Копытова Наталья Григорьевна

Внеклассное мероприятие по литературе «Моя малая Родина».

(проводится в форме игры «Счастливый случай»

 

Цель – формирование чувств к малой родине – месту, где ты родился.

 

Задачи:

1.                Показать значение родины в жизни каждого человека;

2.                Видеть прекрасное в обыкновенном;

3.                Узнать как можно больше о своём крае.

 

Предварительная работа:

Дети дома выполняют творческие задания – сочиняют рассказы, стихотворения, рисуют на темы «Моя малая родина», «Моя родная природа», «Мой Кузбасс».

 

Оформление:

 

- Слайды

 

- Плакаты «Я не знаю ничего более  прекрасного, чем наша земля».

                                                          К. Г. Паустовский

 

«Человек должен украшать землю».

                                                          М. А. Шолохов

- Выставка рисунков и картин  природы.

 

           Условия игры:

1.    Класс делится на 2 команды, в командах присутствуют родители ( по 2-3 человека)

2.    За правильные ответы участникам выдаются жетоны.

3.    Игра состоит из четырёх геймов:

Первый гейм «Вперёд!»

Второй гейм «Заморочки из бочки».

Третий гейм «Гонка за лидером».

Четвёртый гейм «Вопросы противнику».

 

Примечание: В гейме «Заморочки из бочки»  участники  по очереди достают «бочонки» с номерами.  В соответствии с номером задаётся вопрос.

 

В четвёртом гейме команды сами задают по очереди по 2 вопроса.

 

Ведущий читает стихотворение Ю. Кузнецова  «Родина».

Показываются слайды, звучит песня «Деревня»

- Родина! Отечество святое!

Перелески! Рощи! Берега!

Поле от пшеницы золотое!

Голубые от луны стога!

 

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев.

Тут  звезда на ставеньку присела,

До земли чуть-чуть не долетев!

 

Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера!

Родниковой свежести отведав,

С краешка звенящего ведра!

 

Это позабудется едва ли

И навек останется святым....

Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придется, сердцем защитим!

  

 Вступительное слово.

 И у каждого из нас есть свой уголок, который называется малой родиной.     Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Не случайно в трудные критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, то есть свою «малую» Родину.

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

- А знаете ли вы, почему наше село называется «Уроп»?

(В переводе с тюрского языка «УР» означает «ДРЕВНЯЯ», «ОП- «РЕКА». Значит, УРОП переводится как «ДРЕВНЯЯ РЕКА».

Уроп – наша малая родина, место нашего рождения. И сегодняшнюю игру мы посвящаем нашей маленькой, но неповторимой деревеньке.

 Первый гейм «Вперёд!» 

1.                Название сибирского винограда. (Калина или крыжовник)

2.                Название дикой розы. (Шиповник)

         1. Как называется часть реки, берущая начало? (Устье)

              2.Место, куда впадает река? (Исток)

1.                Как называется трава, из которой делают щётки? (Ковыль)

2.                Какое дерево любит носить украшение? (Берёза)

1.              Самая распространённая профессия нашего села? (Водитель)

2.              Самая маленькая птица нашего края? (Воробей)

 

1.               Название солёной капусты в кадке? (Квашеная)

2.               Название супа из квашеной капусты? (Борщ)

 

1.                Самый  распространеннный вредитель – поедатель капусты?  

         (Гусеница)

2.                Самый опасный вредитель картофеля? (Колорадский жук)

 

1.Какая нива пишется с прописной буквы? (Хлебная)

2.Что называют у нас вторым хлебом? (Картофель)

 

1.Фамилия известного актера, родившегося в посёлке Колмогоры?  

         (Панкратов-Чёрный)

2.Эстрадная звезда, родившаяся в Уропе? (Маша Распутина)

 

1.Лесной санитар? (Волк)

2.Сельский магазин? (Сельпо)

 

 

 Второй гейм «Заморочки из бочки».

1.Продолжите пословицу:

«Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь…» (капустой)

 

2.Отгадайте загадку:

«Всех наградила, всех загубила» (Осень)

 

3.Почему в полной колоде карт именно 52 карты и 4 масти?

 (В году 52 недели, а в месяце – 4 недели)

 

4.Почему ласточки перед дождём летают низко?

(Ловят насекомых; холод прибивает их к земле)

 

5.Растает ли снежная баба, если на неё  надеть шубу? (Нет)

 

6. Почему цветок ЛЮТИК назвали так?

 (Ядовитое растение от слова «ЛЮТЫЙ»)

 

7.Шли гурьбой:

Тёща с зятем

Да муж с женой.

Мать с дочерью

Да бабушка с внучкой.

Да дочь с отцом.

Много ли всех?  (Четверо)

8.Корм, которым соловья не кормят?  (Басня)

9. Сорт яблок, содержащий мужское имя? (Антоновка)

10. Счастливый случай ( + 1 балл)

 

 

Третий гейм «Гонка за лидером».

1.Что ест зимой жаба? (Ничего)

2.Сколько ног у паука? (8)

3.Сын овцы? (Ягнёнок)

4.Кого обзывают навозником? ( Жука)

5.Областной центр? (Кемерово)

6.Районный центр? (Белово)

7.Куда улетают зимовать сороки? (Никуда)

8.Кого убивают и свою кровь проливают? (Комара)

9.Сколько иголок у ежа? (6-7 тысяч)

10.Правда ли, что ласточки улетают в Африку? (Да)

11.Название помещения, где  деревенские люди моются? (Баня)

12.Какая лесная женщина живёт в болоте? (Кикимора)

13.В какой посуде летала Баба Яга? (Ступа)

14.Как в нашей местности называют цветы ПРОСТРЕЛЫ?   

          (Подснежники)

15.Научное название цветов ОГОНЬКОВ? (Купальница)

16.Третье поколение в семье? (Внуки)

17.Чьими устами глаголят ИСТИНУ? (Младенца)

18.           Сколько минут надо варить яйцо, сваренную  вкрутую?

         (Оно уже сварено)

19.Название свадьбы через 15 лет? (Стеклянная)

20.           Название свадьбы через 75 лет? (Коронная)

21.Ремесло пить-есть не просит, а само…? (Кормит)

22.Продолжи: «Добро говорить – себя …» (Веселить)

23.Почему редкие растения и  животные  заносятся в Красную книгу?  

         (Красный цвет –сигнал опасности)

24.Настоящие имя и фамилия Маши Распутиной? (Алла Агеева)

 

Четвёртый гейм «Вопросы противнику».

(Вопросы готовят сами участники)

 --

 

Объясните, что обозначали эти слова (говоры) у старожилов нашего села?

Анбар  (Амбар)

Аркашка  (Пруд)

Пенза  (Часть деревни, где селились переселенцы  с Пензы)

Сухой Уроп (Пересохшая река, где раньше была Мельница)

Красная гора (Место, где растёт много земляники)

Мазанка (Строение, обмазанное глиной)

 

Ведущий:

-  Какие понятия  заключает в себе слова РОДИНА? Это место, где ты родился;

 место, где находятся могилы наших предков;место, где человек познал свои первые радости и неудачи.

-Ребята, у каждого из вас своя дорога в жизни. Но пусть в вашем сердце живет любовь к родному краю, району,   улице, на которой вы живете, к отчему дому, к своей малой родине. И если каждый человек пронесет эту любовь на протяжение своей жизни, насколько богаче, прекраснее станет наша страна. Мы с вами граждане великой страны и должны об этом помнить.

 

Чтение сочинений, стихотворений учащихся.

Подведение итогов.

Награждение победителей.

 

Литература:

1.Н.М.Шанский "В мире слов"М., Просвещение, 1981,255с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Внеклассное мероприятие по литературе «Моя малая Родина».

(проводится в форме игры «Счастливый случай»

 

Цель – формирование чувств к малой родине – месту, где ты родился.

 

Задачи:

1.                Показать значение родины в жизни каждого человека;

2.                Видеть прекрасное в обыкновенном;

3.                Узнать как можно больше о своём крае.

 

Предварительная работа:

Дети дома выполняют творческие задания – сочиняют рассказы, стихотворения, рисуют на темы «Моя малая родина», «Моя родная природа», «Мой Кузбасс».

 

Оформление:

 

- Слайды

 

- Плакаты «Я не знаю ничего более  прекрасного, чем наша земля».

                                                          К. Г. Паустовский

 

«Человек должен украшать землю».

                                                          М. А. Шолохов

- Выставка рисунков и картин  природы.

 

           Условия игры:

1.    Класс делится на 2 команды, в командах присутствуют родители ( по 2-3 человека)

2.    За правильные ответы участникам выдаются жетоны.

3.    Игра состоит из четырёх геймов:

Первый гейм «Вперёд!»

Второй гейм «Заморочки из бочки».

Третий гейм «Гонка за лидером».

Четвёртый гейм «Вопросы противнику».

 

Примечание: В гейме «Заморочки из бочки»  участники  по очереди достают «бочонки» с номерами.  В соответствии с номером задаётся вопрос.

 

В четвёртом гейме команды сами задают по очереди по 2 вопроса.

 

Ведущий читает стихотворение Ю. Кузнецова  «Родина».

Показываются слайды, звучит песня «Деревня»

- Родина! Отечество святое!

Перелески! Рощи! Берега!

Поле от пшеницы золотое!

Голубые от луны стога!

 

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев.

Тут  звезда на ставеньку присела,

До земли чуть-чуть не долетев!

 

Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера!

Родниковой свежести отведав,

С краешка звенящего ведра!

 

Это позабудется едва ли

И навек останется святым....

Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придется, сердцем защитим!

  

 Вступительное слово.

 И у каждого из нас есть свой уголок, который называется малой родиной.     Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Не случайно в трудные критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, то есть свою «малую» Родину.

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

- А знаете ли вы, почему наше село называется «Уроп»?

(В переводе с тюрского языка «УР» означает «ДРЕВНЯЯ», «ОП- «РЕКА». Значит, УРОП переводится как «ДРЕВНЯЯ РЕКА».

Уроп – наша малая родина, место нашего рождения. И сегодняшнюю игру мы посвящаем нашей маленькой, но неповторимой деревеньке.

 Первый гейм «Вперёд!» 

1.                Название сибирского винограда. (Калина или крыжовник)

2.                Название дикой розы. (Шиповник)

         1. Как называется часть реки, берущая начало? (Устье)

              2.Место, куда впадает река? (Исток)

1.                Как называется трава, из которой делают щётки? (Ковыль)

2.                Какое дерево любит носить украшение? (Берёза)

1.              Самая распространённая профессия нашего села? (Водитель)

2.              Самая маленькая птица нашего края? (Воробей)

 

1.               Название солёной капусты в кадке? (Квашеная)

2.               Название супа из квашеной капусты? (Борщ)

 

1.                Самый  распространеннный вредитель – поедатель капусты?  

         (Гусеница)

2.                Самый опасный вредитель картофеля? (Колорадский жук)

 

1.Какая нива пишется с прописной буквы? (Хлебная)

2.Что называют у нас вторым хлебом? (Картофель)

 

1.Фамилия известного актера, родившегося в посёлке Колмогоры?  

         (Панкратов-Чёрный)

2.Эстрадная звезда, родившаяся в Уропе? (Маша Распутина)

 

1.Лесной санитар? (Волк)

2.Сельский магазин? (Сельпо)

 

 

 Второй гейм «Заморочки из бочки».

1.Продолжите пословицу:

«Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь…» (капустой)

 

2.Отгадайте загадку:

«Всех наградила, всех загубила» (Осень)

 

3.Почему в полной колоде карт именно 52 карты и 4 масти?

 (В году 52 недели, а в месяце – 4 недели)

 

4.Почему ласточки перед дождём летают низко?

(Ловят насекомых; холод прибивает их к земле)

 

5.Растает ли снежная баба, если на неё  надеть шубу? (Нет)

 

6. Почему цветок ЛЮТИК назвали так?

 (Ядовитое растение от слова «ЛЮТЫЙ»)

 

7.Шли гурьбой:

Тёща с зятем

Да муж с женой.

Мать с дочерью

Да бабушка с внучкой.

Да дочь с отцом.

Много ли всех?  (Четверо)

8.Корм, которым соловья не кормят?  (Басня)

9. Сорт яблок, содержащий мужское имя? (Антоновка)

10. Счастливый случай ( + 1 балл)

 

 

Третий гейм «Гонка за лидером».

1.Что ест зимой жаба? (Ничего)

2.Сколько ног у паука? (8)

3.Сын овцы? (Ягнёнок)

4.Кого обзывают навозником? ( Жука)

5.Областной центр? (Кемерово)

6.Районный центр? (Белово)

7.Куда улетают зимовать сороки? (Никуда)

8.Кого убивают и свою кровь проливают? (Комара)

9.Сколько иголок у ежа? (6-7 тысяч)

10.Правда ли, что ласточки улетают в Африку? (Да)

11.Название помещения, где  деревенские люди моются? (Баня)

12.Какая лесная женщина живёт в болоте? (Кикимора)

13.В какой посуде летала Баба Яга? (Ступа)

14.Как в нашей местности называют цветы ПРОСТРЕЛЫ?   

          (Подснежники)

15.Научное название цветов ОГОНЬКОВ? (Купальница)

16.Третье поколение в семье? (Внуки)

17.Чьими устами глаголят ИСТИНУ? (Младенца)

18.           Сколько минут надо варить яйцо, сваренную  вкрутую?

         (Оно уже сварено)

19.Название свадьбы через 15 лет? (Стеклянная)

20.           Название свадьбы через 75 лет? (Коронная)

21.Ремесло пить-есть не просит, а само…? (Кормит)

22.Продолжи: «Добро говорить – себя …» (Веселить)

23.Почему редкие растения и  животные  заносятся в Красную книгу?  

         (Красный цвет –сигнал опасности)

24.Настоящие имя и фамилия Маши Распутиной? (Алла Агеева)

 

Четвёртый гейм «Вопросы противнику».

(Вопросы готовят сами участники)

 --

 

Объясните, что обозначали эти слова (говоры) у старожилов нашего села?

Анбар  (Амбар)

Аркашка  (Пруд)

Пенза  (Часть деревни, где селились переселенцы  с Пензы)

Сухой Уроп (Пересохшая река, где раньше была Мельница)

Красная гора (Место, где растёт много земляники)

Мазанка (Строение, обмазанное глиной)

 

Ведущий:

-  Какие понятия  заключает в себе слова РОДИНА? Это место, где ты родился;

 место, где находятся могилы наших предков;место, где человек познал свои первые радости и неудачи.

-Ребята, у каждого из вас своя дорога в жизни. Но пусть в вашем сердце живет любовь к родному краю, району,   улице, на которой вы живете, к отчему дому, к своей малой родине. И если каждый человек пронесет эту любовь на протяжение своей жизни, насколько богаче, прекраснее станет наша страна. Мы с вами граждане великой страны и должны об этом помнить.

 

Чтение сочинений, стихотворений учащихся.

Подведение итогов.

Награждение победителей.

 

Литература:

1.Н.М.Шанский "В мире слов"М., Просвещение, 1981,255с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов