Методическая разработка урока "Кавказский пленник"
методическая разработка (7 класс)
Методическая разработка урока "Кавказский пленник"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 71.5 КБ | |
| 264.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа городского округа Стрежевой» (МОУ «СКоШ») | ||
636783. Томская область, г. Стрежевой Ул. Викулова 1/2 | skosh@guostrj.ru | Тел/факс. 5-73-07 |
Методическая разработка урока по чтению в 7 классе для учащихся с нарушениями интеллекта по теме Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» «Выбор в жизни».
Номинация: Методическая разработка учебного занятий, созданные в соавторстве наставника и молодого/начинающего педагога
Составители: Булатова Лариса Рафаиловна, учитель МОУ «СКоШ», наставник.
Аллахвердиева Анна Фиридуновна, педагог – психолог МОУ «СКоШ», молодой педагог.
Тип урока - обобщение и систематизация знаний.
Форма проведения – урок с применением ИКТ (с компьютерной поддержкой).
Класс: 7
Учебник: «Чтение», 7 класс, автор-сост. Аксенова А. К.
Цели урока
- обобщить знания учащихся по данной теме;
- выяснить понимание произведения в целом;
- формировать умения давать сравнительную характеристику героям;
- развивать активную лексику, монологическую речь, способствующих совершенствованию коммуникативных навыков;
- обобщить и систематизировать знание текста произведения учащимися;
- умение применять отрывки из текста при ответах на вопросы.
Задачи:
- Образовательные:
- развивать умение ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы;
- учить анализировать поступки героев, с целью составления характеристики и выявления мотивов поступков.
- Коррекционные:
- обосновывать свою точку зрения и подбирать аргументы; развивать критическое и аналитическое мышление;
- развивать устную речь учащихся, учить их последовательно и связно излагать свои мысли;
- развивать внимание, память, творческое воображение учащихся, пополнять их словарный запас.
- Воспитательные:
- воспитывать в детях чувства взаимопомощи, отзывчивости, верности дружбе;
- умение оценивать поступки героев в период войны;
- прививать интерес к чтению.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный экран, наглядная презентация учебного материала, созданная при помощи программы Microsoft Office PowerPoint; рисунки – иллюстрации к рассказу, карточки с заданиями для работы.
Ход урока:
- Орг.момент.
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их улыбкой. А сейчас глубоко вдохните, медленно выдохните и потихоньку присаживайтесь. Итак, у нас урок чтения.
- Какое произведение мы с вами читаем?
- Кто его автор?
II. Основная часть
2.1.Актуализация материала на основе опорных знаний.
- Работа с интерактивной доской слайд 2. Задание: соедините стрелками фамилии русских писателей, поэтов и произведения, которые они создали.
М.Ю.Лермонтов «Кавказский пленник»
Л.Н.Толстой «Генерал Топтыгин»
Н.А.Некрасов. «Бородино»
- Ребята, кто из этих авторов 19 века был участником Кавказской войны? (Л.Н. Толстой и М.Ю. Лермонтов)
2.2. Игра «Знаете ли вы...»
Давайте вспомним биографию
- В каком году родился Л. Н. Толстой? 9 сентября 1828 года
- Где родился писатель? в Ясной поляне Тульской губернии
- Где учился, в каком университете? Казанском
- Сколько языков знал писатель в зрелую пору жизни? 16
- Что устроил Л. Н. Толстой в своём имении «Ясная поляна»?
Школу для крестьянских детей
- Какую книгу он написал для обучения детей чтению? Азбуку
- Когда умер Л.Н.Толстой? 20 ноября 1910 года
- Где похоронен? (в Ясной Поляне)
- Лев Николаевич Толстой – автор многих замечательных произведений. Он писал для взрослых и детей. А «Кавказский пленник» - это рассказ-быль? Почему? (Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности).
2.3. Введение в тему урока, постановка проблемного вопроса.
- Верно. Тема урока «Выбор в жизни» слайд 3 ответим на вопросы на слайде и докажем свой ответ. Запишите на рабочем листе тему урока. (Приложение 1)
- Где происходит действие рассказа? (События происходят на Кавказе).
- Когда происходят описываемые события? (События происходят во время тяжёлой, кровопролитной войны с горскими народами).
2.4. Упражнение «Слова ассоциации» слайд 4
- Выполните задание 1 в рабочем листе. Напишите слова ассоциации на слова КАВКАЗ и ПЛЕННИК (работа учащихся).
2.5. Фронтальный вопросы по произведению
- Отлично, я потом соберу ваши листы посмотрю что получилось. Назовите мне главных действующих лиц? (Главных действующих лиц рассказа зовут Жилин и Костылин).
Кто такие Жилин и Костылин?
Что с ними случилось?
Кто такие татары?
Отличаются ли они от офицеров?
Чем они живут?
Какая религия?
Что необычного увидел в плену Жилин?
2.6.Словарная работа Слайд 5
- Действительно все отличалось от русского народа и его обычай, традиций много встречалось не понятных слов. Давайте вспомним слова. Рабочие листы задание 2. Соедините слова со значением. (работа учащихся)
- Молодцы, проверю потом у каждого на листах.
2.7. Работа по героям произведения.
- Ребята, я вам зачитаю характеристики, а вы соотнесите с героями произведения.
- «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт» (Костылин).
- «Хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина» (Жилин).
- «Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» (Дина).
- Глаза у него черные, румяный, бородка маленькая, подстрижена; лицо весёлое, всё смеётся… (чёрный татарин Абдул-Мурат, отец Дины).
- У него красная борода... На голове шапка высокая, баранья, чёрная, назад заломлена…(красный татарин Кази-Мугамед).
- Идёт, бывало, в чалме своей, костылём подпирается, как волк озирается. Как увидит Жилина, так захрапит и отвернётся. (Старик, проживающий уединённо, «…первый джигит был…»).
- Верно, всех соотнесли. Посмотрите они на слайде 6
2.8. Проблемный вопрос.
- Объясните, почему Л.Н.Толстой назвал свою повесть «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?
Ведь они оба попали в плен и оба были пленниками.
Как себя вели они в плену?
Приведите примеры и докажите свой выбор.
- Вы верно доказали свой выбор.
2.9. Сравнительная характеристика героев.
- Задание 3, необходимо сделать сравнительную характеристику героев. Что общего у Жилина и Костылина?
(Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письма, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге).
- Если у них так много общего, то чем герои отличаются? (Отличаются внешностью, свои поведением, отношением к татарам, Жилин стремиться совершить побег, а Костылин ждет выкупа и т.д.).
- Запишите ответы в рабочий лист.
- Можно сказать, что каждый из солдат делает свой выбор и по разному относится к ситуации? (ответы учащихся)
- Давайте вдумаемся в фамилии героев: Жилин и Костылин. Как вы думаете, почему Лев Николаевич Толстой дает им такие фамилии?
(Жилин от «жила» - прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный; жить, сумел выжить, прижиться, уживаться, свои проблемы не перекладывает на других.
Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных, будто на костылях, на подпорках. В тексте есть эпизод, когда Жилин несёт Костылина на себе, выступая в роли подпорки, поддержки, Костылин не может обойтись без поддержки).
- Какой можно сделать вывод? (Даже фамилии указывают на разницу в характерах героев).
2.10. Работа в парах с пословицами.
- Ребята, у вас на партах лежат пословицы. У каждой пары свои. Ваша задача порассуждать и объяснить значение, а также соотнести ее к Жилину или Костылину. (работа в парах).
Друг до поры – тот же не друг. К.
Велик телом, да мал делом. К.
Трус и в жизни мертв. К.
Не бросай друга в несчастье. Ж.
Где смелость, там и победа. Ж.
Кто привык трудиться, тому без дела не сидится. Ж.
- Молодцы, вы справились с пословицами. Подтвердить примерами из текста следующие черты характера героев слайд 9.
(Жилин: надеется на себя - обдумывает побег; сумел прожить в ауле; работящий - не может сидеть без дела; всем помогает, даже своим врагам-татарам; любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.
Костылин: слабый человек; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом).
- Какие качества героев присутствуют у вас? Подумайте, с какими качествами своего характера вам стоит бороться, а какие развивать?
2.11. Рабата по плану.
- Давайте вспомним Дину и ее первое знакомство с Жилиным Слайд 11
Какие прилагательные использует автор для ее описания. (Ответы учащихся)
- Расскажите по плану о дружбе Жилина и Дины.
ПЛАН
- Тяжелые дни плена.
- Первая встреча Жилина и Дины.
- Описание ее внешности.
- Благодарность Дины за подарок
- Предупреждение об опасности.
- Помощь Дины.
- Прощание друзей.
III. Итог урока.
- Можно ли людям разных национальностей найти общий язык?
Всегда можно найти общий язык, если людьми руководит человечность, доброжелательность, нет потребности навязывать свою волю людям других национальностей (на примере Жилина и Дины). Ведь Кавказ – наш общий дом.
- Кто из героев вызывает в вас уважение?
- На кого бы вы хотели быть похожим?
- Кто силен духом, кто это доказал?
- Вернемся к вопросам в начале урока. Слайд 12 Как нужно жить: подчиняться обстоятельствам или бороться за идеалы? (Ответы учащихся).
-Что Жилин показал вам? ( Своим примером он показал, что надо быть смелым, никогда не сдаваться, верить в свою страну, нужно идти до конца. Его даже уважали враги т.к. он вел себя достойно не пресмыкался как Костылин и т.д.)
- Способны ли трудолюбие и смелость открыть перед человеком любые двери? ( Конечно, у Жилина были неудачи, но он не сдавался всегда находил выход и т.д.)
IV. Домашнее задание:
- Домашнее задание решить кроссворд задание 4 слайд 13.
Предварительный просмотр:
Тема ________________________________________________________________________________________________________________
Задание 1 Задание 3
Задание 2 Задание 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая разработка урока по теме:«Л.Н.Толстой «Кавказский пленник.
Методическая разработка урока по теме: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник. Сравнительная характеристика героев рассказа». 5 класс. Используемые технологии: ИКТ-технологи...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин .Сравнительная характеристика.
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.Цели урока:; Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умен...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. " (по учебнику «Литература» Коровиной В.Я. и др.)
Методическая разработка урока литературы в 5 классесоставлена учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категорииТоточенко О. В.по учебнику «Литература» Коровиной В.Я. и...




