Родителям

Рождение ребенка - это самое большое счастье, которое может случиться в жизни каждой женщины и каждого мужчины.

"Хотите ли вы - не хотите ли, но дело, товарищи, в том, что прежде всего вы - родители, а все остальное - потом." Роберт Рождественнский

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ !!! ПУСТЬ ВАШИМ ДЕВИЗОМ БУДУТ СЛОВА: "ЩЕПОТКА СТРОГОСТИ И ПУД ЛЮБВИ!"

Психотерапия неуспеваемости Несколько правил, чтобы ваш ребенок был успешным в школе

Ребенок с раннего детства сам принимает решения, не терпит замечаний и во всем старается быть первым? Возможно, в вашей семье подрастает маленький лидер… Не стоит этого пугаться, когда-нибудь это качество может сыграть отпрыску хорошую службу, а пока маме и папе стоит просто набраться терпения и научиться общаться со своим особенным малышом. Правило второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто "отключится", перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным. Правило третье: за двумя зайцами погонишься … Посоветуйтесь с ребенком и начинайте с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него сегодня. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушее. Если вас обоих беспокоит прежде всего скорость чтения, не требуйте от ребенка одновременно и выразительности, и пересказа. Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть возможна более безличной: "Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два". Эта форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении ребенка к знаниям, его вере в успех. Правила пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка - это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам. Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникает плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: "Не сделал, не старался, не учил" порождает эхо: "Не хочу, не могу, не буду!". Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка - и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзий полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать". Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыпонимыми целями, не толкайте его на путь заведомой лжи. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто. Правило девятое: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки. Ребенка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение оценивать является необходимым компонентом умения учиться - главным средством преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Самооценка ребенка, воспитанного на принципах безболезненного (дифференцированного) оценивания, сделает его относительно защищенным от сурового несовершенства школьной отметочной системы. Отдельной отметки заслуживает красота, скорость выполнения, ошибки на "невнимание" и ошибки "на правила" и то, что ребенок сел за уроки вовремя и без напоминаний. Правило десятое: оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках. Очень важно, чтобы оценка выражалась не только на словах, но была материализована в каких-либо знаках. Для этого используйте "линеечки", графики, таблицы и т.д., которые помогут наглядно сравнивать вчерашние и сегодняшние достижения ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я-ребенок, Я-родитель, Я-взрослый.

         Вырастая, мы забываем, что когда-то были детьми, все чаще и чаще мы играем роли взрослых, как бы костенея в этой роли. А когда у нас рождаются наши дети, нам очень тяжело включиться в игры с ними, понять их. Чаще всего мы занимаем позицию родителей, потому что это проще. Легче всего в общении с ребенком включить «Я - родитель», потому что легче общаться какими-то привычными способами поведения, какими-то определенными стандартами. Ведь не всегда легко находить новый способ поведения и выхода из ситуации, т.к. это работа и, для многих, тяжелая. Легче опираться на принятый авторитет:

      «Я сказал нельзя», «Почему нельзя?», «Нельзя и все». Неужели наше детское начало мы так сильно вытесняем, ведь нам порой самим так хочется побыть детьми?

      Э.Берн утверждает, что в каждом из нас все время живут Ребенок, Родитель, Взрослый, в любом возрасте. Эти состояния меняются в зависимости от ситуаций. В отношении с ребенком важно гибко менять эти позиции. Если все время общаться с ребенком из позиции Родителя, то ребенок часто чувствует дискомфорт, а в подростковом возрасте у него появляется чувство протеста. Присутствие родительской позиции необходимо, потому, что между родителями и детьми должны существовать рамки поведения и ограничения, когда присутствуют элементы покровительского отношения родителей. Это дает ребенку ощущение защищенности. Друзья у ребенка еще будут, а родители – нет. Детское Я очень важно не выключать, потому, что детское Я включается в любой ситуации, где речь идет о потребности родителя. Но, если все время включать Дитя, которое связанно еще и с капризами, тогда ребенок оказывается в ситуации, когда у него нет поддержки, потому что он рядом с собой видит такого же капризного ребенка. Тогда ребенок сам вынужден становиться взрослым.  Часто взрослые ведут себя и как Ребенок, и Родитель, и Взрослый, но очень редко делают это адекватно ситуации.

            Ребенок – эта та часть нашей личности, которая связана с удовлетворением наших желаний, связанна с нашими потребностями. Это все наше творческое начало.

            Родитель – это внутренний родитель, которого ребенок начинает в себе формировать в связи с ощущением своих собственных родителей, восприятие родительского отношения в самом раннем возрасте. Наш внутренний родитель – это все наставления, правила, что можно, что нельзя, что принято, а что нет, законы, которые ребенок слышал от своих родителей и видел в их образе жизни. Родитель – это все что связано со стандартами и нормами привитыми обществом.

            Я - Взрослый вырабатывается в процессе жизни человека. Взрослый – это то, что связанно с выбором, это информация, приобретенная путем исследования и проверки, когда я сам решаю каким мне быть в данной ситуации: ребенком, родителем или взрослым, это как я принимаю решения.      

            Чаще всего взрослый человек в своем повседневном общении включает Взрослого, а в общении с ребенком - Родителя. Детское Я он забывает. Общение с ребенком, включение в детскую игру очень помогает включению детского Я. Ребенок играет самозабвенно, т.к. по большому счету не играет, а проживает. А взрослый выполняет обязанность играть с ребенком и если родитель отдастся процессу игры, вспомнит, как он был ребенком, то в этот момент у него есть возможность побыть ребенком, через детскую креативность, творчество в игре, появляется возможность прожить ту часть вытесненной жизни, связанной с желаниями, с потребностями.

            Ребенок интересный для общества вырастает у гибкого человека, у того который умеет быть когда нужно родителем, когда нужно взрослым, когда нужно ребенком.



Предварительный просмотр:

Готовность ребенка к школе.

Проблема психологической готовности ребенка к школе очень сложная и многогранная. На самом деле это проблема больше взрослых, чем детей. Потому, что именно у взрослых появляются вопросы готов ли ребенок взять на себя все хлопоты школьной жизни, как он будет учится в школе. Желание родителей, чтобы их ребенок был самым лучшим. Но их сомнения и тревоги передаются ребенку. Родители должны реально оценивать возможности ребенка и прежде всего надо понять действительно ли ребенок готов к обучению в школе.

Родители думают, что если ребенок умеет читать, писать, считать, то они готовы к школе. Но это не так. На самом деле ребенок должен личностно подрасти. Семилетки отличаются от дошколят своим отношениям к себе. Малыш хочет, чтобы его любили, поэтому старается во всем быть самым хорошим. Младший школьник же понимает, что если он старается и у него не получается, то только потому, что так получилось. Он понимает, что если он не умеет красиво рисовать, зато умеет быстро бегать. Он понимает, что он другой. Это первый симптом, который говорит о том, что дошкольник превращается в младшего школьника.

Ребенок 6-7 лет умеет контролировать свою деятельную активность, действовать точно по указанию взрослого, подчиняться правилам, имеет высокий уровень произвольного внимания, умеет работать по образцу, срисовывать по образцу, умеет управлять волевой сферой на трудных занятиях. У младшего школьника должно быть доминирование познавательного мотива над игровым мотивом. Наличие внутренней позиции школьника.

У младшего школьника мотивация связанна именно с учебной деятельностью, он хочет узнать больше, чем он уже знает. Познавательный мотив проявляется и в рамках общения и в потребности понять, что происходит вокруг него. Если ребенок уже достиг школьного возраста, а желания учится, у него не появилось, и преобладает желание поиграть, может быть связанно с тем, что он по своему психологическому возрасту еще дошкольник и круг его интересов связан именно с интересами дошкольника. Если он не созрел к учебной деятельности, нужно помочь ребенку: направить его на другой уровень.  У каждого человека свои этапы, сенситивные периоды, и этап наиболее чувствительный к учебе, когда ребенок начинает чем-то интересоваться у каждого свой. У одного ребенка это может быть в 3 года у другого в 5 лет. Есть дети, которые начинают читать в 3 года, сами у них появляется эта потребность. Этому не заставит, не научить, можно только направить, создать  развивающую среду. Ребенок сам должен созреть. Но если это появилось не стоит останавливать ребенка в этом делании. Ребенок не созреет, если не будет ближайшего окружения, которое будет настраивать его на то, что он станет большим, скоро пойдет в школу, у него изменится социальный статус. Надо просто ребенка к этому готовить. Должно созреть новообразование, которое поможет ребенку, подтолкнет его в личностном и психологическом развитии.

Многие родители спрашивают: «Надо ли развивать у ребенка логическое мышление?» Если у него будет развито логическое мышление, то он будет умнее, ему будет легче учиться в школе. Как его развивать? Надо помогать ребенку, познавать окружающий мир, играть, рассказывать обо всем  и тогда оно разовьется само. Есть определенная система знаний, которую ребенок усваивает в своем возрасте в рамках этой системы знаний можно выстраивать логические связи. С ребенком надо разговаривать, надо рассуждать, надо общаться и это будет способствовать развитию его детского мышления.

Возраст поступления в школу (6-7 лет), является переходным критическим возрастом, поэтому при тестировании детей  на предмет готовности к школе учитывает:

-                     новообразования прошедшего возрастного периода: оценивают сформированность игровой деятельности, произвольность, умение управлять своим поведением, подчиняться правилу, социальные навыки продуктивного взаимодействия со сверстниками, развитие наглядно-образного мышления и воображения;

-                     а также диагностировать зачатки учебных новообразований: уровень развития общих представлений, осведомленности, способность к элементарным логическим выводам.

Именно произвольность поведения позволяет определять успешность обучения ребенка.

Традиционный психологический подход к оценке готовности ребенка к школе базируется на следующем положении: дети 6-7 лет в среднем способны выполнять определенный набор интеллектуальных заданий на определенном уровне, и если результаты тестирования ребенка не хуже возрастного норматива интеллектуального развития – он готов к школе.  



Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬ И УЧИТЕЛЬ

1. О правоте

Понимание – едва ли не самое необходимое и в то же время дефицитное умение на свете. Насколько проще б нам жилось, если бы мы умели запросто влезать в чужую шкуру, просчитывать чужую логику, щадить чужие чувства… Или хотя бы понимали, что мы – любой из нас – наверняка чего-нибудь или кого-нибудь не понимаем. Правильно заданный вопрос – уже почти ответ. Сомнение в своей вселенской правоте – шаг к пониманию пусть маленькой, но правоты другого.

Примечание. Не думайте, пожалуйста, что я тут собираюсь проповедовать модную толерантность, плюрализм и прочие демократические ценности. Скорей мои записки – это вариации на тему святоотеческого афоризма: «Не будь вельми прав».

2. Откуда берется склочность?

Школа – то место, где непонимание от века оборачивается большим страданием. В последние лет 50 мир научился замечать, что в школе от непонимания и равнодушия взрослых тяжко страдают дети. Но вот об этом мы как раз не будем говорить – разве что косвенно, ради конкретного примера.

Речь пойдет о другом. С тех пор как у нас разрешили открывать частные школы и появились православные НОУ (негосударственные общеобразовательные учреждения), мучительно дает о себе знать непонимание между родителями и учителями. Уж не одна школа погибла из-за внутренних распрей, вводя в смущение и искушение многих людей, как церковных, так и «внешних».

 Обычная школа – государственное учреждение, а с государством спорить редко кто рискнет: себе дороже. Другое дело НОУ: оно и материально от родителей зависит, и органы образования его не так чтоб очень любят и защищать не станут, если что… То же можно сказать и про другие НОУ – впрочем, не будем усложнять задачу. Пусть другие сами разбираются…

3. Идеальный выпускник

Родитель и учитель в идеале должны быть единомышленниками и доверять друг другу. Ребенку неполезно, когда дома учат одному, в школе – другому. Это чревато двоедушием, цинизмом, лицемерием, утратой уважения к старшим… мне кажется, тут все понятно, можно не продолжать.

 Другое дело, что объективно оценить уровень «идеальности» выпускника довольно сложно. «Не все то золото, что блестит». «Чужая душа – потемки». И, наконец (то есть во-первых, разумеется): «Не судите, да не судимы будете». «Бог ведает сердечная» и вряд ли судит наших деток по таким признакам, как длина волос, покрой юбки и даже наличие галстука. А мы спорим и ссоримся чаще всего примерно по таким вот поводам.

4. Зачем об этом говорить?

Но мне бы не хотелось сразу сбиваться на искусительные мелочи нашей жизни. Речь пойдет о существенных (на мой взгляд) разногласиях между родителями и учителями. И о причинах этих разногласий. Их стоит вытащить на свет хотя бы для того, чтоб легче было договариваться после споров.

Итак, что нужно помнить, прежде чем устраивать скандал? И раз уж склоки начинаются, как правило, с родительского возмущения, поговорим сначала о типичных родительских ошибках.

Примечание. Учителя, конечно, тоже ошибаются. Но над ними есть много разного начальства, которое обязано учить их уму-разуму. И к этому начальству в крайнем случае можно воззвать. А бедные родители предоставлены сами себе, своим эмоциям и домыслам. Зато и управы на них никакой.

5. Корни недоверия

Самое распространенное, фундаментальное и вредное заблуждение родителей гласит:

«Учитель ничего не понимает, а я, конечно, знаю лучше, как нужно обращаться с моей деточкой».

Далее следуют несколько типичных «потому что»:

- потому что мой ребенок уникален, он не такой, как все;

- потому что я своего ребенка знаю лучше, чем какая-то чужая тетя;

- потому что все учителя злые, равнодушные, детей не любят, только орут;

- потому что к моему ребенку вечно придираются, а я все равно буду защищать его от всех на свете.

Про каждое из этих «потому что» надо сказать пару отдельных слов.

Примечание. Я не хочу сказать, что в школе не бывает этих «потому что»: уникальных детей; равнодушных или, наоборот, издерганных учителей; любимчиков и недотеп, на которых вечно сыплются все шишки. Бывают. Но с такого рода обстоятельствами бороться трудно. И ребенку от родительской «борьбы» чаще всего бывает только хуже. А со своими ошибками бороться тоже трудно, зато это гораздо продуктивней. И для детей полезней.

6. О том, чему учат грабли

Итак, «мой ребенок уникален, он не такой, как все», а потому учитель не может знать, как этот уникум воспитывать.

Все люди уникальны – в этом нет сомнений. И все в чем-то похожи или хотя бы принадлежат к известным человеческим типам.

Однако стоит вот что поиметь в виду. Для вас ваш ребенок – открытие. Если он первый или единственный, вы довольно смутно представляете себе, каким он станет через год, два, пять. Сколько раз и когда он изменится до неузнаваемости. И все болезни для вас – впервые, и переходный возраст будет впервые, и ваши методы воспитания неизвестно (для вас) к чему приведут. В такой ситуации не ошибаться очень трудно – то есть совершенно невозможно.

А учитель, если он не первогодок, уже видел и не раз, какие дети каким образом меняются. Он тоже делал ошибки, но у него в одном классе человек 20-30, а учит он не один класс, а несколько. Выпускает и снова берет классы… Одну и ту же ошибку без конца не повторяют: шишек набьешь – чему-нибудь научишься. Ну, 25 раз ошибется педагог – на 26-ой уяснит, что так делать не надо…

В общем, учитель скорее всего знает о детях больше вашего, потому что детей у него очень много.

Примечание. По моим наблюдениям, многодетные родители на пятом-шестом ребенке тоже перестают делать ошибки (хотя бы грубые). Им уже все становится понятным, хотя их дети тоже очень разные. И все-таки не стоит забывать: за те же годы у учителя перед глазами пройдет несколько сот детей. Из них хоть кто-то может оказаться в чем-то похож на вашего.

7. О психологическом возрасте

Небольшое уточнение к этому «потому что». Благодаря опыту, учитель видит ребенка в развитии и довольно легко предугадывает, куда его занесет очередной возрастной «скачок». А у родителей бывают проблемы с определением психологического возраста их чад.

Мамы имеют обыкновение отставать. Им хочется, чтобы ребенок подольше оставался их и только их малышом. Папы имеют обыкновение торопить время и считать ребенка более взрослым, чем он есть на самом деле. Папам нужен равный, соратник, а не беспомощный малыш.

Нужны примеры? Ну пожалуйста. Мама считает сына «зайчиком» и норовить одеть его в белые колготки и короткие штанишки, как в добром любимом детском садике. А сын уже третьеклассник и рвется в войну играть с мальчишками… Папа считает, что сын (такой же третьеклассник) уже взрослый, игрушки ему не нужны – даже игрушечный автомат, чтобы играть все в ту же войну…

А скажи этим мамам-папам, что они неправы – в ответ получишь либо взрыв негодования, либо выскомерно-отстраненное: я лучше знаю моего ребенка.

Примечание. Можно не оговариваться, что бывает и наоборот? Детки могут быть инфантильными, а могут обогнать свой возраст. Все бывает. Но исключение потому и исключение, что правило гораздо вероятнее.

8. Какого ребенка мы знаем?

Следующее «потому что» гласит: чужая тетя вообще не может знать мое родное чадо.

Доля правды в этом есть. Ребенок в школе и ребенок дома иногда настолько друг на друга не похожи, что оторопь берет. Только надо иметь в виду: учитель не знает вашего домашнего… ну, может, и не ангела, но почти. Но и вы не видели, как выглядит ваш ребенок, когда он хочет понравиться не вам, а своим одноклассникам. Между прочим, выглядеть ангелочком в их глазах скорее всего значит обречь себя на травлю. К тому же бегать с громким криком, озорничать, а иногда и драться для детей (мальчиков особенно) настолько «органично», что и за криминал-то в детской среде не считается.

Итак, давайте осознаем: если учитель не знает домашнюю ипостась вашего ребенка, то вы не знаете школьную. И если вам кажется, что он чего-то никак сделать не мог, «потому что этого не может быть никогда», велика вероятность, что вы неправы. Под давлением тяжелых обстоятельств или временного помрачения и взрослый человек, бывает, совершает странные поступки. А ребенок, пока растет, столько раз ошибется…

Прикиньте, кстати, сколько времени проводите с ребенком вы, а сколько – эти самые «чужие тети». Может быть, они давно уже и не чужие? Ведь полдня в школе – это полжизни вашего ребенка.

Примечание. Но вообще, что бы ни натворили дети, нельзя ставить на них клеймо «совсем пропащих» - ни школе, ни родителям.

8. О бессердечных учителях

«Учителя злые, равнодушные, детей не любят, только орут». Да. Образ педагога ужасает, престиж профессии близок к нулю. Но речь сейчас не о том, как это вредно и опасно для страны (а оно слов нет, как опасно, - презрение к учителям, неуважение к родителям и прочие разновидности хамства в библейском смысле этого понятия). Речь о том, что в учительском портрете правда, а что нет.

Для начала могу вас успокоить. Профессия учителя настолько тяжела, а платят за его работу так неадекватно мало, что равнодушный к детям человек обычно в школе не задерживается. Почти каждый учитель хоть один раз в жизни хотел бросить эту ужасную работу и бежать куда угодно – только прочь из школы. А если оставался, то исключительно благодаря тому, что без детей для него жизнь не в жизнь. Учитель, не любящий детей, - это явление случайное и, в общем, редкое. Точнее, временное. Или полюбит, или перестанет быть учителем. Сейчас сменить место работы не так уж трудно… В большом городе – особенно.

Теперь про злость и крики. Признайтесь сами себе честно: как вы переносите гвалт нескольких детей, которые одновременно чего-то от вас требуют? Любите ли вы 25 раз говорить одно и то же, а на 26-ой убедиться, что вас опять не слушали? Каким тоном вы разговариваете со своим ребенком, когда он капризничает, канючит, не слушается, а у вас болит голова и вокруг сплошные неприятности?

Бывает, что вы рявкнете, а то и наподдадите? Ох, бывает. Но не каждый же день – скажете вы. Так и учительница тоже «орет» не все уроки напролет – на это никакого голоса не хватит. Вы-то кричите соло, а ей нужно перекричать 30 детских глоток…

Но на детей кричать нельзя! Да, это «непедагогично». От криков обычно больше вреда, чем пользы (от родительских, кстати, тоже), а кричать с пользой – это редкое искусство. Однако, к сожалению, педагогу вместе с институтским дипломом никто не выдает волшебную палочку, чтобы управлять детьми и не тратить на это нервы. Даже очень опытный учитель, почти волшебник, с виду невозмутимый, как скала, выматывает себе душу детскими проблемами. Но что правда, то правда: хороший профессионал обходится без криков (тем более – без злобных криков). А выживают в школе главным образом профессионалы.

Примечание. Но я, конечно, не хочу сказать, что, придя в школу, куда его позвали по случаю конфликта, скандала, разбоя и проч., родитель не столкнется с неприятной, ощетинившейся и издерганной особой. Особенно если вы (гипотетический родитель) изберете тактику «упреждающего удара» и сразу начнете с атаки. Чем тут поможешь? Разве что попробуйте себе представить, кого видит перед собой учительница. Кроме того, можно утешить себя тем, что из двух зол вы точно будете иметь дело только с одним: или учитель равнодушен, или все принимает близко к сердцу.

9. О придирках

«К моему ребенку придираются». История стара, как мир. Ребенок натворил что-то очень несимпатичное и объясняет маме с папой, что все было не так. Не говорил он этих слов, не рисовал таких картинок, дневник случайно потерял, чужую вещь ему подбросили враги. На дом ничего не задавали – это одноклассники по ошибке зачем-то учили правила и решали задачи. И вообще учительница сама все сказала неправильно, а детка честно повторила слово в слово.

Последний аргумент с недавних пор, можно сказать, вошел в моду. «Вы нам сами так сказали», - нахально заявляет детка, ляпнув что-нибудь несуразное.

Вся эта наглая ложь пускается в ход в одном случае: если мама с папой заведомо поверят детке и ополчатся на учителей, которые посмеют утверждать обратное.

Разубеждать родителей в том, что «ребенок всегда прав», - очень тяжелая задача. Ну разве мог он врать с такими честными глазами? И слово дал к тому же…

Надо иметь в виду одну существенную вещь. Ребенку очень тяжело признаться в чем-то по-настоящему дурном (а кому легко?). Он больше всего на свете боится потерять любовь и уважение родителей. Чтобы сохранить их, детка может нагородить тысячи отговорок, оклеветать весь класс, учителей – кого угодно.

Ребенок думает, что его дурной поступок навсегда отрежет его от родительской любви. Мир рухнет. Жизнь на этом кончится.

Беда, если родители тоже так думают. Ребенок растет и делает ошибки. Порой они ужасны: воровство, непристойные рисунки, сквернословие – да мало ли что еще? По головке за это гладить не нужно. Защищать тоже никого не нужно. Но отталкивать ребенка от себя нельзя.

Версия «они ко мне придираются» - это сигнал тревоги. Даже если очень хочется в нее поверить, ни в коем случае не соглашайтесь, хотя бы на словах. Немедленно идите в школу разбираться, а то, неровен час, упустите время, и детские ошибки станут большой бедой.

Примечание. Придираться учителя могут. Но так как смысла в этом нет, а придирки возникают по каким-то неосознанным причинам, то придираться может какой-то один учитель. А если все придираются – ну, извините, значит, детка всем сумела насолить.

10. О любви к порядку

Вообще-то даже странно, что версия с придирками встречается довольно часто. Дело в том, что православные родители почему-то гораздо придирчивее и «строже» учителей.

Родителям хочется, чтобы в том православном НОУ, куда они отдали свое чадо, все выглядело суперблаголепно в любой момент: в будни и в праздники, на уроках и на переменах, постом и в мясоед…

Проблема в том, ЧТО считать порядком. Дети не могут все время ходить по струнке. Не могут всегда быть образцом послушания, примером для подражания, и проч., и проч. Когда дети растут, им совершенно необходимо пройти несколько кризисов, набрать некоторый опыт…

Учитель знает: когда дети превращаются в гадких и невыносимых «утят», их нужно потерпеть. Они пройдут период «линьки» и превратятся (если их не загубить) в нечто новое и прекрасное. «Терпеть» не значит игнорировать их безобразные выходки. «Терпеть» - значит не отчаиваться, не пилить без конца, не требовать невозможного (чтобы подросток в переходном возрасте был паинькой). Воспитывать, даже ругать, но все-таки… терпеть.

Примечание. Обычно такие доводы исполненный рвения родитель возражает: а как же преподобный Сергий Радонежский? Ведь он был совершенно идеальным в любом возрасте: и в отрочестве, ив младенчестве, и в юности?

И жалко огорчать своих родителей, но все-таки неплохо им прикинуть, сколько таких детей рождается на свете? Вон даже будущий Амвросий Оптинский был очень озорным мальчишкой. К тому же и родители у отрока Варфоломея, как известно, тоже святые. А как насчет родителей вашего отрока?

12. Опасность «тихих омутов».

Бывают детки, сохраняющие внешние признаки благонравия, когда их сверстники вовсю бушуют. Родители буянов тихо завидуют родителям «ангелочков» и изводят своих чад упреками. Учителя, наоборот, больше тревожат как раз тихие, потому что (мы об этом говорили) сотни раз видели совершенно волшебное преображение: отбушевав свое в 8-9 классе, в старшую школу вдруг приходит юноша, полный достоинства и рыцарского благородства.

К сожалению, бывает и наоборот. Те, кого слишком строго «держали» в кризисном переходном возрасте, кто был тише воды ниже травы, когда другие шли вразнос, скорей всего упущенное наверстает. И это будет много горше, чем относительно безобидное буйство подростков. Когда вразнос идут взрослые юноши и девы, последствия бывают в высшей степени серьезные. Уйти из дома, от духовника, вообще из храма в 17-18 лет гораздо проще, чем в 13-14. Мамам не верится, что тихий мальчик, не смеющий без разрешения ни в кино сходить, ни друга завести, однажды хлопнет дверью и уйдет к таким друзьям, которые родителям и в страшном сне не снились. А так бывает, и довольно часто. Это правило, а не исключение.

Примечание. Речь идет о достаточно благополучных детях, которых тщательно оберегают от любых контактов с «внешним» миром. Если в среде подростков процветают насилие, секс и наркотики, от такой среды ребенка, безусловно, нужно оградить. Но ведь не думаете же вы, что ваше чадо так и доживет до глубокой счастливой старости, ничего не зная об окружающем его мире? И знания эти могут понадобиться гораздо раньше, чем вы думаете.

13. О форме и содержании

Впрочем, родителей, которые строги без меры в своей собственной семье, не так уж много. Чаще всего встречаются родители другого рода. Они требуют, чтобы школа загнала их детей в жесткие рамки и твердые формы, безжалостно и беспощадно муштровала и вообще держала бы в ежовых рукавицах. Но сами при этом предпочитают не портить отношения с детьми.

Пусть школа будет «плохая», а я – хороший. Пусть школа возьмет на себя все «непопулярные меры». А я буду утешать свою детку мороженым и ругать злых учителей. И пусть они построже там, построже…

Слов нет, школа, конечно, рухнет, если в ней не будет разумного порядка. Но зачем же обязательно делать из нее образцово-показательную казарму, как о том мечтают многие романтики ежовых рукавиц? Дети проводят в школе половину дня. Полвека педагоги буквально бились за то, чтобы сделать школьную «среду обитания», комфортной для ребенка. Доказывали: ежедневный поход в школу не должен становиться ежедневным стрессом. Похоже, все это отринуто и забыто ради показного благолепия, внешней приглаженности, за которой, между прочим, может скрываться все что угодно. Формальный внешний «порядок» часто скрывает непригляднейшее содержание и наоборот: некоторая легкая «взъерошенность» отличает часто очень хорошие школы, которые живут не напоказ, а от души. И ничего не прячут за приглаженным фасадом.

Примечание. Да-да, я слышу. За внешним разгильдяйством тоже могут стоять если не пороки, то дурные наклонности. Но поверьте (если сможете): гораздо проще иметь дело с честным открытым озорством, чем с подлым лицемерием. Хоть, впрочем, открытое хамство тоже бывает омерзительным.

14. Просто о форме

Любовь к порядку чаще всего неразлучна с любовью к школьной форме. Взрослым свойственно забывать, как им хотелось от нее избавиться, когда они сами учились в школе. Спустя какое-то время форма для большинства становится не символом школьного рабства, а воспоминанием о детстве и поводом для ностальгии.

Если оставить в стороне эмоции и посмотреть на форму трезво, мне кажется, в ней больше плюсов, чем минусов. Форма мешает богатеньким выпендриваться, а бедным – завидовать: хоть в одежке все равны. Форма гарантирует соблюдение приличий, не отвлекает внимание от учебы, и ее не жалко повалять и потерзать во время молодецких игр. Но при этом форма должна быть удобной, прочной, в ней не должно быть жарко, холодно, противно (аллергично). И она не должна вызывать у детей отчетливо отрицательных эмоций.

Рискну сказать нечто крамольное. Мне кажется, нет ничего практичнее и уютнее, чем джинсовая ткань. Вот как только забудутся идейные баталии ХХ века, так форму станут шить только из нее. В конце концов, джинсы – рабочая одежда, не более того…

Но это всего лишь футурологический прогноз. А с галстуками надо решать прямо сейчас.

Не знаю, проводил ли кто-нибудь опрос насчет того, какая часть человечества «за» галстук, а какая – «против». Наверно, выйдет пополам. Дело не в этом. Галстук – деталь функционально бесполезная, а психологически - вредная, поскольку вызывает только споры да раздоры. Стоит ли галстук тех уроков, с которых выгоняют молодых людей, явившихся в школу без галстука? Сколько баллов будет потеряно на всяческих ЕГЭ исключительно из-за галстучной войны? Решите сами, положа руку на сердце, что вам важнее: галстук или знания?

Есть очень простой вариант решения этой проблемы. Давайте запретим в школе ношение галстуков юношам до 16 лет. А после 16 разрешим, но только по большим праздникам. Давайте решим, что галстук на мальчике – это так же вульгарно, как серьги на девочке. И так же недопустимо в школе.

Все. Нет больше никаких проблем. Снять запрещенный галстук намного проще, чем выпроваживать домой за галстуком забытым. Вы думаете, не пускать ученика в школу без галстука – идиотизм, и никто до этого не додумается? Вспомните свое пионерское детство.

Примечание. Некоторые полагают, что детям не нравится форма просто потому, что это форма. Как вам сказать? Красивая удобная одежда все-таки вызовет меньше отрицательных эмоций, чем некрасивая и неудобная. Прежде чем создавать школьную форму (а этим занимаются теперь в основном родители), спросите у своих детей, в чем им категорически не хочется ходить. И не стоит ссориться с ними по пустякам.

15. Кто враг ребенку?

Прочитав эту статью, родитель может возмутиться: что ж это получается? Не враг же я своему чаду? Я ведь добра ему хочу и все делаю, чтобы он вырос прекрасным человеком (тем самым образцом и идеалом, чей портрет мы набросали в начале статьи). Какое вы имеете право утверждать, что все мои усилия пойдут ребенку только во вред? С чего вы взяли, что выйдет по-вашему, а не по-моему?

Ребенку вашему никто не враг: ни вы, ни я. И вас никто не обвиняет – только слегка предупреждают. Но имейте на всякий случай в виду: я предупреждаю о том, что знаю наверняка. В статье почти нет конкретных примеров (не хочется, чтобы кто-то узнал себя и своего ребенка), но у меня перед глазами прошли тысячи историй о том, как росли дети и как родители им в этом помогали или мешали. Хотя обычно для изменения точки зрения хватает двух-трех десятков. Часто бывает, что в православные НОУ приходят работать наиболее активные родители. Они, как правило, начинают с того, что предлагают ряд реформ, в которых хорошо видна та самая «родительская» точка зрения, о которой шла речь выше. Проработав месяц-другой, эти родители умолкают. К концу учебного года наиболее честные из них обычно говорят: да, вот бы всем родителям поработать в школе. Столько всего вдруг начинаешь понимать по-новому…

Примечание. И все-таки, возможно, в этом разговоре какие-то акценты вы расставили бы по-другому. Какие-то мои слова могли вам показаться слишком резкими. Не буду спорить, хотя у меня не было ни цели, ни желания кого-нибудь обидеть. Ну что ж, попробую еще раз коротко проговорить, что же на самом деле сказано в этой статье.

16. Резюме

1. Прежде чем не согласиться с мнением учителя, подумайте о том, что

- учитель видит ребенка таким, каким он бывает в школе, а вы – только домашний вариант;

- для вас все детские проблемы скорее всего уникальны, учителю они уже встречались – и не раз;

- вы знаете прошлое и настоящее ребенка, учитель часто видит будущее – по аналогии с другими, уже выросшими детками;

- учителя, которые не любят детей, встречаются не так уж часто: им в школе не выжить.

А таких, кто не хотел бы детям добра, вообще не бывает.

2. Дети растут, учатся жить и делают ошибки. Это не повод для отчаянья и вечного брюзжания.

3. В определенные периоды ребенок кажется невыносимым, и его нужно потерпеть таким, какой он есть.

4. Дети не в силах жить в вечном стрессе от «хождения по струнке». Порядок должен быть разумным, невздорным и по возможности комфортным. Это касается и школы, и семьи.

5. Вводя школьную форму, стоит позаботиться, чтобы она была не только гипоаллергенной, но и гипоконфликтной.