Цызова Светлана Викторовна

Сайт учителя "Искусства"

Искусству, как любой деятельности, можно научить

Профессия: учитель черчения и рисования

Профессиональные интересы: С головой в работе

Увлечения: черчение

Регион: Ямало-Ненецкий АО

Населенный пункт: г.Ноябрьск

Место работы: МБОУ СОШ №5

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/tsyzova-sv
Наука делает нас богами, искусство – людьми.
Аркадий Давидович

О себе

Свою педагогическую деятельность я начала с 1996 года в школе №13, а с 1998 года  работаю в школе №5.

Получила второе высшее образование в Московском Открытом Социальном университете по специальности «Юриспруденция», квалификация «Юрист» в 2002 году.

Своей задачей,  как учителя, считаю формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей в обществе.

В центре моего внимания находится личность ученика, его стремление к пониманию целостной картины мира, его желание освоить культуру, приобщаться к духовному наследию прошлого и познать настоящее.

Я стремлюсь научить детей видеть красоту и разбудить в них живое отношение к искусству через приобщение к произведениям изобразительного искусства, через гармонию цвета, через развитие чувства прекрасного при помощи лепки, ваяния, декоративного искусства, дизайна.

Мой взгляд на мир

Детский рисунок, как отражение художественной культуры.

·Действительность всегда есть воплощение идеала, и, отрицая, изменяя ее мы делаем это потому, что идеал, воплощенный нами же в ней, уже не удовлетворяет нас, - мы создали в воображении иной, лучший. М.Горький

·Наука и искусство очищают золото действительности, перетопляют его в изящные формы. В.Г.Белинский

·Искусство – всегда метафора действительности. Ю.В.Бондарев

·Нужно, чтоб в искусстве отражалось вечное стремление в даль, к высоте… Когда это стремление есть в художнике и когда он верует в солнечную силу красоты, его карина, книга, его соната – будут…поняты, дороги… Они вызовут в душе…созвучный аккорд. М.Горький

·Искусство есть микроскоп, который наводит художник на тайны своей души и показывает эти общие всем тайны людям. Л.Н.Толстой

 

Знакомство с историей детского рисунка, как частью истории художественной культуры, дает возможность не только изучить настоящее время, но и вернуться в прошлое, заглянуть в будущее.

Общение с произведениями детского творчества обеспечивает условия для духовного общения с ребенком, творчество которого обращено к другому человеку.

Работая с детским рисунком, имеющим ценность, как рисунка «наивного», готовит меня, учителя, к встрече с ребенком, как представителем культуры, воспитывает чувство уважения к нему.

Рассматривая рисунки, я приобретаю навыки описания и анализа детского творчества, чем с удовольствием и занимаюсь с первых дней преподавания в школе уроков изобразительного искусства.

Художественная культура, среда открывают в ребенке особенности эстетического отношения, видения мира, предоставляя определенные средства выражения. Художественная культура определенной эпохи – это целостность, многогранность, образ который характеризуют конкретные явления искусства и места их в жизни общества и человека.

Детские работы никогда не выбрасываю «рука не поднимается», и по прошествии какого-то времени вдруг в папках встречаю рисунок пятилетней давности.

Рассматриваю – понравился когда-то и вот спустя много лет анализирую – чем? Понравился тем, что изображено и как изображено.

Выразительная неумелость в изображении пространства, наивность, смелость при передаче ситуации, но о соблюдении пропорции речи быть не может. Что изображено? Кому? Это просто диалог ребенка с кем-то. Изображая, он беседует,  рисует на уроке – значит со мной – учителем, дома - может с кем-то из родных или сам с собою. Эта беседа молчалива, диалог «глухой», но художественно-выразительный.

Вот передо мной рисунок по теме «На празднике» выполненный учеником в XXвеке. Я вижу счастливое детство. Солнце лучезарно осветило семью: маму, папу и ребенка, улыбающегося счастливого с шариком в руках «На празднике».  Нет линии земли и неба, но я чувствую эту линию иллюзорно. Вот она, счастливая семья, все счастливы!

Маленький автор целостно воспринимает мир и вижу, что я учила технике работы красками, но ученик дорисовал техникой фломастера и довольно умело.

Просматриваю рисунок, думаю об этом ученике, где он, кем стал? Рисует ли, помнит ли мои «навязанные» правила рисования, а вдруг стал художником и нашел свой путь к творчеству, тешу себя тем, что все-таки оставила след в душе этого человека.

А вот рисунок «В зоопарке» - старше предыдущего. Выполнен  «проволочной» манерой изображения.

Рисование линией дети всегда любили и любят. А рисовать животных в пространстве конечно удобно линией – это решетка, а вот зверь – лев, вдруг ярким пятном как бы «вырывается» из клетки. О чем «вел диалог» ребенок со мной – учителем и со всеми взрослыми. Я вижу тоску в «глухом диалоге» ребенка с окружающими… Почему сидит лев в клетке, почему он не на воле? Лев тоскует, ребенок тоскует и хочет помочь льву. Поэтому, видимо, сбоку дверца открыта и даже лесенка дорисована.

Эти рисунки уже прошлой эпохи – конца XXвека. Они несут на себе влияние общественных и эстетических идеалов времени и, безусловно, индивидуальности авторов. Они реалистичны.

XXIвек. Эра телевидения и компьютеров. Что смотрят наши дети, какие герои им нравятся, в какие игры играют?

Я обучаю рисованию ребят в новейшее время. Дети - действующее лицо культурного процесса и их рисунки стали другими.

Ученик всесторонне проявляет себя в творчестве - в компьютерной графике, в живописи, рисунке и т.д. Необходимо дать ему право на свою индивидуальность. На первый план выходят герои мультфильмов, сериалов. Дети подражают вымышленным героям. На их рисунках больше преобладают темные, черные цвета.

Они и сами говорят черные – злые силы, черные мысли - плохие, и никто с ними не может справиться. На их рисунках больше жестокости. Цветовые восприятия являются важными для человека впечатлениями внешнего мира и проблема воздействия цвета на человека.

Красный цвет – цвет господства и мятежа, то в этом проявляется возбуждения. Многие дети, склонные к возбуждению и не выдерживающие его в течение продолжительного времени, поэтому предпочитают синие цвета. Они ищут покоя, разрядки и отдыха. Их цель – иметь возможность жить в мире и гармонии.

Но ведь сегодняшние дети такие же, как вчерашние, и мы взрослые виноваты, что подтолкнули их к телевидению, жестокой информации.

Культура, как цемент, который скрепляет ценности, святыню, верования, традиции. Если культуру уничтожить, народ умрет, останется население, а с населением не считаются.

А на своих уроках я учу культуре. Учу прекрасному.

Растет ребенок, «растет» рисунок он становится более осмысленным, более правдивым. Наблюдаются характерные качества рисунка. Роль учителя искусства, как художника, раскрывается в эстетическом и художественном развитии ученика, в его творческом самоопределении.

Детский рисунок, действительно, отражение системы. Наблюдая, отмечаю, что на одних занятиях искусством почти каждый ученик создает рисунок максимально для него выразительный, а на других, лишь у некоторых детей бывают такие.

Но и тогда и сейчас можно многое сказать о человеке, который рисует. И я выступаю в роли психолога.

Изобразительная деятельность детей сопровождается двумя процессами: рассудочным – осознанным ребенком и образным – не осознанным.

Здесь-то первый рассудочный и проявляется через рассказ «диалог про себя». Не всегда ребенок может рассказать о себе в слух, но этот можно прочесть в рисунке.

Связь рисуемого изобразительно не выражена – поэтому появляется пустота на «наивных» детских произведениях – это чистое место на бумаге. У него нет необходимости рисуя, видеть, на сколько, то, что он рисует, выражает или не выражает замысел.

Образный проявляет себя в увлеченности ребенка игрой со средствами изображения. Главное – это задуманное событие, а цвет, линия, пятно – это средство выразительности. Каждое соответствует замыслу. Ребенок, рисуя, играет и игра помимо его сознания создает условие для зарождения художественной, выразительной и содержательной формы.

Чтобы образный процесс возобладал над рассудочным требуется условие – сотрудничество ученика и учителя. Дети учатся не у учителя, а с учителем. Совместно осваивают технологии рисования и находят формы применения в своей изобразительной деятельности, которые способствуют их возрасту, способностям и индивидуальностям.

 «Наша задача состоит в том, чтобы создать более совершенное общество, дать молодому поколению как можно больше истинных благ – в первую очередь духовных, которые смогут сделать жизнь прекрасней»- это мысли великого художника и философа С.Рериха. И я с этим полностью согласна.

Учащиеся вместе «проживают» одно за другим каждое занятие, как особую область своей жизни. А учитель по мере взросления меняет свои формы, берет на себя все то, что пока непосильно школьнику. И это не ошибка, а художественное достоинство рисунка.

Изобразительное творчество на уроках совместно, но никогда и ничего учитель не рисует за ученика. Иллюзия, что поправки взрослого улучшают рисунок. Они его искажают, так как взрослый не способен воспринимать свою и окружающую жизнь по-детски. Полезнее подсказать, указать на его рисунке или показать какое-то действие на своем листочке, а еще лучше, обратятся к произведениям мастеров искусства.

Моя педагогическая философия обращена к тем поколениям «новых» учителей, которые уйдут в завтра с подрастающим, в недоступное для нашего поколения второй половины XXIвека. Они сегодня юные, молодые учителя, должны увидеть все то ценное в детском рисунке, что увидела я. Они помогут определить поколению будущего уровень и характер нашего искусства, всей нашей культуры.

Мои достижения

- Почетная грамота Министерства образования и науки РФ  за значительные успех ив организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирования интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку уч-ся и воспитанников,  приказ Министерства РФ от 09.10.2014г. № 803/КН;

- Диплом победителя конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей общеобразовательных учреждений  Ямало-Ненецкого автономного округа», ДО  ЯНАО, 2008г.;

- Присуждена специальная профессиональная премия и  награждена знаком лауреата в сфере образования «За большой вклад классных руководителей в воспитание обучающихся» приказ ДО ЯНАО от 01.10.2021г. №833;

-Удостоверение к медали за патриотическое воспитание подрастающего поколения от Совета ветеранов ВОВ г.Ноябрьск, 22.05.2022г.

- Благодарность департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа  за активное участие в проведении единого государственного экзамена в 2020 году в качестве руководителя пункта проведения экзамена, приказ ДО ЯНАО от 18.08.2020 №543.

- Благодарность ноябрьского хуторского казачьего общества Обско-Полярного казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества за достигнутые успехи и активное участие в деятельности кадетских классов казачьей направленности и образовательного учреждения МБОУ СОШ №5 г.Ноябрьск, развитии и популяризации кадетского движения, неоценимый вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения Приказ Атамана НХКО ОПОКО СВКО от 05.03.2019г.№7;

- Благодарственное письмо ноябрьского хуторского казачьего общества Обско-Полярного казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества за достигнутые успехи и активное участие в деятельности кадетских классов казачьей направленности и образовательного учреждения МБОУ СОШ №5 г.Ноябрьск, развитии и популяризации кадетского движения, неоценимый вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения Приказ Атамана НХКО ОПОКО СВКО от 27.05.2020г.№12/БЛ.

2020 году награждена

- Благодарственное письмо ГБУ ЯНАО «Региональный центр патриотического воспитания» сетевой региональный проект «ЮнАрктика»2020г.

- Диплом  серия 01 №0005186 «Издательства СПЕЦ-АДРЕС» редакции энциклопедии «Одаренные дети-будущее России» в номинации «Учитель» за высокое профессиональное мастерство и самоотверженную работу во благо России,  «Издательства СПЕЦ-АДРЕС» редакции энциклопедии г.Москва 05.10.2013г.;

- Благодарность за достигнутые успехи в образовательной деятельности, многолетний добросовестный труд, приказ ДО ЯНАО от 27.02.2017 г. №237;

- Почетная грамота Президиума Тюменского обкома профсоюза за многолетний добросовестный труд, активное участие в жизни первичной профсоюзной организации, преданность профессиональному движению, в связи с Международным Днем Учителя,  г.Тюмень, Президиум Тюменского обкома профсоюза, 2018г.;

- Грамота Ямало-Ненецкой окружной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ за многолетний добросовестный труд в деле воспитания подрастающего поколения, профессионализм, активную работу в Профсоюзе и в связи с профессиональным праздником Днем Учителя, постановление от 11.09.2018г. №10;

- Благодарственное письмо центра образования и науки РФ  за активное участие в международной онлайн конференции «Информационные технологии в образовании 2018», приказ от 13.02.2018г. №7;

- Благодарственное письмо за активное участие в региональной предметно-методической комиссии по подготовке учащихся к муниципальному этапу всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) в 2017\2018 учебном году, ГАУ ДПО ЯНАО РИРО, 2018г.;

- Благодарственное письмо департамента образования Администрации города Ноябрьска за качественную подготовку воспитанников к конкурсным программам в рамках XVI Фестиваля творчества детей «Восхождение к истокам» по теме «Ямал-Арктика: Детство. Достижения. Будущее!», приказ от 18.04.2019г. №341;

- Благодарность департамента образования Администрации г.Ноябрьска руководителю пункта проведения экзамена-017 за обеспечение высокого уровня организации и проведения итоговой аттестации в пункте проведения экзамена, приказ от 21.08.2019г. № 569;

- Диплом эксперта регионального координационного центра WorldSkills Russia в ЯНАО за работу в V региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WORLDSKILLS RUSSIA) Ямало-Ненецкого автономного округа, компетенция «Фотография» (юниоры)», декабрь 2019г.

Моё портфолио

Воспитанники педагога имеют высокую учебную мотивацию, которая проявляется в  участии  в международных и общероссийских конкурсах:

на Международном уровне

2023г.

- Всероссийские олимпиады и конкурсы "Мир-Олимпиад", Международный конкурс по ИЗО деятельности, диплом за 1 место.;2021г. Международный игровой конкурс по истории мировой культуры «Золотое Руно» дипломы за 1 место в регионе и России 4 человека,  дипломы за 1 место в регионе;

2020г.

- Международный игровой конкурс по истории мировой культуры «Золотое Руно»  дипломы за 1 место в городе, регионе и общем зачете 3 человека, дипломы за 2 место в городе и регионе 3 человека;  

-Международный конкурс «Время знаний» диплом за 1 место;

- Междунароный конкурс-фестиваль в рамках проекта «Планета талантов», диплом лауреата 3 степени казачьему коллективу «Вольница».

2019г.

- Международный игровой конкурс по истории мировой культуры «Золотое Руно» дипломы за 1 место по РФ 2 человека, диплом за 2 место по ЯНАО 6 человек.

2018г.

- конкурс прикладного творчества «Величие неба» диплом победителя  1 человек.

На Всероссийском уровне

2023г.

- Всероссийские олимпиады и конкурсы "Мир-Олимпиад", Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, весна!", диплом за 1 место.; 

2021г.

- ООО авторская группа «Плеяда» участие в Книге «Энциклопедия детских достижений». АРТ-Талант «Всероссийский конкурс чтецов» диплом за 1 место 1 человек

- Всероссийский конкурс "Мой Ямал" для детей и педагогов муниципального и регионального уровня, диплом за 1 место (групповая работа);

- Всероссийский конкурс "Мой Ямал" для детей и педагогов муниципального и регионального уровня, диплом за 2 место;

- Всероссийский конкурс "Мой Ямал" для детей и педагогов муниципального и регионального уровня, диплом за 1 место;

- "АРТ-Талант" Всероссийский конкурс чтецов  "Новогодний карнавал", диплом победителя.

2020г. Всероссийская детско-юношеская патриотическая акция «Рисуем Победу-2020» сертификат участника, IV Всероссийского конкурса-фестиваля «Вершина Творчества» ансамбль  «Виктория» диплом лауреата 2 степени 12 человек,

на Региональном уровне 

2022г.

- региональный этап Всероссийского конкурса детского и юношеского возраста "Базовые национальные ценности" в 2022г., диплом лауреата, Приказ ГАУ ДПО ЯНАО "РИРО" от 10.02.2022г., №32;

- Международный фестиваль "Детство без границ" региональный этап, конкурс изобразительного искусства "Детские фантазии", диплом 2 место, протокл №13 от 21.02.2022г.;

- XVII окружной детский фестиваль народного творчества "Все краски Ямала", конкурс-выставка декоративно-прикладного творчества возрастная категория 15-17 лет, диплом 2 степени;

-муниципальный этап VII Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Базовые национальные ценности» диплом за 1 место 1 человек

2021г.

- Окружной конкурс Большой библиотечной системы «Арт-обложка моей сказки» дипломы участника 5 человек;

- Всероссийский конкурс «Мой Ямал» диплом за 1 место 1 человек, диплом за 2 место 1 человек, диплом за 1 место коллективная работа 7 человек, г. региональный этап IX ежегодного смотра-конкурса «Лучший казачий кадетский класс Уральского федерального округа» диплом за 3 место команде «Обдорская застава».

2020г.

- региональный сетевой региональный проект «ЮнаАрктика» диплом за достижение высоких результатов участвовал класс-команда; окружная виртуальная викторина «Читающий Ямал» дипломы 8 человек. XV окружной детский фестиваль народного творчества "Все краски Ямала", г. Тарко-Сале 2020г. диплом за 2 место 1 человек,

2019г. 

- региональный сетевой проект «ЮнаАрктика» среди учащихся 8 классов изготовление и защита макетов городов-героев;

2019г.,2018г. региональный сетевой проект «ЮнаАрктика» среди учащихся 8 классов изготовление и защита макетов городов-героев;  окружной конкурс творческих работ окружной конкурс творческих работ «По следам творчества Н.Дудникова» в номинации «Художественное творчество» (диплом 2018г., 2019г.), окружная краеведческая онлайн-викторина «Ямальский волшебник» посвященная 80-летию со дня рождения Афанасьева Ю.Н. 2020г. дипломы участника 5 человек,

2017г. региональный этап Международного конкурса «Я вижу мир» посвященного 80-летию первого Всероссийского конкурса рисунка 1935 года 20-летию ежегодным передвижным выставкам ИХО РАО дипломы победителя 2 человека.

На муниципальном уровне

2023г.

- городской конкурс рисунков "Сохраним лес от пожара", диплом за 2 место;

2022г.

- муниципальный этап XVII окружного фестиваля народного творчества "Все краски Ямала", диплом за 1 место;

- городской конкурс эссе "Город, который построили Мы" среди обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций г.Ноябрьск в 2021/2022 учебном году, диплом призера;

2021г.

- муниципального этапа VII Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Базовые национальные ценности», диплом за 1 место, Приказ ДО от 27.12.2021г. № 89-178-1/03-10/2183;

XVIII городской конкурс–выставка детского художественно-прикладного творчества «Радуга-202» диплом 2й степени 1 человек, диплом 3 степени 1 человек.

2020г.

- Городской конкурс работ декоративно-прикладного творчества «Рукотворное чудо» диплом за 3 место 1 человек, диплом за 2 место 1 человек.

2019г.

- городской конкурс проектных работ среди обучающихся и воспитанников  ОО г.Ноябрьска диплом 2 степени 1 человек, муниципальный этап народного творчества "Все краски Ямала" диплом 3 степени 1 человек, городской конкурс-выставка "Дорога к Храму" диплом 2 степени 2 человека, участие в городском театральном фестивале 2019 посвященном детям с ограниченными возможностями благодарность 22 человека.

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: