Главные вкладки
Урванцева Елена Николаевна
Сайт учителя русского языка и литературы
Профессия: Учитель
Профессиональные интересы: Развитие речи учащихся
Увлечения: Театр, поэзия, журналистика
Регион: Московская область
Населенный пункт: город Кашира
Место работы: МБОУ СОШ №3
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/urvantseva-elena-nikolaevna«По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть, то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного,- как бы букетом собранных нами в чтении цветов»
Урванцева Елена Николаевна - учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Почетный работник общего образования РФ. Победитель окружного конкурса «Учитель года».
Уважаемые коллеги! Сегодня школа – это мир детства, островок любви, доверия и взаимопонимания, а учительство - это состояние души, диагноз и наша жизнь. Уроки и беседы с родителями, экскурсии и походы, спектакли и газета, школьные тетради - это круг, в который мы вовлекаем детей, родителей, коллег, родных и друзей…
О себе
Духовное поле урока – струна, звучащая в сердце каждого
«...ценностям мы не можем научиться - ценности мы должны пережить»
|
Люблю приходить в школу пораньше. Еще тихо в коридорах, есть время помолчать, подумать, подождать… Вот они, шумные мальчишки и девчонки, радостные и шаловливые, дерзкие и пытливые, общительные и неугомонные. Для них время бешено мчится: между субботой и понедельником – целая вечность. Встречи, конфликты, примирения, обиды… и свой собственный жизненный опыт.
Хорошо, что есть школа, учитель, одноклассники. Сейчас прозвенит звонок – и мы отправимся в мир русского языка и литературы. 45 минут для того, чтобы мы перечитали самые волнующие страницы художественного произведения, представили литературных героев, чтобы мы пережили озарение истинных ценностей.
Самое интересное и ценное в этом мире - человеческая личность. Эту простую истину нужно донести до ребенка. Поэтому обучение и воспитание начинается с приятия ребенка. Ты мой ученик. Я тебя принимаю. Нам будет непросто, но мы постараемся изучить «чудные законы языка», чтобы успешно общаться с людьми, мы научимся ладить с самими собой и с миром и станем успешными…
Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы. Чтобы увидеть свой личностный рост, мы станем отмечать свои успехи в портфолио, дневнике личных достижений, в заветный альбом мы запишем мудрые мысли и, перечитывая их, запоминая их, «обогатим свою душу опытом иных поколений». Мы часто спорим друг с другом, это и хорошо, ибо «в споре рождается истина». Мы учимся задавать вопросы и мучительно ищем ответы. А открывая книгу, мы стираем границы времени и пространства: нашим собеседником становится Пушкин или Лермонтов, Тургенев или Толстой, Блок или Маяковский…
Словесник, ученики, классик – слагаемые урока литературы. Не случайно в статье «Золотое детство» Сергей Образцов пишет, что «урок литературы в школе – это не урок литературоведения, задача его вызвать у ребят любовь к чтению и умение читать не глазами, а сердцем». Художественная литература развивает палитру человеческих чувств, воспитывает, учит, предостерегает… Но неопытный читатель может заблудиться в тексте художественного произведения, многое пропустить, не заметить. Поэтому нужен учитель. Учитель позовет в мир художественного слова, «подует на те искры текста», чтобы загорелся огонь. Приглашая ребенка в художественное произведение, учитель всегда отчетливо представляет себе, каким опытом обогатит это произведение подростка, чем и в чем сделает его внутренний мир лучше. Именно эта внутренняя сила будет диктовать настроение урока, интонацию, вопрос… Конечно, словесник не волшебник, не все в этом мире зависит от учителя и тех книг, которые он принес на урок. Но если ребенок станет хоть немного отзывчивее, добрее, душевнее, теплее, человечнее, чем был, то и ради этого «стоило жить и работать стоило».
Современные дети прагматичны.
Задаю домашнее задание:
- Прочитайте сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь».
- А сколько она весит? – лукаво улыбается Ксюша.
Вот оно, поколение «нео». Выбираем книги по количеству килобайт.
- Девочка моя, все зависит от того, какой вес ты как читатель осилишь… Образованность ведь не в количестве прочитанных книг, а в качестве принятых…
Взросление, становление учителя – вечный процесс. Еще в студенческие годы открыла для себя книги Евгения Ильина. Удивилась, что у Е.Н. Ильина читают все! Главную цель преподавания литературы Ильин видит в ее воспитательной функции, а уже потом — в познавательной. Отказавшись от пассивных методов обучения (”Запоминай так, как сказано в учебнике!”), он разнообразными приемами побуждает учащихся к активному поиску “своей истины”, собственных взглядов и оценок обсуждаемых проблем. Постоянно используются приемы, направленные на эмоциональное воздействие литературных и поэтических произведений. “В какой мере работа ума становится трудом души» – вот критерий урока литературы”. Может быть, именно с этой встречи с Е.Ильиным осознала, что для словесника важно воспитать читателя, думающего, бескорыстного, готового поделиться своим опытом с другими. Урок достиг цели, если ученик прочитал книгу, переживая и радуясь, сделал свое собственное ценностное открытие. Размышления о воспитательном пространстве урока сложились в статью, опубликованную в сборнике «Ресурсы развития современного урока», Киров 2008 год.
На уроках у своих коллег Тиуновой Ирины Леонидовны, Кротовой Екатерины Ивановны, Ожигановой Светланы Игоревны не устаю удивляться. Наверное, феномен духовного пространства урока – тот самый золотой ключик педагогики. В духовном пространстве художественного произведения мы испытываем эмоциональное потрясение, когда «мыслям тесно и чувствам просторно», когда хочется творить, созидать… Прочитал стихотворение – легкое дуновение пронеслось и оставило свой след в душе слушателей. Поделился интересным наблюдением – оно отразилось в ясных взглядах одноклассников. Выразил сочувствие, сострадание – стало теплее вокруг, легче дышать каждому. Осознал высокую идею – стал мудрее, терпимее. Духовное поле урока видимо в расположении участников друг к другу, в гармонии оформления, оно проступает в сквозных образах-символах, в музыке, звучащей на уроке. Духовное поле урока – струна, звучащая в сердце каждого.
Создаю на уроке такую творческую атмосферу, чтобы возникла потребность стать активным участником процесса познания, проявить себя в живом диалоге, споре, выразить свои мысли в письме, рисунке, инсценировке, игре – словом, деятельности. Учитель моделирует ситуацию успеха, отмечая рост ученика, замечая его шаги:
- В твоем исполнении это стихотворение приобрело новые философские грани.
- В этой исследовательской работе ты проявил незаурядные способности критика и эссеиста.
- Идея Даниила мне показалась особенно оригинальной…
- Посмотрите, какой неожиданный образ подарила нам Маша!
А когда эти успехи радуют и одноклассников, то творческая личность испытывает триумф: повышается самооценка, рождается уверенность в своих силах, инициируется энергия, развивается положительное отношение к познавательной деятельности. Триумф изменяет и групповые отношения: осваивается умение признавать успехи другого человека, повышается психологический климат в группе.
Стараюсь помнить о том, что детство наполнено счастливым проживанием бытия. Дети счастливы, ибо у них еще все впереди, они могут ошибаться, они еще могут все начать сначала. Дети испытывают счастье оттого, что любимы, оттого, что существуют. Они любят жизнь и умеют забывать свои обиды. Пусть на уроке ребенок на 45 минут станет артистом, мастером, заворожено читающим текст, пусть с удовольствием поиграет словом, порисует словом, пусть станет мудрецом-философом, чье мнение интересно учителю и сверстникам.
Пусть каждый ученик при помощи учителя или сам найдет свои страницы классики, к которым станет возвращаться снова и снова, испытывая минуты сладостного единения с прекрасным. Пусть подарит счастливые минуты общения с произведением словесности своим любимым людям и услышит, «как сердце цветет».
Люблю приходить в школу пораньше. Еще тихо в коридорах, есть время помолчать, подумать…
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
И.С. Тургенев "Дворянское гнездо"
А.С. Пушкин "Евгений Онегин", "Повести Белкина", "Капитанская дочка"
Н.В. Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Ревизор", "Мертвые души"
Анна Гавальда "35 кило надежды"
Марина Аромштам "Когда отдыхают ангелы"
Стихотворения А.С. Пушкина, А. Блока, И. Бродского
И.Хакамада "Дао жизни"
Мой взгляд на мир
Люблю жизнь и свое место в ней
Мои достижения
Почётное звание «Почётный работник общего образования Российской Федерации» - приказ Минобрнауки России (Приказ Минобрнауки России №496 от 12.04.2010 г.)
Лауреат конкурса лучших учителей Кировской области – 2006 год
Обобщение педагогического опыта
Уровень обобщения | Срок проведения | Выступления (темы) |
Международная междисциплинарная инновационная научно-практическая конференция «Чтение как искусство: герменевтический аспект» | 17-18.05.2013 | Мастер-класс «Организация читательской встречи на основе краеведческого материала» |
VI Всероссийская научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество» | 12-13 декабря 2013 | «Формирование личностных результатов образования через организацию проектной деятельности» |
Окружная научно-практическая конференция «Новые ФГОС: на пути к становлению метапредметных результатов образования обучающихся» | 29.03.2013 | Опыт разработки и реализации метапрограммы «Занимательная этимология» |
Научно-методический семинар кафедры педагогики, психологии и управления образовательными системами «Новые ФГОС: на пути к становлению метапредметных результатов образования»
| 17.01.2014 | Опыт реализации программы «Занимательная этимология» |
XXXII областная научно-практическая конференция «Современные технологии как условие реализации коммуникативно-деятельностного подхода в филологическом образовании» | 14.11.2014 | Мастер-класс «Искусство сопровождения самостоятельного чтения учащихся» |
Межрайонная научно-практическая конференция «Реализация ФГОС в сельской школе» | 19.12.2014 | Мастер-класс «Занимательная этимология» |
Межрегиональная научно-практическая конференция "Духовно-нравственное воспитание в гуманитарном образовании" | 19.12.2014 | Видеоролик «Духовно-нравственное воспитание в системе работы учителя-словесника» |
Окружное методическое объединение | 30.01.2015 | Мастер-класс «Организация читательской встречи на основе краеведческого материала» |
Окружное методическое объединение учителей русского языка и литературы «Проблемы семейных отношений в художественном осмыслении авторов литературных произведений» | 27.11.2015 | Выступление «Тема семьи в классической и современной литературе» |
Курсы повышения квалификации КОГАУ ДПО «ИРО Кировской области» | 24.02.2016 | Мастер-класс «Из опыта подготовки учащихся к олимпиадам по русскому языку и литературе» |
Вторые окружные родительские встречи по теме «Культура семьи – культура поколений» | 2.04.2016 | Культура и традиции семейного чтения |
Окружное методическое объединение «Культура речи современного школьника» | 30.01.2015 | Представление опыта творческой деятельности театральной студии «Философские байки» «Слово о Победе» |
Участие в работе творческих коллективов и конкурсах педагогического мастерства.
В 2013-2014 учебном году стала победителем в областном конкурсе мастер-классов учителей русского языка и литературы «Искусство сопровождения самостоятельного чтения учащихся» (Приказ № 306 от 21.11.2014 (ИРО Кировской области)
В 2015-2016 учебном году стала призером конкурса творческих работ «Как слово наше отзовется», посвященного Году литературы в России в номинации «Любимые мои ученики» Приказ № 011 от 25.01. 2016. (Диплом ИРО Кировской области)
Моё портфолио
Перефразируем Цветаеву:
Мне нравится жить незатейливо-просто —
Как солнце, как маятник, как календарь.
Быть светской пустынницей стройного роста,
Премудрой — как всякая божия тварь.
Знать: дух — мой сподвижник и дух — мой вожатый!
Входить без доклада, как луч и как взгляд.
Жить так, как живу: вместе с вами, ребята,
Как бог повелел и друзья мне велят.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты