Главные вкладки
Цызова Светлана Викторовна
Сайт учителя "Искусства"
Профессия: учитель черчения и рисования
Профессиональные интересы: С головой в работе
Увлечения: черчение
Регион: Ямало-Ненецкий АО
Населенный пункт: г.Ноябрьск
Место работы: МБОУ СОШ №5
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/tsyzova-svНаука делает нас богами, искусство – людьми.
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/about_me.png)
О себе
Свою педагогическую деятельность я начала с 1996 года в школе №13, а с 1998 года работаю в школе №5.
Получила второе высшее образование в Московском Открытом Социальном университете по специальности «Юриспруденция», квалификация «Юрист» в 2002 году.
Своей задачей, как учителя, считаю формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей в обществе.
В центре моего внимания находится личность ученика, его стремление к пониманию целостной картины мира, его желание освоить культуру, приобщаться к духовному наследию прошлого и познать настоящее.
Я стремлюсь научить детей видеть красоту и разбудить в них живое отношение к искусству через приобщение к произведениям изобразительного искусства, через гармонию цвета, через развитие чувства прекрасного при помощи лепки, ваяния, декоративного искусства, дизайна.
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/vzgljad.png)
Мой взгляд на мир
Детский рисунок, как отражение художественной культуры.
·Действительность всегда есть воплощение идеала, и, отрицая, изменяя ее мы делаем это потому, что идеал, воплощенный нами же в ней, уже не удовлетворяет нас, - мы создали в воображении иной, лучший. М.Горький
·Наука и искусство очищают золото действительности, перетопляют его в изящные формы. В.Г.Белинский
·Искусство – всегда метафора действительности. Ю.В.Бондарев
·Нужно, чтоб в искусстве отражалось вечное стремление в даль, к высоте… Когда это стремление есть в художнике и когда он верует в солнечную силу красоты, его карина, книга, его соната – будут…поняты, дороги… Они вызовут в душе…созвучный аккорд. М.Горький
·Искусство есть микроскоп, который наводит художник на тайны своей души и показывает эти общие всем тайны людям. Л.Н.Толстой
Знакомство с историей детского рисунка, как частью истории художественной культуры, дает возможность не только изучить настоящее время, но и вернуться в прошлое, заглянуть в будущее.
Общение с произведениями детского творчества обеспечивает условия для духовного общения с ребенком, творчество которого обращено к другому человеку.
Работая с детским рисунком, имеющим ценность, как рисунка «наивного», готовит меня, учителя, к встрече с ребенком, как представителем культуры, воспитывает чувство уважения к нему.
Рассматривая рисунки, я приобретаю навыки описания и анализа детского творчества, чем с удовольствием и занимаюсь с первых дней преподавания в школе уроков изобразительного искусства.
Художественная культура, среда открывают в ребенке особенности эстетического отношения, видения мира, предоставляя определенные средства выражения. Художественная культура определенной эпохи – это целостность, многогранность, образ который характеризуют конкретные явления искусства и места их в жизни общества и человека.
Детские работы никогда не выбрасываю «рука не поднимается», и по прошествии какого-то времени вдруг в папках встречаю рисунок пятилетней давности.
Рассматриваю – понравился когда-то и вот спустя много лет анализирую – чем? Понравился тем, что изображено и как изображено.
Выразительная неумелость в изображении пространства, наивность, смелость при передаче ситуации, но о соблюдении пропорции речи быть не может. Что изображено? Кому? Это просто диалог ребенка с кем-то. Изображая, он беседует, рисует на уроке – значит со мной – учителем, дома - может с кем-то из родных или сам с собою. Эта беседа молчалива, диалог «глухой», но художественно-выразительный.
Вот передо мной рисунок по теме «На празднике» выполненный учеником в XXвеке. Я вижу счастливое детство. Солнце лучезарно осветило семью: маму, папу и ребенка, улыбающегося счастливого с шариком в руках «На празднике». Нет линии земли и неба, но я чувствую эту линию иллюзорно. Вот она, счастливая семья, все счастливы!
Маленький автор целостно воспринимает мир и вижу, что я учила технике работы красками, но ученик дорисовал техникой фломастера и довольно умело.
Просматриваю рисунок, думаю об этом ученике, где он, кем стал? Рисует ли, помнит ли мои «навязанные» правила рисования, а вдруг стал художником и нашел свой путь к творчеству, тешу себя тем, что все-таки оставила след в душе этого человека.
А вот рисунок «В зоопарке» - старше предыдущего. Выполнен «проволочной» манерой изображения.
Рисование линией дети всегда любили и любят. А рисовать животных в пространстве конечно удобно линией – это решетка, а вот зверь – лев, вдруг ярким пятном как бы «вырывается» из клетки. О чем «вел диалог» ребенок со мной – учителем и со всеми взрослыми. Я вижу тоску в «глухом диалоге» ребенка с окружающими… Почему сидит лев в клетке, почему он не на воле? Лев тоскует, ребенок тоскует и хочет помочь льву. Поэтому, видимо, сбоку дверца открыта и даже лесенка дорисована.
Эти рисунки уже прошлой эпохи – конца XXвека. Они несут на себе влияние общественных и эстетических идеалов времени и, безусловно, индивидуальности авторов. Они реалистичны.
XXIвек. Эра телевидения и компьютеров. Что смотрят наши дети, какие герои им нравятся, в какие игры играют?
Я обучаю рисованию ребят в новейшее время. Дети - действующее лицо культурного процесса и их рисунки стали другими.
Ученик всесторонне проявляет себя в творчестве - в компьютерной графике, в живописи, рисунке и т.д. Необходимо дать ему право на свою индивидуальность. На первый план выходят герои мультфильмов, сериалов. Дети подражают вымышленным героям. На их рисунках больше преобладают темные, черные цвета.
Они и сами говорят черные – злые силы, черные мысли - плохие, и никто с ними не может справиться. На их рисунках больше жестокости. Цветовые восприятия являются важными для человека впечатлениями внешнего мира и проблема воздействия цвета на человека.
Красный цвет – цвет господства и мятежа, то в этом проявляется возбуждения. Многие дети, склонные к возбуждению и не выдерживающие его в течение продолжительного времени, поэтому предпочитают синие цвета. Они ищут покоя, разрядки и отдыха. Их цель – иметь возможность жить в мире и гармонии.
Но ведь сегодняшние дети такие же, как вчерашние, и мы взрослые виноваты, что подтолкнули их к телевидению, жестокой информации.
Культура, как цемент, который скрепляет ценности, святыню, верования, традиции. Если культуру уничтожить, народ умрет, останется население, а с населением не считаются.
А на своих уроках я учу культуре. Учу прекрасному.
Растет ребенок, «растет» рисунок он становится более осмысленным, более правдивым. Наблюдаются характерные качества рисунка. Роль учителя искусства, как художника, раскрывается в эстетическом и художественном развитии ученика, в его творческом самоопределении.
Детский рисунок, действительно, отражение системы. Наблюдая, отмечаю, что на одних занятиях искусством почти каждый ученик создает рисунок максимально для него выразительный, а на других, лишь у некоторых детей бывают такие.
Но и тогда и сейчас можно многое сказать о человеке, который рисует. И я выступаю в роли психолога.
Изобразительная деятельность детей сопровождается двумя процессами: рассудочным – осознанным ребенком и образным – не осознанным.
Здесь-то первый рассудочный и проявляется через рассказ «диалог про себя». Не всегда ребенок может рассказать о себе в слух, но этот можно прочесть в рисунке.
Связь рисуемого изобразительно не выражена – поэтому появляется пустота на «наивных» детских произведениях – это чистое место на бумаге. У него нет необходимости рисуя, видеть, на сколько, то, что он рисует, выражает или не выражает замысел.
Образный проявляет себя в увлеченности ребенка игрой со средствами изображения. Главное – это задуманное событие, а цвет, линия, пятно – это средство выразительности. Каждое соответствует замыслу. Ребенок, рисуя, играет и игра помимо его сознания создает условие для зарождения художественной, выразительной и содержательной формы.
Чтобы образный процесс возобладал над рассудочным требуется условие – сотрудничество ученика и учителя. Дети учатся не у учителя, а с учителем. Совместно осваивают технологии рисования и находят формы применения в своей изобразительной деятельности, которые способствуют их возрасту, способностям и индивидуальностям.
«Наша задача состоит в том, чтобы создать более совершенное общество, дать молодому поколению как можно больше истинных благ – в первую очередь духовных, которые смогут сделать жизнь прекрасней»- это мысли великого художника и философа С.Рериха. И я с этим полностью согласна.
Учащиеся вместе «проживают» одно за другим каждое занятие, как особую область своей жизни. А учитель по мере взросления меняет свои формы, берет на себя все то, что пока непосильно школьнику. И это не ошибка, а художественное достоинство рисунка.
Изобразительное творчество на уроках совместно, но никогда и ничего учитель не рисует за ученика. Иллюзия, что поправки взрослого улучшают рисунок. Они его искажают, так как взрослый не способен воспринимать свою и окружающую жизнь по-детски. Полезнее подсказать, указать на его рисунке или показать какое-то действие на своем листочке, а еще лучше, обратятся к произведениям мастеров искусства.
Моя педагогическая философия обращена к тем поколениям «новых» учителей, которые уйдут в завтра с подрастающим, в недоступное для нашего поколения второй половины XXIвека. Они сегодня юные, молодые учителя, должны увидеть все то ценное в детском рисунке, что увидела я. Они помогут определить поколению будущего уровень и характер нашего искусства, всей нашей культуры.
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/dostizh.png)
Мои достижения
- Почетная грамота Министерства образования и науки РФ за значительные успех ив организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирования интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку уч-ся и воспитанников, приказ Министерства РФ от 09.10.2014г. № 803/КН;
- Диплом победителя конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа», ДО ЯНАО, 2008г.;
- Присуждена специальная профессиональная премия и награждена знаком лауреата в сфере образования «За большой вклад классных руководителей в воспитание обучающихся» приказ ДО ЯНАО от 01.10.2021г. №833;
-Удостоверение к медали за патриотическое воспитание подрастающего поколения от Совета ветеранов ВОВ г.Ноябрьск, 22.05.2022г.
- Благодарность департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа за активное участие в проведении единого государственного экзамена в 2020 году в качестве руководителя пункта проведения экзамена, приказ ДО ЯНАО от 18.08.2020 №543.
- Благодарность ноябрьского хуторского казачьего общества Обско-Полярного казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества за достигнутые успехи и активное участие в деятельности кадетских классов казачьей направленности и образовательного учреждения МБОУ СОШ №5 г.Ноябрьск, развитии и популяризации кадетского движения, неоценимый вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения Приказ Атамана НХКО ОПОКО СВКО от 05.03.2019г.№7;
- Благодарственное письмо ноябрьского хуторского казачьего общества Обско-Полярного казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества за достигнутые успехи и активное участие в деятельности кадетских классов казачьей направленности и образовательного учреждения МБОУ СОШ №5 г.Ноябрьск, развитии и популяризации кадетского движения, неоценимый вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения Приказ Атамана НХКО ОПОКО СВКО от 27.05.2020г.№12/БЛ.
2020 году награждена
- Благодарственное письмо ГБУ ЯНАО «Региональный центр патриотического воспитания» сетевой региональный проект «ЮнАрктика»2020г.
- Диплом серия 01 №0005186 «Издательства СПЕЦ-АДРЕС» редакции энциклопедии «Одаренные дети-будущее России» в номинации «Учитель» за высокое профессиональное мастерство и самоотверженную работу во благо России, «Издательства СПЕЦ-АДРЕС» редакции энциклопедии г.Москва 05.10.2013г.;
- Благодарность за достигнутые успехи в образовательной деятельности, многолетний добросовестный труд, приказ ДО ЯНАО от 27.02.2017 г. №237;
- Почетная грамота Президиума Тюменского обкома профсоюза за многолетний добросовестный труд, активное участие в жизни первичной профсоюзной организации, преданность профессиональному движению, в связи с Международным Днем Учителя, г.Тюмень, Президиум Тюменского обкома профсоюза, 2018г.;
- Грамота Ямало-Ненецкой окружной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ за многолетний добросовестный труд в деле воспитания подрастающего поколения, профессионализм, активную работу в Профсоюзе и в связи с профессиональным праздником Днем Учителя, постановление от 11.09.2018г. №10;
- Благодарственное письмо центра образования и науки РФ за активное участие в международной онлайн конференции «Информационные технологии в образовании 2018», приказ от 13.02.2018г. №7;
- Благодарственное письмо за активное участие в региональной предметно-методической комиссии по подготовке учащихся к муниципальному этапу всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) в 2017\2018 учебном году, ГАУ ДПО ЯНАО РИРО, 2018г.;
- Благодарственное письмо департамента образования Администрации города Ноябрьска за качественную подготовку воспитанников к конкурсным программам в рамках XVI Фестиваля творчества детей «Восхождение к истокам» по теме «Ямал-Арктика: Детство. Достижения. Будущее!», приказ от 18.04.2019г. №341;
- Благодарность департамента образования Администрации г.Ноябрьска руководителю пункта проведения экзамена-017 за обеспечение высокого уровня организации и проведения итоговой аттестации в пункте проведения экзамена, приказ от 21.08.2019г. № 569;
- Диплом эксперта регионального координационного центра WorldSkills Russia в ЯНАО за работу в V региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WORLDSKILLS RUSSIA) Ямало-Ненецкого автономного округа, компетенция «Фотография» (юниоры)», декабрь 2019г.
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/portfolio.png)
Моё портфолио
Воспитанники педагога имеют высокую учебную мотивацию, которая проявляется в участии в международных и общероссийских конкурсах:
на Международном уровне
2023г.
- Всероссийские олимпиады и конкурсы "Мир-Олимпиад", Международный конкурс по ИЗО деятельности, диплом за 1 место.;2021г. Международный игровой конкурс по истории мировой культуры «Золотое Руно» дипломы за 1 место в регионе и России 4 человека, дипломы за 1 место в регионе;
2020г.
- Международный игровой конкурс по истории мировой культуры «Золотое Руно» дипломы за 1 место в городе, регионе и общем зачете 3 человека, дипломы за 2 место в городе и регионе 3 человека;
-Международный конкурс «Время знаний» диплом за 1 место;
- Междунароный конкурс-фестиваль в рамках проекта «Планета талантов», диплом лауреата 3 степени казачьему коллективу «Вольница».
2019г.
- Международный игровой конкурс по истории мировой культуры «Золотое Руно» дипломы за 1 место по РФ 2 человека, диплом за 2 место по ЯНАО 6 человек.
2018г.
- конкурс прикладного творчества «Величие неба» диплом победителя 1 человек.
На Всероссийском уровне
2023г.
- Всероссийские олимпиады и конкурсы "Мир-Олимпиад", Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, весна!", диплом за 1 место.;
2021г.
- ООО авторская группа «Плеяда» участие в Книге «Энциклопедия детских достижений». АРТ-Талант «Всероссийский конкурс чтецов» диплом за 1 место 1 человек
- Всероссийский конкурс "Мой Ямал" для детей и педагогов муниципального и регионального уровня, диплом за 1 место (групповая работа);
- Всероссийский конкурс "Мой Ямал" для детей и педагогов муниципального и регионального уровня, диплом за 2 место;
- Всероссийский конкурс "Мой Ямал" для детей и педагогов муниципального и регионального уровня, диплом за 1 место;
- "АРТ-Талант" Всероссийский конкурс чтецов "Новогодний карнавал", диплом победителя.
2020г. Всероссийская детско-юношеская патриотическая акция «Рисуем Победу-2020» сертификат участника, IV Всероссийского конкурса-фестиваля «Вершина Творчества» ансамбль «Виктория» диплом лауреата 2 степени 12 человек,
на Региональном уровне
2022г.
- региональный этап Всероссийского конкурса детского и юношеского возраста "Базовые национальные ценности" в 2022г., диплом лауреата, Приказ ГАУ ДПО ЯНАО "РИРО" от 10.02.2022г., №32;
- Международный фестиваль "Детство без границ" региональный этап, конкурс изобразительного искусства "Детские фантазии", диплом 2 место, протокл №13 от 21.02.2022г.;
- XVII окружной детский фестиваль народного творчества "Все краски Ямала", конкурс-выставка декоративно-прикладного творчества возрастная категория 15-17 лет, диплом 2 степени;
-муниципальный этап VII Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Базовые национальные ценности» диплом за 1 место 1 человек
2021г.
- Окружной конкурс Большой библиотечной системы «Арт-обложка моей сказки» дипломы участника 5 человек;
- Всероссийский конкурс «Мой Ямал» диплом за 1 место 1 человек, диплом за 2 место 1 человек, диплом за 1 место коллективная работа 7 человек, г. региональный этап IX ежегодного смотра-конкурса «Лучший казачий кадетский класс Уральского федерального округа» диплом за 3 место команде «Обдорская застава».
2020г.
- региональный сетевой региональный проект «ЮнаАрктика» диплом за достижение высоких результатов участвовал класс-команда; окружная виртуальная викторина «Читающий Ямал» дипломы 8 человек. XV окружной детский фестиваль народного творчества "Все краски Ямала", г. Тарко-Сале 2020г. диплом за 2 место 1 человек,
2019г.
- региональный сетевой проект «ЮнаАрктика» среди учащихся 8 классов изготовление и защита макетов городов-героев;
2019г.,2018г. региональный сетевой проект «ЮнаАрктика» среди учащихся 8 классов изготовление и защита макетов городов-героев; окружной конкурс творческих работ окружной конкурс творческих работ «По следам творчества Н.Дудникова» в номинации «Художественное творчество» (диплом 2018г., 2019г.), окружная краеведческая онлайн-викторина «Ямальский волшебник» посвященная 80-летию со дня рождения Афанасьева Ю.Н. 2020г. дипломы участника 5 человек,
2017г. региональный этап Международного конкурса «Я вижу мир» посвященного 80-летию первого Всероссийского конкурса рисунка 1935 года 20-летию ежегодным передвижным выставкам ИХО РАО дипломы победителя 2 человека.
На муниципальном уровне
2023г.
- городской конкурс рисунков "Сохраним лес от пожара", диплом за 2 место;
2022г.
- муниципальный этап XVII окружного фестиваля народного творчества "Все краски Ямала", диплом за 1 место;
- городской конкурс эссе "Город, который построили Мы" среди обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций г.Ноябрьск в 2021/2022 учебном году, диплом призера;
2021г.
- муниципального этапа VII Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Базовые национальные ценности», диплом за 1 место, Приказ ДО от 27.12.2021г. № 89-178-1/03-10/2183;
XVIII городской конкурс–выставка детского художественно-прикладного творчества «Радуга-202» диплом 2й степени 1 человек, диплом 3 степени 1 человек.
2020г.
- Городской конкурс работ декоративно-прикладного творчества «Рукотворное чудо» диплом за 3 место 1 человек, диплом за 2 место 1 человек.
2019г.
- городской конкурс проектных работ среди обучающихся и воспитанников ОО г.Ноябрьска диплом 2 степени 1 человек, муниципальный этап народного творчества "Все краски Ямала" диплом 3 степени 1 человек, городской конкурс-выставка "Дорога к Храму" диплом 2 степени 2 человека, участие в городском театральном фестивале 2019 посвященном детям с ограниченными возможностями благодарность 22 человека.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты