Методическая копилка

Абакумова Наталья Вячеславовна

Предварительный просмотр:

НОД «Музыка». Интегрированное занятие-путешествие с применением интерактивной доски «Звуки вокруг нас»

Музыкальный руководитель:  Абакумова Наталья Вячеславовна

1. Возрастная группа: Старшая группа.
2. Цель:  Познакомить и расширять представления детей о разнообразии звуков, их свойствах.

3. Задачи:

 Образовательная: Формировать умение правильно называть и подразделять музыкальные звуки, в зависимости от материала изготовления инструментов, с помощью которых эти звуки получаются.

Развивающая: Развивать музыкальный слух путем дифференцировки звуков по разным основаниям: шумовые и музыкальные, по виду материала изготовления.

 Развивать у детей коммуникативные навыки при работе в парах, социальную компетентность в процессе музыкально-исполнительской деятельности и танцевального творчества.

Продолжать развивать музыкальную и творческую одаренность в детях.

Воспитательная:  Воспитывать культуру слушания музыки  эмоциональную отзывчивость, побуждать выполнять групповые правила, соблюдать культуру общения. 

4. Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие, интеграция  познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

5. Вид детской деятельности: Музыкально – художественная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

6. Форма организации детей: фронтальная, работа в парах.

7. Методы и приемы: беседа с детьми, учебный диалог, ансамблевая работа, наглядно-слуховой и наглядно-зрительный метод.

8. Материал и оборудование:

Интерактивная доска с наглядно-демонстрационным  материалом, музыкальные инструменты, материалы для опытов (пластиковые бутылочки, совочки, наполнители: горох, фасоль, вода, песок, рис), музыкально-дидактическая игра «Выбери инструменты», фортепиано, ноутбук с аудиозаписями, колонки.

1ч. Организационная

Ход занятия.

Дети входят в зал под музыкальное произведение «Ода музыке» и встают полукругом.

Приветствие  детей (стоя в полукруге дети выполняют ритмическую гимнастику)

Воспитатель:

 Доброе утро! (разводят руки в стороны и слегка поворачиваются)

Улыбнись поскорее! (кланяются друг другу).

И весь день сегодня ("пружинка")

Будет для всех веселее.

Доброе утро скажем гостям   (дети говорят «Доброе утро»)

И они улыбнутся тоже нам.    (поднимают ручки вверх).

Воспитатель: А теперь я предлагаю поздороваться по-другому под музыку с Натальей Вячеславовной.

Муз: Попевка-приветствие: «Рада видеть вас всех я, на занятии у себя, вы готовы начитать? Песни петь и танцевать? Так начнем?»

Дети отвечают: Так начнем, мы станцуем и споем.

Воспитатель предлагает детям присеть на стульчики.

 Дети произносят: друга за руки бери и на стульчик проходи.

2ч.  Основная

Муз.рук: Дети, а на чём я сейчас играла?

Дети: фортепиано

Это музыкальный инструмент.

Муз.рук: А что же издают музыкальные инструменты

Дети: (ответы)

Муз.рук: Звуки прозвучавшие на музыкальном инструменте называются музыкальными.

-Я знаю, что звуки могут издавать любые предметы. Даже мы с вами.

Давайте поиграем. Внимание на доску.      доска с карточками-картинками -руки, ноги, рот )

 Воспитатель указывает на одну из картинок по очереди:дети хлопают, топают, шумят.

Муз.рук: Дети, что мы сейчас делали?

Дети: Топали, хлопали, шумели.

Муз.рук: Такие звуки называются – шумы. Мы с вами шумели.

Муз.рук: Я вам предлагаю закрыть глаза и послушать другие звуки вокруг нас. Ребята, что вы сейчас слышите?

Дети: Шум ветра, кто-то ходит, машина едет и пр.

Воспитатель: Что будет, если исчезнут все звуки на земле?

Дети: Будет очень тихо, мы ничего не услышим, нельзя будет общаться, разговаривать, будет скучно и не интересно.

Воспитатель: Все на свете дети знают,

                Звуки разные бывают.

                Журавлей прощальный клёкот,

                Самолёта громкий ропот.

                Гул машины во дворе,

                Лай собаки в конуре.

                Стук  колёс и шум станка,

                Тихий шелест ветерка…

                Это звуки ШУМОВЫЕ!

Ребята, так что же  такое звук?

Дети: отвечают

Вывод: Звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат.

(отобразить на доске  глаз, ухо, волна)

Муз.рук: А вы хотите сами сделать звуки?

Воспитатель: Сейчас мы вас приглашаем в волшебную лабораторию по созданию звуков.

Работать в ней мы будем парами.  (Инструкция по поведению)

Введение в проблемную ситуацию:

(На столе перед детьми стоят бутылочки и тарелочки)

Воспитатель: Дети, у меня на столе бутылочки, они пустые. Если я их потрясу...будет звук? (нет)   Как сделать чтобы звук появился? (ответы детей)

На тарелочках лежат разные наполнители: каштаны, фасоль, рис.

- Наполните свою бутылочку. Закройте бутылочки и потрясите их.

Муз.рук: А теперь сравните, одинаково ли звучат ваши бутылочки?

- Дети объясняют, почему бутылочки  звучат по-разному.

Воспитатель: Все верно,  разные предметы звучат по-разному в зависимости от материала.  Мы с вами создавали шумовые звуки.

                     Только есть ещё другие.

                Не шуршащие, ни стучащие –

                А есть звуки-музыкальные!

Исполнение песни «Мир музыки» (дети выходят на полукруг)

Муз.рук.: Я приглашаю вас в путешествие, в страну «Звуков», где мы познакомимся с другими видами звуков! Вы согласны отправится в путешествие?

Воспитатель: Все занимаем места в музыкальном экспрессе. (на доске паровоз с 3-мя вагончиками)

Звучит песня «Паровоз», дети двигаются змейкой по залу и проходят на стулья.

Первая станция «Деревянных звуков»

Муз.рук. Мы попали на станцию деревянных звуков. Как вы думайте, почему эта станция так называется?               (стол с деревянными инструментами)

Дети: здесь находятся деревянные инструменты.

Муз рук: Что это у меня в руках? (беру ложки) Послушаем как они звучат.

Воспитатель по очереди играет на инструментах: трещетке, рубель, маракас.

-Какой звук издают эти музыкальные инструменты?

Дети: сухой, деревянный, глухой

Воспитатель:  Деревянный звук какой?

Он стучащий и сухой.

Тёплый и трескучий,

Тихий и гремучий.

Муз рук: А вы хотите  на них поиграть?

«Шумовой Оркестр» (берут инструменты и встают полукругом)

музыкальное сопровождение р.н.п. «Ах, вы сени мои сени»

Воспитатель: В руках настоящих музыкантов ложки становятся просто волшебными.

Скажите, ребята, сегодня инструменты в ваших руках молчали?

Муз. рук:  Вот сколько полезного мы узнали на этой станции, а наше путешествие продолжается. Звучит музыка.

Следующая станция «Металлических звуков»

Муз. рук: Ребята, посмотрите, какое большое разнообразие музыкальных инструментов. (на интерактивной доске игра) Подумайте, и найдите те инструменты, которые издают металлические звуки. 

Дети: Выходят по одному и выкладывают на фланелеграф на доске. 

Воспитатель: Дети, согласны? (да или нет смотрим)

(на столе за доской  находятся металлические инструменты)

Муз. рук:  (играет на каждом выбранном ребенком инструменте и дает им характеристику)

Дети послушайте, как звучит треугольник. Треугольник звучит высоко, звонко и нежно, и придает музыке еще больший блеск, живость и задор.

А металлофон наполняет музыку своими разнообразными, выразительными возможностями.

Музыкальный  инструмент – тарелки – плоские металлические пластинки – это ударный инструмент. Звук извлекается ударом тарелок друг о друга. Звук тарелок, в зависимости от способа и силы удара, может получиться самый разнообразный – от звонкого, пронзительного, до еле слышного. (Показывает способы игры на тарелках)

Колокольчики и бубенчики придают музыке необычный, фантастический колорит.

Воспитатель: Я предлагаю взять бубенчики, станцевать красивый танец и насладятся необычным звучанием металлических инструментов.

Танец с бубенчиками (музыкальное сопровождение по выбору)

Муз рук:  Молодцы дети! Какой красивый и мелодичный танец.

Наш поезд продолжает свое следование, мы приближаемся к последней станции.

(Дети двигаются по залу паровозиком)

Муз.рук:  Я предлагаю вам поиграть в игру «Что звучит?»

Вы должны внимательно послушать и отгадать, какой звучит звук: деревянный, металлический или какой -то другой.  Готовы?        (звук слышно из-за доски)

-Дети, какой новый звук вы услышали?

Ответы детей.

Муз.рук.  достает бокал и показывает, играет на нем. Звук наш  хрустальный, стеклянный.

Потому что он сделан из стекла.

Воспитатель: Мы с вами оказались на станции хрустальных звуков

 (показать на доске картинку с вагончиком)

Сейчас каждый из вас попробует извлечь звук.  Дети по кругу передают бокал с палочкой и издают звук.     (после проходят на стульчики)

Муз.рук: Показывает установку с хрустальными палочками и игает на ней.

Вам понравился хрустальный звук? Что вы представили, пока он звучал? (ответы)

На следующем занятии мы еще раз послушаем с вами и поговорим подробнее о хрустальных звуках.

3ч. Заключительная

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие.

Что вам понравилось больше всего? Что было сложным? Дети, какой новый звук вы услышали?

Дети отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, впечатление.

Муз рук:  Закончить наше путешествие  я хочу стихотворением:

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину…

Как гуляет кот по крыше,

Как шуршат за стенкой мыши,

Волки воют на луну.

Дети: (хором)

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и «невкусный»!

Воспитатель: Фея музыкальных звуков передает  вам вот такие альбомы-раскраски, в которых вы найдете много музыкальных инструментов, издающих разнообразные звуки.

Дети говорят спасибо, до свидания и уходят.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЕ Народные ТАНЦЫ ХОРОВОДЫ


Предварительный просмотр:

Методика разучивания песни с детьми дошкольного возраста.

Музыкальный руководитель

Абакумова Наталья Вячеславовна

Для того, чтобы дети любили песни, любили их слушать и конечно же петь, необходимо поддерживать устойчивый интерес к разучиванию песен.

«Как заинтересовать, как удержать внимание маленького ребенка, чтобы разучить новую песню?» Без эмоциональной увлеченности просто невозможно достичь желаемых результатов. Детям очень нравится, когда песня исполняется с фонограммой, звучание аккомпанемента становится богаче, интереснее. Если песня понравится при первом знакомстве, ее будет легче выучить, не пропадет интерес после этапа разучивания.

Каждый музыкальный руководитель ставит перед собой задачи, направленные на музыкальное воспитание детей:

— воспитывать у детей устойчивый интерес к разучиванию новых песен;

— воспитывать музыкальную культуру, расширять музыкальные впечатления;

— формировать певческие навыки и простые движения под музыку;

— развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, умение понимать изобразительные и выразительные возможности музыки;

— вырабатывать исполнительские, певческие навыки;

— повышать творческую активность на занятиях.

Певческие возможности в каждой возрастной группе различны. До 3-х лет малыши накапливают опыт восприятия музыки, сенсорно-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. От3-х до 5-ти лет происходит координация слуха и голоса, музыки и движений, соединение знаний и умений. От 5-ти до 6-ти лет практические действия подкрепляются знаниями о музыке, обогащаются ими, формируются элементы эстетического отношения к пению и музыке вообще.

На занятиях с самыми маленькими детьми используются попевки и небольшие песенки, имеющие подражательный характер (голоса птиц, животных, звуки окружающей действительности, повторяющиеся интонации) желательно чтобы в тексте были звуки ж, ч, щ. мелодии должны быть простые, построенные на 2-4 звуках в диапазоне: ре1-соль1.

У детей 3-4 лет диапазон: ре1-ля1, дыхание еще нее равномерное, короткое, не у всех развита артикуляция, дикция. В 4-5 лет диапазон расширяется: ре1-си1, дыхание более устойчивое, фразы более протяжные, лучше произносят слова. В 5-6 лет диапазон от до(ре)1 октавы до до(ре) 2 октавы. Дети лучше владеют певческим дыханием, могут петь фразы до 2-х тактов в медленном темпе. Используется более разнообразный репертуар, в любом темпе и любой динамике.

Разучивание песен идет по 3 этапам:

— подготовительный этап

— основной этап

— заключительный этап

1. Подготовительный этап

Задача: Познакомить детей с песней, создать эмоциональный интерес к её образу, Раскрыть содержание песни

1. На первом этапе, во время показа (исполнения) песни необходимо сделать небольшое вступление — объявить тему песни, чтобы привлечь внимание детей, попросить внимательно прислушаться к словам.

2. Название песни можно озвучить перед прослушиванием, а можно после того, как дети услышали песню. Назвать авторов стихов и музыки.

3. При первом прослушивание песни, можно использовать иллюстрации или картинки по теме песни,игрушки и др.дидактический материал.

4. Если текст тяжел для восприятия, то его нужно прочитать и объяснить смысл непонятных слов. Чтобы дать целостный художественный образ, песня исполняется несколько раз.

2. Основной этап:

1. Краткая беседа с детьми на тему: о чём или о ком поётся в песне? (вспоминаем)

Разучивание песни идет по одному куплету (по музыкальным фразам), тяжелые мелодические и ритмические ходы нужно учить отдельно (дети слушают как поет взрослый, а затем повторяют за ним);

2. Если песня предполагает определённого рода движения, то вместе со словами сразу можно разучивать и движения (например, в новогодних хороводах, где обычно многие песни идут с движениями).

3. Педагогу необходимо петь вместе с детьми, смотреть на детей, смотреть им в глаза, показывать как правильно проговорить или пропеть слова песни. Можно петь «а капелла» или, использовать фонограмму «-», если темп песни не быстрый. Педагог должен петь громко и хорошо, подавая детям пример. Стимулировать хорошее пение детей похвалой.

4. Далее текст должен учиться с мелодией;

широко используется индивидуальный подход: дети поют вместе, а затем по очереди: мальчики-девочки, сидя-стоя. 1 строчку вслух, 2ю просебя и пр.

При разучивании песни можно использовать разнообразные методические приемы:

— «эхо»,

— пение «по цепочке»,

— «пение по картинкам»(для усвоения текста)

— пение «а капелла»,

— «пение про себя» с показом рукой движения мелодии,

— проговариванием текста шепотом и др.

— пение песни без слов (на какой-нибудь слог: ля, ла, да, та)

— пение под «плюсовую фонограмму» (использую в процессе разучивания песни, чтобы у детей появилась уверенность в знании слов, последовательности куплетов, да и выразительности исполнения песни).

Песни, написанные в куплетной форме, лучше разучивать с припева.

При работе над песней необходимо переключать деятельность детей на игру или разучивание танцевальных движений, на выполнение творческого задания либо на исполнение мелодии песни на музыкальных инструментах. Благодаря смене деятельности внимание детей не притупляется, не угасает интерес к песне. Ведь главная задача — ребята должны прочувствовать характер, настроение песни.

3. Заключительный этап:

1. Законченное исполнение разученной песни под инструмент или фонограмму минус.

Когда же песня выучена, для закрепления текста можно использовать различные музыкально-дидактические игры, к примеру «Сломанный телевизор»«музыкальное лото»«угадай мелодию».

Во время пения желательно чередовать положения «сидя» и «стоя». Смена положений является своего рода разрядкой и снимает физическое и умственное утомление, если оно появляется.

Немаловажное значение имеет песенный репертуар, который должен быть доступным, интересным и увлекательным, приносить радость и желание вновь и вновь возвращаться к этой песне. При подборе песенного материала стараюсь учитывать несколько важных моментов:

1. Современность песни — желательно, чтобы песня относилась к настоящему времени и была написана современным композитором.

2. Доступность — при выборе песен необходимо учитывать возрастные особенности детского голоса, а также, как правило, небольшой диапазон голоса.

3. Интересные слова — в песне слова играют очень большую роль. Единство музыки и слов, их органическое сочетание является одним из важных условий популярности песни у детей. Также следует учитывать и то, что дети очень любят игровые песни, сюжетные, которые поются от первого лица, и от имени птиц, зверей и т. д. И вот когда песня выучена, исполнение ее приносит истинное наслаждение. Песня как будто принарядилась вместе с детьми к празднику, одела свой лучший наряд.


Предварительный просмотр: