Главные вкладки
Консультации наставник
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.33 КБ | |
| 17.94 КБ | |
| 21.3 КБ | |
| 16.93 КБ | |
| 13.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Нетрадиционные формы работы с родителями»
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Как вы все знаете, работа с семьей – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса. Чтобы правильно и интересно организовать эту деятельность необходимо применять различные формы работы, которые в свою очередь, делятся на традиционные и нетрадиционные.
К традиционным относятся:
1. Консультация.
2. Беседа.
3. Родительское собрание.
4. Анкетирование и другие.
Воспитатель: Эти формы часто используются в детских садах. А как часто проводятся нетрадиционные формы с родителями?
Такие как:
1. Круглые столы.
2. Конференции.
3. Семинары-практикумы.
4. Родительские чтения.
5. Акции.
6. Создание книг.
Воспитатель: Сейчас существует большое количество нетрадиционных форм работы по разным направлениям, например, экологическое, художественно-эстетическое, физическое воспитание и др.
Мы хотим предоставить вам нетрадиционные формы работы с родителями по экологическому, физическому и художественно-эстетическому воспитанию
Экологическое воспитание дошкольников должно происходить нетолько в рамках детского сада, но и в семье. Осуществление экологического воспитания в детском саду будет более эффективным, если оно будет иметь продолжение в семье. В семье должны закладываться основы гуманного отношения к природе.
Воспитатель: Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
1. Маршруты выходного дня.
2. Семейные традиции.
3. Конкурсы.
4. Трудовые десанты.
5. Природоохранные акции.
6. Участие в качестве ведущих и жюри в КВН и викторинах.
7. Составление гербариев, аппликаций.
8. Моделирование экосистем.
Воспитатель: Маршруты выходного дня - может разрабатываться для детей всех возрастов. Возраст ребенка определяет специфику маршрута. В младшем дошкольном возрасте дети еще трудно представляют себе город. Знакомство с ним следует начинать с экскурсий по близлежащим улицам. В старшем дошкольном возрасте объем знаний о родном городе увеличивается. Знакомим детей с историей города и его достопримечательностями, знаменитыми людьми.
Семейные традиции – воспитатель может порекомендовать родителям различные примеры традиций: поход в парк каждые выходные, посещение зоопарков разных городов, коллекционирование энциклопедий с животными и растениями планеты Земля, страны, области и родного города и др.
Трудовые десанты – форма работы, в которой родители вместе с детьми могут выйти в парк и прибрать мусор, или же на территории детского сада, во дворе и др. Дети трудятся, познают природу. Труд в природе помогает нетолько ближе познакомиться с природой, но и воспитывает в детях бережное отношение, учит аккуратности.
Воспитатель: Природоохранные акции – нетрадиционная форма организации работы, в которой родители и дети могут организовать группу единомышленников и сделать доброе дело, на благо города, природы и себя. К таким акциям можно отнести «Посади дерево!», «Птицам тоже нужен дом!» и др.
Участие в качестве ведущих и жюри в КВН и викторинах – воспитатели и родители могут организовать для детей конкурсы, викторины. Где дети в команде решают различные экологические ситуации, такие как: экологические проблемы города, разделение животных по средам обитания и др.
Моделирование экосистем – воспитатели могут дать задание для родителей и детей создать модель среды обитания, с ее животным и растительным миром. Затем можно устроить выставку работ, рассмотреть, изучить их, использовать на занятиях для закрепления знаний и др.
Воспитатель: Все эти формы работы помогают детям больше узнать о природе, сблизиться с окружающей средой, проводить время с интересом, и при этом важную роль играют родителями.
Воспитатель: Мы хотели бы рассказать также о том, какие нетрадиционные формы работы с родителями могут проводить педагоги по направлению «физическое воспитание».
Физическое воспитание - это процесс целенаправленного и систематического формирования здорового, полноценного человека, его физических сил и физических качеств, обеспечивающих его приобщение к физической культуре и стремление к физическому совершенству.
Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а также укреплять внутрисемейные отношения.
Занятия физической культурой в семье должны стать семейной традицией, лишь тогда они принесут пользу.
Для того чтобы вовлечь родителей в физическое развитие детей, воспитатели могут организовать:
1. Дни открытых дверей;
2. Выпуск буклетов и газет;
3. Совместные праздники и развлечения;
4. Гимнастические вечера и т.д.
Воспитатель: Спортивные праздники и развлечения:
Основная цель спортивных праздников – помочь каждому ребенку проявить себя в любимом виде спорта, ощутить себя членом команды. Участие в соревнованиях детей и родителей благотворно влияет на взаимоотношения в семье, вызывает чувство гордости за общие и индивидуальные победы, позволяет лучше узнать друг друга и побуждает родителя поощрять спортивные интересы ребенка.
Дни открытых дверей:
Дети особенно восприимчивы к положительному примеру отца и матери. Если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях с учетом индивидуальности ребенка, у детей формируется положительное отношение к занятиям физической культурой. Совместные физкультурные занятия учат общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой, в конечном счете, сплачивают семьи.
Дни открытых дверей, когда родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурном занятии.
Гимнастический вечер:
В настоящее время мы все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания. В детском саду можно организовать кружок для старших дошкольников «Веселый мяч» с использованием коррекционных мячей (фитболов). Итог работы за год можно подводить на гимнастическом вечере, где дети показывают свои программы, сюжетные композиции, образные упражнения.
Воспитатель: Таким образом, работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, сочетающая нетрадиционные формы работы с родителями способствуют изменениям в отношении родителей к физической подготовленности своих детей.
Воспитатель: Нетрадиционные формы работы можно использовать и по художественно – эстетическому воспитанию.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность. Также она способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Воспитатель: К художественно-эстетической деятельности относится:
- Изобразительная деятельность;
- Музыкальное восприятие;
- Восприятие художественной литературы.
В художественно – эстетическом направлении при работе с родителями можно использовать такие нетрадиционные формы как:
1. Дни открытых дверей;
2. Организация выставок семейного художественного творчества;
3. Совместные праздники;
4. Театральные спектакли, где родителей привлекают к изготовлению костюмов или участию;
5. Литературные гостиные;
6. Танцевальный досуг;
7. Музыкальные концерты;
8. Сказочные танцевальные путешествия;
9. Школа танца и т.д.
Они проводятся с целью сплочения родителей, педагогов и детей, помогают по-новому раскрыть внутренний мир детей и улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми.
Воспитатель: Танцевальный досуг:
«Танцевальный досуг» является одной из наиболее увлекательных, эмоционально окрашенных и позитивных мероприятий, как для детей, так и для взрослых. Уникальность такой формы работы с родителями заключается в том, что в ходе танцевально-ритмических действий, взрослый и ребенок меняются ролями, ребенок становится «учителем» для своих родителей. Между детьми и их родителями формируются «партнёрские» отношения.
Дни открытых дверей:
Педагоги приглашают родителей в один из дней, информируют заранее о мероприятиях, проводимых в детском саду. Так как в основном родители работают, то могут выбрать режимный момент или занятие, время посещения, когда им удобно будет прийти в группу. Родителям предлагается понаблюдать за ребенком в разных ситуациях: на занятии познавательного характера, на музыкальном, творческом (рисование, лепка) занятии. Родители должны поддержать своего ребенка, когда у него, что – то не получается.
Воспитатель: Совместные праздники и театральные спектакли:
Организованные совместно с родителями и детьми представления создают у них незабываемые радостные переживания. Взрослым предоставляется шанс снова вернуться в детство. Такая нетрадиционная форма ценна тем, что дарит детям теплоту дружественного общения, уважения друг к другу, заботу друг о друге, сплочении в достижении общей цели. Такие мероприятия объединяют родителей и детей, воспитывают у детей уважение к старшим и понимание к их требованиям. А взрослые начинают видеть своих детей с другой стороны и стремятся к развитию их творческих способностей. В их отношениях возникает взаимопомощь и сотрудничество.
Все нетрадиционные формы помогают привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами, что делает их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
Предварительный просмотр:
Консультация
«Проектная деятельность в условиях ДОУ»
Подготовила воспитатель:
Лапковская О. В.
2025 г.
"Проектная деятельность в условиях ДОУ"
Цель:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов;
2.Обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования.
Задачи:
1.Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
2.обучение педагогов проектной деятельности
3.внедрение в педагогический процесс технологии проекта
4.развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
- Что же это такое проект? Проект (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. Проект - самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка.
Что же такое проект для самого ребенка?
- Раскрытие творческого потенциала;
- Умение работать в группе ;
- Умение направлять деятельность на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми;
- Умение презентовать свою работу.
Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность, выполненная с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
- Виды проектной деятельности.
При организации проекта важно учитывать доминирующий вид деятельности детей, так как и они нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Но при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы
В практике современных дошкольных учреждений следующая классификация проектов
По составу участников | -индивидуальные, -групповые, -фронтальные; |
По содержанию | Монопроекты (одна образовательная область) Интегративные (две и более образовательные области) |
По продолжительности | Краткосрочные (1-4 недели) Среднесрочные (до 1 месяца) Долгосрочные (полугодие, учебный год) |
По доминирующему виду проектной деятельности | Информационно-практико-ориентированные Исследовательско-творческие Ролево-игровые творческие |
. В практике ДОУ используются следующие типы проектов ( по Л.В.Киселёвой).
Исследовательско-творческий - дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации , детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старших групп.
Ролево-игровой - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Применяется во второй младшей группе.
Информационно-практико-ориентированный - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Применяется в средней группе.
Творческий - оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Этот тип проекта подходит для детей второй младшей группы.
В воспитательно -образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться.
Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха.
- А теперь подробно рассмотрим структуру проекта.
Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.
Первый этап – подражательско -исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и “втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: “Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентован продукт?”,
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
Последовательность работы педагога над проектом:
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план, схему проведения проекта;
- собирает информацию, материал;
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
- даёт домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛЬНОЙ СТРАНИЦЕ ПЕДАГОГОВ В ИНТЕРНЕТЕ»
Персональный сайт – визитная карточка педагога, которая дает возможность продемонстрировать свои достижения, поделиться опытом с коллегами. Наличие сайта – один из критериев оценки профессиональной деятельности педагога при аттестации. Многие педагоги не знают, как правильно вести свой сайт, и нарушают закон. Из статьи вы узнаете, как следует оформлять сайт, чтобы избежать ошибок.
Каким должен быть дизайн персонального сайта? Первое, на что обращают внимание посетители сайта – его оформление. Оригинальный дизайн, иллюстрации, анимация сделают его ярким и запоминающимся, однако это не главная цель персонального сайта педагога. Поэтому нужно заранее продумывать дизайн, чтобы каждый элемент на сайте выполнял свою функцию.
Анимация на сайте. Не стоит увлекаться анимацией. У посетителей может сложиться впечатление, что на сайте представлена информация развлекательного характера. В результате они могут с недоверием отнестись к рекомендациям, которые дает педагог на своем сайте, и не оценят его профессиональный уровень. Анимация будет уместна в том случае, если она помогает достичь образовательных целей.
Цветовое оформление. Часто можно увидеть на сайтах педагогов буйство красок. Творческий подход к оформлению важен, но в данном случае игра с цветом будет лишней. Лучше выбирать единый стиль в оформлении всех разделов и страниц сайта. Особое внимание следует уделить тому, как сочетаются цвета фона и текста.
Какую структуру сайта выбрать?
Разделы по интересам посетителей сайта. Педагог должен понимать, с какой аудиторией он будет общаться на сайте, и учитывать ее интересы. Сайт педагога могут посещать коллеги – педагоги - стажисты и начинающие воспитатели, родители, методист, руководитель методического объединения. Поэтому на сайте следует предусмотреть разделы для каждой категории посетителей. Не забудьте о возможности перевести сайт на версию для посетителей с ОВЗ.
Понятное меню и удобная навигация. Желание педагога разместить как можно больше информации на сайте приводит к тому, что им просто неудобно пользоваться. Меню сайта должно быть простым. Не следует делать слишком много разделов. К основным из них можно отнести разделы: главная страница, визитная карточка, новости, методическая копилка, достижения детей, рекомендации родителям, фото галерея и обратная связь.
Какими материалами наполнить сайт?
Содержание разделов. В разделе «Визитная карточка» разместите свою фотографию, информацию о себе (место учебы и работы), дипломы, грамоты. В разделе «Новости» размещайте информацию о событиях в группе, об участии в методических мероприятиях. Регулярно обновляйте новостную ленту, чтобы посетители видели, что ваш сайт живой. В «Методическую копилку» загружайте материалы, которыми хотите поделиться: полезные рекомендации, методические находки, как свои, так и других авторов. В разделе «Достижения детей» представьте результаты участия детей в конкурсах, соревнованиях. Обязательно указывайте название мероприятия и дату, когда оно проходило. Особое внимание уделите разделу для родителей. Здесь должна быть полезная информация, практические материалы для занятий с детьми дома. В «Фотогалерее» загрузите фотографии по темам событий в ДОО и на уровне района или города, в которых принимали участие воспитанники. В разделе «Обратная связь» разместите контакты, по которым посетители сайта смогут с вами связаться.
Требования к информации. Все материалы на сайте педагога не должны противоречить педагогическим принципам, этическим нормам и законодательству. Текст пишите грамотно, без орфографических и пунктуационных ошибок. Информация должна быть актуальной и содержательной. Также важно помнить, что на своем сайте педагог представляет не только самого себя, но и дошкольную организацию, в которой работает. Поэтому информация здесь должна отражать исключительно профессиональную деятельность педагога, его личностные качества и достижения в работе.
Какую ответственность несет педагог, как владелец сайта? Владелец сайта – это тот, на кого оформлен ресурс. Для оформления нужно: создать сайт и оформить доменное имя, заключить договор с провайдером хостинга. Педагоги, как правило, размещают сайты, страницы сайтов на порталах. Они соглашаются на условия компаний, которые предоставляют услуги бесплатно и комплексно: вычислительную мощность для размещения информации в интернете и доменное имя, чем, по сути, разделяют ответственность перед контролирующими органами. В такой ситуации нужно внимательно знакомиться с условиями пользовательских соглашений. Как правило, они снимают любую ответственность с регистратора доменного имени и с провайдера хостинга за публикуемую информацию. Если педагог принимает условия соглашения, то в будущем именно он отвечает за весь контент на сайте.
Обязательно ли должна быть обратная связь с посетителями сайта? На сайте педагога обязательно должна быть информация о месте его нахождения (адрес), электронная почта и форма для обратной связи. Это требование части 2 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В случае если этого нет, то педагога могут обязать ее сделать через суд. Форма обратной связи нужна для того, чтобы пользователи сайта могли в порядке внесудебной меры обратиться к владельцу сайта за прекращением нарушения авторских и (или) смежных прав.
За какую информацию могут закрыть сайт педагога? Педагог должен знать, что за размещение в сети неправомерного контента он несет ответственность, которую также регулирует Федеральный закон № 149-ФЗ. Если педагог разместил такой контент, контролирующие органы закроют доступ к его сайту и/или странице сайта через провайдера хостинга. Это тот минимальный риск, который есть у любого владельца сайта.
Запрещенная информация. Есть информация, запрещенная или ограниченная к распространению на уровне Федеральных законов. Таких законов много, в том числе Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Согласно данному закону запрещается распространять информацию среди детей, если она: побуждает их к действиям, которые представляют угрозу их жизни и (или) здоровью; способна вызвать желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкоголь, заниматься бродяжничеством или попрошайничеством. Также под запретом информация, которая отрицает семейные ценности, пропагандирует нетрадиционные сексуальные отношения и формирует неуважение к родителям, содержит нецензурную брань, информацию порнографического характера и др.
К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, закон относит информацию, если она: представлена в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия, половых отношений между мужчиной и женщиной; вызывает у детей страх, ужас или панику; содержит бранные слова и выражения, которые не относятся к нецензурной брани.
Как правило, на персональных сайтах педагогов такой информации нет. В этом случае больше рискуют пользователи социальных сетей. Основной критерий, по которому они выбирают контент для личной страницы – понравилось, развлекло. При этом люди часто не могут оценить содержание, например, видеороликов и автоматически делятся ими, не понимая, что распространять их запрещено.
Размещение фотографий детей и родителей без их согласия. Использовать фото гражданина любого возраста (ребенка или взрослого) можно только с его согласия (ст. 152.1 ГК). В противном случае гражданин вправе потребовать удалить такую информацию. Исключение – фотографии общего плана, то есть съемка какого-то мероприятия. Общие фотографии (когда вся группа фотографируется «на память») не входят в эту категорию.
Кроме того, публикация фотографий без согласия – это нарушение Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Роскомнадзор, как контролирующий орган также вправе потребовать удалить эту информацию или привлечь к ответственности по статье 13.11 КоАП, так как непонятно, с какими целями публикуется такая информация.
Использование персональных данных третьих лиц. Педагог несет ответственность также при упоминании в статьях, новостях или в описаниях раздела своего сайта персональных данных третьих лиц. Это могут быть фамилия и имя дошкольников, их родителей или родственников, коллег.
Например, педагог пишет на сайте в разделе «Новости» о мероприятии, которое прошло в детском саду, и упоминает, что в празднике участвовал папа Миши Иван Иванович Иванов. Или адресует посетителей сайта к специалисту: с этим вопросом обратитесь к преподавателю кафедры дошкольного образования Алле Викторовне Петровой.
Многие педагоги считают, что такая информация на персональном сайте – это не обработка персональных данных, так как они никуда не передаются. Но такое рассуждение не соответствует принципам защиты прав субъектов персональных данных. Если папа воспитанника или специалист сочтут, что такой публикацией педагог нарушил их право, то они вправе потребовать удалить свои данные и обратиться в суд за защитой своих прав.
Отсутствие ссылок на авторов чужих материалов. Размещать чужие авторские материалы на персональном сайте также рискованно. Это может повлечь нарушение норм законодательства о защите авторских прав, если нет ссылки на указание авторства или правообладателя (если таковой имеется).
Например, если педагог решил разместить на своем сайте полезный материал какого-либо методиста, то он обязательно должен указать авторство, чтобы не нарушить закон. Педагог может размещать не сам материал, а ссылку, по которой посетители сайта смогут его найти. Но эта ссылка должна быть прямой, то есть выходить на конкретный, подписанный автором материал. Если педагог поставит ссылку на раздел, где он лежит, то автоматически возьмет на себя ответственность за указание на все материалы этого раздела, что повышает риски.
Отсутствие ссылок на авторство, как и плагиат, может повлечь судебное разбирательство по иску правообладателя. Ссылки на контент видеохостинга (YouТube) также опасны, так как видеохостер в пользовательском соглашении снимает с себя ответственность за соблюдение авторского права. К частному случаю нарушения авторского права относятся также публикации материалов из конкретного издания, «купленных», например, по договору на подписку.
Реклама всех подряд сайтов, товаров и игрушек для детей. Реклама на персональном сайте педагога, причем в любом виде, может привести к конфликту интересов. Конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при которой у педагога при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Источник журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
Предварительный просмотр:
Подготовила: Лапковская О. В. воспитатель
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Нетрадиционные формы проведения
родительских собраний
Одна из задач общения воспитателя с родителями – раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения воспитателей с родителями.
Однако родители – люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о своем ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.
Родительское собрание
Именно на собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на доклад. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы. От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.
Применяются следующие формы проведения родительских собраний:
психологический тренинг;
мастер-класс;
совместное занятие детей с родителями;
день открытых дверей;
показ театральных постановок.
Подготовка родительского собрания
1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.
2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.
3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
4. В нашем детском саду используются такие формы привлечения родителей на родительские собрания, как: подготовка конкурсов, выставок, поделок по теме собрания. При этом в конкурсах участвуют и дети, и их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала собрания, и педагог знакомит родителей с образцами работ. На самом собрании родители выбирают лучшую работу, и победителю вручается приз.
5. Как одна из форм активизации родительского внимания может быть использована магнитофонная запись ответов детей на вопросы по теме собрания.
6. Мы приглашаем сказочного героя на собрание.
7. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.
8. Желательно провести заседания родительского комитента за месяц до собрания.
Непосредственно перед собранием необходимо:
подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться. Можно расставить столы и стулья по кругу, на них выставить карточки с именами, отчествами родителей, подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также – карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации. Продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.
Проведение родительского собрания
Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное». Время проведения собрания – 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).
1. Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.
2. Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов УДО, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.
Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.
Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное – совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.
Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.
По возможности разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.
Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.
При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.
3. В третьей части родительского собрания – «разное» – обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.
По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
Также существуют и нетрадиционные методы проведения родительских собраний.
«Читательская конференция». За 2 недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.
«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, формирование фонематического восприятия. Педагог дает понятие – фонематическое восприятие. Совместно с родителями он анализирует, почему так важно развивать его у ребенка, затем предлагает родителям поделиться советами, своим опытом, какие игры, приемы можно использовать для его формирования. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта».
«Семинар – практикум». На собрании могут выступать воспитатель, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.
«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка: слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.
«Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный этап: педагог предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по развитию у детей, например, связной речи. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку или игру, например, составление загадок «Узнай по описанию». В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде « Копилка родительского опыта».
«Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. К примеру, возьмем кризис 3-х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3-х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.
«Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.
На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.
«Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
«Реверсионная мозговая атака, или Разнос». Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков.
«Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.
«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».
«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.
«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто?, Что?, Где?, Как?, Чем?, Когда? (Почему?). Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.
Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, - смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?
Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.
Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо "Почему ты опять не убрал свои игрушки?" - "Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина"). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: "Стыдно!", "Меня не устраивают твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы ты без меня делал(а)?", "Как ты можешь поступать так со мной!" и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: "Хорошо учиться в школе - это значит..." или "Для меня диалог с ребенком - это..." Мать или отец должны закончить предложение.
Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.
Предложенные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется.
Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют:
- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
- ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
- размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
- повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА
ВОСПИТАТЕЛЯ Лапковской О. В.
С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ Миломаевой А. А
НА 2025-2026 уч. год
Разработчик: воспитатель
Лапковская О. В
Цель работы: Создание условий для профессионального роста молодого специалиста.
Задачи:
- Оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
-Оказать помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг, личный сайт педагога и т.д.);
- Предложить рекомендации по применению форм и методов работы с детьми и нетрадиционных форм работы с родителями воспитанников.
Месяц | Содержание работы | Метод работы |
СЕНТЯБРЬ | 1. Диагностика умений и навыков молодого специалиста. 2.Оформление документации воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС. 3. Планирование образовательного процесса в рамках условия введения ФГОС ДО и ФОП | Анкетирование. Консультация и ответы на интересующие вопросы. Проверка документации. Изучение всех видов планирования (перспективного, ежедневного, календарного, подбор педагогической литературы) |
ОКТЯБРЬ | 1. Выбор темы по самообразованию. 2.Ознакомление с нормативно - правовой базой. 3. Мониторинг | Консультация, оказание помощи и ответы на интересующие вопросы. Подбор методической литературы по теме самообразования Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. Помощь в проведении мониторинга |
НОЯБРЬ | 1. Методика проведения детских праздников. 2. Планирование работы с родителями, нетрадиционные формы взаимодействия. 3.Оформление наглядной информации для родителей. 4.Помощь в оформлении личного сайта | Помощь в подготовке и организации осеннего праздника. Наблюдение за наставником в роли ведущей. Консультация и помощь в составлении плана работы с родителями, подбор материала для родителей. |
ДЕКАБРЬ | 1. Изучение методики проведения ООД, совместная разработка конспектов ООД в младшей группе. 2. Беседа «Как провести эффективное занятие». 3. Помощь в проведении малышника «Как мы елку наряжали» | Посещение занятий молодого специалиста. Рекомендации и оказание помощи в проведении ООД. Секреты мастерства. |
ЯНВАРЬ | 1. Организация индивидуальной работы с детьми. 2. Роль игры в развитии дошкольников. 3. Оказать помощь в подготовке открытых занятий. 4.Использование современных технологий в воспитательном процессе (проектная деятельность) 5.Выявление профессиональных затруднений 6.Организация и руководство играми детей во второй половине дня. | Помощь в составлении плана индивидуальной работы с детьми. Консультации наставника, наблюдение за работой молодого специалиста - совместная игровая деятельность. Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника. Совместное определение путей устранения профессиональных затруднений |
ФЕВРАЛЬ | 1. Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста. 2. Использование современных здоровье сберегающих технологий. 3.Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, участие молодого педагога в подготовке материала для родителей (малышники, мастер – классы и др.) | Консультация и решения выхода из этих проблем. Консультация и ответы на интересующие вопросы. Консультация наставника, участие молодого педагога в разработке материалов для родителей. |
МАРТ | 1.Просмотр конспекта и проведение ООД молодым специалистом. 2. Использование в работе ИКТ. 3.Повышение своего профессионального мастерства, посещение и обмен опытом на районных методических объединениях, участие в творческой группе «Агробизнес – образование». | Обсуждение. Консультация, использование презентаций в работе с детьми и родителями. |
АПРЕЛЬ | 1. Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности. 2. Подготовка к мониторингу развития детей. 3.Проведение нетрадиционного родительского собрания. | Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме. Оказание помощи. Контроль. |
МАЙ | 1. Подготовка к летне – оздоровительному периоду. 2. Отчет молодого специалиста о проделанной за учебный год работе по теме самообразования. 3. Подведение итогов работы. | Консультация и ответы на интересующие вопросы. Анализ проделанной работы за учебный год, пожелания на будущее Отчёт об итогах наставничества |
Ожидаемый результат:
По итогам данной работы молодой специалист приобретет ряд профессиональных умений:
- умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с детьми требований, оценивать данные требования;
- умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательно-образовательной работы с детьми;
- умение анализировать индивидуальные особенности ребенка и организовывать психолого-педагогическую поддержку развития;
- умение анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем;
- умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с воспитанниками.
