишем этот метод подробнее.

    Такое упражнение выполняется быстро и просто.

    Итак, закройте глаза и положите сверху на них раскрытые ладошки таким образом, чтобы нижняя область ладони опиралась непосредственно на скулу (можно и выше), а четыре заранее раскрытых пальца размещались на лбу.

    Ладошку нужно изогнуть так, чтобы вы могли как открывать глаз, так и мигать им. При этом важно, чтобы ладонь не касалась самих глаз. Прежде чем наложить ладони желательно их согреть. Основная задача упражнения заключается в том, чтобы глаза ощутили тепло и провели некоторое время в темноте. Всего нескольких минут достаточно, чтобы глаза отдохнули, а острота зрения восстановилось.

    Глаза работают в тандеме с мозгом, поэтому закрывая глаза ладошками, вы одновременно даете отдохнуть и мозгу. В этот момент желательно подумать, а чем- нибудь приятном.

    5.Теоретическая  часть урока  (15 мин).

    Учащиеся выполняют тест (13  мин)

    Проверка в парах (2 мин)

    Слайд №5.

    Критерий оценки:

    4-5 верных ответов - оценка «3»;

    1. верных ответов – оценка «4»;

    8  верных ответов – оценка « 5».

    6.Коррекция ошибок ( 3 мин).

    Слайд № 6 -7

    Номер вопроса по вариантам

    Содержание проверяемого вопроса

    Где прочесть нужную информацию

    Вариант 1

    Вариант 2

    Вариант 1

    Вариант 2

    1

    Отражение света

    Понятие – свет.

    § 31, стр.80

    § 29, стр.75

    2.

    Геометрическая оптика

    Источники света

    Записи в тетради, тема «Свет»

    § 29, стр.76

    3.

    Закон прямолинейного распространения света

    Отражение света

    § 30, стр.77

    § 31, стр.82

    4.

    Отражение света

    Отражение света

    § 31, стр.81, записи в тетради

    § 31, стр.81, записи в тетради

    5.

    Линзы

    Линзы

    § 34, стр.89

    § 34, стр.89

    6.

    Линзы

    Линзы

    § 34, стр.90

    § 34, стр.90

    7.

    Построение изображений

    Построение изображений

    § 35, стр.92

    § 35, стр.92

    8.

    Дефекты зрения

    Дефекты зрения

    § 38, стр.102

    § 38, стр.102

    7.Подведение итогов урока и выставление оценок за урок ( 4 мин)

    Запись Д/З согласно корректировке.

    8 Слайд №8

    Приложения

    Поставьте эксперимент «Оптическая система глаза»

    1. Разместите два осветителя  и  рисунок глаза  так, как показано на рисунке.

    1. Установите на месте хрусталика собирающую линзу. Получите  модель нормального глаза и пронаблюдайте, как световые потоки фокусируются хрусталиком на изображение сетчатки.
    2. Полосками магнитной резины частично перекройте световой поток, идущий за линзой, т. е. смоделируйте действие зрачка.
    3. Ответьте на вопросы:

    1) Что вы наблюдали? Назовите, что составляет оптическую систему глаза.

    2) Что подтверждают ваши наблюдения?

    Поставьте эксперимент «Дефекты зрения»

    1. Разместите два осветителя  и  рисунок глаза  так, как показано на рисунке. ( Используйте предыдущую установку).
    2. Замените линзу (хрусталик) на самую короткофокусную.
    3. Получите  модель одного из дефектов зрения и пронаблюдайте, как световые потоки фокусируются хрусталиком перед сетчаткой и что наблюдается на сетчатке.
    4. Замените линзу (хрусталик) на длиннофокусную.
    5. Получите  модель одного из дефектов зрения и пронаблюдайте, как световые потоки фокусируются хрусталиком за сетчаткой и что наблюдается на сетчатке.

    1. Установите на экран перед линзой поочередно другие линзы и пронаблюдайте,  как можно исправить дефекты зрения.
    2. Ответьте на вопросы:

    1) Что вы наблюдали? Назовите наблюдаемые дефекты зрения.

    2) Как можно исправить дефекты зрения? Что подтверждают ваши наблюдения?

     

    Тест по теме « Оптические явления»

    Задания базового уровня

    ВАРИАНТ 1.

    1. Луч света невидим в чистом воздухе, а в запыленном видим, потому что…

    А. Свет отражается от пылинок и попадает в глаза;

    Б. чистый воздух прозрачный, а пыльный нет;

    В. пыль начинает светиться;

    Г. пыль становиться источником света.

    2.  На какие  законы опирается геометрическая оптика?

    А. Законы Ньютона;

    Б. закон отражения, закон преломления света;

    В. закон прямолинейного распространения света;

    Г. закон прямолинейного распространения света, закон отражения, закон преломления света

    3. Выберите правильную формулировку закона прямолинейного распространения света:

    А. В вакууме световые лучи распространяются по прямой линии;

    Б. В прозрачной среде свет распространяется по прямым линиям;

    В. В отсутствие других лучей световой луч представляет собой прямую;

    Г. В прозрачной однородной среде свет распространяется прямолинейно.

    4. Угол отражения луча—это …

    А. … угол между падающим и отраженным лучами;

    Б. … угол между отраженным лучом и перпендикуляром к плоскости падения;

    В. … угол между отраженным  лучом и плоскостью отражения;

    Г. … угол между отраженным лучом и  произвольной прямой, лежащей в плоскости отражения.

    5. Что является главной частью оптических приборов?        

    А. Корпус;

    Б. линза;

    В. лупа;

    Г. свет.

    6. На рис. представлены сечения стеклянных линз. Какие это линзы?

     А.  Собирающие;

     Б.  рассеивающие;

     В.  сферические;

     Г.  оптические.

    7.  На рис. показаны линза, предмет РQ  и его изображние РQ. Какая линия будет главной оптической осью?

           А. Р Р

           Б. Q Q                                                                                         

           В.  1

           Г.  3

    8.  Оптическая система глаза строит изображение перед сетчаткой. Какой это дефект зрения  и какие линзы нужны для очков?

    А. Близорукость, собирающие;

    Б.  дальнозоркость, рассеивающие;

    В. близорукость, рассеивающие;

    Г. дальнозоркость, собирающие;

    Тест по теме « Оптические явления»

    Задания базового уровня

    ВАРИАНТ 2.

    1. Свет – это …

    А. Электромагнитные волны, способные вызывать у человека зрительные ощущения;

    Б. электромагнитные волны, излучающие с частотой от 0,3 до 400 ТГц;

    В. электромагнитные волны, излучающие с частотой не превышающей 0,3 ТГц;

    Г. электромагнитные волны.

    3. Солнечным днем небо было безоблачным. Выберите правильное утверждение.

    А. Солнце – естественный источник света;

    Б. солнце – искусственный источник света;

    В. чем выше солнце над горизонтом, тем длиннее тени предметов;

                Г. солнце светит отраженным светом.

    2.  Выберите правильную формулировку закона отражения:

    А. Падающий и отраженный лучи, а также перпендикуляр к границе раздела сред не лежат в одной плоскости, угол падения равен углу отражения;

    Б.  Падающий и отраженный лучи, а также перпендикуляр к плоскости падения лежат в одной плоскости, угол между лучами  равен углу отражения;

    В. Падающий и отраженный лучи, а также перпендикуляр к границе раздела сред, восстановленный в точке падения луча лежат в одной плоскости, угол падения равен углу отражения;

    Г. Падающий и отраженный лучи, а также перпендикуляр к границе раздела сред лежат в одной плоскости, угол падения равен половине угла отражения;

     4.  Угол падения луча—это …

    А. … угол между падающим и отраженным лучами;

    Б. … угол между падающим  лучом и перпендикуляром к плоскости падения;

    В. … угол между падающим  лучом и плоскостью падения;

    Г. … угол между падающим  лучом и  произвольной прямой, лежащей в плоскости отражения.

    5. Какое свойство линз позволяет широко их использовать в оптических приборах?

    А. Линзы практически не поглощают свет;

    Б. линзы практически не отражают свет;

    В. линзы не изменяют направление света;

    Г. с их помощью можно управлять световыми лучами и получать различные изображения.

    6. На рис. представлены сечения стеклянных линз. Какие это линзы?

      А.  Собирающие;

      Б.   рассеивающие;

      В.   сферические;

       Г.  оптические.

    7.  На рис. показаны линза, предмет РQ  и его изображние РQ. Какая линия будет побочной оптической осью?

           А. Р Р

           Б. Q Q                                                                                         

           В.  1

           Г.  3

    8.  Оптическая система глаза строит изображение за  сетчаткой. Какой это дефект зрения  и какие линзы нужны для очков?

    А. Близорукость, собирающие;

    Б.  дальнозоркость, рассеивающие;

    В. близорукость, рассеивающие;

    Г. дальнозоркость, собирающие;

                        Тест по теме
             « Оптические     явления»

             Задания базового уровня
    ВАРИАНТ 1.      А, Г,  Г,  Б, Б, А, А, В.
    ВАРИАНТ 2.      А, А, В, Б, Г, Б, Б, Г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку литературы по теме "Жизнь и творчество А.Блока"

    Содержит материалы о жизни и творчестве А.Блока...

    Опорный конспект по литературе на тему: «Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова»

    Опорный конспект содержит материал, сгруппированный по этапам жизни и творчества А.П.Чехова.  Может быть использован в качестве опоры для лекции учителя, а также для организации самостоятельной и твор...

    Разработка урока по литературе в 10 классе по творчеству Н.А.Некрасова. Тема: Стихи Н.А.Некрасова о любви. «Панаевский цикл».

    Урок разработан для обучающихся 10 класса, имеет цель познакомить учащихся со стихами «Панаевского цикла», историей их создания;  раскрыть богатство, сложность, противоречивость стихов «Панаевско...

    Презентация к уроку литературы в 7 классе по творчеству Н.А. Некрасова. Гражданская лирика. Боль поэта за судьбу народа в стихотворении «Размышления у парадного подъезда».

    Урок-анализ стихотворе­ния «Размышления у парадного подъ­езда»   как   раздумья поэта  об  острых вопросах  совре­менности, определение своеобразия...

    Урок литературы в 6 классе по творчеству Н.А.Некрасова

    Данный урок литературы в 6 классе проводится с целью обощения  и систематизации всего ранее изученного по творчеству Н.А.Некрасова. Урок направлен на то, чтобы сформировать у обучающихся предстал...