Универсальный метод обучения

Федосова Галина Александровна

Существует ли универсальный метод обучения, который могут использовать все педагоги-предметники? По-моему, этот метод - алгоритм. Согласны?

 

Комментарии

Сыроватская Елена Алексеевна

Универсальный метод обучения-это "натаскивания" по темам. Хорошо это или плохо..?

Сыроватская Елена Алексеевна

Универсальный метод обучения-это "натаскивания" по темам. Хорошо это или плохо..?

Федосова Галина Александровна

Нельзя не согласиться с тем, что в любом классе есть ученики, которые не способны самостоятельно мыслить по правилу так, чтобы безошибочно его применить и что для части учащихся любого класса любой школы недостаточно уроков, отведенных на закрепление. Нельзя не согласиться и с тем, что учитель один не способен помочь всем, кто не усвоил новый материал. Необходимо признать и то, что используя алгоритм, составленный самими учениками пусть и под руководством педагога, можно решить проблему снижения интереса к предмету у преуспевающих учеников класса, которые способны познать больше, чем их товарищи, и которым не столь нужны уроки закрепления изученного. Что является основанием данного утверждения? Мысль о том, что, организовав самостоятельную работу слабых учеников с опорой на алгоритм, мы можем «убить двух зайцев». В данном случае алгоритм - это уже не способ "натаскивания" трудно обучаемых, а еще один дополнительный механизм развития их мыслительного аппарата и самостоятельности.
Докажу свою мысль на простом примере из личной жизни. Выйдя замуж, я не умела так готовить, как сегодня, поэтому пользовалась разными кулинарными книгами. А что такое рецепты, на которые я опиралась? Это алгоритмы. Осознав технологию приготовления того или иного блюда, я сегодня уже способна сама быть творцом кулинарных шедевров и не перестаю удивлять домочадцев своими вкусными изобретениями. Пожалуй, все согласятся с тем, что достичь мастерства в кулинарном деле мне удалось лишь после многократно осуществленных действий с опорой на рецепты и что назвать эти действия «натаскиванием» можно было бы, если бы я выполняла их под «чутким» руководством свекрови, а не самостоятельно. Значит, если учитель организует работу учеников по закреплению изученного с опорой на алгоритм, основываясь на принципе самостоятельности, то он их «не натаскивает», а побуждает к саморазвитию.

Для меня "универсальный метод" - это сесть рядом, спокойно разобраться, что не понято, и показать, как я это делаю. Получается тоже алгоритм. Разумеется, индивидуальный. Просто стличники и сами его изобретут, решив пару примеров.

Федосова Галина Александровна

Полностью с Вами согласна. Хочу лишь рассказать об одном случае из своей педагогической практики. В разных классах в разные годы мои лучшие ученики-отличники (юноша и девушка) не могли никак решить задание, посвященное правописанию Н и нн в различных частях речи. Дети, способные сами, как Вы говорите, изобрести алгоритм, никак не могли усвоить данное правило. Индивидуальная работа ("сесть рядом, спокойно разобраться") ни к чему не приводила. Только многократное прорешивание тренировочных заданий по обобщающему алгоритму помогло им достичь результата. Вот так.

Федорова Ольга Леонидовна

Алгоритм как прием пошагового действия, на мой взгляд,необходим при прохождении трудных тем.Например, при изучении правил написания Н и НН в суффиксах причастий, НЕ с разными частями речи. Если в современных условиях (ФГОСы) предложить ученикам самим составлять алгоритм, создав им проблемную ситуацию, - получиться очень продуктивный метод изучения нового материала. И закрепления.
Мне интересно применять алгоритм на уроках литературы: дети учатся с помощью него анализировать образы, говорить и писать - это умение стало дефицитным. Неговорящие дети - это бич нашего времени.