Методическая разработка урока по теме:«Л.Н.Толстой «Кавказский пленник.
методическая разработка по литературе на тему

Чуткина Наталия Евгеньевна

Методическая разработка урока

по теме:

«Л.Н.Толстой «Кавказский пленник.   

Сравнительная  характеристика героев рассказа».

5 класс.

 

Используемые технологии: ИКТ-технологии

(презентация, мультимедийный проектор).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка урока 34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 510

с углубленным изучением английского языка

Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока

по теме:

«Л.Н.Толстой «Кавказский пленник.   

Сравнительная  характеристика героев рассказа».

5 класс.

Используемые технологии: ИКТ-технологии

(презентация, мультимедийный проектор).

Санкт-Петербург

2010 год

Тема: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник.   Сравнительная  характеристика героев рассказа.

Цель: составить сравнительную характеристику героев

Задачи:

- научить выбирать материал из текста в соответствии с темой и анализировать его;

- составить сравнительную характеристику героев;

- определить мотивы  поведения героев.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Беседа
  4. Работа в группах
  5. Работа с таблицей
  6. Работа над сравнительной характеристикой героев
  7. Подведение итогов урока

  1. Домашнее задание
  2. Организационный момент

Организационный момент.

Проверка домашнего задания: на презентации даны иллюстрации к произведению, пересказать проиллюстрированные  фрагменты текста (см. слайды 2-6). Какие иллюстрации понравились вам? Как бы вы изобразили героев?

Беседа:

Почему жизнь аула показана через воспоминания Жилина?

Что говорит о том, что у народов нет внутренней вражды?

Чем нравится рассказчику Дина?

За что ценили горцы Жилина?

Почему Жилин взялся за рукоделие?

Работа в группах:

1 группа: Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар (цитаты)

2 группа: Сцена выкупа. Почему татары назвали Костылина  смирным? Справедливо ли сказано о Жилине – джигит, а о Костылине – смирный?

3 группа: Найти глаголы, относящиеся к Жилину и Костылину в 3 и 4 главе.

4 группа: Сцена побега. Какую фразу несколько раз повторяет Жилин? Что это добавляет к его характеристике?

Обсуждение полученных результатов.

Работа с таблицей:

У вас дана табличка с героями, покажите стрелочками их взаимоотношения, над стрелками укажите испытываемые друг к другу чувства.

Проверим результаты, внимание на слайд  (открывается  таблица на слайде 7).

Подумаем  над фамилиями героев. Почему выбраны именно такие фамилии?

Фамилии героев находятся в паре, даже рифмуются. Внимание на слайд

Запись в тетрадь:  Жилин (жила – прочное соединение мышц) – крепкий, выносливый человек.

Костылин (Костыль – опора для хромых) – слабый, нуждается в опоре. Фамилия – дополнительная характеристика, выражающая отношение автора.  (см. слайд 8)

Работа над сравнительной характеристикой героев:

Теперь обобщим все сказанное о героях и  поработаем в тетради  над сравнительной характеристикой  (по мере заполнения на слайде 9 открывается информация).

Подведение итогов урока: С точки зрения автора, человек сам отвечает за свою судьбу, каков характер такова и судьба.

Домашнее задание: сочинение «Жилин и Костылин – разные судьбы».

Организационный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по литературе в 6классе по теме :Урок внеклассного чтения.Л.Н.Толстой"Кавказский пленник".Исторические события,получившие отражение в рассказе.

Данный урок проведен с использованием современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС.Как мы знаем,преобладающий фактор-системно-деятельный подход в обучении.Применение кейс -техноло...

Разработка урока по литературе "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник". 5 класс

Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"...

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин .Сравнительная характеристика.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.Цели урока:; Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умен...

Урок литературы на тему "Нравственные уроки в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" "

При прочтении и анализе данного рассказа важно донести до учащихся проблему конфликта между народами и показать, какие человеческие качества важны в жизни  независимо от национальности....

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. " (по учебнику «Литература» Коровиной В.Я. и др.)

Методическая разработка урока литературы в 5 классесоставлена учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категорииТоточенко О. В.по учебнику «Литература» Коровиной В.Я. и...

Разработка урока на тему "А.К. Толстой", 10 класс

Урок знакомит учащихся с личностью, биографией и творчеством великого писателя и поэта, направлен на формирование у учащихся представления о жанрах, образах поэзии А.К. Толстого...