Урок литературы в 5 классе на тему: « Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью» с применением технологии критического мышления через чтение и письмо в образовательный процесс.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Бодунова Марина Владимировна

Конспект урока литературы с применением технологии критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litertatura_krticheskoe_myshlenie.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Лучесская основная школа им. В.Ф.Михалькова

Урок  литературы в 5 классе на тему: « Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью»

с применением технологии критического мышления через чтение и письмо в образовательный процесс.

Подготовила учитель русского языка и литературы

Бодунова Марина Владимировна

Предмет: литература

Класс: 5

Уровень: базовый

Тема урока: « Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью»

Цель: обеспечить постижение обучающимися нравственного превосходства главного героя, его трудолюбия, широту души, чувства собственного достоинства.

Задачи:

1.    Рассмотреть понятие «нравственное превосходство», выявить приемы, используемые Тургеневым, для передачи психологического состояния героя.

2.    Развить умения работать с информацией:собирать факты, выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать закономерности и т.д.

3.    Воспитать сочувствие к страдающему человеку, умение видеть и понимать чужую боль.

Основное содержание темы, термины и понятия.

Основное содержание:

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Термины и понятия:

  • Психологизм
  • Портрет
  • Пейзаж
  • Интерьер
  • Образная система

Планируемые результаты

Личностные :

  • Умение находить причинно-следственные связи между поступками людей и побуждениями к ним.
  • Умение разбираться в сложности и противоречивости духовного мира человека.
  • Понимание необходимости прогнозировать результаты своих действий.

Метапредметные

Познавательные:

  • Умение выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать закономерности, сопоставлять.
  • Умение анализировать художественный текст, работать с информацией; смысловое чтение.
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Регулятивные :

  • умение планировать свою работу;
  • умение делать выводы;
  • овладение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе;
  • находить общее решение и разрешать конфликты;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение доказывать свою точку зрения.

Предметные

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

умение выявлять авторское отношение и приемы передачи психологического состояния героев произведения,

умение анализировать художественное произведение;

умение находить, называть и характеризовать приёмы изображения психологического состояния персонажа.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • умение выделять социальные, психологические и морально-этические идеи произведения;
  • понимание гуманистических идей Тургенева, его сочувствие к страдающим людям;
  • умение разбираться в противоречивости духовного мира литературного героя.

В эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
  • эстетическое восприятие произведений литературы;

понимание русского слова в его эстетической функции.

Организация образовательного пространства

  • Оборудование: компьютерный класс, мультимедиасистема
  • Межпредметные связи: литература – психология – информатика
  • Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г),  индивидуальная (И).

Ход урока

«Из...всей ...челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим…Славный он был мужик» И.С.Тургенев «Муму»

I.Орг.момент(2 мин.)

II. Словарная работа(2 мин.)

Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Достоинство - совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

Крепостной - крестьянин, находящийся в крепостной зависимости от своего помещика.

Стадия вызова.

Вступительное слово учителя(3 мин.)

-Что ты хочешь? Ответь,-

жизнь спросила меня.

Или что-то иметь, или что-то понять.

Нет, я злато менять,

Не желаю на медь

Мне важнее понять, а не что-то

Иметь

Обойдусь без богатства, но судьба мне пошли

Щедрый дар любоваться

Всем богатством земли.

Научи беспристрастью,

От бесстрастья уволь

И людское участье ощутить мне позволь

Мне понять бы, постичь бы

И в грозу и в тиши

Красоту и величье человечьей души

Не пройти бы мне мимо

Окон, ждущих меня,

Не принять струйки дыма за сиянье огня.

Мне б у самых счастливых мудрость их перенять

Вот судьба что пошли мне -уменье понять.

Лишь такому богатству нет на свете цены.

Дай мне дар докопаться до любой глубины.

 Сегодня на уроке мы и будем постигать красоту и величье человеческой души. Речь пойдет, как вы уже и догадались, о главном герое рассказа Тургенева «Муму». Но прежде чем приступить, обратите внимание на толкование слов.  Термины и понятия:

  • Психологизм- углубленное изображение психических, душевных переживаний.
  • Портрет- художественное изображение, образ литературного героя.
  • Пейзаж- описание природы в литературном произведении.
  • Интерьер- (от франц. interieur - внутренний),изображение внутренней части помещения.
  • Образная система- это совокупность литературных героев в худ. произведении, их взаимодействие,взаимосвязь между собой и роль в раскрытии авторского замысла.Ведь каждый герой,он же образ, в произведении стоит не обособленно,а связан сюжетными линиями с другими образами,(героями).Вот это и есть система образов.
  • Нравственность- внутренние, духовное качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Вы, наверное, впервые задумываетесь над значением этого слова, хотя, я уверена, не раз его слышали. Если сказать коротко, нравственность-это наше я. Какой я человек, какой я друг, какой я сын или дочь? Это т о, что составляет наше духовное начало. Если это начало в нас заложено, значит человек обладает человеческими достоинствами.

Достоинство-это положительные моральные качества в человеке.

Сегодня на уроке мы и попытаемся ответить на вопрос: почему превосходство Герасима над челядью было в его нравственной силе? Какими же такими нравственными качествами обладал Герасим, что дает нам право говорить о нем, как о достойном человеке.

Работать сегодня будем по группам. Состав групп остается прежним, консультанты те же:  1 группа , 2 группа,  3 группа , 4 группа

Ш.Осмысление 

Проверка домашнего задания(10 мин.)

1 группа

 Прием «Толстые и тонкие» вопросы.

Кто?                               Учащиеся составляют вопросы, по                                                                                  

Как?                               прочитанному тексту. Затем отвечают

Когда?                            на них.

С чего?

Почему?

Например: - Кто из героев вам запомнился больше всего?

            - Как вы думаете, кто убил «Муму»?

2 группа

Найдите ошибку в тексте (Прием «лови ошибку»)

«В одной из отдаленных улиц Петербурга, в белом доме с белыми колонами, антресолью и новеньким балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней.

«На другой день барыня выслала Степану целковый. Она его жаловала как верного и сильного сторожа»

«Да помилуйте, Гаврила Андреевич, ведь он меня убьет, ей Богу убьет- говорит Татьяна.»

3 группа

Инсценировать эпизод ( Разговор с Татьяной о замужестве )

4 группа

 Прием – кластер

Каким вы себе представляете главного героя?

Нарисуйте словесный портрет Герасима.

IV.Физкультминутка для глаз(2мин.)

V.Чтение эпиграфа. (10 мин.)

Беседа по вопросам:

- Можно ли по этим словам судить об отношении автора к своему герою? Что слышится в этих словах?

Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? Какого героя он напоминает вам?

(Он резко выделяется среди других дворовых своими человеческими качествами. Его непохожесть на окружающих уже в том, что Герасим глухонемой. Что автор говорит о его отношении к делу?

(Герасим непросто трудолюбив. Все спорится в его руках, за что бы он не взялся, будь то дворницкая метла или крестьянская коса

- И вот привычный уклад его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? (Барыня взяла его из деревни...)

- Какой же силой должна обладать старушонка, чтобы так обойтись с богатырем? (Дело вовсе не в силе, просто она помещица, а он крепостной)

Вывод: Герасим глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий.

- В чем же источник его страданий? ( В том, что он крепостной, в том, что его судьбой распоряжаются другие)

- Тяжело было Герасиму в городе?

Учитель: Но ко всему привыкает человек, так и Герасим привык к своей жизни. Дворовые боялись его, да и он ни с кем дружбу не водил, кроме...

За что она приглянулась ему? (Найдите в тексте)

- Как это стало известно барыне?

- Как отреагировала барыня?

- Что решила причудливая старуха?

- Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?

Зачитать в тексте; « Хитрость удалась как нельзя лучше...»

И тогда как человек понимающий и благородный он уходит с ее дороги, понимая, что Татьяна добровольно или по принуждению выбрала Капитона.

Трудно далось ему это?(Горе его было так велико...)

ВЫВОД: В этом негласном поединке Герасим оказался нравственно сильнее, он достойно противостоял бесчеловечности- первая нравственная победа была одержана Герасимом.

- Оценит ли Татьяна его благородство? Когда это произойдет? Зачитать сцену прощания Татьяны с Герасимом.

- Кто распорядился судьбой Татьяны и Капитона?

Учитель: Но вот разбитое сердце награждено находкой маленького друга.

Чтение наизусть отрывка: «Дело было к вечеру ...»(2 мин.)

Учитель: «Два одиноких существа нашли друг друга и души нечаяли друг в друге.. .Если бы...

- КТО же вмешался в их жизнь на этот раз?

Выборочный пересказ «В один прекрасный летний день...» (2мин)

Барыня велела прогнать собаку со двора

Чтение по ролям эпизода «Осада каморки»

 -Какое решение принимает Герасим?

Вывод: Он принимает удивительно гордое, полное мучительной скорби и достоинства решение: утопить ее сам, чтобы напоследок никакие чужие руки не причинили ей зла

VI. Беседа по иллюстрации

 -Кто оказался победителем в этом нравственном поединке?

-Барыня не смогла отнять у него право быть человеком.

Чтение заключительного эпизода

Учитель: Перевернута последняя страница. Горестное чувство оставляет прочтение, но не гнетущее, почему?

VII.Рефлексия(5 мин.)

-Мне больше всего удалось….

-Я могу себя похвалить за….

-Я могу похвалить одноклассников за...

VIII. Домашнее задание(2 мин.)

1вариант.Нарисовать и защитить один из наиболее понравившихся эпизодов рассказа.

2вариант.После прочтения стихотворения  нарисуйте своё представление о счастье.                        

                                            ***

Рос на пустыре цветок

Прекрасен был и одинок.

Мечтал он о семье большой

Чтоб не грустить опять весной.

Гуляя, девочка одна цветочек увидала

Ухаживать за ним одним друзей своих собрала.

Цветочек жил, старался, цвел

Но все ж из жизни он ушел.

Ребята очень горевали

Но через год, прибыв туда, цветочек увидали,

Он был прекрасней, чем тогда.

И счастью не было конца!

(стихотворение неизвестного автора)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…»

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных  уроках литературы  и курса по Международному гуманитарному праву  «Вокруг тебя – ...

Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы как одной из ведущих технологий внедрения ФГОС.

Цель: Осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления с целью повышения эффективности обучения и развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в уче...

Презентация "Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"

Презентация "Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Доклад «Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»

Методика формирования критического мышления открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы, для выработки у них навыков анализа текста и раз...

Урок по литературе в 5 классе с применением технологии критического мышления через чтение и письмо в образовательный процесс.

Тема: ГЕРАСИМ - «САМОЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ЛИЦО…»ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА ГЕРАСИМА, ЕГО  НРАВСТВЕННОЕ  ПРЕВОСХОДСТВО  НАД  ЧЕЛЯДЬЮ....