Методическая разработка урока "Кавказский пленник"
методическая разработка (7 класс)

Булатова Лариса Рафаиловна

Методическая разработка урока "Кавказский пленник"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа городского округа Стрежевой»

(МОУ «СКоШ»)

636783. Томская область, г. Стрежевой

Ул. Викулова 1/2

skosh@guostrj.ru

Тел/факс. 5-73-07

Методическая разработка урока по чтению в 7 классе для учащихся с нарушениями интеллекта по теме Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» «Выбор в жизни».

Номинация: Методическая разработка  учебного занятий, созданные в соавторстве наставника и молодого/начинающего педагога

Составители: Булатова Лариса Рафаиловна, учитель МОУ «СКоШ», наставник.

Аллахвердиева Анна Фиридуновна, педагог – психолог МОУ «СКоШ», молодой педагог.

Тип урока -  обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения – урок с применением ИКТ (с компьютерной поддержкой).

Класс: 7

Учебник: «Чтение», 7 класс, автор-сост. Аксенова А. К.

Цели урока

  • обобщить знания учащихся по данной теме;
  • выяснить понимание произведения в целом;
  • формировать умения давать сравнительную характеристику героям;
  • развивать активную лексику, монологическую речь, способствующих совершенствованию коммуникативных навыков;
  • обобщить и систематизировать знание текста произведения учащимися;
  • умение применять отрывки из текста при ответах на вопросы.

Задачи:  

  1. Образовательные:

 - развивать умение ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы;

 - учить анализировать поступки героев, с целью составления характеристики и выявления мотивов поступков.

  1. Коррекционные:

- обосновывать свою точку зрения и подбирать аргументы; развивать критическое и аналитическое мышление;

 - развивать устную речь учащихся, учить их последовательно и связно излагать свои мысли;

 - развивать внимание, память, творческое воображение учащихся, пополнять их словарный запас.

  1. Воспитательные:

  - воспитывать в детях чувства взаимопомощи, отзывчивости, верности дружбе;

- умение оценивать поступки героев в период войны;

 - прививать интерес к чтению.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный экран, наглядная презентация учебного материала, созданная при помощи программы Microsoft  Office  PowerPoint; рисунки – иллюстрации к рассказу, карточки с заданиями для работы.  

Ход урока:

  1. Орг.момент.

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте                         поприветствуем их улыбкой. А сейчас глубоко вдохните, медленно выдохните и потихоньку присаживайтесь. Итак, у нас урок чтения.

- Какое произведение мы с вами читаем?                                                        

- Кто его автор?

II. Основная часть

2.1.Актуализация материала на основе опорных знаний.

  1. Работа с интерактивной доской слайд 2. Задание: соедините стрелками фамилии русских писателей, поэтов и произведения, которые они создали.

 М.Ю.Лермонтов                           «Кавказский пленник»              

Л.Н.Толстой                        «Генерал Топтыгин»        

Н.А.Некрасов.                                 «Бородино»

- Ребята, кто из этих авторов 19 века был участником Кавказской войны? (Л.Н. Толстой и М.Ю. Лермонтов)

2.2. Игра «Знаете ли вы...»

Давайте вспомним биографию 

  • В каком году родился Л. Н. Толстой? 9 сентября 1828 года
  • Где родился писатель? в Ясной поляне Тульской губернии
  • Где учился, в каком университете? Казанском
  • Сколько языков знал писатель в зрелую пору жизни? 16
  • Что устроил Л. Н. Толстой в своём имении «Ясная поляна»?

Школу для крестьянских детей

  • Какую книгу он написал для обучения детей чтению? Азбуку
  • Когда умер Л.Н.Толстой? 20 ноября 1910 года
  • Где похоронен? (в Ясной Поляне)

- Лев Николаевич Толстой – автор многих замечательных произведений. Он писал для взрослых и детей. А  «Кавказский пленник» - это рассказ-быль? Почему?        (Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности).

2.3. Введение в тему урока, постановка проблемного вопроса.

- Верно. Тема урока «Выбор в жизни» слайд 3 ответим на вопросы  на слайде и докажем свой ответ. Запишите на рабочем листе тему урока. (Приложение 1)

- Где происходит действие рассказа? (События происходят на Кавказе).

- Когда происходят описываемые события? (События происходят во время тяжёлой, кровопролитной войны с горскими народами).

2.4. Упражнение «Слова ассоциации» слайд 4

- Выполните задание 1 в рабочем листе. Напишите слова ассоциации на слова КАВКАЗ и ПЛЕННИК (работа учащихся).

2.5. Фронтальный вопросы по произведению

- Отлично, я потом соберу ваши листы посмотрю что получилось. Назовите мне главных действующих лиц? (Главных действующих лиц рассказа зовут Жилин и Костылин).

Кто такие Жилин и Костылин?

Что с ними случилось?

Кто такие татары?

Отличаются ли они от офицеров?

Чем они живут?

Какая религия?

Что необычного увидел в плену Жилин?

2.6.Словарная работа Слайд 5

- Действительно все отличалось от русского народа и его обычай, традиций много встречалось не понятных слов. Давайте вспомним слова. Рабочие листы задание 2. Соедините слова со значением. (работа учащихся)

- Молодцы, проверю потом у каждого на листах.

2.7. Работа по героям произведения.

- Ребята, я вам зачитаю характеристики, а вы соотнесите с героями произведения.

  • «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт» (Костылин).
  • «Хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина» (Жилин).
  • «Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати.    Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» (Дина).
  • Глаза у него черные, румяный, бородка маленькая, подстрижена; лицо весёлое, всё смеётся… (чёрный татарин Абдул-Мурат, отец Дины).
  • У него красная борода... На голове шапка высокая, баранья,    чёрная, назад заломлена…(красный татарин Кази-Мугамед).
  • Идёт, бывало, в чалме своей, костылём подпирается, как волк      озирается. Как увидит Жилина, так захрапит и отвернётся. (Старик, проживающий уединённо, «…первый джигит был…»).

- Верно, всех соотнесли. Посмотрите они на слайде 6

2.8. Проблемный вопрос.

- Объясните, почему Л.Н.Толстой назвал свою повесть «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?

Ведь они оба попали в плен и оба были пленниками.

Как себя вели они в плену?

Приведите примеры и докажите свой выбор.

- Вы верно доказали свой выбор.

2.9. Сравнительная характеристика героев.

- Задание 3, необходимо сделать сравнительную характеристику героев. Что общего у Жилина и Костылина?

(Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письма, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге).

- Если у них так много общего, то чем герои отличаются? (Отличаются внешностью, свои поведением, отношением к татарам, Жилин стремиться совершить побег, а Костылин ждет выкупа и т.д.).

- Запишите ответы в рабочий лист.

- Можно сказать, что каждый из солдат делает свой выбор и по разному относится к ситуации? (ответы учащихся)

- Давайте вдумаемся в фамилии героев: Жилин и Костылин. Как вы думаете, почему Лев Николаевич Толстой дает им такие фамилии?

(Жилин от «жила» - прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный; жить, сумел выжить, прижиться, уживаться, свои проблемы не перекладывает на других.

Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных, будто на костылях, на подпорках. В тексте есть эпизод, когда Жилин несёт Костылина на себе, выступая в роли подпорки, поддержки, Костылин не может обойтись без поддержки).

- Какой можно сделать вывод? (Даже фамилии указывают на разницу в характерах героев).

2.10. Работа в парах с пословицами.

- Ребята, у вас на партах лежат пословицы. У каждой пары свои. Ваша задача порассуждать и объяснить значение, а также соотнести ее к Жилину или Костылину. (работа в парах).

Друг до поры – тот же не друг.            К.

Велик телом, да мал делом.           К.

Трус и в жизни мертв.                     К.

Не бросай друга в несчастье.         Ж.

Где  смелость, там и победа.                 Ж.

Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.    Ж.

- Молодцы, вы справились с пословицами. Подтвердить примерами из текста следующие черты характера героев слайд 9.

(Жилин: надеется на себя - обдумывает побег; сумел прожить в ауле; работящий - не может сидеть без дела; всем помогает, даже своим врагам-татарам; любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Костылин: слабый человек; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом).

- Какие качества героев присутствуют у вас? Подумайте, с какими качествами своего характера вам стоит бороться, а какие развивать?

2.11. Рабата по плану.

- Давайте вспомним Дину и ее первое знакомство с Жилиным Слайд 11

Какие прилагательные использует автор для ее описания. (Ответы учащихся)

- Расскажите по плану о дружбе Жилина и Дины.

ПЛАН

  1. Тяжелые дни плена.
  2. Первая встреча Жилина и Дины.
  3. Описание ее внешности.
  4. Благодарность Дины за подарок
  5. Предупреждение об опасности.
  6. Помощь Дины.
  7. Прощание друзей.

III. Итог урока.

- Можно ли людям разных национальностей найти общий язык?

Всегда можно найти общий язык, если людьми руководит человечность, доброжелательность, нет потребности навязывать свою волю людям других национальностей (на примере Жилина и Дины). Ведь Кавказ – наш общий дом.

- Кто из героев вызывает в вас уважение?

- На кого бы вы хотели быть похожим?

- Кто силен духом, кто это доказал?

- Вернемся к вопросам в начале урока. Слайд 12  Как нужно жить: подчиняться обстоятельствам или бороться за идеалы? (Ответы учащихся).

-Что Жилин показал вам? ( Своим примером он показал, что надо быть смелым, никогда не сдаваться, верить в свою страну, нужно идти до конца. Его даже уважали враги т.к. он вел себя достойно не пресмыкался как Костылин и т.д.)

- Способны ли трудолюбие и смелость открыть перед человеком любые двери? ( Конечно, у Жилина были неудачи, но он не сдавался всегда находил выход и т.д.)

IV. Домашнее задание: 

- Домашнее задание решить кроссворд задание 4 слайд 13.



Предварительный просмотр:

Тема ________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1                                                                                                                                                   Задание 3

      C:\Users\HP\Desktop\Кавказский пленник\Screenshot_12.jpg                                C:\Users\HP\Desktop\Кавказский пленник\Screenshot_4.jpg

Задание 2                                                                                                                                       Задание 4

C:\Users\HP\Desktop\Кавказский пленник\Screenshot_2.jpg                                             C:\Users\HP\Desktop\Кавказский пленник\Screenshot_13.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая разработка урока по теме:«Л.Н.Толстой «Кавказский пленник.

Методическая разработка урока по теме: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник.    Сравнительная  характеристика героев рассказа». 5 класс.   Используемые технологии: ИКТ-технологи...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин .Сравнительная характеристика.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.Цели урока:; Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умен...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. " (по учебнику «Литература» Коровиной В.Я. и др.)

Методическая разработка урока литературы в 5 классесоставлена учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категорииТоточенко О. В.по учебнику «Литература» Коровиной В.Я. и...