Конспект урока литературы «ТЕБЯ Ж, КАК ПЕРВУЮ ЛЮБОВЬ,…» (поэты Серебряного века о Пушкине). 9 класс.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Акмарова Марина Леонидовна

Урок разработан в форме Литературного салона.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ТЕБЯ Ж, КАК ПЕРВУЮ ЛЮБОВЬ,…»  (ПОЭТЫ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» О ПУШКИНЕ)

 (Литературный  салон в 9-м классе)

 

Цели урока: 

1) выявить духовную связь поколений, взаимовлияние произведений художественной литературы разных эпох,

2) изучить особенности художественного мира поэтов XX века в свете их отношения к Пушкину,

3) развить умение творчески мыслить,

4) развить навык выразительного чтения наизусть стихотворения,

5) формировать эстетический вкус.

 Оборудование:

 1) компьютерная презентация;

 2) портрет Пушкина;

 3) портреты поэтов;

 4) распечатки материалов.

Тип урока: литературный салон.

Учащиеся работали индивидуально.

Оформление  

Музыка
Презентация

Сцена I.

1) Форма – Флешмоб. Флешмо́б или флэшмоб – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится. Сбор участников флешмоба осуществляется посредством связи. Флешмоб рассчитан на случайных зрителей, вызывая смешанные чувства непонимания, интереса и даже участия.

(Со звонком на урок на фоне музыки около учительской педагогов встречают девятиклассники, изображающие молодых людей (поэтов), одетых в стиле 20-х годов XX века).

2) Диалог

Есенин:  Ну что, господа, куда сегодня? На  "башню" у Иванова или в “Бродячую собаку” к Пронину, а может, в Политехнический?

Ахматова:  Ах, Сергей! Я бы предпочла Литературный салон Мережковских. Зинаида Николаевна Гиппиус собирают у себя  поэтов. Тем более последние вечера посвящены творчеству А.С. Пушкина.

Маяковский: Мы говорим о духовной связи поколений, о влиянии  произведений художественной литературы разных эпох.

Пастернак:  И не только.

Кузмин:  А мне нравится. Это мотивирует к творческой деятельности, не так ли, господа?

Блок:  Тогда решено, к Мережковским!  

(Приглашают учителей пройти с ними в литературный салон. Юноши берут учителей-женщин под руку).

Эпиграф к уроку:    Тебя ж,  как первую любовь,

                                    России сердце не забудет!

                                                             (Ф.И. Тютчев).

 (1 слайд)

Сцена II. (В ЛС у Мережковских).

На фоне музыкального исполнения: Рахманинов. Элегия.

Гиппиус (учитель): Господа, я приветствую Вас! (аплодисменты).

Благодарю. Мы рады приветствовать Вас, дорогие гости, желающие провести с нами время в обществе знаменитых деятелей искусства.

Не забудьте свои впечатления оставить в нашей книге. (Обложку книги можно повесить на стену).

Усаживайтесь поудобнее, господа! У нас в гостях “Цех поэтов”.  

Сегодня последний вечер, когда мы будем говорить об особенностях художественного мира в свете нашего отношения к Пушкину. Я бы назвала это строками из стихотворения Ф.И. Тютчева «Тебя ж,  как первую любовь, России сердце не забудет!»   

 

(2 слайд)

Позвольте начать на правах хозяйки. Я прочту вам строки из стихотворения молодого поэта И. Желтоноги.

Дух, Пушкин, твой

Живёт меж нами,

Горит священным он огнём,

Он правит нашими сердцами…

Мы славы день ему даём.

(3 слайд)

(После чтения – аплодисменты, реплики …)

Гиппиус:  Благодарю вас, господа! Борис, не желаете ли Вы прочесть своё сочинение?

(4 слайд)

Пастернак:  С превеликим удовольствием!

«Тема»

Скала и шторм. Скала и плащ и шляпа.
Скала и - Пушкин. Тот, кто и сейчас,
Закрыв глаза, стоит и видит в сфинксе
Не нашу дичь: не домыслы в тупик
Поставленного грека, не загадку,
Но предка: плоскогубого хамита,
Как оспу, перенесшего пески,
Изрытого, как оспою, пустыней,
И больше ничего. Скала и шторм.
(1918)

(После чтения – аплодисменты, реплики …)

Гиппиус:  Есенин, Сергей, давно ли Вы вернулись в Россию? Думаю, Вы уже успели окунуться в атмосферу наших вечеров без Вас.

(5 слайд)

Есенин: О, да, я о многом наслышан. Но, и я не с пустыми руками. Кое-что представлю Вашему вниманию.  

Все:  Просим, просим! 

(6 слайд)

Есенин: 

«Пушкину»

Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О, Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.

…И я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.
 (1924)

(После чтения – аплодисменты, реплики …)

Гиппиус: Что скажите, Анатоль? Господа, знакомьтесь, начинающий, но уже подающий надежды, критик Анатоль! (аплодисменты, реплики …)

Критик: Благодарю! В стихотворении Есенин рисует образ “живого” Пушкина, фиксирует детали его внешности.

Сергей, Вы сравниваете себя с поэтом-гением, но понимаете, наверно, что Вам ещё очень далеко до Пушкина.

Есенин (обрывает реплики). Да-да! Согласен с Вами, но я чувствую родство наших душ; мы оба поэты, «обречённые на гоненье»; наблюдается даже наше внешнее сходство: «блондинистый, почти белесый» Пушкин- памятник и я – светловолосый, кудрявый.

 

Гиппиус (обращаясь к Кузмину) Михаил, говорят, вы также хотите нас удивить?

Господа! Просим!

(7слайд)

Кузмин: В  своем стихотворении “Пушкин” я хотел бы провести параллель между Пушкиным-идеальным поэтом и Пушкиным-человеком:

 

«Пушкин»

Он – жрец и он веселый малый,
Пророк и страстный человек...
И он живой. Живая шутка
Живит арапские уста,
И смех, и звон, и прибаутка
Влекут в бывалые места…
Он жив! У всех душа нетленна,
Но он особенно живет!
Благоговейно и блаженно
Вкушаем вечной жизни мед.
И если в нем признаем брата,
Он не обидится: он – прост…

(После чтения – аплодисменты, реплики …)

(8 слайд)

Блок: Мы знаем Пушкина – человека, Пушкина – друга монархии, Пушкина – друга декабристов. Всё это бледнеет перед одним: Пушкин-поэт. Он – сын гармонии, поэт. А в Царском Селе очень хорошо. Пушкиным пахнет и огромная даль. Перед Пушкиным открыта вся душа – начало и конец душевного движения.

(9 слайд)

«Пушкинскому дому»

Имя Пушкинского Дома
В Академии Наук!
Звук понятный и знакомый,
Не пустой для сердца звук!

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!

(После чтения – аплодисменты, реплики …)  

Гиппиус: Недурно! Как вам, господа?..

(Реплики из зала):

Критик: В стихотворении Блока Пушкин – это борец, опора в трудные периоды жизни: «Дай нам руку в непогоду, Помоги в немой борьбе»

- Это свободолюбивая личность: «тайную свободу Пели мы вослед тебе»

- Это талантливый поэт: «звуков сладость вдохновляла» (красота слога)

- Это светлый, жизнеутверждающий человек: «Не твоя ли, Пушкин, радость Окрыляла нас тогда?»

Гиппиус (А. Ахматовой): Анна Андреевна, голубушка, вы что-нибудь прочтёте сегодня нам?

(10 слайд)

А. Ахматова:  Я прочту!

(11 слайд)

(Читает гордо):

«Смуглый отрок бродил по аллеям»

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни. (1911)

(После чтения – аплодисменты, реплики …)

Гиппиус – Что скажете, господа?

Блок: Анна Андреевна, поздравляю Вас. Стихотворение  великолепно. (Целует руку Ахматовой)

Ахматова: Благодарю Вас, Александр! В своём стихотворении я отразила иные особенности восприятия Пушкина – это и живой человек, и великий русский гений, память о котором дорога каждому из нас.

(12 слайд)

Гиппиус: Владимир Владимирович! У вас есть хорошие стихи?

(13 слайд)

Маяковский:  

«Юбилейное»

Я люблю вас, но живого, а не мумию.
Навели хрестоматийный глянец.
Вы, по-моему, при жизни,
Думаю, тоже бушевали, африканец!

(После чтения – аплодисменты, реплики …)

Гиппиус: Ну, как, господа?

Кузмин: Доброжелательно-шутливая, дружески доверительная интонация.

Лирический герой, неся в руках книги стихов Пушкина, разговаривает с ним как с живым человеком, а в конце стихотворения - с человеком – памятником, сошедшим с пьедестала.  

Гиппиус: Смело! Новый тип языкового мышления!  

Маяковский: Спасибо! Пушкин для меня живой, реальный, во плоти человек, который мог ошибаться, любить, ненавидеть…

Гиппиус: Мне кажется, настало время для прочтения стихотворений великого ПОЭТА. Прошу, господа!

(Чтение любимых стихотворений А.С. Пушкина. В работу вовлечены педагоги, присутствующие на открытом уроке).

Гиппиус: Господа,  предлагаю Вам высказать своё отношение к великому поэту. Думаю, лучше всего это сделать в форме СИНКВЕЙНА. Ах, как я люблю всё новое!

(Составление и зачитывание СИНКВЕЙНОВ. В работу вовлечены педагоги, присутствующие на открытом уроке).

(14 слайд)

Гиппиус: Итак, каждый из нас по-своему воспринимает Пушкина, у каждого поэта своя цель воображаемого общения с ним, но все мы понимаем, что роль Пушкина в истории и развитии поэзии огромна, гений его несомненен, а потому он был, есть и остается “символом и солнцем русской поэзии” и прозы.

Ахматова:  Для меня А.С.Пушкин был и остаётся центральной фигурой русской культуры.

Блок:  Пушкин – создатель энциклопедии русской жизни.

Кузмин:  Пушкин – основатель современного русского языка.

Гиппиус:  А ещё мы знаем, что Пушкин был мастером элегического дистиха (двустишия, строки, рождённые фантазией поэта; послание):

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний,

Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?

Предлагаю вам блеснуть своим творчеством: написать дистих о нашей встрече.

(15 слайд)

VI. Подведение итогов урока.

(В работу вовлечены педагоги, присутствующие на открытом уроке. Каждый из поэтов читает свой дистих).

После  встречи  на душе моей ____________________________,

Потому что ______________________________________________________________________  

Встреча для меня незабываема,

Так как _________________________________________________________________________                                    

Было  интересно  мне сегодня,

Потому что _____________________________________________________________________

Новым для меня и показательным

Оказалось  ______________________________________________________________________

Поэтом желал бы я быть, легко сочиняя  стихи,

Чтобы __________________________________________________________________________

Я была бы очень рада (Я бы очень был бы рад)

Если б __________________________________________________________________________

Гиппиус:  Не забудьте свои впечатления оставить в нашей книге. (Обложка книги  на стене).

(Домашнее  задание: Творческая мастерская дистиха).

Закончите дистих по матрице жанра:

Чистый листок предо мной… … …

Критик: Зинаида Николаевна! Я счастлив, что Вы пригласили меня. Это что-то незабываемое. Каждый из поэтов по-своему отнёсся к творчеству Пушкина. Прав Ф.И. Тютчев, когда сравнивал гения с первой любовью. Пушкин – это всё наше, русское! Это сердце России! Это сама Россия!

Гиппиус: О, Анатоль! Как Вы заметили, это счастье – окунуться в поэтический мир. Господа! Наша встреча подошла к концу. Я думаю, мы получили огромное удовольствие от общения друг с другом. До скорой встречи. Жду Вас с новыми идеями. Приглашайте молодых начинающих поэтов. Кто знает, может именно здесь зажжётся новая звезда русской поэзии.

Владимир Владимирович, Ваши стихи сейчас были бы как нельзя кстати.

Вл. Маяковский:

Послушайте!

Ведь если звёзды зажигают –

Значит – это кому-нибудь нужно.

Значит – кто-то хочет, чтобы они были!

… Значит – это необходимо,

Чтобы каждый вечер

Над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

 (16 слайд)

При составлении урока была использована форма разработки Литературной гостиной в 11 классе учителя русского языка и литературы Корниловой Людмилы Федоровны (http://cf17.hc.ru/~area7ru/metodic-material.php?8071)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЛОН

Слайд 2

СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Слайд 3

ЗИНАИДА ГИППИУС ПОЭТЕССА, КРИТИК

Слайд 4

Борис Пастернак «Тема» Скала и шторм. Скала и плащ и шляпа. Скала и - Пушкин. Тот, кто и сейчас, Закрыв глаза, стоит и видит в сфинксе Не нашу дичь: не домыслы в тупик Поставленного грека, не загадку, Но предка: плоскогубого хамита, Как оспу, перенесшего пески, Изрытого, как оспою, пустыней, И больше ничего. Скала и шторм.

Слайд 6

Сергей Есенин “ Пушкину” Мечтая о могучем даре Того, кто русский стал судьбой, Стою я на Тверском бульваре, Стою и говорю с собой. Блондинистый, почти белесый, В легендах ставший как туман, О, Александр! Ты был повеса, Как я сегодня хулиган.

Слайд 8

Мы знаем Пушкина – человека, Пушкина – друга монархии, Пушкина – друга декабристов. Всё это бледнеет перед одним: Пушкин поэт. Он – сын гармонии, поэт. Александр Блок

Слайд 9

«Пушкинскому дому» Имя Пушкинского Дома В Академии Наук! Звук понятный и знакомый, Не пустой для сердца звук! Пушкин! Тайную свободу Пели мы вослед тебе! Дай нам руку в непогоду, Помоги в немой борьбе!

Слайд 10

Анна Андреевна Ахматова (Горенко). Анна Ахматова – верная наследница заветов Пушкина . Годовалым ребенком она была перевезена на север – в Царское Село, которое в ее жизни значило очень много. По ее признанию, она все время ощущала живое присутствие великого Пушкина.

Слайд 13

«Юбилейное» Я люблю вас, но живого, а не мумию. Навели хрестоматийный глянец. Вы, по-моему, при жизни, Думаю, тоже бушевали, африканец! Владимир Владимирович Маяковский

Слайд 15

Послушайте! Ведь если звёзды зажигают – Значит – это кому-нибудь нужно. Значит – кто-то хочет, чтобы они были! … Значит – это необходимо, Чтобы каждый вечер Над крышами Загоралась хоть одна звезда?! В. Маяковский

Слайд 16

ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЛОН До новых встреч, господа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНТЕКСТНЫЙ (ИСТОРИКО – ЛИТЕРАТУРНЫЙ ) АНАЛИЗ «СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ» (ПОЭТЫ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» О ПУШКИНЕ).

На уроках литературы в старших классах использую разные виды анализа текста (контекстный, литературоведческий, лингвистический, социокультурный, филологический, лингвопоэтический). И одним из наиболее...

Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)

В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...

План-конспект урока с использованием групповой технологии обучения "Поэтические течения Серебряного века"

Учащиеся рассаживаются по группам. Каждая группа получает материалы для подготовки экпресс-выступления о своём поэтическом течении. Задача -  в одинаковом для всех групп комплекте печатной информ...

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС. М.Ю.Лермонтов.Стихотворение «Парус».. (5 класс)

Цель урока: познакомить с творчеством М.Ю.Лермонтова, со стихотворением «Парус»; обучить анализу лирического произведения.Задачи урока:Образовательные:ü  развить умение формулировать определение ...

Конспект урока литературы по теме "Подруга дней моих суровых..." Стихотворение А.С.Пушкина "Няне" (5 класс)

Данный материал представляет собой конспект урока изучения стихотворения А.С.Пушкина "Няне". Помимо чтения и изучения стихотворения пятиклассникам предлагается сделать портретную фотографию героини ст...

Конспект урока по теме: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века» 6 класс

Конспект урока литературы с применением технологии исследовательской деятельности  Тема урока: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века»Предмет:  литератураКласс: 6Базовый...