Потапушкина Галина Ивановна

Программное содержание: помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха; учить способам распознающего наблюдения; закрепить знания о свойствах твердых и жидких предметов, используя метод маленьких человечков (ТРИЗ); развивать у детей творческое воображение; активизировать речь за счет слов «тает», «замерзает», «снежная крупа», «снежные хлопья»; учить анализировать (игра «хорошо – плохо»)

Материал: баночка со снегом, фигурки маленьких человечков для фланелеграфа, медальки с фигурками человечков (изображающие  агрегатное состояние жидкости) на каждого ребенка, рисунки – эскизы снежинок.

Предварительная работа: наблюдение на прогулках, проведение опытов.

Ход занятия.

-Вился, вился белый рой,

Сел на землю – стал горой. (снег)

-Сегодня мы с вами побеседуем о снеге (достает баночку со снегом).

-Давайте вспомним о нем все, что вы уже знаете. (ответы детей)

-Как можно красиво сказать о снеге? (белый, пушистый, искристый).

-Какой снег бывает в морозную погоду? (сухой, из него плохо лепить.)

-А когда снег бывает мокрым? (в оттепель, из такого снега хорошо лепить снеговика, можно построить крепость).

-Как вы думаете, снег твердый или жидкий? (изображает на фланелеграфе).

-Какие вы знаете разновидности снегопадов? (снежная крупа – очень мелкий сухой снег, снежные хлопья).

-Какая должна быть температура воздуха, чтобы пошел снег? (рассматривают модель термометра).

-Отгадайте новую загадку:

С неба звезды падают,

Лягут на поля,

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек

Тонких, как стекло!

Звездочки холодные,

А земле тепло! (снежинки)

-Давайте рассмотрим, какие бывают снежинки (вспомним).

-Каждая из них по-своему красива, но у всех шесть концов (граней), они очень похожи на звездочки. (рассматривают рисунок).

-А сейчас решим логическую задачу.

-«Однажды девочка Лена долго любовалась снежинками по дороге в детский сад. Она решила порадовать и детей с воспитателем – поймала снежинки на рукавичку и принесла в группу. Но вместо снежинок на рукавичке оказалась капелька воды. Где же снежинки? (ответы детей).

-Посмотрите на наш снег в банке – он тоже тает, только медленнее, чем одна снежинка. А когда он весь у нас растает, что же случится с нашими веселыми человечками?

-Они опустят ручки, поставят их на пояс и превратятся в синих человечков, так как  в баночке у нас будет вода.

-Давайте и мы с вами изобразим баночку со снегом. ( у детей медальоны)

-Сначала делаем круг  - баночка из стекла твердая, внутри снег – твердый, крепко держимся за руки, но вот мы внесли баночку в группу.

-У нас тепло, снег тает, и в баночке остается вода (переворачиваются медальоны – на них изображения «жидких» человечков).

-Давайте представим, что мы вынесли нашу баночку на мороз, на улицу. Что случится с водой? (превратится в лед) . ( переворачивают медальоны – опять у всех  «твердые человечки» сверху.

-Какой лед? Расскажите мне о нем? (холодный, прозрачный, твердый, гладкий, холодный и пр.)

-А где еще можно получить лед, если на улице тепло? (в холодильнике).

-Очень хорошо отвечали сегодня все дети, и в награду еще несколько загадок:

Бел, да не сахар,

Ног нет, да идет. (снег)

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Коль поймаешь на ладонь. (снег)

 

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло!

Скользко, весело, светло! (лед)

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов