2.1 Развивающая предметно пространственная среда

Казакова Мария Витальевна

В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы  расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

 

 

 

 

                        

                             

                                                                            

                           

                                   

                           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обеспеченность средствами обучения и воспитания

Возрастная категория воспитанников с 4 до 5 лет

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Формирование первичных ценностных представлений

-набор предметных картинок нравственного содержания;

- предметные картинки «Что такое хорошо, что такое плохо», «Моя семья», «С кем я живу», «Достопримечательности района», «Российская армия»

Развитие коммуникативных способностей

-дидактические пособия социально-эмоционального направления «Повтори эмоцию», «Кубики настроения», «Составь семейный портрет», «Часики эмоций», сундучки настроения, домики с секретом и т.д.

- набор предметных картинок «Профессии»

Развитие регуляторных способностей

- предметные картинки «Как вести себя в общественных местах»;

- дидактическая игра «Культура поведения за столом», «Скажи вежливое слово», «Мои обязанности по дому»

Формирование социальных представлений, умении и навыков

Развитие игровой деятельности

- куклы средние, атрибуты для игр «Семья», «Магазин», «Транспорт», «Парикмахерская», «Больница»;

- коляски;

- наборы игрушечной посуды;

- набор «Парикмахер»;

- наборы медицинских игровых принадлежностей;

- игровой модуль «Кухня»;

- игровой модуль «Парикмахерская»;

- алгоритмы приготовления салата, супа, компота;

- грузовые, легковые автомобили среднего размера;

- маркер «Больница»;

- ширма «Семья»;

- набор мебели

Развитие навыков самообслуживания.

- алгоритм сервировки стола, подготовки рабочего места к занятию;

- алгоритм одевания и раздевания;

- алгоритм умывания

Приобщение к труду

- инструменты для ухода за комнатными растениями (совочки, грабельки, палочки, лейки);

- природный и бросовый материал для ручного труда;

- алгоритм сервировки стола;

- фартук, совок, щетка, тряпки, тазики;

- алгоритм «Ухаживаем за растениями»;

- паспорта растений;

Формирование основ безопасности

- макет дороги; набор демонстрационных картин «Правила дорожного движения»;

- наборы дорожных знаков и светофор

- наборы картинок «Пожарная безопасность», «Безопасность на дороге»;

- правила: общения с огнем и спичками;

- правила обращения с электроприборами

Образовательная область «Познавательное развитие»

Математическое развитие

- разнообразный счетный материал,

- наборное полотно,

- набор геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине (7 форм, цветов и размеров),

  • набор объемных геометрических тел (разного цвета и величины),
  • доски-вкладыши (с основными формами, составными из 4-5 частей),
  • наборы для сериации по величине (6- 8 элементов),

- набор плоскостных геометрических фигур для составления изображений по графическим образцам (из 4-6 элементов),

  • мозаика разных форм и цвета (мелкая) с графическими образцами,
  • игра «Чудесный мешочек» с набором объемных тел (6-8 элементов),

- игрушки-головоломки (сборно- разборные из 4-5 элементов),

  • головоломки-лабиринты,
  • набор кубиков с цифрами (от 1 до 5),
  • набор карточек с изображением количества предметов (от 1 до 5) и цифр,
  • набор карточек-цифр (от 1 до 5),
  • набор магнитных цифр (от 1 до 5),
  • магнитная доска,
  • наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (цвет, величина, форма, назначение и т.д.),

Основы науки и естествознания

  • наборы предметных картинок для группировки (по 8-10 в каждой группе – животные, птицы, рыбы, насекомые, деревья, растения, продукты питания, одежда, посуда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода, игрушки),
  • наборы парных картинок типа «лото» из 6 – 8 частей (той же тематики),

- дидактические игры,

- наглядно-дидактические пособия: «Мир в картинках», «Расскажите детям…», «Рассказы по картинкам»,

- серия демонстрационных сюжетных тематических картин.

- макет «Дикие животные»,

- муляжи фруктов и овощей,

- макет «Домашние животные»,

- иллюстрационный материал «Времена года»,

- домино с цветным изображением,

- д/и «Четвертый лишний»,

- д/и «Животные с детенышами»,

- набор картинок для классификации «Рыбы», «Птицы», «Растения», «Животные», «Насекомые»,

- муляжи фруктов и овощей,

- набор игрушек «Дикие и домашние животные»

- д/игры «Кто где живёт», «Времена года», «Чей домик»,

- иллюстрированные книги, альбомы, ширмы, лепбуки,

- календарь природы, набор карточек с символами погодных явлений

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

- наборы для опытов с песком и водой,

- схемы опытов,

- д/и «Угадай цвет»,

- пособие для развития мелкой моторики,

- материал по сенсорике,

- цветовой спектр,

- объемные формы (шар, куб, призма),

- д/и «Определи свойство предмета»

Формирование элементарных математических представлений

- д/игры на формирование групп однородных предметов: «Назови одним словом», на различение количества предметов «Один-много», на определение величины «Большой-маленький», на определение формы «Найди такой же», «Назови форму»,

- д/и на составление групп из однородных предметов «Объедение по форме, величине, цвету», «Разложи по образцу», «Чего больше (меньше)»,

- д/и на сравнение контрастных по форме, цвету и величине предметов «Длинный-короткий», «Высокий-низкий», «Узкий-широкий» и т.д,

- д/ на ориентировку во времени пространстве» «День-ночь», «Утро-вечер», «Когда это бывает» и т.д.

Ознакомление с окружающим миром

Предметное окружение

- наборы тематических предметных карточек,

- д/и «Оденем куклу»

- атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Семья»,

- атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница»,

- атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»,

- атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Автосервис»,

- набор картинок для классификации «Продукты питания», «Одежда», «Мебель», «Транспорт», «Профессии»

Природное окружение

- макет «Дикие животные»,

- муляжи фруктов и овощей,

- макет «Домашние животные»,

- иллюстрационный материал «Времена года»,

- набор картинок для классификации «Рыбы», «Птицы», «Растения», «Животные», «Насекомые»,

- набор игрушек «Дикие и домашние животные»,

- д\игры «Кто где живёт», «Времена года», «Чей домик», «Животные с детенышами»,

- иллюстрированные книги, альбомы,

- демонстрационные ширмы,

- лепбуки,

- календарь природы,

- набор карточек с символами погодных явлений

Ознакомление с социальным миром

- наборы тематических предметных картинок «Детский сад», «Моя семья», «Профессии», «Достопримечательности родного города», «Мальчики и девочки», «Российская Армия»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

- наборы для опытов с песком и водой,

- схемы опытов,

- д/и «Угадай цвет»,

- пособие для развития мелкой моторики,

- материал по сенсорике,

- цветовой спектр,

- объемные формы (шар, куб, призма),

- д/и «Определи свойство предмета»

Формирование элементарных математических представлений

- д/игры на формирование групп однородных предметов: «Назови одним словом», на различение количества предметов «Один-много», на определение величины «Большой-маленький», на определение формы «Найди такой же», «Назови форму»,

- д/и на составление групп из однородных предметов «Объедение по форме, величине, цвету», «Разложи по образцу», «Чего больше (меньше)»,

- д/и на сравнение контрастных по форме, цвету и величине предметов «Длинный-короткий», «Высокий-низкий», «Узкий-широкий» и т.д,

- д/ на ориентировку во времени пространстве» «День-ночь», «Утро-вечер», «Когда это бывает» и т.д.

Ознакомление с окружающим миром

Предметное окружение

- наборы тематических предметных карточек,

- д/и «Оденем куклу»

- атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Семья»,

- атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница»,

- атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»,

- атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Автосервис»,

- набор картинок для классификации «Продукты питания», «Одежда», «Мебель», «Транспорт», «Профессии»

Природное окружение

- макет «Дикие животные»,

- муляжи фруктов и овощей,

- макет «Домашние животные»,

- иллюстрационный материал «Времена года»,

- набор картинок для классификации «Рыбы», «Птицы», «Растения», «Животные», «Насекомые»,

- набор игрушек «Дикие и домашние животные»,

- д\игры «Кто где живёт», «Времена года», «Чей домик», «Животные с детенышами»,

- иллюстрированные книги, альбомы,

- демонстрационные ширмы,

- лепбуки,

- календарь природы,

- набор карточек с символами погодных явлений

Ознакомление с социальным миром

- наборы тематических предметных картинок «Детский сад», «Моя семья», «Профессии», «Достопримечательности родного города», «Мальчики и девочки», «Российская Армия»

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи

- альбомы с предметными тематическими картинками;

- настольно-печатные дидактические игры по развитию речи, лото,

домино;

- книги (произведения фольклора, сказки - русские народные и народов мира, произведения русской и зарубежной классики, произведения современных авторов –рассказы, сказки, стихи);

- книги, любимые детьми этой группы;

- сезонная литература;

- словесное творчество (книжки-самоделки, альбомы загадок, рассказов, составленных детьми)

- шапочки, маски, элементы костюмов для детского инсценирования

Приобщение к художественной литературе

- художественные произведения (народные и авторские сказки, поэтические произведения);

- разные виды театров (настольный, пальчиковый, «Бибабо», теневой, ложковый, шагающий);

- тренажеры «Тренируем дыхание»;

- портреты писателей, художников-иллюстраторов.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Рисование

  • цветные восковые мелки (12 цветов),
  • гуашь (12 цветов),
  • акварельные краски (12 цветов),
  • цветные карандаши (24 цвета),
  • фломастеры (12 цветов),
  • бумага для рисования,
  • ватман для коллективных работ (рисунков, коллажей),
  • кисти для рисования,
  • нетрадиционные материалы (губки, штампы)
  • схемы последовательности действий по рисованию, лепке, аппликации,
  • альбомы по декоративно-прикладному искусству,
  • картины и репродукции известных художников.

Лепка, аппликация, ручной труд (Лепка)

  • пластилин,
  • глина,
  • палочки,
  • стеки,

   Лепка, аппликация, ручной труд (Аппликация)

- образцы готовых изделий,

  • белая и цветная бумага, картон,

- ножницы с тупыми концами,

  • розетки для клея,
  • кисточки для клея,
  • подставки для кистей,
  • салфетки из ткани
  • природный материал (шишки, желуди, береста, мох) и бросовый (фантики, обрезки ткани, бумаги разной фактуры, коробки, нитки, тесьма)

Музыка

- детские музыкальные инструменты (бубен, металлофон, электронное пианино, барабан, колокольчики и т.д.),

- детские шумовые инструменты (шуршалки, шумелки),

  • неозвученные инструменты (клавиатура пианино, гармошка, балалайка),
  • музыкально - дидактические игры на развитие звуковысотного слуха («Птички и птенчики», «Качели»), на развитие ритмического слуха («Петушок, Курочка и цыпленок», «Кто как идет?», «Веселые дудочки», «Сыграй, как я»), на развитие тембрового и динамического слуха («Громко-тихо», «Узнай свой инструмент», «Угадай, на чем играю»), на определение жанра и развитие памяти («Что делает кукла?», «Узнай и спой песню по картинке», «Музыкальный магазин»),

- игровые картинки с видами песен, танцев.

Приобщение к искусству

- альбомы «Народные промыслы», «Рисуем животных»;

- картины и репродукции известных художников;

- дидактические игры «Народные промыслы», «Творческие профессии»,

- силуэты одежды,

- предметы декоративно- прикладного искусства;

- любимые детские книги,

- книжки –самоделки,

- репродукции известных художников,

- наглядные пособия «Знакомим с пейзажной живописью», «Знакомим с натюрмортом».

Конструктивно-модельная деятельность

- крупный и мелкий строительный материал (куб, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр, брусок),

- отдельные детали для украшения построек,

- материал для конструирования из бумаги,

- схемы расположения строительных форм, образцы построек различной сложности,

- измерительные эталоны,

- сюжетные игрушки,

- пластмассовые конструкторы,

- природный материал (песок, вода, желуди, камушки, кора, ветки, шишки, ореховая скорлупа и т.д.),

- клей, пластилин, коробки разной величины.

Театрализованные игры

- игрушки-персонажи,

- настольный театр,

- элементы костюмов (шапочки, воротнички и т.д.),

- ширмы,

-аудио и видеозаписи сказок,

- альбомы и иллюстрации (театр, эмоции, правила поведения в театре, люди театральных профессий),

- маски для игр-драматизаций;

- разные виды театра;

- атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов);

- детское словотворчество

Образовательная область «Физическое развитие»

Физкультура в помещении

- ориентиры;

- профилактическая дорожка,

- мячи большие, средние, малые;

- обручи маленькие,

- атрибуты для проведения подвижных игр,

- дуги для подлезания,

- воротики для перешагивания,

- модули,

- ленты цветные короткие;

- кегли;

- кольцеброс,

- вертикальные/горизонтальные мишени;

- тематические альбомы «Спорт»;

- коврики для занятий лежа,

- скамейки для лазания,

- маты большие и маленькие,

- плоские кирпичики,

- наклонные доски узкие и широкие,

- шведская стенка

Физкультура в помещении (Плавание)

- ориентиры;

- ограничительная дорожка,

- надувные игрушки;

- надувные круги;

- обручи;

- нарукавники;

- атрибуты для проведения подвижных игр в воде;

- доски для плавания,

- тонущие игрушки,

- трубочки для выдоха индивидуальные,

- пластмассовые шарики

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

- дидактический материал «Части тела человека и их назначение», «Органы чувств»,

- алгоритм мытья рук, гигиены полости рта, сервировки стола,

- д/игры «Что для чего нужно?», «Полезные и вредные продукты», «Витамины»,

- лепбуки «Береги себя и своего товарища»

Физическая культура

- ориентиры;

- профилактическая дорожка,

- мячи большие, средние, малые;

- обручи маленькие,

- атрибуты для проведения подвижных игр,

- дуги для подлезания,

- воротики для перешагивания,

- модули,

- ленты цветные короткие;

- кегли;

- кольцеброс,

- вертикальные/горизонтальные мишени;

- тематические альбомы «Спорт»;

- коврики для занятий лежа,

- маты большие и маленькие,

- плоские кирпичики,

- мешочки с грузом

- мини-шведская стенка

- альбомы, газеты «Мама, папа и я спортивная семья», «Мы выбираем спорт»